Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей
учебно-методическое пособие

Гатилова Мария Валерьевна

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

Особую значимость театрализованная деятельность приобретает на- кануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социаль- ной культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.

Т.С.Комарова акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делает не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля (Таблица 1).

Таблица 1

1. Основы театральной культуры

Высокий уровень:

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

1.

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализ-ой деятельности. Знает пра-

вила поведения в театре

Интересуется        театраль- ной деятельностью

Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре

2.

Называет различные виды театра, знает из различия может охарактеризовать

театральные профессии

Использует свои знания в театрализованной дея- тельности

Затрудняется назвать раз- личные виды театра

2. Речевая культура

1.

Понимает главную идею литературного произведе- ния, поясняет свое выска-

зывание

Понимает главную идею литературного произве- дения

Понимает        содержание произведения

2.

Дает подробные словес- ные характеристики глав-

ных и второстепенных ге- роев

Дает словесные характе- ристики главных и вто- ростепенных героев

Различает главных и вто- ростепенных героев

3.

Творчески интерпретиру- ет единицы сюжета на ос- нове литературного про-

изведения

Выделяет и может оха- рактеризовать единицы сюжета

Затрудняется        выделить единицы сюжета

4.

Умеет пересказывать про- изведение от разных лиц, используя языковые и ин- тонационно-образные

средства выразительности речи

В пересказе использует средства языковой выра- зительности (эпитеты, сравнения, образные вы- ражения)

Пересказывает произведе- ние с помощью педагога

3. Эмоционально-образное развитие

1.

Творчески применяет в спектаклях и инсцениров- ках знания о различных эмоциональных состояни- ях и характере героев, ис- пользует различные сред- ства воспитателя

Владеет знаниями о раз- личных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требует- ся помощь выразитель-

ности

Различает эмоциональные состояния и их характери- стики, но затруднятся их продемонстрировать сред- ствами мимики, жеста, движения

4. Навыки кукловождения

1.

Импровизирует с куклами разных систем в        работе

над спектаклем

Использует навыки кук- ловождения в работе над

спектаклем

Владеет        элементарными навыками кукловождения

5. Музыкальное развитие

1.

Импровизирует под музы- ку разного характера, соз- давая выразительные пла-

стические образы

Передает в свободных пластических движениях характер музыки

Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером

музыки

2.

Свободно подбирает му- зыкальные характеристи- ки героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета

Самостоятельно выбира- ет музыкальные характе- ристики героев, музы- кальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педаго-

гом

Затрудняется выбрать му- зыкальную характеристику героев из предложенных педагогом

3.

Самостоятельно исполь- зует музыкальное сопро- вождение на ДМИ, сво- бодно исполняет песню, танец в спектакле

С помощью педагога ис- пользует детские музы- кальные инструменты, подбирает музыкальное

сопровождение, испол- няет песню, танец

Затрудняется в игре на детских музыкальных ин- струментах и подборе зна- комых песен к спектаклю

6. Основы изобразительно-оформительской деятельности

1.

Самостоятельно создает эскизы к основным дейст- виям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из ко-

торого их будут изготов- лять

Создает эскизы декора- ций, персонажей и ос- новных действий спек- такля

Создает рисунки на основ- ные действия спектакля

2.

Проявляет фантазию в из- готовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов те- атра (кукольного, на- стольного, теневого, на

фланелеграфе)

Создает по эскизу или словесной характеристи- ке-инструкции декора- ции из различных мате- риалов

Затрудняется в изготовле- нии декораций из различ- ных материалов

7. Основы коллективной творческой деятельности

1.

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах

работы над спектаклем

Проявляет инициативу и согласованность дейст- вий с партнерами в пла- нировании коллективной

деятельности

Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.

Творческое задание № 1

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь со- ставлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и ра- зыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фла- нелеграфе.

Ход проведения.

  1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Де- ти узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и про- сит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
  2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спря- тались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.

Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)

  1. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
  2. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
  3. Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные ха- рактеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать ха- рактеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмо- циональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскут- ки.

Ход проведения.

