Применение ИЗО - терапии в коррекции и развитии компетенций эмоциональной сферы у дошкольников с ОВЗ
методическая разработка

Аксененко Юлия Александровна

Программа по самообразованию педагога - психолога. Тема : "Применение ИЗО - терапии в коррекции и развитии компетенций эмоциональной сферы у дошкольников с ОВЗ". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа самообразования педагога - психолога

Аксененко Юлии Александровны

на 2021-2022 учебный год

Сведения о себе:

Ф.И.О. Аксененко Юлия Александровна

Год рождения:

Образование:

Год окончания:  

Специальность по диплому: Специальный психолог по специальности  Специальная психология с дополнительной специальностью Олигофренопедагогика

Место работы:  муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара

Должность: педагог - психолог

Общий стаж:     педагогический стаж:     стаж в данной должности:

Квалификационная категория:

1. Тема, учреждение, сроки прохождения

Методическая тема: "Применение ИЗО - терапии в коррекции и развитии компетенций эмоциональной сферы у дошкольников с ОВЗ"

Сроки разработки темы: 2021 – 2022 уч. г.

Цель самообразования:

совершенствование профессионального мастерства и компетенции в вопросах развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников с ОВЗ, путем применения ИЗО – терапии.  

Задачи:

- повысить собственные профессиональные и межпредметные знания, умения, навыки;

-изучить методическую, психолого - педагогическую литературу по заявленной теме;

 - организовать консультационную и просветительскую деятельность по вопросам использования ИЗО – терапии в коррекционно – развивающих занятиях с дошкольниками ОВЗ;

- транслировать передовой педагогический опыт в рамках семинаров;

- разработать методические материалы для педагогов, родителей.

Обоснование выбранной темы.

Эмоциональная сфера человека представляет собой сложную регуляторную систему. Нарушения в этой сфере препятствуют свободному взаимодействию личности с окружающим миром, приводят к отклонениям в личностном развитии, стимулируют появление психологических расстройств. Корни большинства эмоциональных проблем взрослых кроются в детском возрасте.

Среди глобальных проблем человечества в современном мире, особое место

занимает психическое и физическое здоровье детей. На сегодняшний день очень много работ посвящено внимательному изучению эмоциональной сферы дошкольников. Изучая работы по исследованию эмоциональной сферы дошкольников с ОВЗ, отмечаю то, что у детей  наблюдается незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Точная и глубокая диагностика эмоциональных нарушений, а также коррекция и прогноз развития детей с данными симптомами имеют огромное значение для здоровья ребенка и его жизни, также для жизни семьи и общества в целом.

Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что при обилии исследований, посвященных  изучению эмоциональной сферы, в настоящий момент существует дефицит исследований, направленных на поиск способов психопрофилактики и коррекции компетенций эмоциональной сферы дошкольников с ОВЗ. Считаю, что в работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы, и что изо – терапия является как раз таким методом.

Ее  преимущества следующие:

- не имеет возрастных ограничений в использовании. Нет противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.

- является средством свободного самовыражения и самопознания.

- вызывает положительные эмоции, помогает сформировать более активную жизненную позицию.

- основана на мобилизации творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

 Суть изо - терапии – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства. Обычно это рисование, но программа изо-терапии может включать применение техник лепки из пластилина, глины, занятия по декору и фотосъемке. Во время рисования устанавливается контакт с внутренним “Я”, с интуицией и чувствами – будь то позитивные или негативные чувства, – которые могут нахлынуть на ребенка во время творческого процесса. 

Основная цель изо- терапии – избавить ребенка от таких проблем, как:

  • неспособность выражать чувства и эмоции, психологическая «зажатость», нервозность, агрессивность, страхи;
  • неуравновешенность, ревность;
  • низкая самооценка;
  • неустойчивое поведение;
  • хронические стрессы;
  • недопонимание в семье;
  • отсутствие развития творческого потенциала, скрытых возможностей и ресурсов.

Таким образом, тема: "Применение ИЗО - терапии в коррекции и развитии компетенций эмоциональной сферы у дошкольников с ОВЗ" актуальна.

Календарно-тематическое планирование

плана по самообразованию педагога – психолога

Автор

Аксененко Ю.А., педагог - психолог

МБДОУ «Детский сад №1»

г.о. Самара

Тема

"Применение ИЗО - терапии в коррекции и развитии компетенций эмоциональной сферы у дошкольников с ОВЗ"

Этап

Содержание

Информационно-аналитический

Изучение литературы по теме:

1. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.

2.Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: Эксмо-Пресс, 256 с, 2002

3. Божович, Л. И.  Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 398 с, 2008

4. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965

5. Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии". СПб.: Златоуст, 2005

7. Изард, К. Э.  Психология эмоций. СПб.: Питер, 464 с.; 2009

8.Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010

9. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001

10.Киселева, М. В.  Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, 160 с.; 2006

11.Киселева, М. В.  Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 330 с.;2007

12.Киселева, Т. Ю., Беловолова, С. П.  Арт-терапия как психолого- педагогическая технология. Сибирский педагогический журнал, № 11, с. 218–225; 2010

13. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Л. Д. – Спб.: Речь, 2003. – 256с.

14. Лебедева, Л. Д. Теоретические основы арт-терапии/ Л. Д.Лебедева//«Школьный психолог»

– 2006г. – №3(361). – С.9-11.

15. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб.для студ.сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248с.

16. Остер, Дж., Гоулд П. "Рисунок в психотерапии". М., 2000

17. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: «Класс», 2005

18. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007

19. Сизова, А. В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии/ А. В.Сизова// научно-методический журнал «Коррекционная педагогика» – 2005– №3(9). – С.76-80

Практический

Апробирование полученных знаний в практической работе с детьми,  ведение в коррекционно – развивающую работу техник изо – терапии.

Изготовление дидактического материала.

Разработка рекомендации для родителей «Изо-терапия в помощь родителям».

Буклет «Любимый цвет вашего ребенка»

Отчётность

Картотека техник  изо - терапии

Практические рекомендации для воспитателей и родителей по теме самообразования.

 Открытое коррекционно - развивающее занятие с использованием изо-терапии для дошкольников с ОВЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Цветомузыкальная терапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников"

В исследовательской работе представлена интеграция музыкотерапии и цветотерапии, определены цели и задачи, этапы реализации, результаты исследования....

Использование арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников

Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через ег...

«Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности»

Статья опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2014-2015 учебного года...

Развитие социально - эмоциональной сферы младших дошкольников в условиях детского сада.

hellip;Воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружаю...

"Применение ИЗО - терапии в коррекции и развитии компетенций эмоциональной сферы у дошкольников "

Изотерапия  -  одна из популярных и доступных методов познания себя. На бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри. Это направление способствует освобожден...

Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности

В последние годы всё больше времени дети проводят у телевизора, за компьютером,  меньше общаются со взрослыми и друг с другом, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети...

Программа по коррекции и развитию социально-эмоциональной сферы детей 5-7 лет

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное вн...