Календарно - тематическое планирование по теме "Птицы нашего края"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Тема недели: «Птицы нашего края».  Оформление выставки продуктов детской деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 15.11.21.-19.11.21.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В 4 «СЛЕДОПЫТЫ» ГРУППЕ

__3__НЕДЕЛЯ НОЯБРЯ

Тема месяца: «Конец осени – начало зимы»

Тема недели: «Птицы нашего края».

Образовательные ситуации, события, праздники, интересы:

Образовательные задачи:

Социально коммуникативная среда: Воспитывать доброе отношение к птицам. Развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать свои и чужие поступки, развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание к окружающему миру; развивать умение работать в группах – уметь договариваться, не мешать друг другу.

Речевая среда: Развивать способность составлять короткий рассказ по предложению взрослого, воспитывать культуру речевого общения.

формировать речевые способности детей, через составление простых предложений; обогащать активный словарь детей (дупло,

хищники); развивать связную диалогическую речь – умение отвечать на вопрос.

Художественно-эстетическая среда: Продолжать формировать технические навыки в изобразительной деятельности, передавать характерные особенности предметов. развивать слуховое внимание детей посредствам прослушивания музыки; развивать умение видеть красоту лесных жителей.

Познавательная среда: Уточнить знания детей о птицах; продолжать знакомить с птицами и их названиями. Развивать самостоятельность в выборе и постановке познавательных задач и способа их решения, формировать представление об объектах окружающего мира, их

свойствах и отношениях (птицы, их питание, особенности, среда обитания, внешний вид, детеныши); развивать познавательные интересы детей.

Физическое развитие: развивать двигательную активность детей; развивать зрительно- моторную координацию посредством использования ИКТ; развивать общую координацию через малоподвижные игры; развивать умение координировать слова с движениями. Развивать координацию, ориентировку в пространстве.

Организация развивающей среды: Серия картинок «Птицы нашего края», презентация «Птицы нашего края», дидактическая игра «скажи наоборот», «Сложи птицу», «летает - не летает», «лото-жители леса», «Что звучит?», «раскрась птицу», кто где живет», «определи чего не стало»,  атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Доктор», «Книжный магазин», «Семья», сказка М. Горький «Воробьишко»

Кульминационное событие недели: Оформление выставки продуктов детской деятельности.

Введение новых слов: дикие птицы, домашние птицы, перелетные птицы, зимующие птицы.

Взаимодействие с родителями (законными представителями): Предложить родителям понаблюдать с детьми за птицами; поиграть с детьми в словесную игру «Назови детеныша», порекомендовать родителям закрепить с детьми скороговорку «Дятел», почитать литературу на тему «зимующие птицы».

Дни недели, дата

Организация совместной деятельности педагогов с детьми в режиме дня (формы и методы образовательной деятельности, виды детской деятельности, ситуации повседневного общения)

Подготовительная работа

(материалы, оборудование)

Индивидуальная работа

Первая половина дня

Прогулка

Понедельник

15.11.21

 Беседа: «Как я провёл выходной» Выяснить увлечения детей в выходные дни, побуждать детей составлять рассказы, отвечая на вопросы воспитателя, передавать произошедшие с ними события, описывать действия, поступки; . развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки. 

Труд «Протираем от пыли полки для игр и игрушек». Цель: Продолжать учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Д/ и «Летает – не летает»   Побуждать детей определять           действия словами, обогащать словарный запас, закреплять знания о птицах, насекомых, зверях.

Рассматривание альбома «Птицы», иллюстраций в книгах. Формировать у детей умение узнавать знакомых им птиц, по внешнему виду и называть их, развивать познавательный интерес.

Дыхательная гимнастика: «Лёгкое пёрышко».  Учить детей выполнять игровые действия: сдувать с кончика своего носа небольшое пёрышко, правильно набирать воздух носом и выпускать его через рот. Способствовать формированию правильного носового дыхания.

НОД. Ознакомление с окружающим миром «Птицы – наши друзья». Продолжать знакомить с характерными признаками весны, расширять знания детей о птицах, об их жизни в весенний период, об особенностях внешнего вида, повадках. Познакомить детей с некоторыми перелётными птицами (грач, кукушка, скворец). Развивать интерес к жизни птиц. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

МПИ «Великаны и гномы».

Цель: упражнять детей действовать по сигналу

НОД Музыкальное развитие

Прогулка №21

Иллюстрации различных птиц, которые живут в нашем крае

Раскраски, трафареты на тему «Птицы»

Фломастеры, карандаши, краски

Книги, альбом по теме «Птицы»

Пёрышко

Аудиозапись «Звуки природы», игрушка – ворона («Каркуша»), демонстрационный материал «Птицы»

РР: Дид. игра «Скажи наоборот». Формировать у детей умение подбирать слова с противоположным значением.

