Проект "Семья - семейные традиции"
методическая разработка (старшая группа)

Климашина Галина Павловна

Данный проект для детей старшего дошкольного возраста.

Семейные традиции-это элементы культурного наследия передающиеся из поколения к поколению. Семья - это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в каждой семье. Таким образом, актуальные проблемы, направленные на тесное взаимодействие детского сада и семьи необходимость их решения, мы определили тему проекта по развитию семейных традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_semya-semeynye_traditsii.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад «Алёнушка»

Проект

 «Семья и семейные традиции»

                                                      Воспитатель:   Климашина Галина Павловна

                                                              п. Сарс

 2019 год

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.

Сроки реализации проекта: (сентябрь-май) долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы 5 – 6 лет, родители.

      Проблема: Семейные традиции – это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Порой родители стараются обеспечить семью материальными, а не духовно-нравственными ценностями. На второй план отодвигаются доброта, порядочность, сопереживание. Это ведет к потере традиций, которые и являются началом духовно-нравственной культуры человеческого общества. Взрослые не задумываются о том, что семейные традиции способствуют развитию толерантности, уважения и любви к своей семье, развитию духовно-нравственных ценностей. Поэтому родители должны быть «проводниками» культуры, традиций и ценностей для ребёнка.

Внедрение проекта «Семья и семейные традиции» позволит обеспечить оптимальные условия для изучения детьми традиций своей семьи, возрастёт интерес к семье, её прошлому и настоящему. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах и поступках. Проявится эмоционально–положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к близким.

Особенностью данного проекта является то, что он должен осуществляться только в тесном взаимодействии с семьёй. Совместная деятельность способствует формированию у детей гармонично развитой личности через приобщение к семейным традициям и ценностям.

Актуальность: Семья — это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в каждой семье. Они хранят и защищают нас на протяжении всей жизни. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Радость от того, что все близкие собираются за большим столом по случаю семейных торжеств: дни рождения, праздники, юбилеи.

Семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

Семью объединяет совокупность духовно-нравственных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Какие-то традиции перешли к нам от родителей, какие-то мы создаем сами. Мы прекрасно понимаем, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.

Очень важно привить детям семейные традиции, благодаря которым сохраняется связь между поколениями и тёплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми.

Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир гармоничных человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности семьи и сохранению семейных ценностей.

Таким образом, актуальные проблемы, направленные на тесное взаимодействие детского сада и семьи, необходимость их решения определили тему проекта по развитию семейных традиций «Семья - семейные традиции».

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гармонично развитой личности через приобщение к семейным традициям и ценностям.

Задачи проекта:

Расширять представления у детей о своей семье и семейных традициях.

Познакомить детей с семейными традициями и обычаями в разных семьях.

Развивать познавательный интерес к своей семье, семейным ценностям.

Способствовать созданию условий содержания и формам сотрудничества с семьёй посредством воспитания семейных традиций.

Повысить компетентность   родителей по вопросам духовно-нравственной личности ребёнка на основе семейных ценностей и традиций.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к своей семье и семейным традициям.

Ожидаемый результат:

- У детей повысится уровень представлений о своей семье и семейных традициях.

- Дети познакомятся с семейными традициями и обычаями в разных семьях.

- У детей активизируется познавательный интерес и эмоционально-положительное отношение к своей семье, их традициям, семейным ценностям.

-Создание благоприятных условий по содержанию и формам сотрудничества с семьёй посредством воспитания семейных традиций.

- Повышение уровня компетентности родителей по вопросам духовно-нравственной личности ребёнка на основе семейных ценностей и традиций.

«Выбор темы»

Дети пришли в детский сад после летних каникул и рассказали о своих поездках и впечатлениях на отдыхе с семьёй. Дети стали интересоваться, что они видели, почему они загорели, что им понравилось. Семейные поездки отдыха стали традицией. Отсюда возникла тема проекта «Семья и семейные традиции». Увидев, что дети заинтересовались этой темой, были заданы вопросы: «Что дети знают о семейных традициях? Кем работают родители? Кем работали бабушка и дедушка? О любимых занятиях членов семьи?»

Модель «трёх вопросов»

Что мы знаем:

Что мы хотим узнать:

Где это можно узнать:

Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру?

Где работают родители?

Когда у меня день рождения?

Когда день рождения у брата, у сестры?

Свой домашний адрес?

