Статья на тему: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ.
статья

Филиппова Яна Андреевна

Статья на тему:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_statya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Детский сад «Сказочная планета»

Статья на тему:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ.

Выполнила : Филиппова Яна Андреевна

       

Санкт- Петербург

Основные направления работы по психолого-педагогическому сопровождению.

Систему психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ  можно представить в виде горы, в основании которой находится такое направление работы как психодиагностическое сопровождение. На основе его и строится коррекционно-развивающее, консультационное и психопрофилактическое сопровождение, необходимое для того, чтобы достичь вершины горы. Вершиной горы является психологическое просвещение, которое направлено на формирование психологического здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ являются:

- психодиагностическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса: изучение процесса адаптации детей при поступлении в ДОУ,  диагностика склонностей и способностей детей с целью выявления талантливых детей, диагностика психологического здоровья дошкольников, диагностика готовности к школе;

- коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: развитие школьно-значимых функций, познавательных процессов, снижение индекса тревожности, агрессивности, импульсивности; 

- психопрофилактическое и здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: профилактика нарушений поведения, коммуникативной сферы, формирование жизненных навыков;

- психологическое просвещение и консультирование: формирование психологической культуры детей, родителей и педагогов.

    Организованная таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.

 Психологическая диагностика

Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей. В течение адаптационного периода ведется наблюдение за поведением детей в младших группах, которое показывает, как протекает привыкание детей к новым условиям, освоение нового пространства. Проводится анкетирование родителей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка в семье и детском саду. Для выявления динамики уровня адаптированности детей к детскому саду проводится сравнительный анализ диагностирования в начале и в конце адаптационного периода.

          Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (октябрь) и в конце (апрель).                        

Для обследования применяются следующие методики:

Ориентировочный тест определения школьной зрелости                                Керна-Йерасека;

Вербальная часть (Я. Иерасек) (конец года);

Психосоциальная зрелость (С.А. Банков) (начало года);

 «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин);

Мотивационная готовность (Л.А.Венгер)  (конец года).

Углубленная диагностика детей, показавших низкий уровень готовности к школе, а также детей, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, осуществляется по материалам для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях автора Забрамной С.Д.

 Психодиагностика эмоционально-личностной сферы педагогов проводится по их личному запросу индивидуально. Педагоги вторых младших групп и первых младших групп  заполняют «Карты наблюдения» на начало и конец адаптации, в средних, старших и подготовительных группах воспитателями заполняются «Карты оценки эмоционального состояния ребенка в группе».

Родители заполняют анкеты на предмет адаптации ребенка к ДОУ, готовности к школе, анкеты по оценке нервно-психического состояния ребенка. На основании заполнения данных анкет готовятся  консультации в информационные папки в каждой группе.

 Психологическое сопровождение

Направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Возможно проведения с детьми  групповых занятий по развитию эмоционального мира с использованием программы В.М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников»  с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Для профилактики дезадаптации осуществляется психологическое сопровождение ребенка в условиях дошкольного учреждения: групповые и индивидуальные игры и занятия с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирования идентичности с коллективом. Проводится индивидуальная работа по профилактике дезадаптации, в которой используются игры с  водой и песком с целью установления контакта с ребенком. Выявляются такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

Проводится, как правило, по просьбе воспитателя или родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. Предварительно психолог беседует с воспитателем, выясняет, как последний оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в его воспитании и обучении, собирает первоначальные сведения о семье ребенка. Наблюдение за ребенком в группе – за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима – помогает психологу создать первоначальное общее представление о ребенке.

Перед началом обследований психолог должен создать благоприятные условия для общения с ребенком. Так, нецелесообразно отрывать ребенка от интересного для него занятия, приводить его на обследование против воли, так или иначе принуждать к выполнению заданий – это затруднит ход исследования, диагностические данные  не будут получены, а результатом окажутся не  показательными. Установление доверительного и доброжелательного контакта, хорошего взаимопонимания между психологом и ребенком является необходимым условием получения достоверных результатов.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа  ведется по следующим направлениям:

- работа с агрессивными детьми (сказкотерапия),

- с детьми с гиперактивностью (программа Сиротюк А.Л., программа Арцишевской И.Л.),

- тревожными, застенчивыми детьми (Г.Б.Монина, Е.К.Лютова),

- работа по развитию школьно-значимых функций («Ступеньки к школе» Безруких М.М.).)

 В диагностическо-коррекционной работе выделяются наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учитываются пожелания воспитателей и родителей. Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах, к ним относятся:

1. Адаптация ребёнка к ДОУ.

2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.

3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.

4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.

5. Готовность ребёнка к школе.  

Уровень развития детей младшей группы определяется в основном у детей с нарушениями в познавательной сфере в начале и конце учебного года, а в середине проводится коррекционно-развивающая работа.  

В средней группе работа проводится с детьми, у которых значительные и частичные нарушения в познавательной и личностной сферах. В случае необходимости планируется ряд развивающих занятий с детьми для профилактики возникновения типичных нарушений в более старшем возрасте: развитие графических умений, воображения, коммуникативных навыков, уверенности ребёнка в своих силах.

В старшей и подготовительной к школе группе обследует детей на предмет психологической готовности к школе. После проведения диагностики в этих группах проводится коррекционная работа с привлечением родителей, которым даются соответствующие рекомендации. Результат коррекционных мер и динамика развития представляется на ПМПк.    

         В подготовительной к школе группе проводятся родительские собрания, где родители знакомится с понятием психологической готовности ребёнка к школе, настраиваются на оказание конструктивной помощи ребёнку в случае затруднений и выполнение рекомендаций психолога и воспитателя. Диагностика проводится три раза в год (первичная – октябрь, промежуточная - январь, февраль, заключительная - апрель) в присутствии родителей (по желанию), что позволяет им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребёнка, способствует пониманию ребёнка и оказанию ему необходимой помощи.  

Психологическое просвещение

Направлено на формирование психологической культуры всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогов, которое заключается в формировании жизненных навыков, профилактике дисгармоничного развития.

Формы по психологическому просвещению разнообразны: это лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы и т.п.

Начиная работу в детском учреждении психолог прежде всего должен рассказать коллективу и родителям о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь может оказать.

Необходимо разъяснить, что детская психология не является отраслью медицины – она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий. Это позволяет снять негативную и неадекватную установку по отношению к психологу и наладить партнерские отношения со взрослыми участниками воспитательного процесса. Темы лекций, бесед, консультаций могут варьироваться в зависимости от конкретных условий, но некоторые  из них можно рекомендовать для любого детского учреждения. Вот их примерный перечень:

  1. Роль природных свойств ребенка, условий его жизни и воспитания в психическом развитии;
  2. Психологические особенности детей разных дошкольных групп;
  3. Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению;
  4. Развивающие значение разных видов детской деятельности – игры, рисование, конструирование и др.;
  5. Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка;
  6. Создание условий для эмоционального благополучия ребенка;
  7. Особенности подхода к «трудным» детям»;
  8. Адаптация ребенка к детскому учреждению.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.

Консультативная работа

С воспитателями младших групп проводится по вопросам течения адаптации  детей, особенностям развития, протеканию кризиса 3х лет, где они получают рекомендации  по формированию игровой культуры ребенка и снятию эмоционального напряжения. Родителям в этих группах даются рекомендации по смягчению адаптационного периода. В средних, старших и подготовительных группах проводятся консультации для педагогов и родителей  в начале и конце учебного года по результатам диагностики психологического здоровья детей. Также в подготовительных группах родители и воспитатели на консультациях по результатам диагностики готовности к школе в начале и конце учебного года получают необходимые рекомендации по развитию школьно-значимых функций.

Компоненты психолого-педагогического сопровождения.

Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

1. Профессионально-психологический компонент сопровождения - представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической

психологии: Ребенок не может быть средством - он всегда цель психологического сопровождения.

2. Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией детского сада, при этом используются разнообразные формы активного полусубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики открытость и развивающийся характер.

Принципы психолого-педагогического сопровождения:

1. Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

2. Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.

3. Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

4. Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.

5. Принцип комплексности подразумевает со организацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и других специалистов.

 6. Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса.

7. Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы   самостоятельно, создать   способности   для   становления способности ребенка к саморазвитию.

8. Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.

9. Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.

10. Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение организуется с момента поступления ребенка в детский сад и прохождения им в процессе социальной адаптации. Проводится собеседование с родителями ребенка, выявляются особенности раннего развития и воспитания в семье и возможные факторы риска в анамнезе. Психолог совместно с воспитателями групп раннего возраста анализирует результаты диагностики нервно-психического развития и разрабатываются рекомендации дальнейшей развивающей работы с детьми.

Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.

         Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности детей и формированием у них навыков.

В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются: 

Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности ребёнка и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГТ. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:

 1. активное участие детей в жизни ДОУ, инициативность, творчество;

 2. бесконфликтное взаимодействие со сверстниками;

 3. отсутствие конфликтов с педагогами.

Психологическая эффективность:

1. субъективное ощущение у детей комфорта и уверенности в ДОУ;

2. адекватная самооценка;

3. сформированность Я – концепции личности;

4. оптимальное развитием его способностей.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Основные направления работы по развитию творческих способностей дошкольников

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребенка-дошкольника - творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей...

Презентация к родительскому собранию на тему:«Основные направления работы на учебный год. Возрастные особенности детей 3-5 лет»

В этой презентации представлены основные направления работы с детьми разновозрастной (младшей-средней) группы на 2019-2020 учебный год....

Презентация на тему:"Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС"

Данная презентация содержит в себе направления работы с родителями ...

Сообщение на тему:«Основные направления работы с родителями в образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС»

Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может заменить роль института семьи в формировании личности, какими бы квалифицированными кадрами первый не располагал. Именно в семье прои...

Буклет на тему "Основные направления работы по развитию связной речи у дошкольников"

Связная речь — развернутое изложение определенного содержания, которое осуще­ствляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.Известны два основных вида речи &md...