  1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все ар- тисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Вос- питатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр са- мим и показать сказку малышам.
  2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
  3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пласти- ковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.
  4. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное со- провождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
  5. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
  6. Показ спектакля малышам.

Творческое задание № 3 Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музы- кальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, твор- чески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц ге- роев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мими- ку, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыг- рывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации

Ход проведения.

  1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
  2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Тере- мок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят са- ми. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
  • Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульми- нация, развязка).
  • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке? Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать исто-

рию, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.

  1. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обо- значены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музы- канты-оформители; художники-декораторы.
  2. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
  3. Показ спектакля гостям.

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности

Высокий уровень (18-21 баллов).

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театра- лизованной деятельности. Понимает основную идею литературного произ- ведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен со- переживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоя- тельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет инто- национно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фан- тазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с кук- лами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристи- ки к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов).

Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и те- атрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает сло- весные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения

и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью вос- питателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельно- сти. С помощью воспитателя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов).

Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состоя- ния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жес- та, движения. С помощью воспитателя создает рисунки (эскизы) к основ- ным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декора- ции, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками куклово- ждения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в кол- лективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя.

Диагностика развития музыкальных и артистических способностей у детей дошкольного возраста        (Е.А.Антипина)

Средняя группа

Восприятие музыки. 1. Эмоциональная отзывчивость на музыку. 2.

Умение соотнести содержание музыки с картиной.

Пение. 1. Пение естественным звуком. 2. Попытка чисто интониро- вать. 3. Пение с удовольствием. Музыка и движение.

Музыка и движение. 1. Выразительность и ритмичность движения.

2. Владение достаточным объемом танцевальных движений. 3. Эмо- циональный отклик на данный вид деятельности. 4. Владение элементар- ными навыками — начинать и заканчивать движение вместе с музыкой.

Элементарное музицирование. 1. Устойчивый интерес к данному ви- ду деятельности. 2. Передача ритмической пульсации и несложного рит- мического рисунка. 3. Чувство ансамбля.

Песенное творчество. 1. Способность отыскать нужную интонацию.

  1. Танцевальное творчество. 3. Способность самостоятельно подоб- рать движение в соответствии с эмоционально-образным содержанием му- зыки.

Музыкально-игровое творчество. 1.Способность отыскать способ оригинальных действий для передачи игрового образа. 2. Импровизацион- ное музицирование. 3. Пытаться наиграть придуманные, мелодии.

Основные принципы драматизации. 1. Устойчивый интерес к теат- рально-игровой деятельности. 2. Попытка сочинить конец к заданной ко- роткой истории или сказке. 3. Желание выступать перед зрителем (детьми, родителями).

Основные навыки театрального мастерства. 1. Способность к соз- данию выразительного образа в этюдах, играх-драматизациях, песенных и танцевальных импровизациях.

Старшая и подготовительная группы

Восприятие музыки.1.Эмоциональная отзывчивость на музыку. 2. Определение музыкального жанра. 3.Осознанное восприятие формы музы- кального произведения. 4.Соотнесение мелодии музыки с ее эмоциональ- но- образным содержанием.

Пение. 1. Пение естественным звуком. 2.Чистое интонирование в удобном диапазоне. 3. Пение без музыкального сопровождения. 4.Пение с удовольствием.

Музыка и движение. 1. Выразительность и ритмичность движений. 2. Отражение языка музыки в движении. 3.Достаточный объем танцевальных движений. 4. Эмоциональный отклик на данный вид деятельности.

Элементарное музицирование. 1.Устойчивый интерес к музицирова- нию. 2.Владение приемами звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах. 3. Передача ритмической пульсации и несложного ритмиче- ского рисунка. 4. Чувство ансамбля.

Песенное творчество. 1.Способность найти нужную интонацию в заданном жанре, характере (на заданный текст).

Танцевалъное творчество. 1.Способность импровизировать в сво- бодном танце.

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста (на примере игр-драматизаций)

(В.А.Деркунская)

Опросник для педагогов, направленный на изучение самоотношения к театрализованной деятельности дошкольников

  1. часть

Уважаемые педагоги! Ответьте на предлагаемые вопросы, исполь- зуя следующие варианты ответов: «да», «нет», «иногда».