Что такое семейные традиции?

Кто самый главный в семье?

Где учится брат, сестра?

Когда день рождения у брата, у сестры?

В какие игры играли бабушки и дедушки?

Кем работали бабушка и дедушка?

Зачем празднуют день рождения?

Чем занимаются в семье (любимые занятия, хобби)?

В какие игры играют с вами дома?

Когда родились бабушка и дедушка, мама и папа?

Когда мы пойдём или поедем на дачу, в деревню, город?

Спросить у мамы, папы, дедушки, бабушки, у сестры, брата.

Спросить у воспитателя.

Спросить у друзей.

В книгах, в энциклопедии.

Сходить на экскурсию, в поход, музей, съездить в зоопарк.

Спросить у тех, кто работает в музее.

Этапы реализации проекта

1 этап Подготовительный:

Информирование участников проекта об актуальности, целях и задачах проекта.
Составление плана реализации основного этапа проекта.
Подбор методической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
Подбор иллюстраций, дидактических, подвижных, сюжетно- ролевых игр.

2 этап Реализация проекта:

Образовательные области

Формы работы

Речевое развитие

Рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций.

Беседы: «Что такое семья?», «Кто где живёт?», «Чем помочь в семье»», «Наши бабушки и дедушки», «Мамы и папы», «Дом моей семьи», «Семейные профессии».

Разучивание стихов, пословиц, поговорок о семье.

Творческая речевая деятельность: Сочинение рассказов и сказок о своей семье «Как я провёл лето», «Наши любимые животные».

НОД: «Рассказываем о своей семье».

Составление рассказа по картинам из серии «Семейный праздник», «Я помощник».

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций на тему «Семья. Семейные традиции».

Беседа «Традиции нашей семьи», «Семьи большие и маленькие», «В семейном кругу», «Праздники русского народа», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», «Лучший День рождения», «Моё любимое место отдыха (блюдо), «Как рубашка в поле выросла», «Семьи большие и маленькие».

НОД «Моё имя», «Кем я могу гордиться в моей семье», «Семейные праздники, традиции»

Строительные игры «Мебель для дома».

Социально-коммуникативное развитие

Безопасность беседы «Один дома», «Безопасность в Новый год», «Прогулки в лес».

Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Семья», «Путешествие на пароходе», «У бабушки в гостях», «В больнице», «В автобусе».

Словесные игры: «Комплимент», 
«Ласковое слово маме», «Подбери слово», «Хорошие и плохие поступки».

Дидактические игры: «Моя квартира», «Мой дом», «Четвёртый лишний», «Что из чего?», «Семья», «Профессии», «Кому что нужно?»,

Ситуативная беседа: «Как дети помогают своим родителям?», «Игры наших бабушек».

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика «Семья», «Дом».

Физминутка «Кто живет у нас в квартире?».

Психогимнастика «Колоски».

Народные игры: «Платок», «Гори, гори ясно».

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Мы весёлые ребята», «Ручеёк».

Хороводная игра: «Каравай», «Карусель».

Беседа на тему: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».

Рассказы детей о семейных походах, в бассейн, катаниях на лыжах, санках.

Художественно-эстетическое развитие

Чтение произведения «Азбука вежливости» Л. П. Васильевой-Гангус, «Бабушка угощает чаем», «Разговор по телефону», «До свидания, приходите в гости» Н. Е. Богуславская, Э. Мошковская «Вежливое слово», С. Михалков «А что у вас?», В. Осеева «Волшебное слово», Л. Толстой «Косточка», Е. Благинина «Посидим в тишине».

Чтение русских народных сказок: «Морозко», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый, да масленый», «Два Мороза», «Семь Симеонов», «Снегурушка и лиса», «Василиса Премудрая», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Чтение пословиц и поговорок о семье, загадки.

Заучивание стихотворений о маме, папе, бабушке, дедушке.

Музыкально-театрализованная деятельность: Драматизация сказки «Репка», настольный театр «Колобок», «Заюшкина избушка».

Рисование «Моя семья», «Мамин портрет», «Мой дом»,

Лепка: «Мое любимое блюдо».

Работа с родителями

Анкетирование: «Моя семья. Семейные традиции».

Совместная экскурсия в краеведческий музей, поход, к другу в гости.

Совместные экскурсии с детьми по мини-музею в группе.

