Современные подходы к организации работы с детьми раннего возраста
консультация

Лемешева Юлия Александровна

В Федеральном Государственном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы и формы в работе с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Современные подходы к организации работы с детьми раннего возраста»

В Федеральном Государственном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы и формы в работе с дошкольниками.

Сегодня мы поговорим об инновационных методах работы с детьми раннего возраста.

1.Куклотерапия.

Это метод, комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний, которые мы переносим в разных видах деятельности, он позволяет объединить интересы ребенка и задачи взрослого.

Цели куклотерапии: помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Функции, которые выполняет куклотерапия: коммуникативную – установление эмоционального контакта; релаксационную – снятие эмоционального напряжения; развивающую – развитие психических и познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, речи и т.д.); обучающую – обогащение информации об окружающем мире.

Куклотерапия может применяться в различных формах. Одной из самых действенных форм работы считается «кукольный театр». «Спектакль» может разыгрываться как в группе детей, так и при индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных сказок подходящих по содержанию.

В куклотерапии используются такие виды кукол, как куклы – марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.

Пальчиковые куклы. Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.

Куклы-марионетки. Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

Перчаточные куклы, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах.. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.

Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

В раннем возрасте на занятиях и в индивидуальной работе часто используются перчаточные куклы (бибабо). Они помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого, выступающая для ребенка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. При организации режимных моментов, таких как умывание, кормление, одевание так же можно использовать куклу бибабо (кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, помочь). Например, «ребята, к нам в гости пришел зайка, он хочет посмотреть, как правильно нужно мыть руки. Покажите зайке, как вы умеете правильно вытирать руки полотенцем».

2. Мнемотехника.

Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации (искусство запоминания).

Как известно, одним из главных новообразований раннего возраста, является речь. Речь - это не только слова, произнесенные вслух, а это, прежде всего, осознание человека, которое существует на основе языка. Речь ребенка раннего возраста является сложной формой познания окружающего мира и формируется по определенным принципам. Речь взрослого, обращенная к детям, должна включаться во все виды их совместной жизнедеятельности.

В настоящее время приоритетным средством развития речи детей раннего возраста является мнемотехника, актуальность использования которой обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено картинкой, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для детей раннего возраста помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Ее можно разделить на три этапа:

1)Знакомство с символами.

На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов. Этот этап еще называют – работа с мнемоквадратами.

2)Обучение детей «чтению» простых схем из 2-4 символов.

 Например, при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот прием хорошо испытывать для работы с загадками. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

Мнемодорожка представляет собой простую схему, состоящую из двух и более картинок (квадратов), содержащих определенную информацию.

3)Работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить  полученную информацию, значителььно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений.

Работа с мнемотаблицами в раннем возрасте состоит из нескольких этапов:

-рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

-преобразование из абстрактных символов в образы.

-пересказ сказки с опорой на символы.

При этом пересказывают сказку дети вместе с воспитателем.

Для детей раннего возраста мнемотаблицы необходимо делать цветные, т.к. у них в памяти быстрее остаются отдельные образы: лиса-рыжая плутовка, цыплята-желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное др.образы.

3. Информационно-коммуникационные технологии.

Это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Средства ИКТ в детском саду: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

В группах раннего возраста можно использовать ИКТ только в качестве яркого стимула для привлечения детей к совместной образовательной деятельности с педагогом.

4. Ковролининг.

Одним способом совершенствования пальчиковой моторики является метод ковролинографии. Современные материалы (ковролин и липучка) имеют намного большую силу сцепления, чем фланель. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна во время занятий.

Новые элементы ( кармашки, прищепки, кружки и веревочки) обеспечивают разнообразие, наглядность и динамизм занятий.

Веревочки – нововведение, которое принципиально отличает игровой обучающий комплекс от ранее существующих пособий (школьной доски и фланелеграфа). Веревочки позволяют не только разнообразить занятия по всем направлениям образовательной деятельности, но и использовать новую форму аппликации.

В отличии от фланелеграфа и доски, ковролининг создает условия для проявления творчества педагога и комфортного проведения занятия.

Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей. Такая работа включает следующие этапы:

- формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;

- обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия (Д/И: «Собери ёлочку», «Собери бусы по образцу», «Сделай так же», «Собери предмет»; «Посади цветочки», «Собери грибочки», «Укрась ёлочку», «Что лишнее», «Что куда», «Найди такой же», «Найди свой домик», и др. )

Кроме того метод ковролинига позволяет организовывать и проводить целенаправленную работу по развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, динамично и наглядно проводить разнообразные игры (дидактические игры «Сделай по образцу», «Шарики для клоуна», «Что ещё такой же формы» и др.).

Ковролин удобен для раскладывания героев сказок . Дети лучше запоминают сюжет сказки, а после – и сами с удовольствием пересказывают текст с использованием картин, сами начинают сочинять сказки, игровые ситуации.

Это способствует развитию творческого потенциала педагога и совершенствованию его квалификации. Ведь, используя данные метод, педагог может самостоятельно придумывать игры и задания, отражая в своей деятельности все аспекты и направления образовательной работы с детьми.

