Проблема организационного аспекта преемственности учителей-логопедов в системе «Дошкольное образовательное учреждение- общеобразовательная школа»
статья

Лейбо Татьяна Владимировна

В настоящее время наиболее остро возникает необходимость преемственности учителей – логопедов в системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа».

    Преемственность учителей-логопедов ДОУ и школы - это непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: школа, как преемник дошкольного уровня образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemma_organizatsionnogo_aspekta_v_rabote_logopedov.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема организационного аспекта преемственности

учителей-логопедов в системе

«Дошкольное образовательное учреждение-

общеобразовательная школа»

В настоящее время наиболее остро возникает необходимость преемственности учителей – логопедов в системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа».

    Преемственность учителей-логопедов ДОУ и школы - это непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: школа, как преемник дошкольного уровня образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

    Актуальность проблемы преемственности в работе учителей-логопедов детского сада и школы заключается в том, что для ее разрешения необходимо тесное сотрудничество в логопедическом сообществе детских садов и школ.

     Именно тогда, когда ребенок уже посещает школу, происходит интенсивная перестройка, как в физическом, так и в психологическом плане. И если у ребенка в детстве были проблемы с речью, и их удалось исправить до поступления в школу, то с началом обучения некоторые нарушения могут вернуться. Поэтому преемственность в работе логопедов имеет важную роль для достижения наилучшего результата и его закрепления в последствии. 

    Тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы учителя-логопеда школы, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума. 

     К сожалению, тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе осуществляется не всеми дошкольными  и школьными учреждениями города. На наш взгляд это вызвано следующими причинами:
   1. Часто дети из одной группы компенсирующей направленности идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами;

    2.  Не каждая школа имеет в своем штате учителя-логопеда, а также происходит частая смена данных специалистов.
   3. Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, логопеды детского сада мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных учителей-логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы. 

Основная масса выпускников нашего ДОУ обучаются в школе № .
Взаимосвязь в логопедической работе нашего детского сада  и  средней общеобразовательной школы №  осуществляется.

Ежегодно нами проводятся следующие мероприятия по преемственности дошкольной и школьной логопедической службы:
    1. Индивидуальное консультирование родителей по результатам  диагностического обследования;
    2. Выступление на родительских собраниях для родителей будущих первоклассников;
    3. Выступление на методических объединениях учителей-логопедов  города.

 4. Подготовка детей с низким уровнем речевого развития на Психолого-медико-педагогическую комиссию города, с целью определения вида программы начального общего образования.
    Кроме того, являясь специалистом ПМПК
, в рамках работы ПМПК взаимодействую с учителем-логопедом  школы № , что позволяет  увидеть динамику развития детей, которым рекомендовано обучение и воспитание по программе  АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Исходя из вышесказанного предлагаем:

  1. Учителям-логопедам  ДОУ  и  ближайших  к  ним  школ  наладить личные контакты, с  целью  обсуждения  мероприятий по преемственности в работе, знакомства  с  организацией  и  содержанием коррекционной логопедической работы  с детьми в школе и детском саду.
  2. Учителям-логопедам   ДОУ   и   школ расширить спектр мероприятий по преемственности, включаемых   в   годовой   план  работы логопедических служб.
  3. Учитывая то, что без согласия родителей логопеды ДОУ не вправе передавать информацию о результатах диагностического обследования детей, предлагаем учителям-логопедам школ посещение праздников и других организованных мероприятий детского сада, а также участие в родительских собраниях.

    Предложенные мероприятия помогут решению проблемы преемственности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения и школы в обучении детей с различными речевыми нарушениями.

    В данном сообщении также, необходимо более детально сказать о взаимодействии образовательных учреждений с Психолого-медико-педагогической комиссией города, а именно направлении детей, которые имеют низкий уровень речевого развития по окончании уровня дошкольного образования на обследование ПМПК, с целью определения адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования, непосредственно с 1 класса, а соответственно и создания специальных образовательных условий для обучения и воспитания ребенка.

   Напомню, Вы имеете право направить ребенка на ПМПК только с согласия родителей.

   Такое взаимодействие с ПМПК полноценно осуществляется дошкольными образовательными учреждениями  № .

   Чаще всего после обследования ребенка на ПМПК выпускники групп компенсирующей направленности для детей с нарушением речи, получают рекомендации: воспитание и обучение по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Данная программа имеет 2 варианта.

   Вариант 5.1. предполагает обучение в общеобразовательном классе по общей программе при обязательном наличии логопедического сопровождения, осуществляемого в совместной работе учителя-логопеда с учителем. Это дети с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи, дети с общим недоразвитием речи 4 уровня  речевого развития, у которых, как правило, оказываются нарушенными все компоненты речи, что нередко приводит к нарушению чтения и письма. Такие дети не имеют очевидной задержки психического развития.

   Вариант 5.2. предназначен для обучающихся на 2-м -3-м уровнях речевого развития, являющихся следствием таких тяжелых нарушений речи, как алалия, афазия, дизартрия, заикание. Овладение программой начального общего образования в данном случае возможно не за 4 года, а за 5 лет. Т.е. программа пролонгируется еще на 1 год. Это дает возможность детям не только освоить программу начального общего образования за 5 лет, но и получать логопедическое сопровождение.

    Итак, проблема преемственности в работе детского сада и школы продолжает оставаться актуальной, и как один из вариантов, для ее решения необходимо тесное сотрудничество в логопедическом сообществе детских садов и школ нашего города.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по преемственности дошкольного образовательного учреждения общеобразовательной школы.

План работы по преемственности дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы....

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ – ЛОГОПЕДОВ В СИСТЕМЕ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Среди дошкольников, поступающих в первые классы общеобразовательных учреждений, с каждым годом увеличивается количество  детей с недостатками речевого развития. Различные недостатки речевого разв...

ГОДОВОЙ ПЛАН работы ГМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений г. Троицка на 2019-2020 учебный год

Предстаавлен план подробный работы городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов...

Семинар – практикум «Проблемы преемственности в период перехода ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в школу». Доклад на тему: Особенности проведения занятий по развитию познавательных способностей воспитанников подготовительной группы.

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении...

Преемственность в работе учителей-логопедов в системе "Дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа» как одно из условий непрерывного образования ребенка

Рассмотрены цели и задачи преемственности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы. Описаны способы осуществления данной преемственности.Ключевые слова: п...