 (……)

Игры с мозаикой побуждать детей выполнять узоры по образцу, подбирать детали мозаики по форме и цвету, ориентироваться в пространстве. Развивать воображение, зрительное восприятие.

ПИ: «Птичка и кошка»             Совершенствовать двигательные умения детей, учить точно выполнять игровые действия, быстро реагировать на сигнал, использовать в игре всю игровую площадку. Развивать у детей наблюдательность, быстроту движений, ловкость.   

(……)

Вторая половина дня

Прогулка

Конструирование  «Домик для птички» Закрепить навыки и умения работы со строительным материалом, учить играть с постройками, обогащать опыт детей.

Игра на развитие коммуникации: «Назови себя» Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.

ЗОЖ: «Отдыхаем» Цель: приобщать детей к ЗОЖ, формировать навыки выполнения оздоровительных упражнений.

Игры с песком: «Угадай, что спрятано в песке?» Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.

Рассматривание альбома «Птицы», иллюстраций в книгах: формировать у детей умение узнавать знакомых им птиц, по внешнему виду и называть их, развивать познавательный интерес.

Самостоятельные игры детей по интересам.

Развитие коммуникации.

Прогулка №22

Строительный материал.

Песок, манка

Игры с выносным, игровым инвентарем, предметами заменителями.

ФЭМП. «Посчитай птичек и назови»       Совершенствовать умение считать в пределах 4, активизировать в речи названия птиц. (……)

Игровое упражнение «Петушок»           Упражнять в перешагивании предметов (ведёрки), сохраняя осанку при движении; развивать координацию движений, ловкость.  

(…….)

Вторник

16.11.21

Рассматривание сюжетных картинок по теме недели «Птицы нашего края». Расширять знания детей о птицах, об их жизни; об особенностях внешнего вида, повадках. Развивать интерес к жизни птиц. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Игра инсценировка «Репка» Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности; помочь детям изобразить своего героя.

Упражнение на развитие мелкой моторики «Птенцы и птичка».  Развивать мелкую моторику, зрительное внимание.   На картинке нарисованы птенцы в гнезде (вверху), а внизу нарисована птица – мама с червячком в клювике, между мамой и птенцами дорожка из кружков. «Помогите маме долететь до птенцов» (пальчиками идут по дорожке из кружков)

 

НОД. ФЭМП  «Куб, шар». Познакомить детей с геометрическими телами – кубом и шаром, учить обследовать их осязательно – двигательным способом, дать понятие об устойчивости и неустойчивости, наличии и отсутствии углов, показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены; упражнять в счете вслух в пределах 3.

 

Трудовое поручение. «Наведение порядка в группе». Цель: Формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры. Совершенствовать умение составлять план работы, отбирать необходимые материалы для предстоящей деятельности

НОД. Физическое развитие.

Чтение  В. Чаплина «Птицы под нашим окном».  Учить понимать эмоционально – образное содержание произведения, нравственный смысл произведения; давать характеристику героям, продолжить развитие культуры речи, формировать интерес к литературным произведениям.

Прогулка №23

Сюжетные картинки по теме недели

Картинки к игре «Птенцы и птичка»

Трафареты птиц - вороны, голубя, воробья;  карандаши, краски - гуашь, фломастеры, листы альбомные.

Атрибуты для самостоятельных  игр, предметы заменители

Произведение  В. Чаплина «Птицы под нашим окном».  

Рисование птиц по трафаретам. Упражнять детей в умении отгадывать загадки по описанию, побуждать нарисовать отгадку на листе бумаги, развивать мелкую моторику, навыки раскрашивания.

 (…….)

ПИ: «Летает - бегает»      Совершенствовать умение быстро реагировать на сигнал, развивать координацию движений, внимание.      

 (…….)

Вторая половина дня

Прогулка

«Мир песочных фантазий» (по плану педагога-психолога)

Экспериментирование: «Зачем нужна земля?»

Цель. Формировать представления детей о свойствах земли (мягкая, состоит из
мелких комочков, легко пропускает воду, бывает сухой и влажной). Развивать речь, умение выдвигать предположения и с помощью воспитателя делать выводы. Содействовать доброжелательному отношению к объектам природы.

Игры с мозаикой: побуждать детей выполнять узоры по образцу, подбирать детали мозаики по форме и цвету, ориентироваться в пространстве, развивать воображение, зрительное восприятие.

