Методическая разработка на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через изо деятельность»
методическая разработка (старшая группа)

Казянина Марина Викторовна

Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук.

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из "практических" ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursvaya.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через изо деятельность»

Выполнила:

Казянина Марина Викторовна

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2

1. Общая характеристика старшего дошкольного возраста……………….…..3

1.1 Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возраста….5

1.2 Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………….…...6

2. Современные представления о влиянии изобразительной деятельности на развитие дошкольников…………………………………………................…..15

2.1.Роль ИЗО-деятельности в развитии детей………………………………..19

2.2 ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ………………………………..…23

3. Диагностика развития познавательно речевого развития через ИЗО деятельность……………………………………………………………………..27

3.1 Диагностика развития связной речи у старших дошкольников……….....30

3.2 Сравнительный анализ развития изо деятельности и развития связной речи у старших дошкольников……………………………………………….…34

Заключение………………………………………………….……………………36

Список литературы……………..………………………………………………..38

.

Введение

И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: " Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями". Павлов также говорил, что, речь, - это, прежде всего мышечные ощущения которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук.

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из "практических" ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов.

.1. Общая характеристика старшего дошкольного возраста

В психологическом словаре определение старшего дошкольного возраста - это период развития ребенка от 5 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности, ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания.

Происходит значительное расширение рамок общения со взрослыми прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков.

Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т.д.; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.

Ведущей деятельностью в старшем возрасте является игра - своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т.д.

Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития. Дошкольный возраст - период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь.

Таким образом, старший дошкольный возраст - период качественного преобразования восприятия и внимания, воображения и памяти, период бурного развития речи, языковых способностей ребёнка.

1.1 Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Ушинским К.Д., Тихеевой Е.И., Коротковой Э.П., Бородич А.М., Усовой А.П., Соловьевой О.И. и другими. "Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф.А., - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя".

По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

связная речь моторика дошкольник

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т.п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, неумении объяснить смысл отдельных слов.

Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе.

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение каких-либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

Развитие обеих форм (диалога и монолога) связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.

Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности - умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища.

Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи. Проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления.

Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями находит прямое отражение в монологической речи детей. Развивается умение отобрать нужные знания и найти более или менее целесообразную форму их выражения в связном повествовании. Значительно уменьшается число неполных и простых нераспространенных предложений за счет распространенных осложненных и сложных.

Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дети, особенно в старшей группе еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям еще недостаточно развито.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Итак, к моменту поступления в школу связная речь у детей развита достаточно хорошо.

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понята слушателями, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, наиболее точный словарь.

Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения человека. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

Формирование речи ребенка связано с развитием его логического мышления. Кроме того, основой для становления монологической речи является свободное владение словарем и грамматическим строем языка. Психология относит появление монологической речи у детей к пяти годам. Д.Б. Эльконин так пишет об этом: "Изменение образа жизни ребенка, формирование новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передачи ребенком взрослому своих впечатлений, переживаний, замыслов. Появляется новая форма речи - сообщения в виде монолога, рассказа о пережитом и виденном."

Дети пяти-шести лет должны овладеть основными типами монологической речи: рассказом и пересказом (в их элементарной форме). Между ними есть не только общее, типичное для монологической речи, но и существенное различие.

Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведения, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. развивают их речевые умения.

По содержанию рассказы условно можно разделить на два вида: фактические и творческие (придуманные детьми). Составляя фактический рассказ, ребенок опирается на свои восприятие и память, а придумывая, пользуется главным образом творческим воображением.

Содержание фактического рассказа должно точно соответствовать конкретному случаю, основываться на фактах. В этом виде рассказов могут отражаться ощущения, восприятия ребенка (рассказы по восприятию) или представления (рассказы по памяти). Примеры фактических рассказов: описание рассматриваемого растения, игрушки, какого-либо прошедшего события, например новогоднего праздника в детском саду, дня рождения и т.д. Этот вид детских рассказов очень ценен, так как помогает выявлять детские интересы и воздействовать на них.