  1. Любите ли Вы ходить в театр?
  2. Вы бываете в театре не реже, чем 1 раз в месяц?
  3. Вам интересна театральная жизнь нашего города?
  4. Вы скорее предпочтете посмотреть по телевизору передачу о жизни те- атральных актеров, режиссеров, исторической судьбе театра, чем художе- ственный фильм, развлекательную программу?
  5. Вы проявляете эрудицию при выборе спектакля, театра?
  6. Вы бываете на всех премьерных спектаклях?
  7. Вы активно участвуете в самодеятельных театральных постановках всю свою жизнь?
  8. Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на игру актеров?
  9. Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на лите- ратурную основу спектакля, ее режиссерскую интерпретацию, постанов- ку?
  10. Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на кос- тюмы актеров, сценографию (оформление сцены, декорации, свет)?

Обработка ответов осуществляется в соответствии с балльной шкалой, ответ «да» оценивается в 2 балла, ответ «нет» в 0 балов, «иногда»

  • 1 балл.

Интерпретация ответов.

Если Вы набрали от 0 до 10 баллов, то Вы равнодушны к театру, Вас не очень привлекает данный вид искусства, Вы не являетесь его цените- лем. Скорее всего, у Вас другие интересы. Имея подобное отношение к те- атральному искусству, не ожидайте особых результатов от театрализован- ной деятельности своих воспитанников.

Если Вы набрали от 10 до 15 баллов, то Вас можно назвать челове- ком, проявляющим интерес к театру. Ваш интерес к театральному искусст- ву, возможно, охарактеризовать как неустойчивый. Скорее всего, у Вас не хватает времени для постоянного поддержания подобного отношения к те- атру. Но если Вам удается попасть в театр, то Вы получаете истинное на- слаждение и удовольствие, долго находитесь под впечатлением от спек- такля. Скорее всего, увлекшись, Вы можете получить высокие результаты в работе с детьми по развитию театрализованной деятельности.

Если Вы набрали 15—20 баллов, то Вы — заядлый театрал, поклон- ник театрального искусства. Вы — ценитель театра. Вне театрального про- странства Вы себя не представляете. Возможно, Вы и не подозревали об этом, но у Ваших воспитанников есть все шансы максимально раскрыться театрализованной деятельности.

  1. часть

Уважаемый педагог, продолжите, пожалуйста, предложения.

  1. Под театрализованной деятельностью детей я понимаю...
  2. Мое отношение к театрализованной деятельности детей...
  3. Оно проявляется в том, что я...
  4. Театрализованная деятельность в дошкольном, возрасте — один из важнейших развивающих видов детской деятельности, так как...
  5. Фрагменты театрализации помогают мне решать такие педагоги- ческие задачи, как...
  6. Я предпочитаю использовать в работе с детьми следующие виды театра...
  7. Детское творчество в играх-драматизациях заключается в        том,

что... ваю..


  1. В организации детских игр-драматизаций я, прежде всего, учиты-

  1. Театрализованная деятельность дошкольников развивается в опре-

деленных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются...

Проанализируйте полученные результаты, обращая внимание на следующие моменты:

  • Я скорее декларирую положительное отношение к театрализован- ной деятельности.
  • Я много делаю для развития театрализованной деятельности до- школьников.
  • Я недостаточно делаю для развития театрализованной деятельно- сти дошкольников.
  • Я испытываю трудности в развитии театрализованной деятельно- сти дошкольников (попытайтесь сформулировать их характер).

Диагностика профессиональной компетентности

Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации. Ситуация 1.

Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия воз- ник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре. Как разрешить сложившуюся ситуа- цию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была про- должена.

Ситуация 2.

Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между со- бой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул. Ваши дальнейшие дейст- вия по оптимизации данной игровой ситуации? Подготовьте рекомендации по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.

Ситуация 3.

Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поставить сказку

«Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, пред- лагают новый вариант сказки «Теремок». Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуа- ции? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализо- ванной деятельности детей?

Ситуация 4.

