Преемственность в работе учителей-логопедов в системе "Дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа» как одно из условий непрерывного образования ребенка
статья по логопедии (старшая группа)

Конарева Лилия Игоревна

Рассмотрены цели и задачи преемственности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы. Описаны способы осуществления данной преемственности.

Ключевые слова: преемственность, логопедическая коррекция,  дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_preemstvennost_uch-log.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В СИСТЕМЕ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА

В работах многих авторов преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка [3]. Преемственность подразумевает определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение единой содержательной линии образования, обеспечивающей успешный переход на следующую ступень, Преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка. Как справедливо отмечал Л.С. Выготский, школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком [1].

В дошкольном образовательном учреждении учитель - логопед своевременно выявляет речевые нарушения и проводит коррекционную работу, что дает возможность не допустить перехода данных нарушений на последующие этапы обучения и осложнения учебно-познавательную деятельность обучающихся[2]. При поступлении в школу дети нуждаются в комплексном подходе при коррекции речевых нарушений. Для его осуществления необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб.  Преемственность с позиции школы заключается в опоре на те компетенции, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения. Преемственность с позиции дошкольного образовательного учреждения подразумевает ориентацию на требования школы, формирование тех компетенций которые необходимы детям для дальнейшего школьного обучения[4].

Цель работы в единой системе преемственности – развитие, сохранение и поддержка речевой индивидуальности ребенка, устранение имеющихся речевых нарушений и профилактика вторичных нарушений.

 Выделяют следующие задачи преемственности:

  1. Координация и согласование целей совместной работы учителей-логопедов на дошкольном и начальном школьном уровнях.
  2. Совершенствование форм организации и методов логопедического воздействия, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в начальной школе.
  3. Совершенствование образовательного содержания коррекционных программ в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе.
  4. Непрерывность дошкольной и начальной коррекционно-образовательных программ.

 Можно выделить следующие направления преемственности:

  • согласование целей и задач;
  • обогащение содержания образования;
  • совершенствование форм организации и методов обучения;
  • создание единой базы документации.

Способы взаимодействия учителей – логопедов в единой системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа» нами представлены в виде схемы.

Рис.1. Схема взаимодействия учителей-логопедов ДОУ и СОШ

Результат совместной работы учителей-логопедов включает прогноз уровня усвоения учебного материала по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с речевыми нарушениями; возможность отслеживания результатов обучения с целью совершенствования коррекционной работы; мягкое прохождение периода адаптации детей с речевыми нарушениями; успешное завершение коррекционной работы.

Таким образом, преемственность в работе учителей-логопедов в системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа» необходима и оправдана, является одним из условий непрерывного образования ребенка, способствует более легкой адаптации ребенка к условиям обучения в школе и более эффективной коррекции речевых нарушений.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М. Г. Ярошевского.— М., 2000, - 400 с.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка детей к школе с ОНР. – М.,  2002. – 103 с.
  3. Шилова Н.А., Ершова Н.В. Преемственность ступеней образования на основе периодизации детского развития. – Якутск, 2003. – 27 с.
  4. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 2000. – 158 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по преемственности дошкольного образовательного учреждения общеобразовательной школы.

План работы по преемственности дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы....

Анaлитическая спрaвка об oбoснованном выборе прогрaмм и пeдагогичеcких технoлогий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада

Анaлитическая спрaвкаоб oбoснованном выборе  прогрaмм и пeдагогичеcких технoлогий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежде...

Преемственность в работе учителей–логопедов дошкольных и школьных образовательных организаций

Преемственность в работе учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций и школ -это создание системы непрерывного развивающего образования для детей 3 - 10 лет....

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ – ЛОГОПЕДОВ В СИСТЕМЕ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Среди дошкольников, поступающих в первые классы общеобразовательных учреждений, с каждым годом увеличивается количество  детей с недостатками речевого развития. Различные недостатки речевого разв...

Проблема организационного аспекта преемственности учителей-логопедов в системе «Дошкольное образовательное учреждение- общеобразовательная школа»

В настоящее время наиболее остро возникает необходимость преемственности учителей – логопедов в системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа»....

Преемственность в работе учителей–логопедов дошкольных и школьных образовательных организаций

В статье идет речь о налаживании системы работы между специалистами дошкольных и школьных образовательных организаций....