При составлении творческих рассказов (рассказов по воображению), основанных на вымышленном материале, дети также используют свой предыдущий опыт, но отдельные сведения ребенок должен объединить теперь новой ситуацией, предположить какое либо событие

Известно, что дети семи лет могут по аналогии с прослушанными сказками придумывать свои несложные сказки, где действующие лица наделяются фантастическими качествами (звери разговаривают, люди превращаются в невидимок и т.д.).

Дети седьмого года жизни постепенно овладевают структурой связного сюжетного рассказа, выделяют в рассказе завязку, кульминацию, развязку, используют прямую речь. Но содержание творческих рассказов в этом возрасте однообразно, не всегда логично.

Развитие самостоятельной практической деятельности детей дошкольного возраста побуждает развитие интеллектуальной практической функции речи: рассуждение, объяснение способов действий, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности и др.

Таким образом, функции речевой деятельности ребенка развиваются от знаковой (обозначающей, номинативной) и коммуникативной функции общения к планированию и регулированию своих действий. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными формами устной речи, присущими взрослым.

1.2 Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И. П, Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией". Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается также опытами Е.И. Исениной / 1981 /. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались ручные различные жесты - указывающие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Проявившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор. А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность вообще, так и начавшая развиваться речь имели для первобытного человека важное значение, то обе эти функции получили свое развитие и в коре головного мозга. При этом области коры, управляющие движениями пальцев рук и области, "отвечающие" за движения органов речи, по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук)"тревожат" и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности.

Таким образом, развитие функций рук и речевой функции рук, выполнявших все более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук, развилась и совершенствовалась и речевая функция человека.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга". Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал: "Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли". Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Как писал физиолог И.И. Павлов "руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга".

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов.

Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение "ловкости рук". Всем нам хорошо известны такие выражения, как "мастер золотые руки", "большой умелец" или, наоборот, "руки крюки", "не руками сделано", "не руками сшито".

Дошкольник может заблаговременно овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного "хода" руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр. Положительную роль этих умений трудно переоценить - ведь некоторые первоклассники, не владеющие ими и не соразмеряющие по этой причине своих усилий, буквально насквозь прорывают карандашом тетрадный лист.

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Кроме того, работа по развитию движений рук должна иметь систематический и регулярный характер, только тогда, будет достигнут успех. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Движения при письме представляют собой особый класс движений, который Н.А. Бернштейн (1997) отнес к высшему уровню построения движений, обозначенному им как уровень "символических координаций".

Один из ведущих скандинавских исследователей письма Нильс Сёвик выделяет шесть групп факторов - умений и навыков, влияющих на успешность актов письма и навыков мелкой моторики (по Maeland, 1992):

(1) ловкость пальцев;

(2) выполнение прицельных движений;

(3) психомоторная устойчивость;

(4) зрительно-моторная координация;

(5) зрительное восприятие формы и изображений;

(6) интеллект.

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте. Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции ребенка и его координации.

Дошкольник может заблаговременно овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного "хода" руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр. Одновременно нужно привлечь внимание ребёнка к самому пространству листа, научить его "писать" начиная с верхней его части и в направлении слева направо.

Особое значение в овладении свободой движении кисти руки имеет плавное выписывание ребёнком непрерывных, волнистых линий. Это наилучшим образом способствует предупреждению у него скованности и напряжённости движений руки при письме.

В вопросах подготовки ребёнка к школе вообще и к овладению письмом - в частности, нет, и не может быть мелочей. То, что представляется неважным или несущественным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьёзной проблемой.

Таким образом, рассмотрев литературу по данной проблеме, мы выявили, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка.

2. Современные представления о влиянии изобразительной деятельности на развитие дошкольников

Занятия по рисованию, лепке, аппликации в массовом детском саду объединяются под названием «Изобразительная деятельность» или продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника с дизартрией велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, красками и карандашами обогащает представления детей об окружающих предметах и способствует проявлению умственной и речевой активности. Используя изобразительную деятельность, педагог может определить уровень интеллектуального и эмоционального развития детей.