После полдника дети занимаются самостоятельными играми. Один ребенок решает разыграть сказку. Берет в руки кукол бибабо и приглашает других детей принять участие, но они заняты своими играми и не откли- каются на предложение. Ваша реакция на сложившуюся ситуацию? Опи- шите свои действия.

Обратите внимание на следующие моменты.

Конструктивность решения ситуаций — Вам удается предложить решение, которое носит преобразующий позитивный характер. Удается найти не одно решение, при этом Вы не испытываете затруднений в их по- иске. Решать ситуации, связанные с развитием театрализованной деятель- ности детей, Вам профессионально  интересно.

Деструктивность решения ситуаций — не удается найти решения, позволяющего снять возникшие противоречия внутри ситуации. У Вас по- является много вопросов, связанных с театрализованной деятельностью детей, их поведением в ней и Вашими действиями в руководстве рас- сматриваемым процессом. При этом Вы не испытываете интереса и не мо- тивированы на решение ситуаций, связанных с развитием детской те- атрализованной деятельности.

Отказ решать предлагаемые ситуации. Преобладает раздражитель- ность в попытке решить их. Вам необходимо задуматься об этом состоя- нии, проанализировать его.

Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях

Примерные вопросы для собеседования с ребенком.

  1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понра- вилось в театре больше всего?
  2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смот- реть спектакли? Почему?
  3. Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было        посмотреть?
  4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
  5. Любишь ли ты играть в «театр»?
  6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются кар- тинки с разными видами театра). Почему?
  7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
  8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
  9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
  10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
  11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?
  12. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
  13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать? Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, теат-

ральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной дея- тельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора.

Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях

Первая часть

Цель наблюдения: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.

Наблюдение проводится в естественных условиях за самостоятель- ной игрой-драматизацией детей. Результаты наблюдения фиксируются в таблице знаками «+», «—», фиксируются умения, которые наиболее харак- терно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.

Графа «Замысел» имеет отношение к детям «режиссерского» типа, что проявляется в наличии таких умений,  как:

  • интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки;
  • комбинирование замысла — соединение нескольких знакомых ли- тературных сюжетов, придумывание нового для постановки, построение единой сюжетной линии, постепенное наращивание сюжетной линии, логическое перетекание одного сюжета в другой, закономерный финал, опи- сание образов предполагаемой постановки;
  • планирование игры — организация спектакля.

Ф.И. ребен- ка

Структурные компоненты игры-драматизации

Ведущий Мотив Игры

Замысел

Роль

Восприятие

Интерпретация

Комбинирование

Планирование

Принятие

Передача        смысла образа

Импровизация

Внимание

Сопереживание

Воспроизведение впечатлений

рых:


Графа «Роль» позволяет определить детей «актерского» типа, у        кото-

  • принятие роли сопровождается активностью, радостью, интересом;
  • передача образа происходит через использование средств вырази-

тельности (слова, действия), соответствующих атрибутов;

  • возможна импровизация.

Графа «Восприятие» ориентирована на детей, относящихся к «зри- тельскому» типу. Их основные характеристики:

  • внимание — ребенок любит смотреть, наблюдать за происходящими событиями в спектакле;
  • сопереживание — ребенок сочувствует, сопереживает героям спек- такля эмоционально реагирует на происходящие события, спектакль в це- лом;
  • воспроизведение впечатлений выражает свое эмоциональное со- стояние, настроение любыми доступными средствами детской художест- венной деятельности (рисунок, слово, движение, игра и др.).

Обратите внимание на ведущий мотив игры-драматизации. Если она возникает из-за замысла, то, очевидно, что ребенок — «режиссер», если из- за роли, то ребенок — «актер», если ведущий мотив — восприятие, то ребенок скорее «зритель». Возможно комбинирование позиций.

Дети, которых условно можно отнести к позиции «художник- оформитель», проявляются через графы «Замысел» и «Роль». Принципи- альным в этом случае  будет:

  • интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки, выраженное в детских рисунках;
  • комбинирование замысла — создание декораций спектакля;
  • передача смысла образа литературного персонажа через создание соответствующих игровых атрибутов, костюмов.

