Влияние продуктивных видов деятельности на развитие детей дошкольного возраста
статья

Казанкина Оксана Владимировна

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние продуктивных видов деятельности на развитие детей  дошкольного возраста.

Процесс развития дошкольника многосторонен, и одни из важнейших ролей в нём играют продуктивные виды деятельности.
Что представляют собой продуктивные виды деятельности?
Так называют занятия, в результате которых ребенок создаст заданный продукт с указанными качествами. Какие же из них являются продуктивной деятельностью:
-лепка фигурок и аппликаций из пластилина и глины;
-сборка интересной конструкции всевозможными способами;
-изготовление поделок из различных материалов (бумага, картон, бусинки, листва и прочие);
-сложные занятия с макетами;
-создание картин красками, карандашами, мелом;
-изготовление аппликаций и мозаики.
Для развития детей важны все виды продуктивной деятельности. Вместе с играми они сливаются в общий комплекс работы, посвященной дошкольному образованию взрослым поколением (воспитателями и педагогами). Подобная деятельность должна приводить к появлению определённого продукта.
Специалисты всего мира проводили с различными категориями детей, ещё не пошедших в школу, многочисленные исследования, которые показали, насколько для этой возрастной категории продуктивная деятельность эффективна.
Было установлено, что такая деятельность благоприятно сказывается на развитии графических навыков, выработке целеустремлённости и настойчивости в процессе овладения разными умениями.
Занятия продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).
Как и всякая другая познавательная деятельность, продуктивная также играет значительную роль в умственном развитии детей.
Во время занятий создаются наиболее благоприятные условия для развития необходимых качеств инициативы, пытливости, самостоятельности и любознательности.
В целом же, заметно всестороннее влияние продуктивной деятельности на воспитание дошкольников.
Заметна и тесная связь с сенсорным воспитанием. Чтобы сформировать о предметах представление, необходимо прежде получить знания об их качествах и свойствах, величине, форме, цвете, положении в пространстве.
В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее.
Интегрированный подход успешно реализуется на занятиях продуктивной деятельностью. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения.
Моделирование окружающих предметов в процессе продуктивной деятельности завершается созданием такого продукта, в котором представление о явлении, ситуации или предмете получает вполне материальное воплощение в конструкции, рисунке или фигурке.
Есть несколько направлений продуктивной деятельности:

-создание предметов, годных для исследовательской и познавательной деятельности, а также для игр;
-наполнение художественной галереи собственноручно изготовленными предметами;
-создание макетов;
-создание и оформление «книги», наполненной рассказами детей, дневником природы, сказками;
-изготовление сувениров и украшений к праздникам в виде афиш, пригласительных билетов, -поздравительных открыток, ёлочных украшений, гирлянд и т. д.;
-придумывание коллективного рассказа, необычного тем, что там все слова начинаются с одной буквы (подобная деятельность отлично развивает у детей навыки устного творчества, помогает им освоить письмо и чтение);
-создание театральных материалов для своего спектакля - изготовление элементов костюмов, декораций и т. д.

Продуктивная деятельность здесь успешно связывается с сюжетной детской игрой или чтением художественной литературы.
Лепка также является частью продуктивной деятельности, но её особенность состоит в том, что она является объёмным способом изображения. Что дети охотнее всего лепят - животных, людей, овощи и фрукты, посуду, игрушки, машинки. Тематика здесь настолько разнообразна ещё и благодаря тому, что подобно другим видам изобразительного творчества, лепка решает воспитательные задачи, удовлетворяя потребности малышей в творчестве и познании. Также упрощается передача в лепке пространственных соотношений между предметами, ведь здесь, как и в реальной жизни, объекты легко можно расположить один за другим, дальше или ближе от центра композиции. Поэтому при лепке нет трудностей с перспективой, которая для детей в этом возрасте ещё очень сложна.

В настоящее время внимание многих педагогов и психологов привлекает проблема сенсомоторного развития на занятиях лепкой, так как от него очень зависит речь ребенка, мелкая моторика, воображение, память, творческие способности движения ребенка.