В рамках изобразительной деятельности детей обучают рисованию, лепке, аппликации. Изобразительную деятельность можно рассматривать не только как один из предпочитаемых детьми видов дошкольной деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.

Изобразительная деятельность подводит дошкольников с нарушениями речи к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир посредством линий, красок, цвета, формы. Также изобразительная деятельность ребенка в свою очередь знакомит нас с его внутренним миром, его страхами и радостями. В этот период дети знакомятся с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются в процессе изобразительной деятельности. Задачи в обучении данному виду искусства:

- воспитание у детей с проблемами эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;

-  развитие способности понимать их содержание, его единства со средствами выразительности в разных видах изобразительного искусства;

-  формирование оценочного отношения к результатам изобразительного творчества, своего и сверстников, навыков и умений в изобразительной декоративной, конструктивной деятельности;

- развитие у детей моторного «алфавита» изобразительных действий, техники изображения пространственных ориентировок, представлений об основных средствах «изобразительного языка»;

- формирование творческих проявлений ребенка в разных видах изобразительного искусства;

-  подведение ребенка к пониманию того, что искусство окружает всюду (дома, в детском саду, на улице); что оно доставляет людям удовольствие, украшает быт и что к нему следует бережно относится.

Развитие творческих проявлений в изобразительной деятельности у детей с нарушениями речи определяется:

-  наличием положительной мотивации и эмоционального настроя к изобразительной деятельности;

-  уровнем сформированности способности к изобразительной деятельности, которые составляют степень развития воображения;

-  в зрительной чувствительности, обеспечивающей полноту восприятий;

-  дифференцированностью движений руки, которая помогает овладеть навыками изображения.

Изобразительная деятельность развивает отдельные мыслительные операции, такие, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, классификация. Мышление органично связано с речью, которая является инструментом мышления, способом передачи информации, регулятором человеческого общения и собственного поведения.

В детском развитии слово предшествует изображению, и в 2 – 3 года ребенок уже может объясняться с помощью речи с другими людьми, а рисование в это время находится еще в доизобразительной каракульной стадии динамических графических упражнений и не имеет явного смыслового значения. Но когда рисунок становится «похожим» и узнаваемым, тогда ребенок стремиться назвать его, изображение обретает имя. Ему становится заместительное, символическое значение рисунка, что знаменует важный шаг вперед в его мышлении. Он открывает и начинает осваивать новый язык общения – через изображение, которое может быть воспринято и корреспондируемо другими. Рисование надолго становится ведущей деятельностью детей, оказывая многостороннее влияние на их развитие. Под его воздействием их номинативная речь преобразуется в богатую определениями, с образными и красочными характеристиками.

Рисунок для ребенка выступает также и особой формой речи и системой легко усваиваемых и удобных для использования графических знаков, которая может служить для записи и передачи вовне его внутренних чувств и размышлений. Определение детского творчества одной из первых дала Е. А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Он «дорисовывает» словами то, что не может изобразить. Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала.

Реализация этих направлений в практическом обучении детей осуществляется на занятиях по живописи, лепке, аппликации, а также во время организации в детском саду вернисажей детских работ, знакомства с иллюстрациями книг, репродукциями картин, ознакомления с предметами декоративно-прикладного творчества, проведения бесед об искусстве и посещения выставок

Таким образом, использование изобразительной деятельности всесторонне развивает дошкольника, формирует основные нравственные категории, художественный вкус, а также влияет на формирование отдельных мыслительных операций. Применяя в обучении различные формы и приемы изобразительной деятельности, педагог может расширить круг представлений детей об окружающем. В свою очередь, анализируя детские работы, можно узнать о чувствах и переживаниях ребенка, его внутреннем мире. Актуальность использования изобразительной деятельности в коррекционных целях обусловлена тем, что она является основным видом деятельности в данной возрастной группе.

2.1.Роль ИЗО-деятельности в развитии детей

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было предложено Л.С. Выготским. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, музыкальной).