С помощью таблицы можно определить, какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях.

Вторая часть

Вторая часть диагностики связана с изучением игровых позиций ре- бенка в театрализованной деятельности с использованием этюдов и уп- ражнений.

Этюды и упражнения на выявление актерских умений

  1. Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» ин- тонацию, с которой звучит данный текст:
  • Чудо остров!
  • Наша Таня громко плачет...

  • Карабас-Барабас
  • Первый снег! Ветер! Холодно!

  1. Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равно- душно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».
  2. Пантомимические этюды. Котята :
  • сладко спят;
  • просыпаются, лапкой умываются;
  • зовут маму;
  • пытаются утащить сосиску;
  • боятся собаки;
  • охотятся.

П окажи :

как танцует добрая фея на балу у Золушки;

как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы;

как удивляется черепашка-ниндзя;

как здоровается Снежная Королева;

как обижается Винни-Пух;

как радуется Бэтман.

  1. Этюды на изменения тембра голоса.

Педагог. Киска, как тебя зовут? Ребенок. Мяу! (Нежно)


Педагог. Киска, хочешь молока? Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)

Педагог. Стережешь ты мышку Педагог. А в товарищи щенка?

тут?

Ребенок. Мяу! (Утвердительно)


Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...)

  1. Интонационное прочтение стихов-диалогов.
  2. Проговаривание скороговорок.

Резиновую Зину купили в магазине, Резиновую Зину в корзине принесли,


Резиновая Зина упала из корзины, Резиновая Зина измазалась в грязи.

  1. Ритмическое упражнение. Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка».
  2. Образные упражнения под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий зай- чик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», В. Герчика «Заводная лошадка».

Этюды и упражнения на выявление режиссерских умений

  1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на осно- ве детских песен сочинить сценарий, организовать спектакль (распреде- лить роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию).
  2. Моделирование ребенком литературных сюжетов по картинкам для постановки спектакля, обсуждения замысла, идеи постановки с дошко- льником.

Этюды и упражнения на выявление умений декоратора

  1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на осно- ве детских песен спроектировать декорации, костюмы для спектакля, предложить необходимый игровой реквизит.
  2. Обсуждение замысла, идеи постановки с дошкольником в контек- сте предлагаемых им декораций.

Беседа-игра на выявление зрительских умений

После просмотра спектакля, игры-драматизации проведите беседу:

- О чем рассказал спектакль? Что ты понял? (На понимание равной мысли произведения.

  • Какой персонаж тебе понравился больше всего? Почему? Какой у него характер? (На понимание характера персонажей.)
  • Что ты чувствовал, когда с героем происходили... события?        (Конкретно по действию.)
  • Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в спектакле? Что именно?
  • Кто тебе больше всех понравился из актеров спектакля? Почему?
  • Нравится ли тебе смотреть спектакль? Почему?
  • Расскажи в рисунке (предложите другие средства передачи полученных впечатлений) о спектакле, о том, что ты увидел сейчас.

Проанализируйте умения детей в соответствии с критериями.

Актерские умения понимание эмоционального состояния персонажа и в

соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа

  • голоса, мимики, пантомимики; характер выразительности моторики: в пантомимике —

естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике — богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи — изменение интонации, тона, темпа речи;

самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.

Режиссерские умения — понимание мотивов поступков героев; следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий); распределение ролей, подготовка игровой среды; умение руководить сразу несколькими играющими.

Оформительские умения художественно-изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля; адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите; подготовка игровой среды.

Зрительские умения умение понимать чужие эмоциональные со- стояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения; наличие актив- ной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично); выражение мнения по поводу игры актеров.

Третья часть

Третья часть диагностики состоит из теста «ЗАРД», предназначенного для педагогов и родителей. Цель теста: изучить мнение родителей, воспитателей о предпочтениях ребенка при выборе игровых позиций.

Тест «ЗАРД»

Уважаемые педагоги, родители, ответьте на ряд утверждений, ис- пользуя варианты ответов «да» или  «нет».