Чувство прекрасного, желание творить красивое – сложные психологические качества личности. Данное чувство формируется у ребёнка с самого раннего возраста и особенно важно в период среднего дошкольного возраста, так как именно в этот момент у ребёнка формируются навыки самостоятельности. В работе над изображением ребенок приобретает различные знания, у него формируются навыки к самостоятельным действиям без помощи взрослых.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить, как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. При этом основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание. Когда ребенок раскатывает и разминает пластилин, мышцы и суставы пальцев получают полезную нагрузку. Лепка пластилином позволяет активизировать сенсорное развитие ребенка, развивает правильное восприятие формы предметов, правильную передачу пространственных отношений между ними. Это — самый осязаемый вид творчества.

Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой - сама совершенствует эти ощущения и восприятия. В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Все виды деятельности формируют самостоятельный подход в поиске новых способов изображения. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов или удаления лишней массы. Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.

Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные формы, образы или целые композиции. Образовательное и воспитательное значение лепки велико, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений, содействует воспитанию и формированию самостоятельности.

По способу создания образа выделяют следующие виды лепки:
1) по памяти;
2) с натуры;

3) по схеме;
4) по рисунку;
5) по словесному описанию.

По способу организации детей и характеру лепка может быть индивидуальной и коллективной т.е. в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с играми.

Так же, как и на занятиях рисованием, при лепке используется художественное слово, для того чтобы вызвать у детей более яркие образы предметов, создать эмоциональное настроение. Это могут быть стихи, песни, загадки, потешки, которыми начинаются или заканчиваются занятия. При подборе литературных произведений нужно учитывать специфику лепки, а поэтому описания предметов должны больше касаться формы, строения, размера и меньше - цвета, запаха и других свойств. Расширяя представления детей о форме, пропорциях предметов и способах лепки, важно проводить с ними небольшие беседы по их работам. В основном воспитателю приходится самому говорить о качестве выполненной работы.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:
- повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- синхронизируют работу обеих рук;
- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Самое главное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Также и для создания аппликации требуется приложить определенные усилия, хорошо подумать о размещении предметов, правильно их расположить, а для этого нужны созидательные действия. В процессе занятий детки набираются опыта самостоятельной работы. Целью занятий является всестороннее развитие и воспитание ребенка дошкольной возрастной группы. Развиваются дети многосторонне, поэтому важно включить в занятия все виды продуктивной деятельности дошкольников, не зацикливаясь лишь на рисовании или лепке. Занятия должны проводиться в игровой форме, а не "из-под палки", малыш должен осознавать, что это весело, кроме того, будет по окончании работы гордиться своим продуктом. В это же время он будет постепенно усваивать необходимость слушать внимательно педагога, и делать все, что необходимо для получения результата.
Продуктивная творческая деятельность дошкольников дает практику и навыки, которые потребуются для дальнейшего обучения и работы. Хорошо реализуется в продуктивной деятельности дошкольников интегрированный подход. Помимо этого, дети способны полностью расслабиться, а это избавление от всевозможных страхов перед социумом. Дети, самостоятельно создавая продукт, могут реализовать в модели свои представления о том или ином предмете, получают материальное воплощение воображаемой конструкции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Влияние театрально-игровой деятельности на развитие детей дошкольного возраста"

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи развития детей в детском саду; от ознакомления с общественными явлениями, развития речи; формирования элементарных математических представлений до ...

Влияние изобразительной деятельности на развитие детей дошкольного возраста.

Влияние изобразительной деятельности на развитие детей дошкольного возраста.Рисование - одно из самых интересных для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмо...

Сообщение на тему «Влияние продуктивных видов деятельности на развитие детей дошкольного возраста»

Развитие творческих способностей при помощи продуктивной деятельности играет большую роль для интеллектуального развития дошкольника. Они связаны между собой и активизируют работу друг друга. Чем боль...

Конспект по продуктивному виду деятельности (рисование) в старшем дошкольном возрасте.

Конспект по продуктивному виду деятельности (рисование) в старшем дошкольном возрасте....

Влияние продуктивных видов деятельности на развитие детей дошкольного возраста.

Влияние продуктивных видов деятельности на развитие детей дошкольного возраста....