Что представляют собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения к тому, что они сводились к творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое оригинальное. Еще в конце XIX века в детское творчество начало привлекать к себе внимание ученых всех направлений: психологов, педагогов, искусствоведов. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии – детской психологии. За рубежом стали появляться труды по психологии детства. В которых особое место отводилось анализу детского рисунка (Д. Сели, Н. Браунинг, Р. Лампрехт). К. Ричи был первым автором, который посвятил свой труд «Дети – художники» психологическому анализу детских рисунков. В начале 1900–х гг. в Москве стали появляться статьи, читаться лекции о художественном воспитании. Выходят в свет труды ученых, посвященных детскому изобразительному творчеству (Л.Т. Оршанского, А.А. Рыбникова, К.М. Летилова, Ф.Т. Шмидта).

Л.С. Выготский считает, что деятельность человека может быть разделена на два вида:

- воспроизводящую (репродуктивную);

- комбинирующую (творческую).

Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, а творческая – эта такая деятельность, когда человек представляет. Творческая деятельность называется воображением или фантазией.

Виднейший психолог Б.М. Теплов, характеризуя творчество детей, писал, что одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо чтобы какая – то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие.

Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения. А.В. Запорожец утверждает, что «детское творчество существует», о обращает внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Интерес к изобразительной деятельности детей обуславливается его важностью для развития личности ребенка. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка.

По мнению В.Штерна, рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер – ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку.

Для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только продукт, результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. Н.М. Рыбников отмечал, что для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением. Маленькие дети изображают на бумаге мало, но при этом говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на рисунок как на продукт изобразительной деятельности. Н.П. Саккулина считает, что к 4-5 годам выделяются два типа рисовальщиков: предпочитающие рисовать отдельные предметы (у них преимущественно развивается способность изображения) и склонные к развертыванию сюжета, повествование (у них изображение дополняется речью и приобретает игровой характер). Г.Гарднер называет их «коммуникаторами» и «визуализаторами». Для первых процесс рисования всегда включен в игру, драматическое действие, общение; вторые сосредотачиваются на самом рисунке, рисуют самозабвенно, не обращая внимание на окружающее. Это противопоставление можно проследить на конкретных детях, занимающихся в изостудии. Дети, склонные к сюжетно – игровому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная сторона развивается у этих детей хуже. Дети, сосредоточенные на изображении, активно воспринимают предметы и создаваемые ими рисунки, заботятся об их качестве.

Зная эти особенности, мы можем целенаправленно руководить творческими проявлениями детей.

По мнению А.В.Запорожца, изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно то, что по мере овладения изобразительной деятельностью у него создается внутренний идеальный план, который в раннем детстве отсутствует. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности еще не полностью сформирован, он нуждается в материальных опорах, и рисунок – одна из таких опор.

Американские авторы В.Ловенфельд и В. Ломберт Бриттен считают, что художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Гораздо важнее изменение в его развитии. По мнению Л.С. Выготского, мы должны рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи.

Особо важно отметить экспрессивную функцию. рисунка: в нем ребенок не только выражает свое отношение к действительности, но и указывает, что для него является главным, а что второстепенным. В рисунке всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка.

Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического здоровья ребенка является своевременное и разностороннее овладение им небольшим арсеналом движений, которые совершенствуют функции центральной нервной системы. Если говорить о пластике, то мы считаем, что нужно делать упор на развитие движений рук у ребенка, а именно пальцев кисти (во время рисования, лепки, упражнений).

В связи с необходимостью развития у детей способностей выполнять тонкие манипуляции нужно отметить одно интересное обстоятельство – существование тесной взаимосвязи между координацией тонких, легких движений и речью. Исследования профессора М.Кольцевой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же подтверждают многочисленные исследования других специалистов: уровень развития у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук.

2.2 ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Изобразительная деятельность - специфическое образное познание действительности. Известный русский художник-педагог П.П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».

Занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение для умственного воспитания детей. Это определяется, прежде всего, тем, что эта деятельность (как и любая другая) основывается на искусстве, которое заключает в себе концентрированную информацию о времени, в котором жил и творил художник, о жизни людей, их труде, обычаях, нравах, их идеалах, эталонах добра и красоты. Ее донесло до нас и понесет грядущим поколениям знание, закодированное в художественных образах.

Возможность интеллектуального развития детей в процессе изобразительной деятельности определяется и тем, что в изобразительном творчестве дети передают свои впечатления, полученные в окружающей жизни, или из прочитанных ими книг. Без отчетливых представлений создать изображение невозможно. Вместе с тем в процессе создания образа действительности или литературного персонажа, картины у детей уточняются, углубляются, закрепляются знания и представления, которые являются своеобразным материалом для работы мышления, воображения.

Большую познавательную роль рисования в общеобразовательной школе отмечал К.Д. Ушинский. «Так как все проникающее в человеческий разум идет туда путем чувства, то первая стадия в развитии разума - это разумение чувственное, оно служит основанием для разумения умственного, первые наши учителя философии - это наши ноги, руки, глаза»[1]. И далее подчеркивал: «Дитя ... мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще»[2].

Рисование, по мнению К.Д. Ушинского, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения. Поэтому он рекомендует шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов. Это же положение разделяла и неоднократно подчеркивала в своих работах Н.К. Крупская.

Рассматривая развитие познавательных процессов в изобразительной деятельности, B.C. Кузин пишет: «На уроках изобразительного искусства, особенно на уроках рисования с натуры, школьник, изображая тот или иной предмет, накапливает зрительные образы, глубоко и всесторонне познает форму, строение, пространственное положение цвета объектов действительности. Научное обоснование познавательной функции изобразительного искусства, особенно познания действительности средствами рисунка живописи, опирается на ленинскую теорию отражения»[3]. Действительно, изобразительная деятельность имеет большое значение для развития таких психических процессов, как восприятие, представление, воображение, мышление, внимание и память детей. Анализируя взаимосвязь деятельности и сознания, советский психолог А.Н. Леонтьев писал: «...Психический образ продукта как цели должен существовать для субъекта так, чтобы он мог действовать с этим образом - видоизменять его в соответствии с наличными условиями. Такие образы и суть сознательные образы, сознательные представления - словом, явления сознания».

Изобразительную деятельность детей дошкольного возраста мы рассматриваем с позиции реалистического искусства, которое является особой формой общественного сознания. В этой связи рисование, лепка, аппликация детей являются средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге в плане, эти образы складываются в сознании ребенка.

Изучению роли изобразительной деятельности в умственном воспитании дошкольников было посвящено одно из исследований Н.П. Сакулиной, в котором она выясняет целый ряд вопросов, имеющих важное значение для формирования изобразительной деятельности и развития мышления детей, их умственного воспитания. «Основным источником познания действительности с целью ее отражения в образах, - пишет Н.П. Сакулина, - является восприятие зрительное и осязательное. Отдельные акты восприятия, объединяясь и преобразуясь, составляют опыт многократных наблюдений, формируют представления. Происходит отбор и обобщение получаемой  информации,  включаются  мыслительные  действия - анализ, синтез, обобщение, абстракция»[4].

Включение в процесс восприятия и последующее изображение операций анализа, сравнения, уподобления, установления сходства и различия   предметов,   а  также   обобщения,   как  показывают  современные психологические исследования (Н.И. Чуприкова, Т.Д. Ратанова и др.), способствуют интеллектуальному развитию через развитие когнитивных структур мозга.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенно образующийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин (ребенок, взрослый), цветов (спелый - неспелый, цвета времен года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, клюет зернышки; рыбка плавает в разном направлении и т.п.).

Изобразительная деятельность - важнейшее средство эстетического воспитания. Это отмечали еще древние греки, произведения искусства которых до сих пор потрясают и радуют мир красотой и совершенством, много  веков  служат  эстетическому  воспитанию  человека.   Мыслители  и художники Древней Греции считали, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности.

3. Диагностика развития познавательно речевого развития через ИЗО деятельность.

