Проектная деятельность, как возможность для детей применять свои знания в других видах деятельности.
статья (старшая, подготовительная группа)

Елена Алексеевна Мясникова

Постановка общего задания, проблемы для всех детей с возможностью решения разными вариантами и способами объединяет детей, создаёт обстановку заинтересованности, стремления решить, выполнить задание, узнать и рассказать другим. Всё это  можно реализовать, занимаясь с детьми проектной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenit_znaniya_znachit_usvoit_ih_luchshe.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как, возможность у ребёнка практически применить знания и умения.

Дети, надо беречь природу, скажем мы и, наверняка, наш рассказ о бережном отношении ко всему живому будут слушать только стены или трое детей из всех присутствующих двадцати пяти.

А если мы спросим, почему исчез саблезубый тигр? То к вопросу прислушаются уже больше пяти человек, а это создаст уже обстановку живого общения и коллективного мышления и тем самым присоединятся ещё несколько.

Самый эффективный способ ускорить развитие ребёнка - это поддержать  искренний интерес к миру, который его окружает, желание с удовольствием чему то учиться. Но   дошкольники не могут познавать или придумывать  по требованию, они  запомнят, поймут, усвоят только то, в чем испытывают практическую необходимость на данный момент. Л.С Выготский писал: «Все образы воображения, как бы причудливы они не были, основываются на впечатлениях и представлениях, которые мы получаем в реальной жизни». И  моя задача номер один - наполнить опыт ребёнка более яркими впечатлениями и представлениями.

Предметом исследования может быть всё что угодно: от простых предметов окружения  до глобальных проблем человечества. Важно, как преподнести.

Например, «Кто придумал пуговицы?», «Секреты Витамишкина» о полезных продуктах или как заботится о своём здоровье.

Утверждение Н.Виноградовой, что «дети отличаются друг от друга не уровнем интеллекта, а временем, которое им требуется для выполнения задания» привело меня к организации более длительных проектов. Проект «Защитим животных от исчезновения» был рассчитан на 2 месяца.

Цель: Создание условий для развития поисковой деятельности, познавательных и творческих способностей детей, воспитание нравственных чувств и благожелательного отношения к окружающему.      

Задачи: - Сформировать у детей элементарные знания об охране и защите природы и причинах исчезновения животных.              

- Учить устанавливать элементарные зависимости внешнего вида  животного от факторов среды обитания и состоянием природы в которой он находится.                                                                                              

- Владеть обобщающими понятиями: исчезающий, редкий вид. 

-Формировать навыки исследовательской  деятельности.                                                               - Учить представлять результаты своей работы.

- Развивать эмоциональную отзывчивость, эмпатию.                                                                                                                            

-Способствовать развитию  творческого воображения и фантазии.                                                                                                

 -Воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в коллективе.

                         

На Первом этапе поставлен  основополагающий вопрос: Почему диких животных на земном шаре становится всё меньше и меньше?                                                                                                                       Проблемные вопросы:  Как жизнь дикого животного зависит от состояния природы? Кого относят к редким и исчезающим животным?                                                                    Почему врагом самых отважных, сильных хищников является человек?                                                                                                               Как можно сохранить животный мир?  

-Второй этап разработка  план мероприятий

-Третий  этап - реализация проекта (2-5 недели)                                          

-Четвёртый этап - рефлексия (7-8 недели)

Организовали творческие группы, в состав которых вошли дети, родители, педагоги:

по подготовке презентаций о среде обитания и защите животных

по оформлению фото материалов «Семейство кошачьих» и «Семейство медвежьих»

по сбору экспонатов для мини-музея «У весёлой доброй Панды»

по сбору  художественной литературы и материала для постановки спектаклей

План проекта:

-Моделирование «Дома природы»

-Собираем библиотеку о животных.

-Готовим телепередачи:  «Знаете ли вы, что семейство кошачьих расселено по всей планете. У медведей есть соседи».  

-Короткие новости: «Сегодня мы узнаем: Почему медведь сосёт лапу? Зачем нужны полоски тигру? Почему исчез саблезубый тигр?»