Подведём итоги – метод ковролинига совершенствует интеллектуальные способности у детей (развивает логическое и творческое мышление, развивает внимание, воображение, память и речь);

Развивает творческие способности дошкольников;

Развивает координацию движений, общей и мелкой моторики, ориентацию в пространстве и в собственном теле;

Развивает зрительное, тактильное и слуховое восприятие (цвета, формы, размеры и т. п. );

Формирует мотивационную сферу к учебному процессу;

Сплачивает группу, развивает эмпатию, умение взаимодействовать со сверстниками. Создаёт положительный эмоциональный настрой в группе;

Развивает умение действовать соответственно правилам игры.

Таким образом, совместные игры детей с педагогом, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным и полезным.

5.Проектный метод.

Для развития у детей дошкольного возраста познавательно-исследовательской деятельности используются разные формы и методы. Одним из самых распространенных является метод проектов, который подразумевает разнообразные формы исследовательской работы, легко вписывающиеся в совместную деятельность воспитателя с детьми.

Опыт реализации экологического проекта «Наш огород».

Цель проекта: формирование экологической культуры детей раннего возраста.

Для достижения поставленной цели  поставлены следующие задачи:

- формировать элементарные экологические знания, доступные пониманию ребенка раннего возраста и начальные предпосылки поисковой деятельности (проведение практических опытов и экспериментов);

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать простые выводы;

- расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр;

- обогащать и систематизировать знания об овощах и способах их выращивания (томат, перец, лук, горох, огурец);

- воспитывать трудолюбие и бережное отношение к растениям.

В ходе  исследовательского этапа проекта изучаются особенности выращивания овощных растений: рассматриваются луковицы, семена овощей; ведутся наблюдения за первыми всходами и ростом растений с последующим фиксированием результатов в рисунках. Проводятся дидактические игры: «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?» и другие. Разучиваются с детьми стихи, загадки о растениях. Рассматриваются иллюстрации, картины с изображением овощей (дети сравнивают овощи по цвету, форме, размеру, вкусу). Проводятся беседы о том, как выращивают овощи на огороде «Мы садили огород… (лук, горох)», «Посадка лука» и другие. Родителям  даются рекомендации по созданию мини-огорода в домашних условиях, составлению иллюстративного альбома «Вот, какой огород!». В группе совместно с детьми создается и оформляется «Огород на окне».

6. Хеппенинг и сенсорные коробки.

Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.

Всем известно, что мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, восприятием, вниманием и памятью, а также с развитием речи ребенка, поэтому очень важно развивать её с самого рождения. Сенсорные коробки как нельзя лучше выполняют функцию её развития.

Тематически сенсорные песочницы могут быть самыми разнообразными, все ограничено лишь вашей фантазией.

Основой для подобной коробки может стать:

- таз для белья;

- большой пластиковый контейнер, в котором обычно в кладовках хранятся - - всякие ненужные вещи;

- картонные коробки;

- деревянный ящик и т.д.

В наполнители тоже может идти все, что угодно: разные крупы: рис (белый и покрашенный пищевыми красителями), манка, овсянка, рис, крупная соль, всевозможные макароны, фасоль, горох. Зимой: снег или песок, ведь это так здорово, когда в песочнице можно играть не только летом, но и дома зимой, галька, аквагрунт.

Также, это природные материалы: желуди, каштаны, шишки, трава, листья, шиповник, земля, камни, ракушки, мох. Далее это нарезанная бумага, ватные шарики, бумажные шарики, бумажные салфетки.

Тематика сенсорных коробок  также может быть разнообразной, например, по временам года. Самая простая сенсорная коробка, наполненная, например, горохом, даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать "хэппенинг" (в переводе с английского "случаться").

Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.

 В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки).

Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.

Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.

Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на листе.

Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе. Насыпьте слой манки толщиной 2 - 3 миллиметра на поднос, разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д.

Польза от рисования пальчиками: хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи; развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования. Осознание ребёнком собственного тела. Раннее развитие творческих способностей; развитие ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы. Развитие представлений о цвете. Развитие воображения и образного мышления.

В заключение хочется сказать, что в Концепции модернизации дошкольного образования важнейшим направлением деятельности образовательных учреждений названо создание условий для достижения нового качества образования. Оно во многом зависит от того, насколько эффективно осваиваются инновации, способствующие качественным изменениям деятельности образовательного учреждения. И я считаю, что раннее развитие детей во многом зависит от того, насколько педагог заинтересован в инновационной деятельности, способен раскрыть свой творческий потенциал, стремится внести в свою педагогическую практику, новые методы и формы работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Цель семинара:Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».Задачи семинара:1. Систематизировать и расширить знан...

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Цель: пополнить знания педагогов об организации работы с детьми по знакомству с художественной литературой; рассмотреть возможности интеграции образовательной области «Речевое развитие» с ...

Семинар-практикум для педагогов "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"

Презентация семинара-практикума для педагогов "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"...

Семинар - практикум «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Этот материал поможет провести семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему  «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»...

Современные подходы к организации творческих игр детей раннего возраста

Дошкольный возраст- наиболее важный период в формировании личности человека....

Современные подходы к организации работы с детьми раннего возраста в условиях ЦИПР

На современном этапе развития общества, прослеживается явный поворот образования к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Задача педагогов...

Семинар-практикум для педагогов ДОО: "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»...