Диагностика мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте выявляет уровень графомоторных функций, то есть готовность руки ребёнка к письму.

В процессе выполнения мануальных заданий - рисования, копирования, дорисовывания объектов и т.д. - испытуемый выполняет движения рукой, которые оценивает экспериментатор, фиксируя показатели выполнения заданий в опросных листах.

Диагностика развития мелкой моторики по методике Н. Гариевой (тифлопедагог, г. Бирск Башкирия) Упражнения для подготовки руки к письму (Федосова).

Цель исследования: Выявить уровень развития мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте.

Задачи:

1. Изучить развитие мелкой моторики детей седьмого года жизни.

2. Определить уровень успешности выполнения заданий по диагностике графических навыков детей.

3. Выявить особенности выполнения заданий детьми старшего дошкольного возраста по диагностике графических навыков.

Диагностика мелкой моторики рук (графических навыков):

1 задание. Продолжить вторую половину изображения. Обратить внимание на нажим, как держит карандаш.

Задание выполнено без ошибок: 3 балла.

Задание с одной ошибкой: 2 балла.

Задание выполнено с двумя и более ошибками: 1 балл

2,3 задание. Повторить изображение печатных букв, цифр.

Задание выполнено без ошибок: 3 балла.

Задание с одной ошибкой: 2 балла.

Задание выполнено с двумя и более ошибками: 1 балл

4 задание. Продолжить узор по клеткам.

Задание выполнено без ошибок: 3 балла.

Задание с одной ошибкой: 2 балла.

Задание выполнено с двумя и более ошибками: 1 балл

5 задание. Точность направления руки: изобразить, овал, круг

Задание выполнено без ошибок: 3 балла.

Задание с одной ошибкой: 2 балла.

Задание выполнено с двумя и более ошибками: 1 балл

Таблица № 1

ребенок

Продолжи узор

Печать букв

Печать цифр

Графический диктант

Рисование фигур

баллы

уровень

Никита 6,2

1

2

1

1

1

6

н

Артём 6,7

1

1

2

1

2

7

н

Лера 6,5

2

1

1

2

2

8

с

Нина 6,8

2

2

2

2

2

10

с

Катя 6,8

3

3

3

3

3

15

в

Семён 6,9

3

2

2

2

3

12

с

Руслан 6,9

3

2

3

3

3

14

в

София

6,5

1

1

1

2

2

7

н

Аня 6,3

1

2

2

1

2

8

с

Стас 6,2

1

1

1

1

1

5

н

Таблица № 2

Анализ результатов:

Количество детей

Уровень развития ММР

Процентное соотношение

2

высокий

20%

4

средний

40%

4

низкий

40%

Анализ полученных результатов исследования.

Если рассмотреть выполненные задания (Приложение1), то можно отметить, что у детей с высоким уровнем развития графических навыков наблюдаются четкие правильные линии изображения, правильное положение тела при работе, движения руки не зажаты, так же эти дети на занятиях в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд) - сконцентрированы, самостоятельны, аккуратны в выполнении работы.

В группе детей со среднем уровнем развития мелкой моторики, были выявлены ошибки разного характера:

Семён (6,9) - неправильный зажим карандаша, неправильная поза при работе (выполняет задания четко, правильно, уровень развития мелкой моторики находится в пограничной зоне высокого уровня);

Аня (6,3) - неправильный зажим, сильное давление на карандаш, выполняет медленно;

 Нина (6,8) - выполняет очень быстро, не сосредоточенно;

Лера (6,5) - часто отвлекается, нет интереса, допускает ошибки в выполнении.

У детей с низким уровнем развития мелкой моторики ошибки похожи:

Неправильная поза при письме, "управление" карандашом; неуверенность движений, невнимательность, быстрая утомляемость, нечеткость линий и изображения фигур. На занятиях эти дети не справляются с заданием, прибегают к помощи педагога.

Таким образом, мы вывили уровень развития мелкой моторики рук в подготовительной к школе группе, следующим исследованием мы рассмотрим развития связной речи у этих детей.

