План работы по самообразования «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
материал (старшая группа)

Малышкина Ольга Владимировна

План работы по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

обособленное подразделение

 «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»

План работы по самообразования 

«Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Малышкина Ольга Владимировна

воспитатель группы №13 «Улыбка»

старшего дошкольного возраста

               

 Актуальность темы:

Предмет математики настолько серьёзен, что надо

не упускать случая, сделать его занимательным.

Б.  Паскаль

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.

Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.

Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

В качестве приоритетов определяю для себя такие задачи как:

- Формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.

 -Внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии.

- Обеспечивать программирование своей деятельности, творческой рефлексии, воплощение творческого замысла.

-Продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в образовательной области «познание».

-Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой темы.

Цель: Формирование  элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал  и  повысить уровень готовности детей  к обучению в школе.

 

Задачи:

- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).

Принципы:

- природосообразности;

- целостного представления о мире;

- психологической комфортности;

- наглядности;

- доступности;

- научности.

Ожидаемый результат: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

- учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

- Учить успешно решает логические задачи;

- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

- Развивать быстроту мышления;

- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

- Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

Форма самообразования : индивидуальная. 

Этапы реализации плана:

-Подготовительный этап

-Основной этап

-Заключительный этап

 Срок реализации : сентябрь 2021- май 2022г г.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

-изучение литературы по теме,

-посещение ООД у педагогов дошкольных групп,

-разработка картотек игр по ФЭМП,

-выступление с отчетом на педагогическом совете.

Работа с родителями.

Консультация для родителей:

«Учим математику дома»

«Что общего и чем отличаются»

«Развитие математических способностей у дошкольника»

Изготовление дидактических игр по ФЭМП

Изготовление настольно-печатных игр по ФЭМП

Памятки для родителей

Анкетирование

Мастер-класс с родителями по изготовлению раздаточного материала

Изготовление раздаточного материала по ФЭМП

                                   ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-6 лет

   Дата

                      Название

        Программное содержание

Сентябрь

Консультация  для  родителей

«Учим математику дома»

«Что общего и чем отличаются»

«Подбери по форме»

«Найди, кто лишний»

«Какой фигуры не хватает?»

Учить сравнивать свойства предметов.

Закрепить свойства предметов.

Закрепить сравнивать свойства предметов.

Закрепить свойства предметов.

Октябрь

Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с использованием счетных палочек.

 «Что изменилось»

«Третий лишний»

«Четвертый лишний»

«Лабиринты: кто кому звонит?»

Развивать мелкую моторику рук.

Учить находить свойства предметов.

Учить детей умению сравнивать группы предметов.

Закрепить умение сравнивать группы предметов

Закрепить умение сравнивать группы предметов.

Ноябрь

 «Дорисуй и раскрась»

 «Продолжи закономерность»

«Найди одинаковые игрушки»

 «Четвертый лишний»

Учить соотношении: часть - целое.

Закрепить пространственные отношения: на, под, над.

Учить пространственные отношения: справа, слева.

Закрепить пространственные отношения: справа, слева.

Декабрь

«Дорисуй»

«Чем отличаются клоуны»

«Поменяй признак»

«Лабиринты»

Закрепить взаимосвязь между целым и частью.

Закрепить числа  и цифры 1,2

Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи.

Развивать глазомер и образное мышление

Январь

«Продолжи закономерность»

«Что общего»

 «Соедини предметы»

«Дорисуй»

Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление.

Учить детей умению составлять равенства.

Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь.

Закрепить числа и цифры 1-3.

Февраль

«Догадайся, как надо раскрасить»

«Разбей фигуры по признаку»

«Какой домик лишний и почему»

«Логические цепочки»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников.

Закрепить число и цифру 4.

Закрепить представление о многоугольниках.

Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать.

Март

«Перехват»

«Обведи дорожки»

«Раскрась»

«Раскрась так же»

Закрепить число и цифру 5.

Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.

Учить детей сравнивать группы предметов по количеству.

Закрепить сравнение групп предметов по количеству.

Апрель

 «Что сначала, что потом»

«Математические задачки»

«Вместе весело шагать»

«Новоселье»

Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность.

Умение решать простейшие задачи.

Продолжать развивать навык ориентировки в пространстве.

Учить детей ориентироваться в пространстве квартиры.

Май

Танграм «Сложи фигуру»

«Части суток»

Палочки Кюизенера»

Итоговое занятие «Математическое королевство»

Расширять представление о геом. фигурах.

Игра на закрепление временных представлений

Развивать у детей представление о числе на основе цвета и измерения

Закрепить пройденный материал.

                                             

                                       ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 6-7 лет

   Дата

                Название

       Программное содержание

сентябрь

Консультация для родителей «Развитие математических

способностей у дошкольника»

Октябрь

 «Штриховка».

«Назови лишний предмет».

«На что похоже?».

«Считай дальше»

Сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования, уметь ориентироваться на листе бумаги.

Развивать аналитическое мышление

Упражнять в назывании предметов, изображенных на картинке.

Закреплять умение считать до 10.

ноябрь

 «Пройди по лабиринту»

 «Водяной – шутник»

«Расколдуй изображение»

 «Рисуем бусы»

Развивать зрительную ориентировку.

Учить осуществлять обследование предметов поочерёдно при помощи зрения и осязания, сопоставлять и комментировать полученные результаты.

Учить находить изображение цифр в заколдованном рисунке.

Называть цвета и показывать соответствующий карандаш

декабрь

«Внимательные художники»

 «Логическое домино»

«Сбежавшие числа»

«Нарисуй по памяти»

Развитие зрительного восприятия.

Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. Классифицировать и сравнивать предметы по цвету или форме.

Развивать внимательность и зоркость к знаково – символическим обозначениям.

Учить детей воспроизводить по памяти содержание рисунка.

январь

 «Назови соседей»

 «Большие и маленькие фигуры»

«Найди отличия»

«Роботы».

Закреплять у детей навык называть последующее и предыдущее число названному

Учить называть все геометрические фигуры. Соединить фигуры с подходящей к ней маленькой.

Развивать внимание, наблюдательность, умение находить сходство и различие

Закрепить геометрические фигуры

февраль

 «Лабиринт»

 «Где моё место?»

 «Указываем направление».

 «Кораблик Плюх – Плюх»

Развивать зрительную ориентировку.

Учить детей устанавливать закономерность, вычеркивать лишнюю фигуру, правильно располагать предметы, развивать логическое мышление.

Умение слышать словесное указание и выполнять задание в тетради.

Учить решать задачи на сообразительность, способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

март

 «Чудо – крестики»

«Найди и обведи»

 «Рисуем кошку»

Палочки  Кюизенера»

Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления.

Развитие мелкой моторики рук.

Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку.

Развивать у детей представление о числена основе цвета и измерения.

апрель

«Торопись, да не ошибись»

«Будь внимателен!»

«Моделирование из геометрических фигур»

«Соедини точки по образцу»

Закрепить знания состава числа первого десятка.

Учить обводить фрагмент изображения в каждой строке

Упражнять в знании геометрических фигур, определять многоугольники, учить правильно отвечать на вопрос: сколько?

Учить детей быть внимательными, ориентироваться в пространстве.

май

 «Цирк»

Чтение детям сказки  «Про козленка, который умел считать до десяти»

Задачи-шутки.

«На островах математики»

Проверка знаний о счете, умения самостоятельно решать математические задачи.

Развивать у детей усидчивость, внимание.

Развивать у детей находчивость, смекалку, понимание юмора.

Закрепить пройденный материал.

                                          Отчет о проделанной работе.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра является средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

      Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

    Обучение детей происходит через: 1) организованную образовательную деятельность; 2) задачи-шутки; 3) развивающие игры и упражнения; 4) игры-головоломки; 5) загадки; 6) дидактические игры.

Организованная образовательная деятельность детей начинается с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность.

Цель моей работы: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал и  повысить уровень готовности детей  к обучению в школе. 

В качестве приоритетов определяю для себя такие задачи как:

- Формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.

 -Внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии.

- Обеспечивать программирование своей деятельности, творческой рефлексии, воплощение творческого замысла.

-Продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в образовательной области «познание».  

Работая по этой теме, я определила для себя следующие задачи:

- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).

Решению данных задач способствовали следующие методы:

1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.  Я  течении  года с детьми «играла» в математику. Дидактические игры дали возможность решать различные  педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

В разделе «Количество и счет» я использовала следующие дидактические игры: «Чет – нечет»; «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше – меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».

Знакомство с цифрами- дидактические игры: «Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру», а также загадки с математическим содержанием, стихи о цифрах,  сказки, в которых присутствуют цифры, пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, физкультминутки.

Детям очень нравится игра «Изобрази цифру», где они показывают цифру руками, пальцами. Закрепляли названия  геометрических фигур   с помощью развивающих игр, которые использовала как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.

Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры«Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры», «Склей вазу», «Собери Петрушку».

 Использовала  игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти.

Для развития пространственных ориентировок у детей- подбираются игровые упражнения: «Каждой фигуре встать на свое место».

В работе применяла  множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике? » и т. д.

На развитие наблюдательности у детей   использовала  упражнения  «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п.

Для закрепления понятия «величина» использовались картинки  «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого», игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины.

При формировании циклических представлений  предложила  детям такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?».

В игровые комплексы включалась  музыка, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастика для глаз и рук.

Активное участие приняли родители по изготовлению дидактических , настольно-печатных игр, а также разнообразного раздаточного  материала по ФЭМП.

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям. Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного,  использовались следующие формы работы с детьми: комплекс развивающих игр; путешествие; экспериментирование; подгрупповая работа; игра-путешествие;  эксперимент; познавательные игры;  индивидуальная работа.

                                                                   Литература

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М.: «Просвещение», 1991г.

2. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова –

Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

3. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7

лет, 2008 г.

4. Математика от трѐх до шести: учеб. -метод. Пособие для воспитателей детских садов / сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе

– СПб.: Детство-Пресс, 1996.

5. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» старшая группа / авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М.

Сучкова - Волгоград: Издательство «Учитель», 2010.

6. З. А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.

7. Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.

8. В. Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.

9. О. Узорова, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.

10. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» - Санкт-Петербург,

2002г.

11. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

долгосрочный проэкт по математическому развитию старших дошкольников. Включает в себя 3 этапа....

Опыт работы «Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Опыт работы  «Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Отчет по теме самообразования «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.      Задачи:.—Определить наиболее рацио...

План по самообразованию воспитателя «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интелекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений....

Проект «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Формирование  элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал  и  повышение уровня готовности детей  к обучению в школе...

План работы по самообразованию. Тема: Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Актуальность темы  Проблема речевого развития очень актуальна в наше время. Это связанно с тем, что идет ухудшение здоровья детей; сужен объем общения родителей и детей; излишнее использован...

План по самообразованию на тему «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Представлен план по самообразованию для воспитателей ДОУ на тему "Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"...