Папки-передвижка «Для меня всегда герой –папа», «Чем занять ребёнка дома», «Влияние семьи на развитие ребёнка», «Семейные традиции», «Почитай мне сказку, мама».

Информация на сайте о проведённых мероприятиях.

Родительское собрание: «Что я знаю о своём ребёнке», «Поговорим о вежливости».

Семинар-практикум «Играем вместе».

Развлечения и праздники в ДОУ с участием родителей: «Слава Армии родной», развлечение «Светлый праздник Пасхи», «Праздник русской берёзки-Троица», «Веснянка». «Масленица».

Досуг на День матери «Когда твоя мама с тобой».

Семейный вечер «Радость традиций».

Семейный осенний поход выходного дня.

Фотовыставка «Традиции моей семьи», «Как я маме помогаю».

Беседы с родителями «Сказки, рассказанные на ночь», «День рождения – только раз в году», «Как удивить детей новогодними подарками?».

Конкурс чтецов «Читаем Маршака».

Акция для пап и дедушек «Птичья столовая».

Создание и помощь в оформлении «Рождественского вертепа».

Изготовление подарков для мам и бабушек к празднику «8 Марта».

Оформление «Цветка паспорта имени» (значение имени).

Выставка поделок «Мой дом, в котором я живу».

Мастер-класс «Сказка спешит на помощь».

Акция «Радость добрых дел».

Создание предметно- развивающей среды

Альбомы «Моя семья», книга «Рецепт семейной выпечки».

Мини-музеи «Чудеса деревянных игрушек», «От зёрнышка до хлебушка».

Оформление газеты «Мой папа самый лучший», «Наши защитники Отечества», «Моя мама-лучшая на свете».

Выставка «Мамины руки – не знают скуки».

Стенд «Мамочка родная».

3 этап Заключительный:

Итоговое мероприятие: Конкурс- семейная игра «Наша дружная семья»

Результат:

-  У детей сформировались представления о своей семье и семейных традициях.

- Дети и родители познакомились с семейными традициями и обычаями в разных семьях.

- У детей активизировался познавательный интерес и эмоционально-положительное отношение к своей семье, их традициям и семейным ценностям.

-Повышение уровня благоприятных условий содержаний и формам сотрудничества с семьёй посредством воспитания семейных традиций.

- Активизировалось повышение уровня компетентности родителей по вопросам духовно-нравственной личности ребёнка на основе семейных ценностей и традиций.

Список литературы:

1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» / – М.: «Мозаика-Синтез», 2008.

2.Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»/ Н.В.Алёшина–М.:2018.

3.Ахметова Н.Н. «Люби и знай свой край» План-программа (методические разработки)/ Н.Н.Ахметова –Пермь:2001.

4.Новицкая М.Ю Наследие «Патриотическое воспитание в детском саду» / М.Ю.Новицкая. –М.: Линка-Пресс,2003.

5.Соловьёва Е.В, Царенко Л.И. И быль, и сказка: Пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Е.В.Соловьёва, Л.И.Царенко –М.: Обруч 2011.

6.Шаламова Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Е.И.Шаламова –М.:2009.

7.Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. «Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию» (-Занятие «Моя семья» с. 27, -Игра «Кому что нужно?» с. 90, - Игра «Быт семьи» с. 91, -Дразнилки с. 124,- Хороводная игра «Плетень» с. 151, -Психогимнастика «Колоски» с. 153.

8.Петрова В.И. «Этические беседы с 4-7 лет» Беседа «Семьи большие и маленькие» / -М. 2009.

9.Журнал «Воспитатель» № 10/ 2014. /Формирование духовно-нравственной культуры у детей (Заповедь «Чти отца своего и мать свою» с. 27, -Беседа «Как рубашка в поле выросла» с. 28.

10.Журнал «Воспитатель» № 5/ 2013 г. «Воспитание семейных ценностей у детей старшего возраста» с. 83, «Планирование и подготовка к проведению народных праздников» с. 92.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе. Проведение совместной традиции в саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья». Тема собрания: «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка».

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе.  Проведение совместной традиции в саду  «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья».Тема собрания: «Влияние...

Презентация Проекта «Семейные традиции в вашей семье» семейного клуба ь«Семейный очаг»

Отчет работы семейного клуба "семейный очаг", по привлечению родителей к внедрению и поддержанию семейных традиций....

Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"...

Проект по развитию семейных традиций «Семейные традиции в каждую семью!»

Целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности...