Особенности реализации инклюзивного образования детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Кошкина К.И.

Особенности реализации инклюзивного образования детей дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация49.29 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности реализации инклюзивного образования детей дошкольного возраста

                                       СОДЕРЖАНИЕ Введение.....................................................................................2.1

 Теоретические аспекты инклюзивного образования детей дошкольного возраста.

 Инклюзивное образование: понятие, сущность, особенности...2.2

 Педагогические условия инклюзивного образования в дошкольном образовании.......................................................................................2.3

Особенности реализации инклюзивного образования в ДОУ …………………………………………………………………………………..2.4        Заключение

 Список используемой  литературы

2.1 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Интеграция «особых» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования. Это связано с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми возможности в разных областях жизни, включая образование. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Данная проблема исследовалась рядом авторов: Шипицина Л.М., Эльконин Д.Б, Загуменнов Ю.Л., Сорокоумова С.Н., Акатов Л.И., Сабельникова C.И., Алёхина С.В. Реализация прав детей с ОВЗ на образование представлена как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного не только общего, но и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей детей в обучении.  Поэтому возникает противоречие между социальным заказом, на обеспечение равных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и разработанностью адаптивных программ и готовностью педагогов, образовательных организаций к реализации инклюзивного образования. В данной работе были проанализированы труды российских и зарубежных ученых, специальная справочная литература, материалы периодической печати. Указанная проблема существует в каждом общеобразовательном учреждении. Подведение к тому, что инклюзивное образование – это один из видов образования детей с ОВЗ, помимо которого существуют и другие варианты обучения, развития и воспитания особых детей, а так же указаны критерии, которые были бы полезны при включении каждого особого ребенка в общеобразовательное учреждение. Эффективна ли данная утвержденная и введенная система обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ в дошкольных общеобразовательных учреждениях, и насколько эффективна реализация включения особого ребенка в среду общеобразовательного дошкольного учреждения.

Цель: выявить педагогические условия, изучить особенности реализации инклюзивного образования детей дошкольного возраста. Исходя из цели, объекта, предмета данной работы, можно выявить следующие задачи: – определить понятие, сущность, особенности инклюзивного образования; – проанализировать разработанность проблем и реализацию инклюзивного образования.

2.2 Теоретические аспекты инклюзивного образования детей дошкольного возроста.

  Инклюзивное образование: понятие, сущность, особенности Согласно правильным взглядам на совместное обучение слепых детей Выготского Л.С., «специальная школа по своей природе антисоциальна и воспитывает анти-социальность. Нам надо думать не о том, чтобы как можно раньше изолировать и выделять слепых из жизни, но как можно раньше и теснее вводить их в жизнь. Слепому придется жить в общей жизни со зрячими, надо учить его в общей школе. Конечно, известные элементы специального образования и воспитания сохранить за специальной школой или внести в общую школу. Но принципиально должна быть создана такая комбинированная система специального и общего воспитания, как выдвигает Щербина В.В. Для того чтобы преодолеть антисоциальность специальной школы, необходимо провести научно-обоснованный опыт совместного обучения и воспитания слепых со зрячими, опыт, имеющий громадное будущее. Развитие в данном случае идет диалектически: сначала тезис общего образования детей с ОВЗ с здоровыми детьми, затем антитезис – специальное образование. Задача современного педагогического сообщества объединить в единое целое элементы тезиса и антитезиса. Так же необходимо отказаться от практики специальных школ. Детям с ОВЗ необходимо расширить общение с миром, не пассивно изучать мир, а принимать активное участие в жизни. Выводить этих детей из узкого круга где они оказался в силу своих недостатков, участие в детском и юношеском движении позволяет широкое общественно – политическое воспитание. Это действенный рычаг социального воспитания, которое позволяет задействовать обширные воспитательные возможности. Вот почему образование, проявляющееся как общественно значимый и ведущий социальный фактор развития и формирования личности, её  социальной, профессиональной активности в жизни общества, и личности, которая имеет право на личное счастье, не должно сдвигаться к процессу формализации и стандартизации не только профессиональной готовности, но и сглаживанию развития индивидуальности в настоящее время на путях организации инклюзивного обучения лиц с ОВЗ. Во всех документах по проблемам модернизации образования последнего периода декларируются совершенно правильные взгляды на права ребенка с ОВЗ в получении полноправного образования с учетом его своеобразия в психофизическом развитии. В этом случае образование в период модернизации декларативно направляется на решение проблем соответствия специального образования лиц с ограниченными возможностями в его содержании и его формах обучения требованиям современного образа жизни. Однако практика интегрирования лиц с ОВЗ в общее образование носит научно необоснованный характер. В практике появилось значительное количество идей, квазитеоретических и скоропалительных практических, теоретических проектов и упрощенных представлений, разрушающих саму систему специального образования, тем самым, лишая лиц с ограниченными возможностями здоровья получения условий для успешной социальной адаптации и интеграции в социум. Научный диалог о возможностях и особенностях реализации инклюзивного образования до настоящего момента остается открытым, как и нормативная база. Терминологически инклюзивное образование значит такое образование, при котором дети, имеющие особые образовательные потребности, отклонения в развитии, «включаются» в работу массовой образовательной организации. Инклюзивное образование – такое образование, каковое каждому ученику, несмотря на имеющиеся у него физиологические, умственные, социальные, экспансивные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность вовлечения в совместный процесс обучения и воспитания, что после этого позволяет ребенку стать равноправным членом общества, снизит риски его изоляции и сегрегации. Взрослея вместе, дети обучаются принимать их собственные особенности и принимать во внимание особенности остальных людей. К детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, относят детей, которые прошли медицинскую комиссию и оформили инвалидность, детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии. Это дети с умственной отсталостью, с нарушением слуха, зрения, речи, с комбинированными нарушениями, аутисты, педагогически запущенные дети. Таким образом, школа должна создать условия для развития и обучения совершенно разных детей, крайне гетерогенных групп. Эта установка связана с особенностями развития общества, его гуманизацией, с задачами, которые ставит социум перед системой образования. Все участники инклюзивного образования и дети, и учителя, и родители в будущем могут оказаться в ситуациях и обстоятельствах, которые общество на сегодняшний момент еще не может предусмотреть. Главная проблема современной инклюзивной педагогики, недостаточная разработка теоретической и методологической базы интегрированного и инклюзивного образования. Принцип индивидуального подхода обусловливает предпочтение форм, методов и средств воспитания и обучения с установлением во внимание образовательных индивидуальных надобностей каждого ребенка. Индивидуальные программы воспитания ребенка выстроены на определении функционального его состояния и предполагают формирование индивидуальной стратегии формирования. Индивидуальный подход обнаруживается не единственно во внешнем уделении внимания к необходимостям ребенка, а и в оснащении самого ребенка возможностями реализовывать его индивидуальность. Принцип поддержки независимой активности взрослеющего. Необходимо заметить, что немаловажным условием успешности инклюзивного образования является создание условий для самостоятельной инициативности ребенка. Реализация настоящего принципа обеспечивает формирование личности, активной социально – личности, каковая является субъектом своего развития и деятельности, значимой социально.  Принцип активного включения в образовательный процесс всех участников полагает организацию условий для осмысления и принятия друг друга для достижения продуктивного взаимодействия на гуманистическом основании. Инклюзия – это энергичное включение родителей, детей и специалистов в сфере образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели настоящего социума. Далее, принцип междисциплинарного подхода. Многообразие индивидуальных характеристик ребят вызывает комплексный, междисциплинарный подход к установлению и разработке технологий и средств воспитания и обучения. Отметим, что специалисты (воспитатель, социальный педагог, психолог, при участии старшего логопед, дефектолог воспитателя), которые работают в группе, систематически проводят диагностику детей и в ходе обсуждения составляют образовательный план действий как для конкретного ребенка, так и для группы в целом. Принцип вариативности в порядке процессов воспитания и обучения. Введение в инклюзивную группу детей с разнообразными особенностями в развитии полагает существование вариативной развивающей сферы, т. е. нужных дидактических и развивающих пособий, безбарьерной среды, средств обучения, вариабельной методической базы воспитания и обучения и способности педагога применять различные методы и способы работы и общей, и специальной педагогики. Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Старания педагогов будут эффективнее, исключительно, если их поддерживают родители, они их понимают, и данные действия соответствуют семейным потребностям. Задача специалиста здесь в установлении доверительных партнерских отношений с родителями, близкими ребенка, внимательном отношении к требованиям родителей, к важному и нужному для их ребенка в данный момент. Педагогу стоит договориться об объединенных действиях, которые будут направлены на поддержку ребят . Принцип динамического развития образовательной модели детского учреждения. Модель детского учреждения может модифицироваться с подключением структурных новых подразделений, специалистов, воспитывающих средств и методов. Средством двигателя прогресса в решении данного вопроса является участие научной и практический общественности в процессе широкого эксперимента, результатом которого могут стать проверенные и достоверно представленные модели единой системы социальной адаптации и интеграции лиц в ОВЗ. В настоящее время попытки доказать положительность наблюдающегося опыта инклюзивного (совместного) обучения не всегда несут созидающее влияние на лиц с ОВЗ, а ведут к проблемам, конфликтам и сложностям пребывания лиц с ОВЗ в необеспеченных условиях учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов и неподготовленности педагогов общеобразовательных школ. Вместе с тем, содержание жизненно важных сторон погружения лиц с ОВЗ в общественные сферы жизни в специальном образовании остаются далеки от идеала. Объединение научного поиска и практический эксперимент совершенно необходимы. Только таким путем можно получить объективную информацию, научно обоснованную и проверенную жизнью, вне зависимости от субъективных взглядов чиновников от образования, которые не имеют, чаще всего, знаний, особенно в сфере дефектологической науки, которую мы в угоду некоторой общественности свели к понятиям «коррекционная психология» и «коррекционная педагогика». Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение это поддержка, помощь, в основе которой выделяется ряд функций:

