Методическая разработка. Самообразование по теме: "Развитию мелкой моторики в первой младшей группе"
методическая разработка

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

(2-3 года)».

 

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики  пальцев  рук детей младшего дошкольного  возраста.

 

Задачи:

1. Подготовить методический материал по данной теме,  картотеку пальчиковых игр.

2.  Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

3.  Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность

4. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук

 5. Улучшить общую двигательную активность

 6. Содействовать нормализации речевой функции

7. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность

8. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми

9. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для                             развития мелкой моторики

10.  Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей  дошкольного  возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов

11. Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной и учебно-методической литературы

12. Разработать перспективный план работы с детьми

13. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

14. Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Что такое мелкая моторика  и почему так  важно её развивать?»

15. Оформить папку-передвижку для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»

16.Подготовить презентацию - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей  младшего дошкольного возраста»

Актуальность:

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна.

            Работая в первой младшей дошкольной группе, я стала замечать, что сегодня, в век информатики и электроники, дети стали физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Процент таких детей в группе заметно вырос. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они даже отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, а также не успевают на занятиях.

            Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. А это в дальнейшем формирует школьные трудности.

            Наша задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

            Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №98 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

 

Воспитатели:

Инчина Алла Николаевна

2021-2022 учебный год

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

(2-3 года)».

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики  пальцев  рук детей младшего дошкольного  возраста.

Задачи:

1. Подготовить методический материал по данной теме,  картотеку пальчиковых игр.

2.  Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

3.  Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность

4. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук

 5. Улучшить общую двигательную активность

 6. Содействовать нормализации речевой функции

7. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность

8. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми

9. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для                             развития мелкой моторики

10.  Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей  дошкольного  возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов

11. Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной и учебно-методической литературы

12. Разработать перспективный план работы с детьми

13. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

14. Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Что такое мелкая моторика  и почему так  важно её развивать?»

15. Оформить папку-передвижку для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»

16.Подготовить презентацию - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей  младшего дошкольного возраста»

Актуальность: 

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна.

        Работая в первой младшей дошкольной группе, я стала замечать, что сегодня, в век информатики и электроники, дети стали физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Процент таких детей в группе заметно вырос. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они даже отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, а также не успевают на занятиях.

            Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. А это в дальнейшем формирует школьные трудности.

        Наша задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

        Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.

Прогнозируемый результат:

  1. Расположить к себе ребенка через тактильный (телесный) контакт и тем самым облегчить процесс адаптации.
  2. Совершенствовать ловкость и точность движений, улучшить  память, внимание, терпеливость.
  3. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
  4. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
  5. Повысить уровень знаний о значимости развития мелкой моторики. Научить создавать дома условия для этого, использовать дидактические игры и правильно подбирать их.
  6. Заинтересовать родителей актуальностью развития мелкой моторики рук детей.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

  1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование монтессори-пособий.
  2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.
  3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

Использование различных форм работы с детьми.

Формы работы с родителями:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

Использование дидактических игр:

«Непослушные колечки» (игра с пирамидками)

«Забавные шнуровки» (различные шнуровки)

«Оденем куклу»

«Пришей пуговицу»

«Сухой бассейн»

«Развешиваем белье»

«Веселые ежата», «Где у рыбки хвостик?» (игры с прищепками)

«Волшебные палочками» (счетные палочки)

«Поиграй на пианино» и др.

- индивидуальная работа.

Методы и приёмы работы:

- пальчиковые гимнастики;

- изготовление дидактических игр, шнуровок;

- использование нестандартного счетного материала;

- использование нетрадиционных техник рисование;

- лепка из пластилина и соленого теста;

- игры с кубиками, конструкторами;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов;

- коллекционирование бусинок, пуговиц, камешков, фантиков и др.;

- рассматривание книг, иллюстраций предметов народного искусства и своих готовых изделий;

3. Предоставление отчета о работе.

Работа по данному направлению началась с изучения педагогической литературы, анализа исследования ученых по данной теме.

Методическая  работа

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой , мониторинг .

Сентябрь 2021 г

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук.

В течение года.

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Роль мелкой моторики рук в развитии речи дошкольника»

Январь 2022г.

Конспект консультации

Работа с детьми

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Занятия по развитию навыков самообслуживания

В течение года

Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (шнуровки, вкладыши, складывание разрезных картинок, матрешек, пирамидок)

В течение года

Фотоотчет

Развитие мелкой моторики, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, конструированию (использование нетрадиционных техник рисования, пластилинографии, лепка из соленого теста, различные конструкторы и т.д.) 

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений, памяти:

 - «Чудесный мешочек»

 - «Определи на ощупь»

 - «Узнай фигуру»

 - «Найди пару»

 - «На что похоже?» и т.д.

В течение года

картотека

Дидактические игры с использованием различных предметов, бросового материала:

- «Выложи узор»

- «Составь по образцу»

- «Найди, что спряталось» 

- «Назови фигуры» и т.д.

В течение года

картотека

Самомассаж кистей рук и пальцев с предметами и без них

В течение года

картотека

Пальчиковые игры, гимнастика, театр, варежковый театр, театр теней.

В течение года

картотека

Отчет по самообразованию

Май 2022г.

Работа с педагогами

1.Консультация для педагогов на тему: «Что такое мелкая моторика  и почему так  важно её развивать?»

ДЕКАБРЬ

2.Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»

ФЕВРАЛЬ

3.Презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего  дошкольного возраста»

МАЙ

Самореализация

1.Изучить литературу по  теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей    младшего дошкольного возраста»

2.Внедрение в работу с детьми  дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики дошкольников

3.Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук

4.Консультация для воспитателей: «Что такое мелкая моторика  и почему так  важно её развивать?»

5.Составить картотеку упражнений  по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук

7.Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»

8.Выступление на педсовете: презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей  младшего дошкольного возраста»

В

ТЕЧЕНИЕ

ГОДА

Изучение методической литературы

Работа со следующей научной и учебно-методической литературой:

1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2010.

2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

3.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2009.

4.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2011.

5.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

6.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2012.

7.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 2013.

8.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2009.

9. Кольцова М.М «Развитие моторики». – М.: Эксмо, 2012.

10.Елена Данилова «Пальчиковые игры». – М.: Эксмо, 2011.

11.Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». – М.: Эксмо, 2011.

12. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». - М.:  2009

13. Крупенчук О. И. «Стихи для развития речи». - СПб.: 2014

14. Жукова О. «Развиваем мелкую моторику». - М.: АСТ Школа раннего развития. Школа Олеси Жуковой, 2017

 

В

ТЕЧЕНИЕ

ГОДА

Практические выходы:

  1. Сделать консультацию для воспитателей и родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;
  2. Оформления стенда для родителей «Наши пальчики играют»;
  3. Сделать папки- передвижки «Значение игр с крупой, бусиной, пуговицами для развития мелкой моторики детей», «Пальчиковая терапия»;
  4. Выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему: «развитие мелкой моторики в первой младшей группе»

В презентации указаны цель, задачи, также предполагаемые результаты проекта. Формы работы с детьми и родителями....

Сценарий родительского собрания по теме: «Развитие у ребенка мелкой моторики рук» (первая младшая группа)

Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей раннего возраста. Задачи: - показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;- обозначи...

Методическая разработка на тему:"Развитие культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе"

Освоение гигиенической культуры – одна из основных задач всестороннего развития ребёнка и охраны его здоровья. Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государствен...

Методическая разработка по теме: " Развитие сенсорных способностей у детей первой младшей группы через дидактические игры"

Методическая разработка по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей первой младшей группы через дидактические игры"....

Методическая разработка: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается  педагогами,  психологами  и  другими  специалистами  в  области д...

Конспект занятия по развитию мелкой моторике в первой младшей группе "Помощь ежатам" (Самообразование)

Цель: Развитие пространственных представлений, умение отображать в речи с помощью предметов (на, под, за, в, и др.) местонахождение вещей. Формировать представление один, много. Развивать общую и...