Старая новая проблема: преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и школ (из опыта работы муз. руководителя и воспитателя).
статья

Полоз Елена Валерьевна

Проблема преемственности в образовании не нова. Однако в настоящее время взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается проблемой. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений, начальной школы и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гайворонская М.В., Полоз Е.В,

МКДОУ Митрофановский детский сад

Кантемировского района

Воронежской области

Старая новая проблема: преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и школ

(из опыта работы муз. руководителя и воспитателя).

        Проблема преемственности в образовании не нова. Во всех правительственных документах, касающихся воспитания и обучения подрастающего поколения, в разнообразных научных и методических источниках, в выступлениях педагогов, психологов, медиков и общественных деятелей преемственность между всеми звеньями образования рассматривается как основное средство его непрерывности.                                  

        Однако в настоящее время взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается проблемой. И в первую очередь это относится к разрыву между дошкольным и начальным общим образованием, хотя по мнению ученых и практиков всего мира, именно этот возрастной период наиболее важен в общем развитии человека, формировании его личностных качеств, необходимых в течении всей последующей жизни, и служащих фундаментом для приобретения специальных знаний и навыков. Поиски организационных форм                                                                       учреждений, способных наиболее эффективно решать проблемы перехода маленького ребенка в школьную жизнь и обеспечить ее наилучшую организацию в первые годы обучения; предоставление законом права на самостоятельную финансово-экономическую деятельность и оказание дополнительных услуг, наряду с другими факторами, явились причиной создания на базе дошкольных учреждений и школ новых образовательных моделей прогимназий, школ раннего развития, групп подготовки детей к школе. Такого рода начинания бесспорно, полезны: происходит процесс взаимного общения детей дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивается реальное сотрудничество воспитателей и учителей, более разнообразной становится работа с родителями.                                                                                                                                                      Вместе  с тем деятельность таких моделей образовательных учреждений сопряжена с целым рядом проблем. Это прежде всего узкопрогматическая направленность значительной части подобных учреждений, которые  основным смыслом своей деятельности считают одностороннюю подготовку к школе, которая сводится к тому, чтобы дать конкретный объем знаний, умений и навыков, при этом часто игнорируется сама идея личностно ориентированного подхода в воспитании и обучении дошкольников. Но ранняя предметная подготовка осуществляется в условиях, когда в силу объективных закономерностей психического развития у дошкольников еще отсутствуют навыки учебной деятельности. Все это отрицательно сказывается на характер взаимоотношений маленького ребенка со взрослыми и другими детьми, а в конечном счете на его здоровье и  развитие. Аналогичные взаимоотношения складываются у ребенка и с родителями. Они принимают форму отчета перед взрослыми за успехи или неудачи в учебной деятельности. Меняется и внутренняя позиция ребенка: он начинает оценивать себя и сверстников, ориентируясь на результаты обучения, что оказывает неблагоприятное воздействие на формирование его личности. Таким образом, происходит отождествление мира дошкольника и ребенка-школьника. И задачи общего развития ребенка в детском саду отходят на второй план, уступая место обучению, которое осуществляется на занятиях-уроках, начиная с младшего возраста. Природная любознательность и активность детей подавляются в угоду внешнему распорядку и дисциплине. Недооценивается роль игры как основного вида учебной деятельности дошкольников, средства их развития, воспитания и обучения, что становится серьезным препятствием для успешного обучения в школе. Все это отрицательно сказывается и на речевом развитии детей. К тому же приводит к потере интереса к школе уже на первом году обучения, тормозит умственное развитие и формирование навыков учебной деятельности.