Утверждения

  1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного про- изведения, его художественную идею........................................................
  2. Чаше ребенок реагирует на героев литературного        произведения…..
  3. Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения..................................................................
  4. Ребенок целостно воспринимает литературное        произведение.......
  5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы..................................................................
  6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении..
  7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге»................................................................................................. …….
  8. Ребенок может организовать игру с другими детьми................
  9. Ребенку легче оценить  игру другого, чем играть        самому............
  10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью декламирования, мимики и пантомимики.................................
  11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры- драматизации................................................................................
  12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или непонравившихся персонажах...................................................................
  13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям............................................................................................
  14. Ребенок обладает лидерскими качествами.............................
  15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью................................................................................
  16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что на- до изображать в игре-драматизации......................................................
  17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам......................
  18. Ребенку присущи качества - настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать неудачи, решать конфликты........................................
  19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца)..............................................................
  20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной деятельности..........................................................

Оценка результатов.

Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой по- зиции (актер, режиссер, зритель):

  • позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 1, 18;
  • позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
  • позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
  • позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12,        17.

В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую  склонность.

Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребен-

ком.

Диагностика состояния игровой среды для театрализованной деятельности детей старшего дошкольного  возраста

Инструкция. Определите, соответствует или не соответствует выделенным критериям игровая среда в группе, в ДОУ. При заполнении таблицы используйте оценки: «+» — да; «—» — нет; «+—» — частично.

Результаты позволят сделать вывод о том, насколько эффективны внешние условия развития театрализованной деятельности детей в Вашей группе и дошкольном образовательном учреждении в целом.

Внешние условия игровой среды, способствующей развитию

театрализованной деятельности детей

Оценка

1. Специальное помещение для театрализованной деятельности

2. Устройство театра:

сцена занавес

зрительный зал декорации

музыкальное оснащение

осветительные приборы (рампа, прожекторы)

Специальные помещения:

мастерская режиссера костюмерная гримерная

мастерская оформителя

место для хранения декораций

Театральный реквизит:

набор кукол

ширмы для кукольного театра костюмы

маски

игровые атрибуты

В группе детского сада

1. Наличие уголка театрализованной деятельности детей

2. Различные виды театров:

«бибабо» настольный теневой пальчиковый

театр на фланелеграфе марионеточный

3. Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей:

набор кукол

ширмы для кукольного театра костюмы

элементы костюмов маски

игровой реквизит

4. Наличие атрибутов для различных игровых позиций а) «актер»:        костюмы

маски куклы

театральный реквизит грим

элементы костюмов

б) «режиссер»:        декорации

различные материалы для изготовления театральных атрибутов

стул режиссера

сценарии, алгоритмы их составления книги

образцы музыкальных произведений (кассе- ты с записью музыки)

в) «зритель»:        места для зрителей

афиши программки театральная касса билеты в театр

бинокль

«деньги»

номерки в гардероб реквизит для буфета

г) «оформитель»:        различные виды бумаги, ткани

краски

фломастеры клей

карандаши

нитки, пуговицы, коробки, жестяные банки сподручный материал

природный материал

В совокупности полученная информация будет служить основанием для планирования работы по развитию театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика театрализованной деятельности детей 6-7 лет

Диагностика театрализованной деятельности детей 6-7 лет...

Педагогическая диагностика "Театрализованная деятельность" (Т.С. Комарова)

В диагностическом материале раскрываются уровни овладения речевыми навыками, навыками кукловождения, эмоционально-образное развитие, основы коллективной творческой деятельности....

Карты педагогической диагностики театрализованной деятельности

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий....

Аналитическая справка по итогом обследования педагогической диагностики театрализованной деятельности в старшей оздоровительной

Аналитическая справка по итогом обследования педагогической диагностики театрализованной деятельности в старшей оздоровительной группе №1 Воспитатель:  Диева Елене Геннадьевна....

Протокол педагогической диагностики театрализованной деятельности «Юный театрал»

Протокол педагогической диагностики уровня развития детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «Юный театрал»...

Мониторинг. Диагностика уровня знаний: Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

Мониторинг.Диагностика уровня знаний: Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возрастаДиагностика театрализованной деятельности детей, посещающих кружок «...