Консультация для родителей Первый раз в детский сад или этот сложный период адаптации
консультация (младшая группа)

Кущева Надежда Сергеевна

Консультация для родителей

Первый раз в детский сад или этот сложный период адаптации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Первый раз в детский сад или этот сложный период адаптации

Воспитатель:

Кущева Н.С.

Уважаемые родители! Вы решили отдать своего ребенка в детский сад и, приняв это непростое решение, столкнулись со многими сложностями: ваш малыш плачет, не отпускает вас от себя, капризначает, вредничает, принимает позицию отрицания и др. Все эти сложности носят название «адаптационный период». В этой статье мы поговорим с вами о том, что такое «адаптация», об особенностях адаптации детей разного возраста к детскому саду и о том, как практически помочь ребенку наиболее успешно пройти этот непростой период в его жизни.

Адаптация - приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, который предполагает избегания опасных, неблагоприятных ситуаций. Отрыв от семьи, помещение в изолированную детскую среду с одним взрослым, выполняющим функции и воспитателя, и надзирателя, да еще в совершенно незнакомой обстановке, оказывается для ребенка именно такой ситуацией [3]. Каждому ребенку рано или поздно приходится «социализироваться», то есть становиться способным жить среди других людей и взаимодействовать с ними. Это необходимый для всех этап, который естественным образом вызывает у ребенка стресс, ведь его привычные условия жизни (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания) меняются. В чем же проявляется стресс? У детей в период адаптации (привыкания) могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей отмечается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома он просился на горшок, а в саду перестал, дома ел самостоятельно, а саду отказывается [2]. Надо отметить, что адаптация у каждого ребенка проходит индивидуально. Это зависит  от индивидуальных, психофизических и личностных особенностей развития малыша.

Дети 2-3 лет не испытывают большой потребности в общения со сверстниками, т.к. эта потребность у них пока ещё не сформирована. В этом возрасте, партнером в детских играх является взрослый, он так же выступает как образец для подражания и удовлетворяет потребности ребенка в  внимании и сотрудничестве. Поэтому такие малыши не могут сразу адаптироваться к детскому саду. Малыш очень сильно привязан к  матери и её исчезновение вызывает бурный протест. Дети 2-3лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми. Не редко такая боязнь новых людей приводит к тому, что ребенок становится возбудимым, ранимым, плаксивым и т д. Ребенок испытывает стресс и это является  источником защитной силы организма.

Дети  с 3- 5 лет более, уязвимы в плане адаптации, так как в этот период своей жизни они сильно привязаны к матери,  и поэтому болезненно реагируют на разлуку с ней.

По наблюдениям психологов средний период адаптации составит:

             в яслях  7-10 дней;

             в детском саду:

             в 3 года 2-3 недель;

             в среднем и дошкольном возрасте – 1 месяц.

              Можно выделить три вида адаптации:

  1. Легкая - ребенок вливается в новый коллектив без болезненно, ему комфортно он не устраивает скандалов по дороге в детский сад. Надо отметить, что такие дети болеют редко, но и у таких детей могут быть « срывы».
  2.  Средняя - ребенок болеет более- менее, терпимо переносит поход  в   детский сад, может периодически капризничать , но его капризы ненадолго.
  3. Тяжелая – такая адаптация малыша может длиться месяцами. У малыша наблюдаются резкие перепады настроения, ухудшается аппетит, а иного малыш полностью отказывается от приема еды. Такие детки часто и долго болеют. Если родители пустят  эту ситуацию на самотек- это может  перерасти к серьезным нервным заболеваниям и расстройствам.

А теперь поговорим о том, как вы можете помочь своему ребенку.

В первую очередь, стоит заранее познакомить ребенка с режимом детского сада и максимально приблизить к нему условия воспитания в семье (более ранний подъем, время приема пищи и дневного сна, характер питания и пр.) [2].

Затем, так как вашему ребенку придется научиться быть самостоятельным, вы должны облегчить ему задачу самообслуживания: удобная обувь, желательно на липучках, простая одежда без декоративных элементов в виде маленьких пуговиц и застежек на спине. Главный принцип: «Чем проще - тем лучше».

Ребенок, который отправляется в детский сад, должен обладать определенными навыками самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут справиться с пуговицами и шнурками, но нельзя ожидать, что они будут постоянно переодевать и кормить с ложки каждого из двадцати подопечных! Лучше научить двухлетнего малыша дома всему необходимому.