-Литературные гостинные.

-Создание мини музея «У весёлой доброй панды».

-Творческие мастерские: «Эти забавные животные».

-Квест игры: «По следам четвероногих», «Запутанные истории».

Клуб защитников животных».

Пластилиновые спектакли» -театральные представления.

Понимание того, что наше благополучие и здоровье зависят от состояния окружающей среды донести до дошкольников   сложно, поэтому возникла идея  «опредметить», создать зрительный образ некоторых  простейших понятий, как: «природа это наш дом», связать исчезновение животных с опасностью загрязнения    воздуха, почвы и воды  на примере семейств кошачьих и медвежьих.

Приём оживления игрушек, поисковая форма игр способствовало развитию чувственного восприятия у детей. С Привлечением   родителей появился  разнообразный дидактический материал, игровые макеты для изучения и обыгрывания.

Сложно было с детьми вести заседание клуба, детская  инициатива, желание рассуждать, доказывать быстро гасла. На помощь пришёл метод Оскара Бренифье -  принципы хорошего вопроса. Первый – простота вопроса, второй принцип – вы должны быть заинтересованы в том, что думает и что говорит собеседник. Поддержать беседу, когда одни дети объясняют другим,  было не просто.

Дети заметно активизировались, когда им было дано право выбора  в ответах, в рассуждениях, в продуктивной деятельности. Там, где есть чёткая инструкция, там гаснет творчество.

Символом проекта стала весёлая добрая Панда. Дети узнали  о том, “Панда  WWF”, принадлежит  Всемирному фонду охраны природы и возглавляет десятку лидеров среди “символов тысячелетия”. Симпатичный медвежонок является символом  дружелюбия, неагрессивности  известен в более чем в 100 странах мира.     Игрушка Панда «присутствовала» на заседании клуба, с ней можно было поиграть в подвижные игры. С помощью родителей в группе был создан мини музей «У весёлой панды», в котором были собраны разные игрушки и предметы с изображением животного.

В этом учебном году я чаще использую приём  коллективного прослушивания и рассуждения. Дети не  выражают свою точку зрения, либо,  боятся ошибиться, либо у них не хватает словарного запаса. Убеждена, в том, что надо давать право на ошибку, так же как право на успех.

Мы хотим вырастить мыслителя, но, не задумываясь, часто  требуем полного ответа от ребёнка, ответа по образцу. Затрудняющимся детям даём инструкцию в конструировании, лепке. По мнению Н.Виноградовой: «Тем самым получаем не мыслителя, а исполнителя». Метод проектов в педагогике решает практически весь комплекс задач. По сути это мостик, связывающий, метод обучения, развития и творчества, с другой – возможность  практического применения усвоенных знаний и умений.

Разные виды деятельности, подвижная игра, объединённые в один проект, обязательно   пробудят эмоциональный интерес и    эффективно сработают и на почемучек, и на непосед, и на самых застенчивых, «закрытых» детей.

Во первых: родители,  являясь активными участниками образовательного процесса, так же готовят и придумывают способ изложения  информации вместе с детьми.  Во вторых: исследовательская, продуктивная деятельности, составляющие большую часть проектной деятельности, социоигровая технология, развивают, как когнитивные функции, так и личностные качества ребёнка. В третьих: организации различных по длительности совместных проектов (от 2-х недель до 3-х месяцев), позволяет изучать

Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду.

Доклад на семинаре    Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижност...

ИНТЕГРАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ.

В статье рассматриваются вопросы интеграции опытно-экспериментальной деятельности дошкольников с другими образовательными областями в связи с внедрением ФГОС.  Отмечаются достоинства применения о...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

ПЛАН-КОНСПЕКТ «Методика развития детской речи в виде занятия и взаимосвязь с другими видами деятельности по писателю Толстому Алексею Николаевичу (1882-1945гг.)»

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он говорит, пишет, думает. Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Русские – единый восточнославянский народ, т...

Стимулирование творческой деятельности одарённых детей через участие в конкурсах, фестивалях и другого вида деятельности.

   Одаренные, талантливые дети — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. И и...