Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения со школой.
методическая разработка по теме

Смирнова Наталия Викторовна

    Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

   Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения со школой.

Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства —  дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

    Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

   Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

   Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

   Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

   Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям:

   1. Работа с детьми:

  1. экскурсии в школу;
  2. посещение школьного музея, библиотеки;
  3. знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  4. участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  5. выставки рисунков и поделок;
  6. встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
  7. совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  8. участие в театрализованной деятельности;
  9. посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

   2. Взаимодействие педагогов:

  1. совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  2. семинары, мастер- классы;
  3. круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;
  4. психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  5. проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  6. взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  7. открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  8. педагогические и психологические наблюдения.

   3. Сотрудничество с родителями:

  1. совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  2. круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  3. родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
  4. консультации с педагогами ДОУ и школы;
  5. встречи родителей с будущими учителями;
  6. дни открытых дверей;
  7. творческие мастерские;
  8. анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  9. образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
  10. семейные вечера,  тематические досуги;
  11. визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
  12. заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар)

   Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.

   И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Поэтому основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

  1. создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
  2. улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
  3. углубление интереса к жизни в школе;
  4. оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.
  5.  развитие творческих способностей, любознательности, выносливости и работоспособности, как основу повышения познавательной активности; умение общаться со взрослыми и сверстниками, обеспечивая тем самым их успешную адаптацию, плавный переход в школьную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы

После перехода нашей образовательной системы на вариативное обу­чение и разнообразные программы возник целый ряд противоречий между учителями начальной школы, педагогами детского сада и родителями....

План работы по преемственности дошкольного образовательного учреждения общеобразовательной школы.

План работы по преемственности дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы....

Выступление на заседании педагогического Совета №4 (2013-2014 учебный год) «Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и школы с учетом ФГОС ДО»

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, п...

Старая новая проблема: преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и школ (из опыта работы муз. руководителя и воспитателя).

Проблема преемственности в образовании не нова. Однако в настоящее время взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается проблемой. Для решения этой проблемы необходимы согласов...

Преемственность в работе учителей-логопедов в системе "Дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа» как одно из условий непрерывного образования ребенка

Рассмотрены цели и задачи преемственности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы. Описаны способы осуществления данной преемственности.Ключевые слова: п...