Надо сказать, что два года - самый замечательный возраст для обучения самостоятельности. На вашей стороне сейчас сама природа с ее законами психического развития маленького человечка. Ведь недаром третий год жизни ребенка называют периодом, который проходит под девизом: "Я сам!". Сейчас малыша вообще не нужно заставлять что-то делать самостоятельно - он только к этому и стремится, настойчиво и упорно, решительно отстаивая свое право делать все без вашей помощи и получая огромное удовольствие от достижения цели.

Готовьте малыша к временной разлуке с вами. Внушите малышу, что он уже большой, и вырос для того, чтоб посещать детский сад.

Не отдавайте ребенка в дошкольное учреждение в разгар кризиса 3 лет.

Психологическая подготовка ребенка должна начинаться за месяц до того момента, когда малыш пойдет в детский сад. Расскажите ему про детский сад, кто туда ходит и что там  происходит. Старайтесь гулять рядом с территорией детского сада, чтоб малыш видел, чем занимаются  дети в детском саду. Старайтесь  чаще отлучаться от ребенка, чтоб он привык к тому, что маме и папе надо уйти по делам. Если малыш сильно привязан к матери, пусть  первое время в садик водит его папа, или наоборот.

Уважаемые родители! Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются, и тогда он использует любые ваши колебания для того, чтобы не расставаться с вами. Быстрее и легче привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду. Вам необходимо привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками и развиваться. Я хочу, чтобы он пошел в садик».

Итак, вы точно уверены, что хотите отдать ребенка в детский сад, ваши дальнейшие действия таковы:

  1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: «Детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в детский сад, схожу на работу, а вечером приду за тобой и мы вместе пойдем домой».
  2. Расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее ваш малыш пойдет в детский сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что все происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
  3. Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.
  4. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется немного подождать своей очереди.
  5. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки другим детям. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше.
  6. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Ребенок автоматически примет вашу позицию («Если маме здесь не нравится, то и мне плохо. Я не хочу в детский сад!»). Никогда не пугайте ребенка детским садом! Важно создать положительный образ детского сада.
  7. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, а потом привыкаешь, и тебе становится интересно. Ты у меня молодец!»

Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Необходимо снизить нервно-психическую нагрузку, избегайте сильных как отрицательных, так и положительных впечатлений. Дома ребенок должен эмоционально отдыхать.

Физиологами доказано, что к 9-му дню адаптации защитные силы (иммунитет) ослабевают и ребенок заболевает. А после болезни адаптацию приходится проходить заново. Поэтому к концу второй и четвертой недели посещения детского сада желательно оставить ребенка дома отдохнуть и набраться сил.

Успешной адаптации!

Список литературы:

  1. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] / Н. Д. Ватутина, -  издательство Просвещение, 1983.-80 с.
  2. Овсепян К. Р. Я иду в детский сад. Проблемы адаптации [Текст] / К. Р. Овсепян, - изд-во Карапуз, 2002.
  3. Русаков А. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Сборник [Текст] / А. С. Русаков, - издательство Речь, 2010.- 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей. Первый раз в детский сад или что за «зверь» адаптация?

Информация для родителей о том, что такое адаптация ребенка в детском саду, как долго она длится. Способы сделать этот процесс максимально коротким, легким и безболезненным....

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию детей в раннем возрасте в период адаптации

В консультации содержатся рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию детей в раннем возрасте в период адаптации, потешки и попевки....

Проект «Первые шаги» (Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ).

Совершенствование форм взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду. Задачи:1. Сохранение и укрепление здоровья ребенка раннего возраста.2. Создание усло...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже пришло время отдавать его в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет?! Помоч...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию детей в раннем возрасте в период адаптации.

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию детей в раннем возрасте в период адаптации....

Консультация для родителей «Первый раз в детский сад. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду».

Адаптация – это приспособление. В данном случае приспособление организма ребенка к изменяющимся внешним условиям. Период адаптации – это тяжелое время не только для малыша, ...

Консультация для родителей «Первый раз в детский сад. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду».

Адаптация – это приспособление. В данном случае приспособление организма ребенка к изменяющимся внешним условиям. Период адаптации – это тяжелое время не только для малыша, ...