        В своей работе мы ставим перед собой задачу помочь ребенку легко и  свободно пойти в первый класс, сформировать у него  представление о школе, как о месте, где его ждут и примут как личность, с его чувствами, мыслями, знаниями, где будут интересоваться его жизнью. Среди главных составляющих особое место занимает развитие любознательности и познавательной активности, умение самостоятельно думать и мыслить.                                                                                                                                           Главное, развить у них потенциальные возможности узнавать новое, поэтому знания, умения и навыки, полученные в детском саду, мы рассматриваем не как самоцель, а как средство интеллектуального развития. Развивая познавательную деятельность дошкольников, мы стараемся не давать готовые знания, образцы, определения, а стимулируем каждого ребенка на их поиск, развиваем познавательную инициативу путем создания различных ситуаций, опытов, наблюдений. В свободном общении и на занятиях стремимся познакомить детей с элементами этики, учим уважать чужое мнение, воспитываем доброжелательность, готовность откликнуться на обращение взрослого или сверстников, а также умение обратиться к ним и вежливо завершить разговор. Эти навыки послужат основой учебного сотрудничества, в процессе их формирования самое главное – уважительное отношение педагога и личности ребенка. В детском саду принимаются все необходимые меры для всестороннего развития детей, выявления их наклонностей и способностей путем широкого использования игры и продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.) В первом классе осуществляется плавный переход от игровой к учебной деятельности, причем, игра, как средство обучения на первых порах доминирует. И это очень важно для дошкольников.                                                                                                                                                                                                                 Большое внимание уделяем музыкальному воспитанию детей в плане разностороннего их развития. Ребенок слушает музыку, поет, танцует, играет на детских музыкальных инструментах и т.д. К сожалению, в школе эта работа не продолжается. Уроки пения считаются второстепенными, а иногда вообще не проводятся. Кроме того, они предусматривают развитие лишь певческих навыков. Очень жаль, так как данный вид искусства имеет огромное значение в развитии культуры, взаимоотношений, души ребенка. В уроки музыки в начальной школе желательно включать знакомство с творчеством композиторов, с элементами музыкальной грамоты, разными жанрами музыкального и исполнительского искусства и т. д.  Ведь все это так важно в жизни.                     На наш взгляд, преемственность между детским садом и школой должна строиться на единых подходах к ребенку, к общению с ним, как с личностью. К сожалению, в школе этому не придается должного внимания. Там идет борьба за знания, умения детей, а душевное равновесие ребенка, его комфортность в новых условиях отходит на второй план. Поэтому возникает проблема социальной адаптации, которая в конечном итоге мешает последовательному усвоению ребенком содержание программы первого класса. Хотелось бы, чтобы существовала единая технология формирования взаимоотношений детей дошкольного и младшего школьного возраста. На наш взгляд, это помогло бы обеспечить преемственность между детским садом и школой. Но дети не могут ждать, пока мы перестроимся и будем последовательно и непрерывно работать. Таким                                                                                                                                                            образом, решить проблему преемственности на наш взгляд, можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Только тогда две начальные ступени образования будут действовать не изолированно  друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении. Считаем, что только комплексное решение данных проблем позволит на практике реализовать в полной мере работу по  преемственности детского сада и школы.                                                                                                                                                                              Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений должна еще стать тесная связь и сотрудничество с семьей. Триада детский сад-школа-родители позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений, начальной школы и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшатся качество воспитания, обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка.

     

Используемая литература:

1.Потапова Е.Н. Радость познания. Просвещение, 1998г.

2.Журнал «Управление ДОУ»  ,2004г.

3.Журнал «Дошкольное воспитание»,2015г «О преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и школ».  

4.Сборник научных трудов «Воспитательная   деятельность образовательного учреждения. Издательство «Перо», Москва, 2012г.                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы

После перехода нашей образовательной системы на вариативное обу­чение и разнообразные программы возник целый ряд противоречий между учителями начальной школы, педагогами детского сада и родителями....

Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения со школой.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технолог...

План работы по преемственности дошкольного образовательного учреждения общеобразовательной школы.

План работы по преемственности дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы....

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «Давай познакомимся». ( из опыта работы)

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степен социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребен...

Методический марафон - сборник материалов из опыта работы дошкольных образовательных учреждений

   Материалы, представленные в сборнике, — это результат труда педагогов пилотных площадок – участников методического марафона «Неделя за неделей» . С сентября...