Развивающая игра «Опиши предмет». Учить запоминать признаки и свойства предмета.

Беседа: «Как помириться?» Формировать у детей умение анализировать ситуацию общения. Уметь выявлять причины возникновения ссор, познакомить с различными способами выхода из конфликтов.

Прогулка №24

Атрибуты для проведения

эксперимента

Заготовки для аппликации «Домик для птиц».  Цветной картон, бумага, ножницы, салфетки, клей.

Обручи

Аппликация «Домик для птиц»: учить детей составлять изображение скворечника из готовых форм, упражнять в умении определять геометрическую форму частей, развивать умение ориентироваться на листе при расположении деталей.

 (…..)

Игровое упражнение «Догони обруч»: учить детей катать обручи в разных направлениях, развивать ловкость, координацию движений

(……)

Среда

17.11.21

Игровое музыкальное упражнение  «Птички летают».  Развивать у детей умение слышать смену частей мелодии,  реагировать на изменения сменой движений (на громкую музыку дети выполняют движение «Птички летают», на тихую музыку «Птички спят в гнёздышках»).

ОБЖ: «Уроки Айболита». Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Игры на развитие сенсорных ощущений «Коробочка тактильных ощущений»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

НОД. Аппликация. «Птица на ветке»

Цель: обогащать представления детей о птицах, особенностях строения, форме тела, крыльев, хвосте, отличительных чертах разных видов птиц
Закреплять умение детей составлять изображение птицы из готовых частей, самостоятельно вырезать мелкие недостающие детали. Упражнять в аккуратном наклеивании. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам.
С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа, стр. 61.

Игра на ориентировку в пространстве/времени  «Воробышек». Развивать внимание, пространственное мышление.

НОД. Физическое развитие

КГН: «Дежурство по столовой»  Учить детей трудиться, поощрять желание выполнять трудовые поручения, учить раскладывать правильно ножи (рядом с ложкой), стимулировать у детей желание ответственно выполнять обязанности дежурного.

Чтение  сказки М. Горький «Воробьишко».  Познакомить детей с литературной сказкой, формировать способность сопереживать героям, доброжелательно к ним относиться;  упражнять в произношении звука «ч»; воспитывать интерес к художественной литературе.

.

Прогулка №25

Аудиозапись Г. Фрида «Птички»

Картинка с изображением воробья, аудиозапись «голоса птиц» - воробей.

Цветной картон, бумага, ножницы, салфетки, клей.

Произведение

М. Горького «Воробьишко».

Лепка

 (……)

Самостоятельная деятельность: учить играть сообща, самостоятельно организовывать подвижные игры по желанию, проговаривать правила игры.

(…….)

Вторая половина дня

Прогулка

ЗОЖ: «Режим дня». Провести беседу с привлечением наглядности, рассмотреть совместно с детьми алгоритм процессов личной гигиены (мытье рук, чистка зубов), обратить внимание детей на последовательность режимных моментов.

ДИ:  «Летает – не летает. Растет – не растет». Развивать внимание, координацию.

Слушанье классической музыки. Продолжать знакомство с классической музыкой, развивать слух.

Игровая ситуация: «Если случился пожар» - напомнить детям правила поведения во время пожара.

Загадывание загадок о птицах. Предложить отгадку нарисовать с помощью трафаретов и раскрасить. Изобразительные средства на выбор

Беседа: «Зачем птицы чистят перья».  Формировать представления о птицах, повадках поведения, способах приспосабливаться к окружающей местности.

Прогулка №26

Наглядный материал «Алгоритм процессов личной гигиены (мытье рук, чистка зубов).

Аудиозапись классической музыки.

Строительный материал.

Картотека загадок о птицах

 Конструирование «Строим кормушку для птичек». Побуждать детей выполнять постройки по замыслу, использовать готовые постройки в играх, развивать самостоятельность, фантазию

 (…….)

«У медведя во бору».  Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).

 (……….)

Четверг

18.11.21

Массаж кистей рук «Колючий мячик» Развивать, сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих  рук. Развивать координацию движения пальцев рук.

КГН: Закреплять умения есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Артикуляционная гимнастика «Осенние листочки»

Развитие артикуляционного дыхания, снятие напряжения.

НОД. Музыкальное развитие

Игры на снятие мышечного напряжения «Сухой бассейн» Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

НОД Речевое развитие.  Описание птиц.  Составление рассказа по картинке. Уточнять и расширять представления детей о птицах, продолжить знакомить с перелётными птицами; учить детей составлять по картинке рассказ- описание птицы; развивать умение отгадывать загадки –описания.

Прогулка №27

Картотека артикуляционной гимнастики, массажа кистей рук, игр на снятие мышечного напряжения

ПИ: «Птички и птенчики»       Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в беге в разных направлениях не задевая друг друга   

 (……..)

Вторая половина дня

Прогулка

Этикет «Похвали друга».  Вызывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать речь, формировать представления о себе, о том, что он хороший и любимый.

С-Р И.: «Книжный магазин». Учить создавать  игровую  обстановку, оформлять витрину книжного магазина,  развивать интерес к игре, формировать положительные взаимоотношения между детьми, воспитывать  у детей уважения к труду продавца.

Словесные игры: «Назови птицу». Расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память.

Дидактическая игра «Сложи птицу»  (из разрезных картинок).  Обогащать представления о птицах,  развивать мелкую моторику; активизировать словарный запас по теме.

Рисование разными предметами по выбору (ватные палочки, вилочки пластиковые, поролон, кисти)

Развивать творческие способности, показать приемы рисования различными предметами.

Прогулка №28

Выставку новых книг

Игровая ситуация: «Конвертик от Каркуши»

(в конверте наглядный материал по теме недели)

Картотека дидактических игр

Дид. игра «Чьё, чьё? Моё!».  Закреплять умения образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать существительное и прилагательное в роде  (Саша П, Алим А, София Ч.)

ПИ: «Ворона». Формировать умение соотносить речь с движением, приседать без опоры, закреплять умения договаривать словосочетания. развивать умение подражать.    

(Максим К, Даня С, Тимофей)

Пятница

19.11.21

Слушанье музыки Э.Григ «Вальс» Цель: развивать музыкальное восприятие, умение определять характер музыки.

Труд «Порядок в игрушках»

Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать уважение к собственному труду и труду других людей.

НОД. Рисование  птиц по трафаретам. Упражнять детей в умении отгадывать загадки по описанию, побуждать нарисовать отгадку на листе бумаги, развивать мелкую моторику, навыки раскрашивания.

Гимнастика для глаз: «Дождик».  Профилактика нарушения зрения, снятие напряжения.

НОД. Физическое развитие

Дыхательная гимнастика: «Птицы поют» Развитие речевого дыхания и голоса.

Прогулка №29

Аудиозапись

Атрибуты для подвижных  игр

Картотека гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики.

Подвижные игры и упражнения по желанию детей.Развивать творчество детей в двигательной деятельности, активизировать интерес к ней, учить комбинировать движения, выбирать подвижные и упражнения.

 (Алим, Кирилл, София П)

Рассматривание иллюстраций в книге. Формировать умение заниматься каким-либо делом рядом друг с другом, поддерживать кратковременные взаимодействия.

(Николь Ф, Мирослав Г,  Артур О,  Паша Г)

Вторая половина дня

Прогулка

КГН: Продолжать учить детей правильно и быстро одеваться на прогулку, аккуратно складывать вещи в свой шкафчик до и после прогулки.

Игра – состязание. «Кегли»   Учить детей основным правилам игры. Упражняться в сильном и резком катание шара в кегли правой рукой. Развивать глазомер.

Народная /хороводная игра «Угадай, чей голосок»

Цели: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников.

Пазлы для самостоятельного или коллективного собирания. Развитие мелкой моторики.

Прогулка №30

Атрибуты для игры «Кегли».

Аудиозапись

голосов птиц

Пазлы

«Подбери слово» 

(на примере автоматизации звука [ш]) Упражнять в автоматизации звука в слове.

(Николь, Мирослав, Марьяна)

«Поймай мяч» Продолжать закреплять навыки подбрасывания и ловли мяча двумя руками; воспитывать внимание и ловкость          

 (Полина С, Артур О, Паша П)

Незапланированные события, образовательные ситуации ____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование на тему"Наши игрушки"

Календарно-тематическое планирование на тему "Наши игрушки " для 1 младшей группы...

Календарно- тематическое планирование тема недели: "Наши пушистые друзья"

Календарно-тематическое планирование на тему недели: "Наши пушистые друзья"...

Календарно-тематическое планирование: "Хлеб на нашем столе" в подготовит. группе

Календарно-тематическое планирование: "Хлеб на нашем столе" в подготовит. группе...

Календарно тематическое планирование "Родная страна. Наша армия."

Расширять представление о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Знакомить с разными видами войск (пехота, морские, ...

календарно - тематическое планирование по теме: Мой край Ставрополье

Краеведение – одна из форм гражданско-патриотического и нравственного воспитания, соединяющее учебно-познавательные и воспитательные задачи. Одним из направлений, способствующему становлени...

Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»

Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...