План работы по самообразованию. Тема: Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
проект (подготовительная группа)

Мартыновская Лариса Владимировна

Актуальность темы

 

 

Проблема речевого развития очень актуальна в наше время. Это связанно с тем, что идет ухудшение здоровья детей; сужен объем общения родителей и детей; излишнее использование гаджетов и телевизоров; чрезмерная опека ребенка и отсутствие у него мотивации к разговору. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка. Речевое развитие включает владение речью, как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха.

Игра-основной вид деятельности ребенка, она оказывает многократное влияние на психологическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новым навыкам и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план по самообразованию25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 425 «Елочка» Зорге 207/1 Тел/факс:342-19-68; 315-17-77,342-66-57; ds_425@edu54.ru 

 

  

   План работы по самообразованию            Тема: Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

                        на 2022-2033 учебный год

            Мартыновская Лариса Владимирвна

     Воспитатель первой квалификационной категории  

         

 

Тема: Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Цель:
Создание условий для успешного развития речи детей через игровую деятельность

Задачи:                                                                                                                      1. Повысить собственный профессиональный уровень знаний посредством изучения нормативно-правовой организационно-методической литературы, интернет источников.

2.Развивать речь детей, обогащать словарный запас, через игровую деятельность
3.Изучить способы, методов и приемов активизации речи детей дошкольного возраста
4.Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх драматизациях.
5.Разработать занятия и игры по речевому развитию.                                                                      6.Пополнять литературный запас детей за счет стихов, пословиц, чистоговорок, потешек, рассказов и сказок.
7.Объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

        Актуальность темы

Проблема речевого развития очень актуальна в наше время. Это связанно с тем, что идет ухудшение здоровья детей; сужен объем общения родителей и детей; излишнее использование гаджетов и телевизоров; чрезмерная опека ребенка и отсутствие у него мотивации к разговору. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка. Речевое развитие включает владение речью, как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха.

Игра-основной вид деятельности ребенка, она оказывает многократное влияние на психологическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новым навыкам и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.

        

                                  Практическая часть

  Сроки

 Методическая работа   по теме самообразования

    Работа с детьми 

Работа с родителями 

Изготовление пособий, игр, картотек и др. 

Сентябрь

 Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий. Составление плана по самообразованию. 

 Проведение диагностического             обследования детей         

Дидактическое упражнение «Составь рассказ» по плану, рассказ из личного опыта, по сюжетной картине  

Дидактическое упражнение «Выбери и назови» знания ребенка о синонимах и антонимах

Дидактическая игра «Закончи предложение». Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов

Дидактическое упражнение

«Составь предложение». Знания о звуке, слоге, слове, предложении    

Консультация                              «Формирование речи детей в игровой деятельности» 

Оформление картотеки  дидактических игр по развитию речи: игры на развитие словаря; игры на формирование грамматического строя речи; игры на развитие связной речи; игры по звуковой культуре речи.

Оформить альбом «Осень», состоящий из съемных ламинированных панелей с дидактическими играми на осеннюю тематику

Октябрь

 Консультации для воспитателей на тему «Влияние развития мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей»      

Заучивание пальчиковых игр по лексическим темам: «детский сад»; «игрушки»; «осень»; «грибы» и т.д. 

Памятка для родителей  «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» 

Обновление картотеки пальчиковых игр.

Изготовление дидактической игры на развитие межполушарных взаимодействий, «кулак-ребро-ладонь» с визуальной опорой

Ноябрь

Консультация для воспитателей на ему «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста»  

Использование комплекса артикуляционной гимнастики в игровой форме «зима» «Язычок в зоопарке»

Консультация «Развитие связанной речи детей через игру в домашних условиях»

Консультация для родителей на тему: «Значение сюжетно ролевой игры в развитии связанной речи у детей подготовительного к школе возраста»                                                

Пополнить картотеку по развитию связной речи, заданиями по лексическим темам

Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Веселый язычок»

Декабрь

Консультация для воспитателей по теме: «Развитие речи  дошкольников с помощью дидактических игр»          

Разучивание чистоговорок, скороговорок.

Развивать артикуляционный аппарат ребенка, речевое дыхание, учить произносить звукоподражательные слова с различной интонацией. Дидактические игры на формирование грамматического строя речи , развитие связанной речи «Что изменилось» «Подбери прилагательное» «Два брата ИК и ИЦ»

Консультация: «Развитие связанной речи детей через игру в домашних условиях»

Разработка картотеки чистоговорок, скороговорок, фонематических потешек для подготовительной группы.                Разработка и оформление дидактической игры на липучках «Мой, моя, мое, мои» на формирование умения согласовывать местоимения с существительными

Январь

 Разработать рекомендации для воспитателей по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ.     

Работа с загадками составление загадок.          Учить детей составлять загадки и отгадывать их. Развивать речь детей.

Консультация для родителей. «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка). Показать роль загадки на формирование выразительности речи

Дополнить картотеку загадок по лексическим темам: «Животные жарких стран и их детеныши»; «Стройка. Профессии на стройке» и т.д.

Февраль

 Разработка конспекта с использованием дидактических игр. Тема: «Наша родина Россия»  

Пересказ небольших рассказов по сюжетным картинкам «Скажи красиво о России» «Расскажи о месте, которое изображено на картинке»

Сборник рекомендаций для родителей. Как можно легко выучить стихотворение по мнемотаблицам и опорным картинкам.

Подбор мнемотаблиц по нравственно-патриотическому воспитанию: «Прогулка по городу»; «Космос»; «День победы»; «Семья» и т.д

Март

Разработка конспекта НОД по развитию речи с применением технологий  ТРИЗ «Дидактические игры со словами»         

 Проводить дидактические игры с элементами ТРИЗ, направленные на обогащение словаря: «Цепочка», «Мои друзья», «Чем был -чем стал» «Раньше-позже» «Исправь ошибку» «Гирлянда» «Путаница»

Консультация для родителей « Что такое ТРИЗ»

Пополнение картотеки игр и творческих заданий с использованием элементов ТРИЗ- технологии.  дидактическое пособие «Тренажер из пробок» оформить картинками пробки,  для  моделирования действий в ТРИЗ-играх.

Апрель

Вместе с музыкальным работником разработать сценарий к музыкальной сказке «Бременские музыканты» Создать условия, способствующих развитию речи детей старшего возраста посредством театрализованной деятельности

Сюжетно ролевая игра «Театр» расширять представления о театре, актерах. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты).   Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, связную речь и творческую фантазию.

 Консультация «Формирование интереса у детей 6-7 лет в создании декораций, афиш, к театрализованным представлениям» Папка передвижка «Как дома вместе с ребенком создать спектакль»

Пополнить центр театрализации играми на развитие мимики: «Калейдоскоп эмоций», «Маски», «Зеркало», «Пиктограмма»

Подготовить костюмы и декорации к предстоящему спектаклю по сказке «Бременские музыканты»

Май

Отчет о результатах работы по самообразованию  перед коллегами.

Премьера музыкального спектакля «Бременские музыканты» Совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй; обогащать словарь детей

Родительское собрание по итогам работы «Что было и что изменилось в речевом развитии у детей»

Изготовить дидактическую игру «Расскажи историю»


                                                   Теоретическая часть

                             Подбор и изучение методической литературы

 

Список использованной литературы:

1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей, - М.: Просвещение, 1981. – 255 с.

2. Мухина, В.С. Детская психология/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.

3. Ушакова О.С. Развитие речи для детей 6-7 лет. Москва издательский центр «Вентана-Граф, 2009г.

4. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2011г.

5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. –М.: Мозаика-Синтез, 2000 – 272с.

6.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2001.

7. Тарабарина Т.И. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». Ярославль «Академия развития», 1997г.

8. Анищенкова, Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: практическое пособие/Е.С. Анищенкова -М.: Издательство АСТ, 2006г-64 с.

 Интернет- ресурсы:

http://www.maam.ru/detskijsad   Сайт педагогов дошкольного образования

 https://infourok.ru/user/infourok

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Сегодня мне хотелось бы поделиться  своим опытом работы, во главе которой стоит умный, здоровый, играющий ребенок. В последние годы сложилась  тенденция постепенного ухода игры из ...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Цель: создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначе...

Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...

Отчет по самообразованию на тему: «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» за 2020-2021 уч.год.

Отчет по самообразованию на тему:«Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» за 2020-2021 уч.год...

Методическая разработка на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через изо деятельность»

Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой мото...

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

laquo;Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Презентация к опыту работы тема: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Задачи экологического воспитания:1. изучить теоретический материал по проблеме воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.2. развивать игровую деятельность в процессе воспитания экол...