 диагностика сущности проблем социальной адаптации;

 прогнозирование путей и средств возможного решения проблем социальной адаптации за счет коррекционно-развивающего обучения;

 разработка образовательной коррекционно-развивающей программы и соответствующих условий обучения и воспитания средствами медико-психолого-педагогической поддержки;

  поэтапное, комплексное, многоуровневое обеспечение реального психолого-педагогического сопровождения на всех возрастных периодах социального развития лиц с ОВЗ. В то же время индивидуальный подход к инклюзивному (совместному) обучению детей ОВЗ – разработка и создание специальных условий, в том  числе и принципиальная модернизация вариативных (специальных) и инвариантных (индивидуальных) программ, включая и их дидактическое и технологическое обеспечение образовательного и коррекционно-развивающего процессов. Таким образом, инклюзивное образование  это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и прочих особенностей, которые являются включенными в систему образования и проходят обучение по месту жительства вместе с их сверстниками, у которых отсутствует инвалидность, в одних общеобразовательных школах.

2.3. Педагогические условия инклюзивного образования в дошкольном образовании.

Каждый ребенок, согласно многим нормативно-правовым документам, имеет право на получение образования. Существование таких категорий детей, как ребенок с ОВЗ, требующих специальных условий для обучения и воспитания, способствовали развитию разных вариантов обучения, возникновению новых специальных профессий, подходов, методов. Инклюзивная модель дошкольного обучения, основанная на идее совместного пребывания здоровых воспитанников и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в современном образовательном пространстве считается передовой. Такой инновационный способ организации образовательного процесса позволяет не только унифицировать систему распределения дошкольников по учреждениям, но и создать оптимальную среду для развития возможностей и удовлетворения потребностей всех детей без исключения. Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольной образовательной организации (далее ДОО) изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». Но если мы начинаем создавать специальные условия для «особых» детей, то нарушается принцип равенства других детей. Чтобы сохранить его, мы должны научиться работать со всеми детьми, с учетом их индивидуальных особенностей. Распространение инклюзии на детей в образовательных организациях, представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Это распространятся и на таких детей, как одаренные дети, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день, по нашему мнению, существуют несколько противоречий:

 – между общественным характером образования и индивидуальной формой овладения детьми знаниями и социальными навыками

– ориентацией педагога на работу с коллективом (группой) и необходимостью осуществления индивидуального подхода к воспитанникам; – потребностью ДОО в наличии психолого-педагогических условий организации инклюзивного образования и отсутствием необходимого обоснованного подхода к этой проблеме. Анализ психолого-педагогической литературы, а также наш собственный эмпирический опыт позволил нам сделать вывод о том, что условия, которые существуют в современных дошкольных образовательных организациях для инклюзии, такие как – квалификация специалистов, организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды и др., не является достаточными. На основе этого вывода мы предлагаем следующий комплекс психолого-педагогических условий для оптимальной реализации инклюзивной практики в детском саду:

 – повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов, реализующих инклюзивное образование дошкольников; – построение соответствующей развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения;

 – организация социального партнёрства ДОО и семьи в процессе инклюзивного образования дошкольников. Повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов, реализующих инклюзивное образование дошкольников.

Данное условие предлагает определенные требования к воспитателям и специалистам, работающим в инклюзивной группе: – огромную роль играют знания теории развития детей, а также владение педагогами разнообразными методами обучения и воспитания;

 – наличие способности понять и оценить многообразие детей в каждой группе детского сада и понять индивидуальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка; – педагогам необходимо способствовать индивидуальному росту воспитанников в соответствии с собственным темпом развития;

 – необходимо предоставление детям возможности выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах. Использование различных видов деятельности, соответствующих уровню развития детей, для достижения следующих целей:

 – способствовать формированию положительного чувства самоидентификации и эмоционального благополучия;

– развить социальные умения и знания, коммуникативные навыки;

 – побуждать детей рассуждать, думать, ставить вопросы и экспериментировать;

 – способствовать развитию умений решать проблемы, выдвигать свое мнение и делать выводы;

 – стимулировать развитие языковых навыков и грамотности; – повышать уровень их физического развития;

 – способствовать социальной инклюзии (включению).

 Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение его компетентности и профессионализма позволит успешно организовывать инклюзивное образование дошкольников. Дошкольная организация давно переросла свои первоначальные функции. Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Построение соответствующей развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации. При организации развивающей предметно-пространственной среды в  детском саду необходима сложная, разнообразная и творческая деятельность всех педагогов. Учитывая особенности детей группы (возрастные и индивидуальные) педагоги, специалисты с привлечением родителей совместно планируют и организуют среду. Педагоги наполняют среду предметами, атрибутами, пособиями, побуждающими детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной с взрослыми и другими детьми (различные игры, сенсорные материалы, листы с заданиями, книги, карандаши, бросовый материал для поделок, краски, пластилин, плакаты и т.д.). Приветствуется и активное участие детей в создании развивающей среды (использование детских работ в оформлении интерьера группы, участие в изготовлении игр и игрушек). Воспитатель и специалисты не только подбирают развивающие материалы, но и показывают ребенку, как можно этими материалами пользоваться, если ребенок затрудняется при манипулировании с ними. Воспитатели продумывают разные задания по работе с материалами. Задания могут варьироваться в зависимости от интересов и потребностей детей. Задания должны учитывать уровень развития ребенка. Основная задача организации предметно-пространственной среды – создание условий для проявления ребенком самостоятельности и активности, поэтому роль педагога состоит в том, чтобы стимулировать эту активность, но не брать на себя ведущую роль. Еще одна задача состоит в том, чтобы дети имели возможность представить свои интересы в совместной деятельности и игре, создавая тем самым предпосылки развития социальных способностей – умения договариваться, идти на компромисс, распределять активность, выполнять разные социальные роли, оказывать взаимопомощь и поддержку, брать на себя ответственность и лидерскую роль, уметь исполнять поручения .

 Детский сад, в свою очередь, дополняя семейное воспитание, оказывает необходимую помощь и поддержку в этом процессе. Делая вывод, важно отметить «…что как и семья, так и ДОО играют в жизни ребёнка – дошкольника значимую роль». Таким образом, создавая особые психолого-педагогические условия и обеспечивая тем самым грамотное сопровождение воспитанников, мы создаем для организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении все необходимое. Обозначенные выше преобразования закономерно повлекли за собой изменения условий управления и организации образовательного процесса в ДОУ. Среди которых одним из ведущих является готовность педагогов к работе в условиях реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. «Для организации эффективного инклюзивного образования необходима организация системы подготовки педагогических кадров. Ее целью является обучение педагогов массовых школ и детских садов основам специальной психологии и коррекционной педагогики, освоение ими специальных технологий обучения, обеспечивающих возможность индивидуального подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Статистические данные свидетельствуют о том, что в настоящее время лишь незначительное количество дошкольных учреждений готово к переосмыслению учебных программ детских садов, перепланировке учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей независимо от состояния здоровья. Условия, которые есть на сегодняшний день в детских садах, не достаточны для инклюзии: отсутствие нормативной базы, слабое материально-техническое оснащение, но, самое главное, недостаточно квалифицированные кадры, отсутствие специалистов, умеющих оказать помощь детям с разными потребностями. Признавая равенство их прав, общество обязано обеспечить таким людям равные возможности во всех областях жизни, включая образование. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для  всех, в плане приспособления к различным нуждам всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.  Педагогические условия инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении:

– повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов, реализующих инклюзивное образование дошкольников;

 – построение соответствующей развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения;

 – организация социального партнёрства ДОО и семьи в процессе инклюзивного образования дошкольников;

 – разработка и апробация адаптивной образовательной программы;

 – создание индивидуального образовательного маршрута. Статистические данные свидетельствуют о том, что в настоящее время лишь незначительное количество дошкольных учреждений готово к переосмыслению учебных программ детских садов, перепланировке учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей независимо от состояния здоровья. Условия, которые есть на сегодняшний день в детских садах, не достаточны для инклюзии: отсутствие нормативной базы, слабое материально-техническое оснащение, но, самое главное, недостаточно квалифицированные кадры, отсутствие специалистов, умеющих оказать помощь детям с разными потребностями. Системное внедрение практики инклюзивного образования в России происходит крайне медленно и достаточно неравномерно.

2.4  Особенности реализации инклюзивного образования  в ДОУ

Эффективным методом решения актуальных задач сохранения здоровья, развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья, является организация непрерывного комплексного сопровождения ребенка на всем пути прохождения образовательного пространства. Особенностью нашего малокомплектного детского сада является функционирование групп круглосуточного пребывания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В основном в группу поступают дети из неблагополучных семей, поэтому для большинства из них характерно – педагогическая запущенность, низкая социальная адаптация, недоразвитие речи и различные проблемы со здоровьем. К сожалению, в нашем детском саду нет узких специалистов для успешной реализации инклюзивной практики и эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, поэтому в нашем детском саду работа по созданию необходимых условий для инклюзивного образования ведется в следующих направлениях:

 сетевое взаимодействие с детскими садами, имеющих в своем штате дефектологов, психологов и логопедов, в форме консультаций для педагогов и  методической поддержке при написании адаптированных рабочих программ, консультаций для родителей;

  обучение педагогов ДОУ на курсах повышения квалификации по коррекционной работе с детьми;

 тесное сотрудничество со специалистами из Центра социальной помощи семье и детям.

 Комплексной работы всего дошкольного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы. Наши особые воспитанники включены во все процессы, мероприятия, которые проводятся с детьми общего развития: развлечения, праздники, прогулки, режимные моменты и т.д. Такой подход создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием. С целью выявления готовности педагогов к работе в условиях инклюзии было проведено анкетирование, которое включало в себя два блока: первый позволял изучить уровень образования и квалификации, специфику и опыт работы, второй- особенности понимания и личностного отношения педагогов к инклюзивному образованию. Одним из важнейших направлений методической работы в ДОУ явилась разработка адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ. Этому вопросу были посвящены семинар-практикумы  и индивидуальные консультации для педагогов, а также посещение городских обучающих семинаров: «Как с нуля написать адаптированную образовательную программу для ребенка с ОВЗ, посещающего образовательные учреждения в рамках инклюзивного образования», «Разработка рабочих программ логопедической направленности в соответствии с требованиями ФГОС». Вопрос нормативно-правового регулирования функционирования групп комбинированной направленности рассматривался на вводном педагогическом совете, обсуждались должностные обязанности и взаимодействие воспитателей со специалистами. Был утвержден план введения и реализации инклюзивного образования в ДОУ. Информация по реализации инклюзивного образования в ДОУ была предоставлена родителям на первом собрании. Родителям было разъяснено понятие инклюзии, формы работы с детьми, а также были представлены педагоги, работающие с детьми с ОВЗ. В нашем учреждении на сегодняшний день работают, воспитатель по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель. Также, работа с родителями осуществлялась по следующим  направлениям:

Разработаны:  «Положение ДОУ (обучение по основной общеобразовательной или индивидуальной программе дошкольного образования на дому детей- инвалидов);

 проект «Обучение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

  модель функционирования системы образования в ДОУ  для детей дошкольного возраста с ОВЗ;

 план мероприятий комплексной помощи и психолого- медико-педагогической поддержки детям дошкольного возраста с ОВЗ и их родителями;

  теоретический семинар «Внедрение психолого-педагогических подходов для обеспечения интеграции детей с ОВЗ в среду сверстников»;

 консультация «Инновационные методы коррекционной работы с детьми с ОВЗ» и др. При разработке и реализации адаптивной образовательной программы самыми главными участниками инклюзивного обучения являются здоровые дети и дети с ОВЗ. Дети не заметили того, что в группах появились новые дети, отличающиеся от них как по внешнему виду, так и по поведению. За всё время работы не было отмечено ни одного сколько-нибудь существенного конфликта между детьми. Видимо, чем раньше происходит включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общую группу, совместное проживание дошкольной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам. Содержание работы с детьми данной категории определяется Основной образовательной программой ДОУ, которая разработана на основании примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.А., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ОВЗ в учебный процесс, но и их активное участие в жизни детского сада. В работе с родителями детей с ОВЗ наиболее эффективна модель сотрудничества, партнерства, что невозможно без установления доверительных и доброжелательных взаимоотношений. Помимо традиционных форм работы с родителями работники ДОУ предложили им еще и примерные правила для родителей, воспитывающих «особого» ребенка. На наш взгляд, чем больше родителей будут следовать им, тем более гармоничной будет жизнь семьи, в которой растет и воспитывается такой ребенок. Существенных трудностей по вхождению детей с ограниченными возможностями здоровья в детскую среду не возникает. Они воспринимают себя как равных по отношению к другим детям, соответственно и обратное отношение тоже как к равным. Чем раньше ребёнок с ОВЗ окажется в дошкольной организации и чем раньше с ним будет начата работа, тем быстрее он адаптируется в социуме, что позволит ему быть успешным и в образовательной области. Ребёнок с особыми образовательными потребностями, в начале испытывая трудности в адаптации и освоении программы, при успешной коррекционно – воспитательной работе достигает уровня развития своих сверстников. Поэтому, развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением интеллекта обеспечивает:

 привитие ребенку элементарных навыков самообслуживания;

  формирование познавательной деятельности (развитие предметно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления);

  формирование тесной связи между практическим опытом ребенка и наглядно абстрактными представлениями; включение речи в мыслительную деятельность  знакомство с предметом и названием, действий с группой однородных предметов; отбор предметов по словесной инструкции, использование их в игровых ситуациях;

  знакомство со свойствами предметов (обследование, определение свойств, выделение признаков);

 расширение сенсорного опыта в предметно-практической деятельности и в игровых ситуациях. Для этого развивающая предметно-пространственная среда содержит атрибуты, которые смогут обеспечить приобретение предметно-практического и чувственного опыта и перенос его в игровые и практические ситуации; формирование познавательного ориентирования в окружающем пространстве. Сюда относятся:

 картинки с изображением последовательности действий - для формирования элементарных гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

 дидактические игры для стимуляции ориентировочно-исследовательской и речевой деятельности:

- с их помощью расширяется круг предметов, предъявляемых ребенку, формируются способы ориентировки в окружающем мире. Ребенок обучается действиям обследования предметов и определению их свойств; учится называть выделенные качества и свойства предметов;

   игры на установление причинно-следственных связей между изображаемыми предметами и явлениями, временной последовательности, содержащие сюжеты со скрытым смыслом. Ребенок учится целостно воспринимать ситуацию, изображенную на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между изображаемыми предметами и явлениями;

 игрушки, отражающие реальные предметы окружающего мира и помогающие моделировать жизненные ситуации, - железная дорога, парковка, автозаправка, больница, кухня, магазин, купание, одевание, чаепитие, прогулка и др. Создание специальных образовательных условий для дошкольников с эмоционально-волевыми нарушениями. Эмоционально-волевые нарушения у дошкольников наиболее ярко проявляются при взаимодействии с взрослыми и детьми. Как правило, у таких детей ведущим является нарушение коммуникации. Первостепенная задача в этом случае - установление эмоционального контакта с ребенком и развитие его взаимодействия с окружающим миром. Чтобы установление эмоционального контакта было успешным, необходимо создать для ребенка комфортную ситуацию общения, которая подкреплялась бы приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. Сначала ребенок получает опыт комфортного общения, и только потом, добившись привязанности, создав некоторый кредит доверия, постепенно развивает более сложные формы взаимодействия. Предупреждению негативных реакций способствует организация целенаправленного поведения ребенка  четкий распорядок дня и формирование стереотипного поведения в определенных, часто повторяющихся ситуациях.

Создание развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей особенности и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ, способствует их включению в социальную жизнь, 36 позволяет им быть успешными, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общей жизни. У ребенка с ОВЗ появляется возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом. Кроме того, для остальных детей это возможность учиться понимать и ценить многообразие общества, лучше относиться друг к другу, осознать, что такое социальная справедливость. При поступлении ребёнка с ОВЗ разрабатывается лист динамики развития ребёнка, где можно отследить результаты коррекционной работы. У некоторых детей наблюдаются существенные улучшения, но о полностью положительных изменениях говорить не приходиться.

Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка с ОВЗ в ДОУ, является овладение ими игровыми и коммуникативными навыками. Во взаимодействии с педагогом и другими узкими специалистами, педагоги создают возможности для вхождения ребенка с ограниченными возможностями в социум через участие в разных формах и видах активности, тем самым, мы вместе обеспечиваем здоровье воспитанников в единстве психологического и физического аспектов. Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности. Образовательный процесс определяется учебным планом, расписанием ОД, перспективными планами, комплексно-тематическими планами, режимом дня. Организационными формами работы являются подгрупповая образовательная деятельность с воспитанниками.

Заключение

Образование является важнейшим аспектом существования в современном мире. Чем раньше ребенок начнет получать образование, тем адаптивнее и успешнее он будет. Следовательно, образование детей – одна из важнейших задач, стоящих как перед государством, так и перед каждой семьей. Концепция любого цивилизованного общества - равные возможности для всех, поэтому сегодня одной из основных идей образования является инклюзия, совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей. Государство активно внедряет различные обучающие программы, в том числе по инклюзивному образованию. Дети с ограниченными возможностями – дети с физическими или психическими ограничениями, обусловленными врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм. Состояние их здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Инклюзивное образование представляет собой совместную программу воспитания и обучения детей с ограничениями в здоровье и тех, кто не имеет таких проблем. Первые экспериментальные школы, принимавшие на обучение детей с ОВЗ и инвалидов, в нашей стране возникли в 1990-х годах. Однако законодательная база, дающая права на получение образования независимо от состояния здоровья, появилась только после 2012 года, благодаря изменениям в законе «Об образовании». Закон регламентирует права учащихся с ОВЗ на социализацию и возможность обучаться в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми. После чего инклюзия в России становится повсеместной. Возраст от 3 до 7 лет является важнейшим в становлении личности ребенка, в данный период начинается его активная социализация. Он познает различные виды деятельности, учится общаться со сверстниками и взрослыми. Поэтому важно уделять особое внимание инклюзивному образованию именно в дошкольном возрасте. В рамках  работы было проведено исследование в МБДОУ «Детский сад №81 Лесная полянка», особенностью организации которого является инклюзивное воспитание детей с ОВЗ среди сверстников в обычной группе. В ходе исследования было определено, что включение детей с ОВЗ в обычную группу обеспечивает безболезненный переход ребенка на следующую ступень образования - в школу. Они осваивают адаптированную образовательную программу на достаточном уровне, становятся более общительными. Тем не менее, организация и внедрение инклюзивного образования в рассматриваемом учреждении имеет ряд недостатков. К ним относится недостаточная квалификация специалистов, поскольку работа с детьми с ОВЗ требует дополнительных навыков. Материально-техническое оснащение не отвечает в полном объеме требованиям создания доступной среды. Для повышения качества инклюзивного образования важно, на наш взгляд, развивать взаимодействие специалистов разного профиля, родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей здоровых детей и общества в целом, а также разрабатывать и внедрять новые образовательные подходы, ежегодно обновлять индивидуальные программы, с учетом персональных возможностей и особенностей развития каждого ребенка, обмениваться опытом с другими организациями.

Список используемой литературы:

1. Адаптированная образовательная программа образовательной организации [Текст]: метод. рекоменд. по разработке / М.И. Солодкова, Ю.Ю. Баранова и др. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 224 с.

2. Акатов Л.И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности [Текст] / Л.И. Акатов. – М.: Просвещение, 2002. – Президентская программа «Дети России». – 448 с. 3. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. № 1. – 516 с. 4. Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования. // Инклюзивное образование. Выпуск 1. М., 2010. Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М. [Текст]. 1997. – 67 с. 5. Андикян Б.Д. Инклюзивное образование: особенности и тенденции развития [Текст] / Б.Д. Андикян // Вестник Московск. гос. гуманитарноэкономич. инст. – 2012. – № 2. – 56–62 с. 6. Ардзинба В. А. Инклюзивное образование инвалидов в Соединенных Штатах Америки // 4.Электронный журнал «Психологическая наука и образование». -2010, №5, [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. psyedu.ru/ files/articles/2282/pdf_version. pdf - С. (дата обращения 17.09.17) 7. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. П78

5.Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. – 189 с. 8. Борякова Н.Ю. Учебно-методический центр «Психология», 2001. – 464с. 11. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011г. "О положении детей в Российской Федерации" [Электронный ресурс] Режим доступа: / URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения 12.07.17). 12. Данилина Т. А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций – СПб. 2011. – 126 с. 6. Декларация прав ребенка (1959) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения 24.08.17) 14. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников – М. 2016. – 217 с. 15. Зайцев Д.В. 7.Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской научнопрактической конференции (г. Челябинск, 9 февраля 2016 г.) / отв. за выпуск: 75 Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 349 с. 20.

8. Инклюзивное образование. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными особенностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. М.2012. – 412 с. 21. - Инклюзивное образование. Выпуск 4.М., 2010. – 112 с. 33.

9.Педагогика и психология инклюзивного образования [Текст]: учеб. пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 256 с. 43. Показатели инклюзии. Практическое пособие. - РООИ «Перспектива», 2013. –79 с. 44. Понятие «Интегративное обучение» в общей педагогике [Электронный ресурс] Режим доступа: / URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения 15.06.17). 45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В новых условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться рабо...

Тема: Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

Данная разработка инновационной деятельности направлена на усовершенствования работы с детьми овз,  и на развитие современной образовательной среды в ДОУ, чтобы  данные дети чувствовали себя...

Тема: Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

Данная разработка инновационной деятельности направлена на усовершенствования работы с детьми овз,  и на развитие современной образовательной среды в ДОУ, чтобы  данные дети чувствовали себя...

Тема: Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

Данная разработка инновационной деятельности направлена на усовершенствования работы с детьми овз,  и на развитие современной образовательной среды в ДОУ, чтобы  данные дети чувствовали себя...

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции

Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и мет...

Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Хотелось бы, чтобы все участники воспитательного процесса научились видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ....