Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»
материал (старшая группа)

 

Мастер-класс

 «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»

Цель: - распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства формирования и обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

 Задачи:
- показать значимость дидактических игр в процессе развития речи;
- распространить педагогический опыт по применению дидактических игр в образовательном процессе;
- познакомить педагогов с разновидностями дидактических игр с целью повышения их профессиональной компетентности.

Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки, мяч, набор картинок по теме осень, картинки с изображением осенних пейзажей.

Ход мастер – класса: Вопросом разработки и содержанием дидактических игр – как средства обогащения словаря у детей, занимались многие исследователи (М.М. Конина, ЮС. Ляховская, В.И. Логинова, Н.П. Савельева, А.Н. Богатырева, Г.Н. Бавыкина и другие). В некоторых исследованиях раскрыты вопросы использования дидактических игр как метода словарной работы с детьми, но четкой системы в планировании и методике организации дидактических игр и лексических упражнений с детьми с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) в них не предлагается. Для детей дошкольников, страдающих ТНР, в процессе логопедической работы, большое значение имеют дидактические игры, направленные на обогащение и увеличение словаря, формирование лексико – грамматических категорий, а также на всестороннее развитие их личности. Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словесные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. М.М. Яшина и В.И. Алексеева отмечают, что игровые действия в словесных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.

Проблемой использования дидактических игр для обогащения словаря планомерно и в определенной системе согласно лексическим темам, я занимаюсь со старшей группы. К каждой лексической теме есть картотека. Для получения наиболее лучшего результата использую разнообразный занимательный материал. Работу по развитию словаря проводила на занятиях и в свободной деятельности, для этого был разработан перспективный план, создана игровая зона, картотека дидактических игр для формирования и обогащения словаря детей по всем лексическим темам.

На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях, В.И. Логинова выделила три таких направления:

- расширения словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

-усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

-введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

В НОД включаются игры:

- на уточнение названия, назначения предмета, составных его частей.

- на группировку предметов по определённому признаку.

- на определение направленного действия и место нахождения предмета (положи кубик на шкаф, а мяч под шкаф).

Постепенно дети овладевают способами образования новых слов, отличающихся своим лексическим строем (чай – чайник – чайная ложка). При работе с глаголами использование приставок - (по, при, у) Обязательно проводится работа над многозначностью слов. Работа со словами антонимами начинается с проверки и с уточнения известных детям названий, признаков предметов и действий, со сравнения контрастных признаков (вкуса, цвета, размера).

Рекомендации при организации речевых игр и упражнений:

- игры не должны быть длительными по времени (15-20 мин.);

- они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознано исправить ошибку;

- игра должна быть живой, интересной, доступной для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования;

- игра может быть частью общеобразовательного или проводиться в одном из режимных моментов (на прогулке, в минуты отдыха);

- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей при этом по возможности использовать и двигательную активность;

- в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью, стремления правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;

- в процессе игры руководитель принимает непосредственное участие; по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.

 Коррекционно - развивающая работа в ДОУ АООП с ТНР основывается на «Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  с 3-7 лет Н.В. Нищевой» в которой прописано содержание коррекционной работы по формированию словаря детей с ТНР. Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

  • Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
  • Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
  • Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
  • Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
  • Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их 
  • назначению и по вопросам «Какой? Какая? Какое?» обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.
  • Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и
  • использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
  • Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.
  • Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
  • Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

         В группе старшего дошкольного возраста ведущей задачей в развитии словаря является уточнение понимания смысла слов, активизация лексики, больше внимания уделяется глагольному словарю, антонимам и прилагательным (качественные - большой, старый, красный, легкий, красивый умный., относительные – железный, стиральный, спортивный, вчерашний., притяжательные- мамин, лисий..)

В подготовительной группе закрепляются полученные знания.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию подборку дидактических игр по лексической теме «Осень».  

Дидактическая игра «Подбери слова».

Цель: Расширять словарный запас детей, уточнять значение слов. Развивать мышление.

Материал. Мяч.

Ход игры

Предложить детям встать по кругу, поиграть с мячом и закончить фразу.

Моросит (дождь) .

Дует. (ветер) .

Вянет (трава) .

Желтеют. (листья) .

Опадают (листья) .

Льет (дождь) .

Улетают (птицы) .

Созревают (овощи, фрукты) .

Собирают (урожай) .

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?

Цель: упражнять в подборе прилагательных.

Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, «очей очарованье», расписная, пестрая)

Какими словами можно сказать об осеннем лесе? Лес осенью какой?

(задумчивый, унылый, тихий, настороженный, притихший, грустный, молчаливый, одинокий, словно терем расписной, золотой, багряный, лиловый, завороженный, опустевший, красочный, живописный)

Деревья осенью какие?

(красочные, разноцветные, пестрые, зеленые, желтые, оранжевые, яркие, голые, обнаженные)

Листья осенью какие?

(разноцветные, зеленые, желтые, ярко-красные, желтокрасные, желто-зеленые, оранжевые, бурые, пестрые, сухие, мокрые )

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цель: упражнять в подборе слов, обозначающих действия предметов.

Что можно сказать о листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат)

Что можно сказать о дожде осенью?  (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше)

Что еще можно сказать о солнце? (светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается., сияет, улыбается, ласкает, согревает, отдает свое тепло)

Что делают птицы осенью? (улетают в теплые края, собираются, в стаи, готовятся к перелету)

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

(Усложнение: добавляются существительные: киви, айва, персик, абрикос, авокадо, хурма, косточка)

Цель: расширение объема словаря предметов и признаков. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

Оборудование. Набор картинок по лексической теме.

Содержание: 

1 Вариант

Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко, абрикос, персик, киви, айва и др.). Взрослый дает следующее описание фрукта: «Коричневый, овальный, мохнатый, внутри зеленый». Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт. В случае затруднений с ответом взрослый просит ребенка: сначала назови все овальные фрукты. (Ребенок называет, остальные картинки убирают)

2 Вариант

Ребенок дает описание предметной картинки (фрукта или овоща), остальные дети отгадывают. Нужно, как можно больше подобрать определений.

Красное, круглое, сладкое, сочное, спелое.

Зеленый, длинный, пупырчатый, продолговатый.

Дидактическая игра «Назови целое»

Цель: Активизация словаря, развитие умения определять целое по его частям.

Содержание: Педагог называет части предмета, а дети угадывают сам предмет:

Ствол, ветки, сучья, кора, листья.

Дидактическая игра «Скажи по-другому»

Цель: Учить детей подбирать синонимы к словосочетанию.

Содержание: Детям называют словосочетания, например: осень идет, снег идет, человек идет. Обращают их внимание на то, как неинтересно слушать, когда повторяется одно и то же слово, и предлагают его заменить. «Осень идет—как можно сказать по-другому?» Дети подбирают слова, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает). Дождь идет (моросит, льет, капает).

Дидактическая игра «Умный словесник»

Цель: упражнять в подборе имен существительных: игра обогащает словарный запас детей.

Листья растения, дерева, куста — (листва).

Опадание листьев осенью — (листопад).

Отражение звука от предметов, отзвук — (эхо).

Осадки в виде водяных капель — (дождь).

Движение воздуха над землей — (ветер).

Мельчайшие капли воды в воздухе — (туман).

Масса мельчайших капель воды в атмосфере — (облако). Большое темное облако, из которого может пойти дождь, снег, град — (туча).

Яркий свет в небе во время грозы, сопровождаемый громом — (молния).

Дидактическая игра «Все наоборот»

Цель: развивать связную речь (умение строить сложное пред ложение доказательной формы высказывания); упражнять детей в установлении причинно-следственных связей.

Материал: фото или картинки с изображением осенних пейзажей.

Вариант 1. Игровые действия: подбирать слова-антонимы.

Воспитатель. Объявляется минута «Все наоборот». Я буду называть слова, определения, а вы не соглашайтесь со мной, отвечайте слово - «наоборот» (антонимом).

Осень ранняя — весна поздняя.

День веселый — ночь грустная.

День солнечный — ночь пасмурная.

Небо чистое (яркое) — земля грязная (блеклая).

Время холодное — теплое, жаркое.

Облако белое — туча черная. И т. д.

Вариант 2. Игровые действия: подбирать слова-антонимы.

Лето жаркое, а осень — ... (холодная).

Лето засушливое, а осень — ... (мокрая, дождливая).

Весна ранняя, а осень — ... (поздняя).

Весной дни длинные, а осенью — ... ( короткие).

Летом поля с урожаем, а осенью — ... (пустые).

Летом яблоки зеленые, а осенью -- ... (спелые). И т. д.

Уважаемые коллеги! Я хочу предложить Вам ненадолго самим стать детьми и поиграть всем вместе.

Игра с мячом «Я знаю шесть названий овощей»  (Грибов, фруктов, перелетных птиц)     

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Содержание: Играющий, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю три названия деревьев: клен, береза, осина». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

Игра с мячом «Осенние ассоциации»

Цель. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Оборудование: Набор картинок по лексической теме «Осень».

Содержание: Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо признак предмета: «Желтая». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (трава), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: холодный - ветер; колючий – еж; серое -небо; круглое -яблоко; разноцветные - листья.

Игра «Бывает – не бывает»

 Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.

Содержание: Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Осень». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д.

Рефлексия: Дорогие коллеги! Как вы себя ощущали в играх? Правда, непросто? Не такие сложные задания, а многие растерялись. Вот так и наши дети. Нам кажется, что мы даем им легкие задания, но не все справляются. Не торопитесь с выводами!
Вот на этом мы, наверное, сегодня и остановимся. Я рассказала Вам о дидактических играх на формирование и обогащения .Хочется надеяться, что может какие-то игры и пособия показанные и перечисленные сегодня Вам пригодятся в работе. Большое спасибо всем за помощь и внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализовано-экологические игры для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Сказки для Лунтика»

Технология ознакомления детей  с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с  экологическими представлениями через театрализованные игры ....

«Формирование ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Сборник дидактических упражнений

laquo;Формирование ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»Сборник дидактических упражнений...

ИГРЫ С КОЛЬЦАМИ ЛУЛЛИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это приспособлен...

Авторская методическая разработка "Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Авторская методическая разработка "Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушен...

Дидактическое пособие. Лэпбук "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Дидактическое пособие в виде лэпбука позволяет развивать логическое мышление и операции мышления у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. В пособии представлены дидактические игры...

Авторская методическая разработка.Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Авторская методическая разработка .Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями ...

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работ...