3.1 Диагностика развития связной речи у старших дошкольников

Во второй экспериментальной части нашей работы мы своей целью ставили - выявить особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить связную речь детей седьмого года жизни.

2. Определить уровень успешности выполнения заданий методики по диагностике связной речи детей.

3. Выявить особенности монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

В экспериментальной части нашей работы мы использовали серию заданий для исследования речи из " Методики развития речи детей дошкольного возраста" пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, авторы Ушакова О. С, Струнина Е. М

Данная методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей. Для оценки выполнения заданий используется балльно-уровневая система.

Исследование связной речи детей дошкольного возраста состоит

серии заданий. (Приложение 2)

1. Задание Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах; (3 балла)

2) рассказывает, опуская начало (или конец); (2 балла)

3) перечисляет отдельные качества. (1 балл)

2. Задание. Воспитатель предлагает серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет рассказ; (3 балла)

2) рассказывает с помощью взрослого; (2 балла)

3) перечисляет нарисованное на картинках. (1 балл)

3. Задание. Пересказ прослушанного текста.

1) Ребенок воспроизводит все основные смысловые звенья; (3 балла)

2) смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; (2 балла)

3) пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней посторонней информации. (1 балл)

Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Показатели:

1. Содержательность (в повествовании - умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании - раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован - 2 балла; если идет перечисление признаков - 1 балл.

2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности - 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения - 2 балла; отсутствие начала и конца - 1 балл.

3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях - 3 балла; использование только простых предложений - 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) - 1 балл.

4. Разнообразные способы связей между предложениями - 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) - 2 балла; неумение связывать между собой предложения - 1 балл.

5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов - определений, сравнений, синонимов, антонимов) - 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов - 1 балл.

6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) - 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы - 2 балла; монотонное, невыразительное изложение - 1 балл.

В каждом из трёх заданий суммировались баллы по всем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ, пересказ и описание складывались и представлялись в процентном выражении.

Анализ полученных результатов исследования.

54 - 49 (баллов) - высокий уровень

48 - 27 (баллов) - средний уровень

18 - 26 (баллов) - низкий уровень

После анализа полученных результатов мы выделили три уровня успешности выполнения заданий, свидетельствующих о состоянии связной речи у этих детей - высокий, средний и низкий.

После обработки полученных данных в соответствии с предложенными критериями получили результаты, которые отражены в таблице.

Таблица № 3

Фамилия ребёнка,

возраст

Описание по картинке

Рассказ по сюжетным картинкам

Пересказ текста

баллы

уровень

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

Никита 6,2

2

1

2

1

2

2

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

2

25

н

 Артём 6,7

2

1

2

2

1

1

2

1

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

25

н

Лера 6,5

2

2

1

1

2

2

2

2

2

1

2

3

2

1

2

2

2

2

33

с

Нина 6,8

3

3

2

2

2

3

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

40

с

Катя 6,8

3

3

2

3

3

3

3

3

3

2

2

3

3

3

3

3

3

3

49

в

Семён 6,9

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

2

3

3

2

2

2

2

3

48

с

Руслан 6,9

3

2

3

3

3

3

2

3

2

3

2

3

3

2

3

3

3

3

49

в

София

6,5

1

1

1

2

1

2

1

1

2

2

2

1

1

2

1

2

1

2

26

н

Аня 6,3

2

1

2

1

1

2

1

2

1

1

1

2

2

2

1

1

2

2

27

с

Стас 6,2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

18

н

В ходе исследования монологической речи у детей подготовительной группы мы вывили, что у четверых детей с низким уровнем развития связной речи: нет логической последовательности в содержании своего рассказа, неправильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях, однообразие лексики, повторение одних и тех же слов.

В группу со средним уровнем развития связной речи отнесли четверых детей, которые делали различные ошибки в грамматическом или звуковом произношении, били заминки и паузы.

Высокий уровень развития речи показали двое детей, их рассказы были содержательными, выразительны, грамматически правильны.

Таким образом, мы определили уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Таблица № 4

Количество детей

Уровень развития речи

Процентное соотношение

2

высокий

20%

4

средний

40%

4

низкий

40%

Следующим этапом нашего исследования мы проанализируем полученные результаты развития мелкой моторики рук и развития монологической речи в группе исследуемых детей.

3.2 Сравнительный анализ развития изо деятельности и развития связной речи у старших дошкольников

Цель анализа: Выявить взаимосвязь уровней развития мелкой моторики рук и развития связной речи у детей исследуемой группы.

Сравним полученные результаты в таблице № 5

Таблица 5.

Фамилия ребёнка,

возраст

Уровень развития мелкой моторики рук

Уровень развития связной речи

Никита 6,2

низкий

низкий

Артём 6,7

низкий

 низкий

Лера 6,5

средний

средний

 Нина 6,8

средний

средний

Катя 6,8

высокий

высокий

 Семён 6,9

средний

средний

Руслан 6,9

высокий

высокий

София 6,5

 низкий

 низкий

Аня 6,3

средний

средний

Стас 6,2

 низкий

 низкий

В сравнительной таблице видно, что уровни развития мелкой моторики рук и уровень развитии связной речи показатели совпадают.

Тем самым мы подтвердили доказательства в анализируемой литературе, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи (Л.В. Фомина, 1971).

Заключение

Итак, цель нашего исследования была достигнута, мы изучили взаимосвязь познавательно речевого общения через изо деятельность в старшем дошкольном возрасте. Гипотеза исследования была подтверждена.

Изучив психолого-педагогическую литературу, проведя собственные исследования группы детей старшего дошкольного возраста, мы сопоставили данные показатели и выявили следующие закономерности: если развитие мелкой моторики рук в норме, то и уровень развития связной речи у старших дошкольников тоже будет в норме.

Вопросы взаимосвязи развитияпознавательно речевого общения через изо деятельность, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными. Очень важно раннее выявление отставаний в развитии ребёнка, индивидуального подхода и прослеживание динамики созревания дошкольника.

Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму.

При этом родителям необходимо знать, что развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма, но и для полноценного формирования у ребенка устной речи. Существование такой зависимости имеет свое историческое объяснение. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать неотъемлемой частью подготовки ребенка к школе.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.


Список литературы

1   Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 328с

2    Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие

3   Бордич, А.М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности "Дошкольная педагогика и психология". - М.: Просвещение, 1974. - 288 с.

4  Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Под ред.Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988., стр.73

5  Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. "Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.2-е изд.". - М: Издательский центр "Академия", 1997.

6   Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников - М.: Институт психотерапии, 2001. - 240 с., стр.57.

7   Ушакова О. С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288

8   Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 1960. - 348с.

9    Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - 2-е изд. - М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 416с.

10   Лурия, А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. - М.: Изд-во Акад. пед-х наук РСФСР, 1956. - 96с

11 Кравцова Е.В. Развитие воображения/Е.В.Кравцова//Дошкольное воспитание. – 1989. - №12. – с.45-47

12  Комарова, Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 1984.

13  Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания дошкольников [Текст] / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.В. Зацепина. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

14 Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников [Текст] / И.В. Тюфанова. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность"

      Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, поз...

Методическая разработка по теме: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Вашему вниманию предлагается опыт работы воспитателя ДОУ по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Данная работа была проведена на базе МДОУ "Детский сад №23" города Кириши Ленинградской о...

Методическая разработка НОД по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста по теме: «В гостях у дедушки и бабушки в деревне»

Ребята совершают виртуальную поездку в деревню, где находят отличие деревенского и городского образа жизни, закрепляют и расширяют своё представление о домашних животных, овощах и фруктах. У детей фор...

Отчет «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

        К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность да...

План работы по самообразованию. Тема: Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Актуальность темы  Проблема речевого развития очень актуальна в наше время. Это связанно с тем, что идет ухудшение здоровья детей; сужен объем общения родителей и детей; излишнее использован...

Мастер-класс Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке времени”»

Мастер-классТема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке вр...

Методическая разработка Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру 2020г

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру...