Проект «Наши добрые дела»
проект (старшая группа)

САПКО ВИКТОРИЯ ИВАНОВНА

Актуальность проекта:

В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях.

Наша задача не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dobrye_dela.docx72.03 КБ

Предварительный просмотр:

          Проект «Наши добрые дела»

Актуальность проекта:

В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях.

Наша задача не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия. В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей.

Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?

Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.

Все это способствовало возникновению идеи создания проекта для детей старшего дошкольного возраста «Наши добрые дела» на базе детского сада. Проект направлен на формирование интереса к общественной жизни; бережного отношения к живой и неживой природе; познанию себя и себе подобных, воспитанию гуманных чувств.

Цель, задачи педагогического проекта

Цель проекта:

1. Воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи.

Задачи проекта:

1. Довести до сознания детей необходимость ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения, а так же положительное отношение ко всем людям.

3. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.

4. Закреплять знания правил вежливого общения.

5. Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).

6. Расширять представления детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

7. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.

8. Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

9. Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки. [8, 13]

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы  

                                           

                                   Реализации проекта

Реализация проекта направлена на достижение целей и задач направлений: «Познавательно – речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», способствующих формированию культуры ребенка, всестороннему развитию свободной творческой личности воспитанника, его коммуникативных навыков. Это позволит ему успешно адаптироваться к жизни.

Сроки реализации проекта: 08.11.2021 – 12.11.2021г.

Этапы реализации проекта:

Первый этап. Целеполагание.

Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

Второй этап. Разработка проекта (подготовительный).

1. Довести до участников важность данной темы.

2. Наметить план действия

3. Информировать родителей (законных представителей) с планом проекта «Впустите в сердце доброту».

4. Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу (по теме проекта).

5. Подбор методической литературы:

Третий этап. Основной.

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Четвертый этап. Итоговый.

Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта.

Продукт проекта – Акция «Кормушка для птиц».  Оформление в группе фотовыставки «Наши добрые дела дома и в детском саду»

При условии реализации проекта «Наши добрые дела» можно предположить следующие результаты:

1. Создание в группе необходимых условий по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

- Оформление тематических книжных выставок в группе: демонстрация совместного творчества детей, педагогов, родителей.

- Оформление выставки рисунков на тему «Доброта вокруг нас».

- Практическая мастерская «Подари улыбку прохожему», изготовление открыток «Рецепт счастья».

- Оформление уголка для родителей рубрикой «Сотвори добро».

2. Активное участие родителей в реализации проекта в результате, которого происходит преемственность между детским садом и семьей по нравственному воспитанию.

3. Более бережное отношение детей к живому миру природы.

4. Способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.

5. Создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями, пословицами и поговорками о добре.

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.

- Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской активности в непосредственной образовательной деятельности, в беседах с детьми, акциях «Подари улыбку прохожему», «Письмо снегирю», «Кормушки для птиц», «Книжкина больница», коллективная работа «Дерево любви и доброты», «Спешите делать добро».- Оценка заинтересованности и активности родителей в проекте происходит через их участие в акциях «Кормушки для птиц».

- Оценка активизации деятельности педагога отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

                                          Паспорт проекта

 «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром». С таких замечательных слов началась проектная тематическая неделя Добра в нашей группе. Зависит ли что от педагогов, в воспитании добрых чувств ребенка? «Да»! – говорит ученый и педагог-новатор Ш.А. Амонашвили и видит только один путь гуманного подхода к детям. Это ему принадлежат замечательные слова: «Педагог! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло». [

В реализации проекта мы руководствовались следующими принципами в педагогической деятельности: 

1. Первый – любить ребенка, т.к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим.

2. Второй – очеловечить среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечить душевный комфорт и равновесие.

 Взаимодействие с родителями: предложить родителям вместе с детьми посмотреть и обсудить мультфильмы о дружбе: «Дружба», «Просто так», «Хитрый лягушонок», «Настоящая дружба». Прочитать детям сказки о дружбе: «Под грибом» В.Сутеева, «Самый большой друг» С.Прокофьевой, и др. Беседовать с детьми о дружбе.Обсуждение целей и задач проекта. Формирование интереса у родителей к созданию условий для реализации проекта.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, литературы по данной теме для чтения и бесед. Создание условий для реализации проекта.

Акция «Кормушка для птиц».

Совместная работа педагогов, детей и родителей по изготовлению кормушек.

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме «Решение педагогических ситуаций» (Приложение 1)

Просвещение родителей через информационный стенд и индивидуальное общение.План реализации третьего этапа проекта:

Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Тропинка добра» . Тренинг «Пойми меня (Приложение 6)

Коллективная работа «Дерево добра и любви»

Акция «Письмо Снегирю»

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Разучивание: пословиц о добре (Приложение 2)

Разучивание игр «Я не должен – я должен», «Мост дружбы», «Радио», «Секрет», «Добрые и вежливые слова» и др. (Приложение 3)

Разучивание песен о дружбе (Приложение 4)

Разучивание мирилок (Приложение 5)

Составление, рисование и отправка писем Снегирю. 

Акция «Подари улыбку прохожему» с рецептом счастья.

Беседы о добрых поступках и делах.

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Изготовление открытки «Рецепт счастья»

 Просмотр презентации «Доброта»

Сотвори добро - «Накормим птиц».

Акция «Кормушка для птиц».

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» Просмотр презентации «Быть плохим или хорошим»

Изготовление родителями вместе с детьми кормушек и вывешивание их на участке.

В течение всей недели читали детям стихи, рассказы, сказки: С. Я. Маршака «Друзья-товарищи», Г. Остера «Вредные советы», В. Осеевой «Рыжий кот», «Добрые слова», В. Маяковского «Что такое хорошо и, что такое плохо», ненецкие сказки «Айога», «Три сына», Е. Благининой «Подарок», «Как светлячок друга искал», стихи А. Кузнецова «Подружки», Е.Серова «Нехорошая история», Л.Толстой «Лев и собачка»…

Слушали с детьми музыкальные произведения «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика), Барбарики «Доброта», Леопольд «Ярко светит солнце»…

В течение всей недели дети делали Добрые дела: «Книжкина больница» – организация работы по ремонту старых книг, изготовление кормушек для птиц из строительного материала, ухаживали за комнатными растениями, помогали посильной помощью помощнику воспитателя, дворнику, учили детей выкладывать солнышко из счетных палочек, зашнуровывать ботинки, очищать дощечки от пластилина, точить карандаши, изготавливали поделки для мам и пап к праздникам.

Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Дарите людям доброту» . Тренинг «Пойми меня (Приложение 6)

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Просмотр мультфильмов:«Добро пожаловать»,«Сказка про доброго носорога»,«Как ослик счастье искал», «Цветик- семицветик.»

Коллективная работа «Спешим делать добро»

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Вывод: во время реализации проекта «Наши добрые дела» приняли участие дети старшей группы в количестве 15 человек; родители; воспитатель.

4 этап – итоговый  включил в себя сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта.

Продукт проекта – Акция «Кормушка для птиц», 

- Оформление в группе фотовыставки «Наши добрые дела дома и в детском саду»

                     Список используемой литературы:

1. В.Н. Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников». Образовательное пространство ДОУ. Учитель, 2009г.

2. Г.Б. Голуб, Е.А Перелыгина «Основы проектной деятельности». Учитель, 2008г.

3. Г.А. Киселева «Проектный метод в деятельности ДОУ» - Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Аркти, 2011г.

4. К.Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Сфера, 2009г.

5. Л.И. Грехова «В союзе с природой», «Сервисшкола», Москва, 2003г.;

6. М.В. Дубова «Организация проектной деятельности дошкольников, Детство-Пресс, 2008г.

7. Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова «Дети, взрослые и мир вокруг нас», «Просвещение», Москва, 1993г.
8. О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду», «Учитель», Волгоград, 2011г.

9. Под редакцией М.А. Васильевой «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы», «Мозаика синтез, Москва, 2010г.
10. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду», «ВАКО», Москва, 2011г.;

11. Т.А. Маркова «Детский сад и семья», «Просвещение», Москва, 1986г.;

Интернет – ресурсы:

1. http://festival.1september.ru.

2. http://www.uchmag.ru
3. 
http://eduhmao.genum.ru

Приложение

Приложение №1

Решение педагогических ситуаций

  1. «…На глазах у родителей мальчик, выйдя из группы, ударил девочку по голове.

- Ты что делаешь? – возмущенно крикнула мать мальчика. Ручка-то у тебя заболит.

- Разве можно так мальчик? – со всех сторон послышалось.

- А пусть не плюется! – с искренней убедительностью, в правоте содеянного ответил тот.

- Видишь? – воодушевившись ответом сына, женщина обратилась уже к людям.

- Он защищался!

- Правильно сынок, не давай себя в обиду. Следующий раз не плюнет.

- Как поступили бы вы? (Для размышления).

  1. «…В троллейбусе все обратили внимание на плачущую девочку. Из-за отворота пальто торчала лохматая голова кота. Он вырывался, мяукал, а она что-то ласково говорила ему сквозь слёзы. Пассажиры стали расспрашивать девочку. И она рассказала, что сегодня мама принесла в дом породистого щенка и клетку с птицами, а кота Мурзика приказала выбросить куда угодно. И вот девочка уговорила свою подругу, а та свою маму, и кот переезжает на новое место жительства.

- Так что же ты плачешь? У тебя будет красивая собака и птицы.

- Я их не хочу и не люблю. Я люблю своего Мурзика и он тоже не хочет уезжать от меня.

- О чём думала мать, когда приказала дочери выбросить котенка?

- В чем не права мать?

- Урок добра или зла преподнесла мать своей дочери?

- Легко ли будет преодолевать дочке чувство обиды на мать?

- Почему?

  1. «….Семья возвращается из леса. Начинается дождь, все изрядно устали. Недалеко от дороги увидели пожилую женщину, торопливо сгребавшую сено.

- Не успеет до дождя убрать, все сено, давайте ей поможем, - предложил отец.

Когда все сено было убрано, уже совсем стемнело. На слова благодарности Отец ответил: « У нас в семье принято помогать друг другу и выручать в беде».

- Как вы воспитываете в детях доброту и искреннее желание помочь взрослым, нуждающимся?

  1. « ….Шум и крики ребят во дворе заставил выглянуть в окно: мужчина держал на привязи лисенка. Он рвался с верёвки, бросался в стороны. Вскоре все увидели лисёнка на балконе второго этажа. Ему сделали будку, и он стал там жить. К осени лисёнок превратился в пушистого, красивого зверька. Мальчишки охотно объясняли: это растёт воротник для Бориной мамы. А Боря, видя обращенное на него внимание, улыбался и подтверждал слова товарищей. В его сердце не осталось места для благородного порыва, как освободить зверя. Вместе с отцом он будет хвастаться, что поймал лисенка, сам его вырастил, сам убил и сделал воротник.

- Ваше отношение к мальчику и отцу?

- В чем виноват отец?

- Как помочь Боре и что бы вы посоветовали отцу?

  1. «…Наташа, придя из школы, рассказала, что Марина, её соседка по парте, лежит в больнице. В выходной день мама напомнила Наташе об этом. Шёл дождь, и Наташе не очень хотелось идти. Мама собрала гостинцы и стала собираться.

- «Ты куда?» – спросила девочка.

- «В больницу, навестить Марину».

Дочь тоже оделась и пошла за матерью. Марина очень обрадовалась приходу Наташе, которая ей рассказала о школе, о классе. Из больницы Наташа шла возбужденная. Собиралась в следующий раз принести Марине две интересные книги.

- «А если дождь будет?»- спросила мама. Девочка ничего не ответила, только крепко прижалась к её руке.

  • Дала ли урок доброты мать своей дочери?
  • Как она это сделала?
  • Почему дочь прижалась к руке матери?
  • Захочется ли Наташе, снова принести радость другому? [10, 75]

Приложение №2

Пословицы о добре

Добро на худо не меняют.

За добрым делом находишься, худое само навяжется.

Добро наживай, а худое избывай.

Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.

Добро творить - себя веселить.

Добрые умирают, да дела их живут.

Все любят добро, да не всех любит оно.

От добра до худа, один шаг.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.

Кто добро творит, тому Бог отплатит.

Никакое худо до добра не доведёт.

Добро не умрёт, а зло пропадёт.

Кто за худым пойдёт, тот добра не найдёт.

Доброта без разума пуста.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Доброму человеку, что день, то и праздник.

В добре жить хорошо.

Тьма свету не любит - злой доброго не терпит.

Древо познания добра и зла.

Доброму добро, а худому пополам ведро.

Всяк хлопочет, себе добра хочет. [11, 77]

Приложение №3

Игры доброй направленности

Игра «Я не должен - я должен».

Цель: Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. Воспитывать уважительное отношение, сочувствие, отзывчивость к сверстникам, окружающим людям. Закреплять умение осознанно делать выбор и объяснять его.

Взрослый заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (В системах: взрослый-ребёнок, ребёнок - ребёнок) и шаблоны «Я не должен», «Я должен», изображение знаков «+, - »

I вариант: Ребенок раскладывает около шаблонов те картинки, которые изображают соответственно ситуации неприемлемые, либо приемлемые во взаимоотношениях между людьми, объясняет свой выбор.

II Вариант: дети сидят на стульях, у каждого по 2 шаблона. Взрослый показывает сюжетную картинку, предлагает детям сделать выбор и показать шаблон, соответствующий их выбору. Выслушиваются объяснения 2-3 детей.

Игра «Звери на болоте».

Цель: Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, в нужный момент оказывать им помощь. Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за товарища. Продолжать обогащать словарь детей выражениями: словесной вежливости (пожалуйста, спасибо и др.)

Ход игры:

Играют все дети группы. Они - «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь - это может сделать партнер (его пара). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

Словесная игра «Все наоборот».

Цель: активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему.

Взрослый: Я назову животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк - волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.) - Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж и др.

Дидактическая игра: «Оцени поступок».

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость.

Взрослый достает из конверта карточки из дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение.

Игра «Мост дружбы».

Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения.

Взрослый показывает линейку (незаточенный карандаш или др.).и говорит: «Это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо хорошее».

Игра «Волшебный стул».

Тот, кто садится на «волшебный стул» становится принцем (принцессой), а остальные дети по очереди говорят ребенку, сидящему на стуле только добрые и хорошие слова.

Игра «Фотографии друзей».

Цель: развивать способности к познанию другого, формировать позитивное отношение к сверстникам, умение выражать свои чувства, отношения в речи.

На столе разложены фотографии детей в группе. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит.

Игра: «Волшебные руки».

Цель: оптимизировать взаимоотношения в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности у дошкольников.

Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «камню», стараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам: «Положите свои руки на камень, говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!» Что происходит с вашими руками? Что происходит с камнем?».

Музыкальная игра «Танец в парах».

Цель: развивать эмпатию (ориентацию на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта; оптимизация взаимоотношений в группе.

Воспитатель предлагает детям встать парами лицом друг к другу. Важно, чтобы расстояние между парами было достаточное для танцев, чтобы пары распределялись равномерно по всей площади ковра. Затем воспитатель дает каждой паре по плотному листу бумаги. Лист бумаги кладется на головы партнеров так, чтобы каждой паре было удобно удерживать его во время танца. Затем включается музыка, и дети начинают танцевать, стараясь удержать лист бумаги как можно дольше. Выигрывает та пара, которая удержала лист бумаги дольше других.

Экспериментальная ситуация «Сломанный карандаш».

Цель: развивать эмпатию, гуманное отношение к сверстнику в конфликтной ситуации.

Двум детям предлагается, пользуясь одной коробкой карандашей, нарисовать снеговика (ель, подсолнух и т.д.) Один карандаш - самый привлекательный по цвету, новый - механический грифельный, т.е. механически будет прятаться в корпусе. Дети стремятся взять этот карандаш, но возникают сложности. В такой ситуации проявляется отношение к затруднениям сверстника.

Обсуждается, что чувствовал ребенок в ситуации затруднения и того или иного отношения к нему сверстника.

Игра «Радио».

Цель: развивать устойчивый интерес к сверстнику.

Дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. Педагог вначале сам изображает диктора. Он поворачивает к детям спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора передается детям.

Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов».

Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему.

Приложение №4

Песни о добре и дружбе

  1. Дорога добра. Сл. Ю. Энтина , муз. М. Минкова.
  2. Добрая песенка. Слова и музыка Жанны Колмагоровой.
  3. Песенка Львенка и Черепахи. Сл. С. Козлова, муз. Г.Гладкова, м/ф «Как Львенок и Черепаха песню пели».
  4. Песенка про добро. Слова и музыка Светланы Красновой.
  5. Песня о доброте. Слова и музыка В. Львовского, м/ф «Приключения поросенка Фунтика».
  6. Дружба. Сл. Ю. Чичикова, муз. М. Пляцковского.
  7. Песенка друзей. Сл. Я. Акима, муз. В. Герчик.
  8. Песня о дружбе. Сл. В. Лугового, Муз. Г. Гладкова.
  9. Вместе весело шагать. Сл. М. Матусовского, муз. В. Шаинского.
  10. Антошка. Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского, м/ф «Веселая карусель».
  11. Песенка Чебурашки. Сл. Э. Успенского, муз. В. Шаинского, м/ф «Чебурашка».
  12. Пропала собака. Сл. А. Ламм, муз. В. Шаинского.
  13. Веселые путешественники. Сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского. [http://festival.1september.ru.]

Приложение №5

Мирилки

Цель методического пособия «Мирилка» для детей 5-6 лет - формирование у детей умения устанавливать и поддерживать контакты с ровесниками и взрослыми на основе уважения и сотрудничества; социальной и нравственной компетентности у детей; атмосферы доверия и принятия.

1-й вариант. «Мирилка» - подушечка с аппликативной ладошкой. Если дети не находят в чем-то согласия, «Мирилка» приходит на помощь. Дети кладут свои ладошки на подушку и произносят заветные слова: «Мирись, мирись, мирись…»

2-й вариант. «Мирилка»- сшитая или вязанная мягкая полуплоскостная игрушка, представляющая собой веселых «головоножек» с руками. Одна пара рук сцеплена и расположена на подушечке в виде перчатки. Эта игрушка носит многофункциональный характер и может быть использована во многих видах детской деятельности.

Своё название мирилки получили от слова «мир» - мириться, дружба. Это короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

1. Мирись, мирись,
И больше не дерись.
А если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.

2. Мирись, мирись,
И больше не дерись.
А если будешь драться,
Я буду кусаться.
Мама придет,
Нам обоим попадет.

3. Мирись, мирись,
Больше не дерись
А то бабушка придет,
Тебе уши надерет.

4. Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!

5. Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.

6. Давай с тобой мириться
И во всем делиться.
А кто не будет мириться,
С тем не будем водиться.

7. Мирись- мирись, больше не дерись.

Если будешь драться-

Я буду кусаться!

А кусаться не причем,

Буду драться кирпичом!

Нам кирпич не нужен,

Давай с тобой подружим!

8. Ручку за ручку

Мы крепко возьмем,

Раньше мы дрались,

А теперь нипочем!

Ссориться не будем.

Будем мы дружить,

Клятву не забудем,

Пока будем жить!

9. Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

- Ты мой друг!

- И я твой друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде будем!

10. Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,

И я больше не дерусь.

Ну, а если подерусь,-

В грязной луже окажусь! 

Приложение №6

Тренинг «Пойми меня

Цель: Личностное развитие ребенка.

Задачи: Формировать позитивное отношение к своему «Я»; Развивать чувство принадлежности к группе, толерантное поведение;  Развивать умение открыто проявлять свои эмоции и чувства, высказывать их.

Условия проведения: участвуют все дети одной группы; есть возможность стоять, сидеть в кругу, свободно рисовать.

Материалы: изоматериалы (бумага, краски, карандаши, фломастеры); ножницы, клей, кисти, разные крупные бусины по количеству детей, шнурок для бусин, шляпа, стул, красивая накидка на стул; аудиозапись красивой спокойной мелодии.

Ход

Ведущий. (Дети стоят в кругу.) Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга. Какие мы? Чем мы похожи, чем отличаемся? (Ответы детей.) Да, мы все разные! У нас разные имена, и нам нравятся разные игрушки. Назовите, пожалуйста, каждый свое имя и любимую игрушку по кругу. (Ответы детей.) Хорошо. А ведь есть и то, чем мы похожи.

 - Поднимите руки те, кто любит конфеты.

 - А теперь встаньте те, кто любит мультфильмы.

 - Возьмитесь за руки те, кто умеет читать.

- Подойдите к столу те, кто любит рисовать.

Здорово! Я предлагаю порисовать. Обведите свою ладошку, как я, и раскрасьте ее вашими любимыми цветами. Вот все необходимые материалы, выберите то, что вам нужно, и начинайте работать, не спешите, вы все успеете сделать. (Дети рисуют, фоном звучит красивая, спокойная мелодия. Когда работа будет закончена, раскладываем все на столе для того, чтобы краска подсохла. Рассматриваем ладошки друг друга. Отмечаем, что они разноцветные, так как у каждого свои любимые цвета).

Ребята, посмотрите, что у меня в руках! Это волшебный мешочек, а там бусинки, которые подскажут нам, какие мы необычные. Каждый возьмет одну бусинку и положит ее себе на ладошку. Посмотрите, какая она красивая! А теперь каждый по кругу расскажите, чем вы хороши! Кто уже придумал, нанижите бусинку на шнурок. (Дети, по очереди, говорят о себе что-то хорошее и нанизывают бусины на шнурок. Когда все выскажутся, шнурок завязать и рассмотреть бусы, отметить их красоту, необычность, напомнить детям их хорошие высказывания о себе.)

Молодцы! Вы умеете говорить себе комплименты! А теперь давайте попробуем похвалить друг друга! (Достает шляпу.) На ком окажется шляпа, тот говорит комплимент соседу справа, а потом соседу слева. (Шляпа передается по кругу, а ведущий прислушивается, все ли дети получили комплимент, или были высказаны и негативные суждения.) Трудно было говорить комплименты другим? Что легче, говорить о себе или о других? (Обсуждение вопроса.)

Ведущий ставит в середине круга стул.

Ребята, это не просто стул. (Накрывает красивой тканью.) Это трон. Мне очень хочется, чтобы на троне сегодня оказался Рома. (Ребенок, о котором говорили плохо.) А мы все вместе подумаем, чем хорошРома. (Если возникают трудности, то можно сказать, что каждый человек в жизни совершает некрасивые поступки, даже взрослые могут ошибаться. Главное, чтобы человек понял свою ошибку и смог исправить ее. Как правило, после этого дети легче находят хорошие слова для сидящего на троне.)

Спасибо! Я очень рада, что все вместе мы нашли добрые слова о Роме. Молодцы! Думаю, что он тоже вас хочет поблагодарить.

Теперь давайте вернемся к нашим ладошкам. Возьмите ножницы и аккуратно вырежьте свою ладошку. Не спешите. Кто справился с работой, подойдите к доске. (Здесь подготовлен большой лист бумаги с окружностью посередине, вокруг которой дети приклеивают свои ладошки.)

Посмотрите, что получилось? (Солнышко, цветочек…) А ведь это наши ладошки. В таком виде они будут согревать вашу группу, напоминать вам, какие вы все разные, а еще вы дружные, у вас доброе сердце. По отдельности вы все лучики, лепестки, а вместе — теплое доброе солнышко, которое дарит всем свое тепло. Спасибо вам за работу! Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ваших ладошек-лучиков. Думаю, что теперь вы чаще будете замечать друг в друге хорошее, заботиться друг о друге, помогать, как помогли сегодня Роме. До свидания!

Занятие «Мы рисуем доброту»

Цели. Формирование у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям,  этических норм поведения в обществе и при общении друг с другом. Воспитание в детях доброты и уважение к окружающим. Продолжить знакомство с вежливыми словами. Побуждать совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки, воспитывать у них стремление к самовоспитанию.

 Методы и приемы: словесный - беседа; наглядный – показ мультфильма, практический метод – (аппликация,  предметы с помощью которых можно сделать доброе слово) проблемного обучения

 ХОД

Слайд 1

- Добрый день, дорогие ребята.

Меня зовут ……….

В начале нашего занятия я прочитаю вам стихотворение,  а вы мне скажете о чем мы сегодня будем говорить.

 Добрым быть совсем - совсем не просто

Не зависит доброта от роста

Не зависит доброта от цвета

Доброта не пряник, не конфета

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

 Скажите доброту можно понюхать? А пощупать ее можно?

А как можно понять,  что это доброта?

И сегодня я предлагаю вам создать картину,  которая будет называться «Доброта».

– Скажите, что по-вашему означает слово Доброта. С чем у вас ассоциируется это слово, когда вы слышите слово Доброта? (Заслушиваются ответы детей)
– Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. "Добро - это всё положительное, хорошее, полезное" - так раскрывается значение этого слова в толковом словаре Ожегова .

А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие дорогою Добра в город Доброты.

– У меня, ребята, к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту и улыбнитесь.

Откройте глаза, посмотрите как у нас в группе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце. И мы попали с вами в город Доброты.

Я предлагаю вам начать наше путешествие с озера сказок

1. Озеро  сказок

– Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, воспитатели, но и добрые сказки. Наш путь лежит  через озеро сказок. Ведь именно в сказках добро всегда побеждает зло.
– Давайте, ребята угадаем сказочных героев, которые делали добрые дела,  по маленькому описанию. Слушайте внимательно. О ком идет речь?  

1.Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, часто ношу ей пирожки.   Слайд «Красная Шапочка». 

2. Я несмотря на свой рост в дюйм, спасла Ласточку. Слайд  «Дюймовочка». 

3. Лечил зверей и птиц ,спас больных зверей Африки. Слайд «Айболит». 

4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику  Слайд Женя из «Цветика - Семицветика». 

5. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной Королевы и спасла своего друга из ледяного плена    Слайд «Герда». 

 6. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.Слайд Кот в сапогах. 

7.  Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.

3. Проспект Вежливых слов

Молодцы ребята! А теперь мы продолжим путешествие .

Добрые люди в городе Доброты очень вежливые люди, поэтому свой проспект они назвали проспектом вежливых слов.

Определите, какие вежливые слова необходимо употребить.

Воспитатель  читает рассказ,а дети вставляют «волшебные слова».

·         Однажды Вова поехал в театр. В троллейбусе он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. В троллейбус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине …

·   Женщина обрадовалась и вежливо поблагодарила Вову …

·  Вдруг троллейбус резко остановился, и Вова чуть не упал, при этом сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердится, но Вова сразу сказал…

Молодцы, ребята. Теперь я уверена, что если вы окажетесь в подобных ситуациях, вежливые слова обязательно придут вам на помощь.

Отлично справились. Тогда задание посложнее.

Игра «Не ошибись, пожалуйста»

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять его надо только тогда, когда я назову “волшебное слово” — пожалуйста. Будьте внимательны!

-Встаньте, пожалуйста!

-Будьте добры, похлопайте в ладоши!

-Поднимите руки!

- Потопайте, пожалуйста.

-Попрыгайте, пожалуйста.

-Руки вперед.

Садитесь, пожалуйста.

- Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние этих слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда)

- Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

4. Дорогою добра.

Ну, вот мы не заметили как прошли проспект вежливых слов и очутились на бульваре добрых дел.

Посмотрите, у вас на столе лежат различные предметы: зернышки, порванная книга, шарик, листок бумаги и фломастер.

Подумайте и скажите, какое доброе дело можно совершить используя эти предметы?

(Зернышками накормить птиц, шарик надуть и подарить, на листочке что-нибудь нарисовать и подарить близкому человеку, книжку подклеить.)

- Молодцы вы очень догадливые, я уверена, что вы тоже совершаете какие-то чудеса, потому что делаете добрые дела.

Ребята, этот год у нас назван годом экологии. Я предлагаю оставить на бульваре добрых дел о себе память и посадить дерево добрых дел.

    Звучит музыка Дорога добра

Раздать детям листочки.

Будьте добры, напишите на листочке от Дерева доброты, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня. Дети приклеивают листочки с нарисованными на них добрыми делами на Дерево доброты.

Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

Посмотрите наше дерево зацвело

6. Аппликация.Молодцы! Наше путешествие подошло к концу,  а я напоминаю,  что мы художники и нам предстоит нарисовать доброту.

Для этого нам надо разделиться на три команды:

А теперь задание, первой  группы лежат облака и слова. Надо выбрать черты характера доброго человека и наклеить их на облака.

-Ребята, назовите черты, которыми обладает добрый человек. Но прежде чем ответить, определите, кто из вас озвучит эти качества?

(спросить все группы)

-Все согласны или у кого-то есть другое мнение?

-Теперь 1 участник от группы прикрепит облако на нашу картину.

-А какие качества не выбрали? Почему?( ответы детей)

-Посмотрите, у нас на картине появились красивые облака.

Добро не только может согреть душу человека, оно способно творить чудеса.

2 команда

– Вторая команда изобразит нам на этом листе солнце. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Сейчас я раздам карточки.

– Третья команда подумает и наклеит на эту землю только тех людей, которых она считает добрыми. (Картинки людей с различной мимикой и жестами)

 . Звучит музыка «Если добрый ты».

– Ребята, а чего не хватает на нашей картине? Конечно, на Доброй земле должны петь птицы, цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте. Весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы и все погибнет.

- Какая красивая получилась у нас картина. Но на ней чего-то не хватает, давайте дорисуем нашу картину. У вас у каждого лежит по три бабочки. Каждая бабочка обозначает 1 высказывание:

Коричневая – Мне захотелось стать добрее

Синяя- На занятии Добра я узнал много нового

Желтая бабочка- Я выполнял задания без интереса

Выберите 1 бабочку которая соответствует сейчас вашему состоянию.

(дополните картину)

-Посмотрите, какая чудесная у нас картина, сколько у нас бабочек, а это значит, что вы все станете еще добрее.

•             А как вы думаете, где находится царство вежливости  и доброты у человека.  (В его сердце).

•             Правильно. И мне бы хотелось,  конечно, чтобы в вашем сердце тоже была только доброта, любовь, забота о своих близких и других людях. А вы у меня очень хорошие.

И закончить его мне хотелось бы такими словами:

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

 «Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

 •    Любите друг друга. Помогайте друг другу. И будьте добрыми, как жители города  Доброты. Я желаю, чтобы вы стремились к тому, чтобы о вас говорили: "Это очень хороший человек!"

Я желаю вам всего самого доброго, чтобы к вам относились по- доброму, и чтобы вы всегда были открыты добру.

Подведение итога – Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

Беседа «Спешите делать добро»

Цели: формировать добрые взаимоотношения между детьми в группе; развитие логического мышления детей; дальнейшее развитие представлений о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.

1.     Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы побеседуем на тему» Спешите делать добро»

2 Беседа о добре

Порой мы часто слышим по радио и телевидению «Спешите делать добро!», «Доброта спасет мир!» А что такое доброта? А поможет нам разобраться в этом вопросе стихотворение:

Добрым быть совсем- совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, ни конфета.

Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит.
Радуются взрослые и дети.

 Мы сейчас прослушали стихотворение, из которого нам стало ясно, что доброта ни пряник, не конфета, что с годами доброта не стареет и от холода согреет. Так что же такое доброта?

-Доброта- милосердие, помощь, взаимовыручка. По словарю С.И. Ожегова, доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать хорошее другим.

Послушаем еще одно стихотворение:

 Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

 Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом.

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

 Скажите, а каких людей мы называем добрыми? Добрыми мы называем таких людей, которые совершают хорошие добрые поступки для других, неважно для кого: для близких, друзей, знакомых и незнакомых. А также тех, которые призывают к хорошим взаимоотношениям. А совершать хорошие поступки мы будем ради своей выгоды или просто из хороших побуждений? Конечно из хороших побуждений!

 Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги тропою Доброты,

И радость помоги найти кому-то.

 Как бы жизнь не летела

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

 Как праздник, как счастье, как чудо

Идет доброта по земле,

(хором) И я про нее не забуду,

 Как я забываю о зле.

 Чтобы сердце горело

А тлело во мгле

(хором) Делай доброе дело-

Тем живи на земле!

Ребята, а что вы сделали хорошего?  Чем вы помогли людям? (ответы детей)

3 Работа с пословицами.

Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Существует множество пословиц и поговорок о добре.

 Доброе слово лечит, а             говори смело.

Про доброе дело                       злое калечит.

Добро помни, а                        дороже богатства.

Доброе слово                            зло забывай.

 Молодцы. Справились с заданием. Какие пословицы и поговорки о добре знаете вы?

Учись доброму- дурное на ум не пойдет.

Жизнь дана на добрые дела.

На добрый привет добрый ответ.

Доброе слово, что дождь в засуху.

За доброго человека сто рук.

За добро добром плати.

 Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом и чтобы это общение приносило радость.

 4 Игра «Словарь вежливых слов»

В народе, как видите, к доброте относились всегда по-особому. Есть такая пословица «Доброе слово и кошке приятно» Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные. Т.е. еще один шаг к доброте-доброе слово. Добрые слова говорят вежливые, культурные люди. А сейчас мы выясним, знаете ли вы вежливые слова.  В стихотворение нужно вставить подходящие по смыслу слова.

  Растает ледяная глыба

От слова доброго (спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь(здравствуйте),

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

А как по-другому называют вежливые слова? (Волшебными).

А как вы думаете, от чего зависит сила волшебных слов? Их сила зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом: спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными.

5 «В мире сказок»

Но помогают нам быть вежливыми и культурными не только наши родители, учителя, но и старые добрые сказки. Ведь именно в них добро всегда побеждает зло. Я буду называть сказочных персонажей, а вы будете говорить добрые они или злые и почему?

Баба Яга? А Карабас Барабас?

Тогда назовите мне добрых персонажей. А какой самый добрый сказочный герой?

Правильно. Кот Леопольд. Давайте споем его песню «Если добрый ты»

 Дождик босиком по земле прошел,

Клены по плечам хлопал…

Если ясный день, это хорошо,

А когда наоборот плохо.

 Слышишь, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот трудно.

 С каждым поделись радостью своей

Рассыпая смех звучно…

Если песни петь, с ними веселей,

А когда наоборот- скучно!

 А теперь давайте вспомним все то, о чем мы с вами сегодня говорили и попробуем сформулировать правила для того, чтобы наш мир стал добрым и светлым.

1 Добро помни, а зло забывай

2 Говори вежливые слова

3 Совершай хорошие добрые поступки

4 Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.

Народная мудрость гласит «Доброта, что солнце». Я сейчас вам раздам по солнышку, где будут написаны эти правила, а   на лучах солнца мы будем записывать добрые дела. Это будет у нас «копилкой добрых дел». И пусть это солнышко будет символом добра, тепла и дружбы. Будьте добры, не обижайте друг друга и умейте прощать обиды. Я благодарю всех за теплый разговор и за добрые слова. И хотелось бы закончить стихотворением:

 

Перед тем как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Расстаемся мы сейчас,

Добрый путь вам! В добрый час!

 Беседа тема: «Добрым быть полезно»

Цели и задачи:

- установление взаимоотношений воспитателя и учащихся;

- формирование у учеников понятия добро» и «зло»;

- способствовать формированию духовно-нравственных качеств: доброты человечности, отзывчивости, милосердия;

- знакомство учащихся с играми и упражнениями, направленными на доброжелательное отношение к окружающим людям.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор:

Слово это серьёзное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нём стремленье

На помощь прийти

вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живёт

И о боли других

Позабыть не даёт.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец ДОБРОТА.

Воспитатель: О каком качестве пойдет речь?

Дети: О доброте.

Воспитатель: Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Доброта… Добро… Что же это такое?... (сопровождение слайдами из презентации)

Воспитатель: Прочитаем высказывания великих людей.

1. Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой)  

2. Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. (В. Розов). Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена.

Воспитатель: Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте?

Дети рассказывают пословицы и поговорки, подготовленные заранее.

1.     Доброе слово лечит, а злое калечит.

2.     Злой не верит, что есть добрый.

3.     Добрая слава лежит, а худая бежит.

4.     Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

5.     Не одежда красит человека, а его добрые дела.

6.     Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

7.     Добро сеять — добро и пожинать.

8.      Красота до вечера, а доброта на век.

Воспитатель:

- О чем эти пословицы?

- А что же такое доброта?

- Какого человека называют добрым?                                                        

- Как можно дарить радость и доброту другим?                                                                          

- Когда человек совершает добрые поступки для других людей, ему самому становится радостно?

 Подумайте, какие добрые поступки могли бы вы совершить?

Дети отвечают на вопрос учителя.

Воспитатель:С заданием все справились замечательно. А теперь, давайте немножко поиграем. (Игра «Ласковые слова») - Давайте сделаем ещё одно доброе и очень приятное дело.

Сейчас вы подойдете  к своему другу и скажете друг другу добрые и ласковые слова, а потом улыбнетесь друг другу и обнимитесь.(сопровождение классической музыкой).

Упражнение «Нарисуй добрую картинку».

Воспитатель: Рассаживайтесь по парам около столиков. И сейчас, ребята, вам нужно будет «нарисовать» добрую картинку. Но сделать это надо будет не красками, а с помощью вот этих геометрических фигур на липучках. Держите материалы для создания ваших картин (каждой паре дается основа для картины и набор различных геометрических фигур). (Обсуждаем получившиеся картинки, дети сами рассказывают, что на них «нарисовано» или дают названия своим картинам).

Воспитатель: Ну вот, наше занятие подходит к концу и давайте его завершим игрой «Доброе животное».Встанем все вместе в круг, возьмемся за руки и представим, что мы все – одно большое, доброе животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе «вдох-выдох». Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперёд. Тук – делаем шаг назад. И ещё раз: тук – шаг вперёд, тук – шаг назад. Молодцы!

- В каждом живом сердце есть потенциал добра. И я думаю, если мы будем заботиться о росте этого пусть ещё маленького зёрнышка добра, который есть в нашем сердце, - оно обязательно превратится в то солнце добра, которое сделает и мир наш добрее, и каждого из нас - добрее, милосерднее и щедрее. Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Отлично! Спасибо вам за участие, буду рада видеть вас снова!

 Конспект занятия педагога «Добрые пожелания»

Цель - воспитание гуманной, социально - активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Задачи:

- учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи,

- развивать речь, внимание, память.

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим, воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

-закрепить у детей понятие «вежливость», «доброта»

- обратить внимание детей на то, как добрые поступки помогают преодолеть трудности.

Предварительная работа: беседа с детьми об этикете, чтение и заучивание поговорок и пословиц о «вежливости», «доброте».

Материалы и оборудование:

-клубочек ниток,

-разноцветные лепестки цветочков,

-карточки к игре «Доскажи слова»,

-карточки со словами пословицы,

-карточки к заданию «Обведи пунктирные линии»,

- сундучок с половинками сердечек, на которых написаны добрые пожелания.

Ход занятия.

Дети проходят в зал, их встречает психолог.

В: - Добрый день! – тебе сказали,

- Добрый день! – ответил ты

Как две ниточки связали-

Теплоты и доброты!

Приветствие «Клубочек»: Здравствуйте, мои хорошие! Посмотрите, у меня есть клубочек с волшебными ниточками. Сейчас мы с помощью этого клубочка поприветствуем друг друга. Берем ниточку, наматываем (не сильно стягивая) на пальчик и передавая клубочек соседу, приветствуем его, говоря ласковые, добрые слова в его адрес.

- Здравствуй, Леночка, ты сегодня очень хорошо выглядишь, я очень рада тебя видеть…

-Привет, Максим, мне нравится твое веселое настроение…

И т. д. дети по очереди приветствуют друг друга.

В: Вот, ребятки, мы с вами и поздоровались. Посмотрите ниточка объединила нас всех вместе, потому что мы дружные, приветливые, добрые. (Дети снимают с пальчика нитку. Психолог сматывает нитки в клубочек.)

- Ребята, скажите мне, настоящие друзья помогают друг другу в беде?

-Да, конечно… .

В: Я должна вам признаться – у меня случилась неприятность: мне прислали из страны «Добрых слов» открытки – сердечки с пожеланиями. Я хотела эти открытки подарить вам сегодня на занятии. Но в конверте оказались лишь половинки этих сердечек, и какие пожелания на них написаны – не понятно. Чтобы найти оставшиеся части открыток, нужно попасть в эту страну «Добрых слов», а для этого необходимо выполнить ряд заданий. Дорогие мои, одной мне не справиться, вы поможете мне?

Дети: Да, конечно, поможем!

В: Тогда, за дело! Вместе мы легко справимся со всеми трудностями.

Звучит музыка: шум ветра.

В: Ой, какой ужас, какой сильный был ветер, что поломал все цветы, у них разлетелись все лепесточки. Жалко вам цветочки? Может попробуем исправить это, давайте соберем цветочки. Но работать нужно вместе, дружно, не мешая друг другу.

Игра «Соберите цветочки» - дети все вместе собирают цветы, объединяя лепестки по цвету.

В: Молодцы! Посмотрите, какая красивая цветочная поляна у нас получилась. Я уверена, что и цветы очень рады и благодарны вам.

Звучит музыка: гром, ветер, шум дождя.

В: Ой, ребята, бегите все скорее ко мне, кажется, дождь начинается. (Собираемся все вместе, обнимаем друг друга) Да, а дождь-то был необычный, а клеевой. Он нас всех склеил.

Что же делать? Нам нельзя терять время, нужно двигаться дальше. Давайте пойдем вместе, вот так, держа друг друга за плечи. Но надо быть очень осторожными, ведь нам нельзя наступать на наши красивые цветы. Будем их обходить!

Игра «Клеевой дождь» - дети, держа друг друга за плечи, двигаются по залу, стараясь обойти препятствия – цветы.

В: Ребята, посмотрите, мы смогли с вами добраться до лесочка. Пока мы шли, клей успел высохнуть и мы с вами можем отклеиться друг от друга.

Мы попали с вами в волшебный лес, давайте на время превратимся в деревья.

Психогимнастика: «Деревья»

В поле дерево стоит.

(Поднимают руки над головой)

Ветер ветви шевелит.

(Покачивают руками)

Весной набухнут почки

(Сжимают пальцы в кулаки)

Раскроются листочки

(Разжимают кулачки, шевелят пальцами)

Чтоб деревья подрастали,

Чтоб они не засыхали,

Корни дереву нужны

(Опускают руки, разводят пальцы в стороны)

Корни дереву важны

(Поднимаются, распрямляются) .

В: Хорошо. Немного отдохнули. Я вижу на столе, карточки. Наверное, на них написано следующее задание для нас. (Читает задание, написанное на карточке) Надо закончить фразы…

Игра «Доскажи слово» - психолог начинает читать фразу, дети должны закончить ее, подобрав по смыслу подходящее слово.

- Растает даже ледяная глыба

От слова теплого – спасибо.

- Зазеленеет старый пень,

Когда услышит – добрый день.

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы – спасибо.

- Дети вежливые и развитые, говорят при встрече – здравствуйте.

- Во всех странах на прощание говорят все – до свидания.

В: Молодцы! Отлично справились с этим заданием!

Смотрите, ребята, а здесь еще какие-то листочки разбросаны. Давайте наведем порядок, соберем их. Ой, а на этих листочках что-то написано. Посмотрите повнимательнее, подумайте, может, у нас получится собрать какую-нибудь фразу.

Дети расставляют карточки в нужном порядке и читают получившуюся пословицу (если есть затруднения, психолог помогает детям правильно расставить карточки и прочитать) :

«Добрые слова дороже богатств. »

Молодцы! А какие еще пословицы о добре, добрых делах и поступках вы знаете?

Дети называют пословицы:

- Плохо тому, кто добра не творит никому.

- Тёплое слово и в мороз согревает.

- Доброе дело без награды не остаётся.

- Не хвались серебром, а хвались добром.

- Добрые дела и после смерти живут.

- На добрый привет — добрый и ответ.

Хорошо, молодцы, много пословиц знаете! А сейчас давайте присядем за столы и выполним еще одно задание:

В: У каждого из вас есть листочек с пунктирными линиями. Посередине стола стоит коробка с разноцветными карандашами. Вы, сейчас спокойно, никого не обижая, выберете каждый себе по одному карандашу и начнете соединять пунктирные линии, потом посмотрим, что за рисунки у вас получатся.

Задание: «Обведи пунктирные линии» - дети соединяют пунктирные линии, у них получается какой-то рисунок.

В: Давайте посмотрим на наши рисунки, полюбуемся ими. Что же у вас получилось?

Дети: солнышко, цветочек, грибочек, птичка и т. д.

(Воспитатель размещает рисунки детей на доске)

В: Как красиво! От таких веселых, разноцветных рисунков и настроение улучшается, не правда ли, ребята? Какое у вас сейчас настроение?

Дети: Веселое… хорошее…

Звучит спокойная музыка.

В: Дети, мы с вами так устали, давайте прикроем глазки, расслабимся и послушаем красивую музыку.

(Дети, сидя на стульчиках закрывают глаза, в это время, психолог незаметно выставляет на стол сундучок.)

В: Отдохнули…. Открывайте глазки…. Ой, смотрите, здесь появился какой-то сундучок, давайте посмотрим, что же в нем! (Открываем сундучок)

- А в нем как раз и половинки сердечек, которые мы с вами искали. Давайте достанем их и соберем целые сердечки, объединяя их по цвету. (Дети выполняют задание.)

- Спасибо, вам за помощь. Вы были очень добрые, отзывчивые, внимательные. И за это каждому из вас в память о нашем занятии я подарю сердечки с пожеланиями.

Воспитатель читает пожелания и раздает детям сердечки.

Желаю вам:

- Добра и улыбок!

- Радости и удач!

- Веселья и успехов!

- Верных друзей!

- Хорошего настроения!

- Счастья и тепла!

Дети благодарят психолога.

В: Наше занятие подходит к концу. Давайте попрощаемся друг с другом с помощью нашего клубочка.

Прощание – «Клубочек» (аналогично с приветствием, только говорят слова прощания) . До свидания! До новых встреч

Конспект образовательной деятельности

по познавательному, речевому и

социально-личностному развитию

для детей старшей группы:

«Дарите людям доброту»

Цель:

1. Уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей.

Задачи:

1. Формировать умение оценивать поступки окружающих.

2. Способствовать развитию образного мышления и творческого воображения дошкольников.

3. Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.

Игровое оснащение: игрушка Зайчиха, игрушка Сердце, сундучок Вежливости, письмо, конверт с добрыми словами, сверток с кроссвордом, шапочки животных по количеству детей, Чудо-дерево, сладкие сердечки, лист ватмана с деревом, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы, аудиозапись песен В. Шаинского.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру-приветствие «Солнце встало!»

Солнце встало - Хватит спать,

Хватить спать, Пора вставать!

С этими словами дети выполняют движения, повторяя их за взрослым.

- Проснулись? Улыбнулись! Поднимем руки, потянемся к солнышку. Здравствуй, Солнышко!

- Здравствуйте всем! Сегодня я хочу поделиться с вами Добротой. Возьмемся за руки и передадим свое добро, тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони. Это Солнышко Доброты согрело ваши ладошки.

Психогимнастика «Не сердись, улыбнись!»

- Каждый из вас сейчас повернет голову к рядом стоящему ребенку, посмотрит в глаза и скажет ласково, улыбаясь «Не сердись, улыбнись!»

Стук в дверь. Взрослый вносит игрушку - Зайчиху Лапочку.

Зайчиха: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Давайте поздороваемся с Зайчихой по-разному!

Дети кланяются, говорят разные приветственные слова, здороваются за лапку.

Зайчиха: Ой, мне больно! Я повредила лапку … (плачет)

Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь Зайчихе? (Пожалеть, перевязать, отвезти к врачу…)

Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов Зайчихе»

Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему.

Зайчиха: Когда ты услышишь столько добрых слов, да ещё с улыбкой на лице, то сразу уходит боль и печаль. Мне стало гораздо легче. Вы знаете песенку «Улыбка»? Научите меня петь ее!

Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».

Зайчиха: Ребята, как у вас хорошо, весело, теперь я точно знаю, что вы сможете помочь мне ещё в одном деле.

В группу вносят сундук.

Зайчиха: Я этот сундук под елочкой нашла, но без вас побоялась его открыть. Давайте посмотрим, что там!

Открывает сундук, достает письмо, воспитатель читает.

- Здравствуйте, дети. Я - Волшебница. Живу я в сказочной стране и помогаю всем учиться вежливо разговаривать, совершать добрые дела и поступки. Это мой сундучок Вежливости, в котором и вы найдете много интересных заданий.

Воспитатель вынимает первый конверт, в котором находит таблички со словами «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте» и другими вежливыми словами.

Зайчиха достает из сундучка сверток бумаги, разворачивает…

- Это кроссворд, в нем заколдовано важное слово.

Словесная игра «Угадай слово».

Цель: упражнять в отгадывании загадок.

Воспитатель: вписывая ответы загадок в клеточки, вы прочитаете нужное слово!

1. По бумаге я бегу,

Все умею, все смогу.

Хочешь - домик нарисую,

Хочешь - елочку в снегу,

Хочешь - дядю, хочешь - сад,

Мне любой ребенок рад! (Карандаш)

 2. Круглый, яркий и тугой

Есть и голос - бас густой,

А басит он лишь тогда,

Когда бьют его в бока:

Деревянные дубинки

Выбивают дробь по спинке. (Барабан).

 3. Что за странная избушка

Появилась над опушкой?

Низко над землей висит

И пропеллером вертит.

Есть окошки, есть и дверь,

А рычит, как страшный зверь. (Вертолет)

 4. В нем живет моя семья -

В доме, что стоит под елкой.

Я несу туда иголки,

Приношу добычу я.

Нас в лесу найти не трудно,

Лишь под ноги посмотри,

Назови меня скорей - Я рабочий … (Муравей).

5. Посмотри-ка, по дорожке

Ходят маленькие ножки.

На головке - гребешок.

Кто же это? (Петушок).

6. Привезли мы в дом волшебный

Ящик необыкновенный.

Кнопку нужную нажми,

Сядешь в кресло и смотри! (Телевизор).

7. В руки ты ее берешь

И на кнопку сильно жмешь.

А она как закрутится,

Заюлит и завертится,

Затанцует, запоёт.

Кто игрушку назовет? (Юла).

Воспитатель: Какое слово у нас получилось? (Доброта).

Зайчиха: Какие вы молодцы! Вы нашли очень важное слово - Доброта. В лесу это слово всем пригодится. Как вы думаете, для чего нужно это слово лесным жителям?

Словесная игра «Наоборот».

Цель: активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему.

Воспитатель: Я назову животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк - волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.)

- Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж и др.

Зайчиха: Спасибо, ребята, давайте ещё раз заглянем в сундучок.

Достает из сундучка ещё одно задание.

Дидактическая игра: «Оцени поступок».

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость.

Воспитатель достает из конверта карточки дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение.

Зайчиха: Ребята, помогите мне выбрать из этих картинок только те, на которых изображены хорошие поступки. Сложим из них цепочку и расскажем Добрую историю!

Воспитатель: Волшебнице очень понравился такой рассказ, мы его сложим в ее сундук. (Достает сверток и записку)

Ребята, это Чудо-дерево! Посмотрите, какое оно печальное! Помогите ему стать нарядным и веселым!

Игра «Чудо - дерево».

Цель: упражнять в различении пиктограмм настроения, стимулировать радостные эмоции, воспитывать умение работать в команде.

Воспитатель: Чтобы дерево ожило, надо выбрать из всех карточек только те, которые соответствуют веселому, радостному настроению.

Зайчиха: Этими картинками мы украсим наше Чудо-дерево! Теперь все звери в волшебном лесу смогут погреться под его ветвями.

Зайчиха достает из сундучка последний конверт. В нем – сладкие сердечки.

- Это благодарность вам от Волшебницы за ваши добрые поступки! (раздает сладкие сердечки ребятам).

- Мне у вас очень понравилось, но пора возвращаться домой. Спасибо вам за доброту!!! До свидания!

Воспитатель: Ребята, давайте по-разному попрощаемся с Зайчихой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Наши добрые дела»

Нравственное воспитание старших дошкольников посредством совершения добрых поступков....

Педагогический проект "Наши добрые дела!"

В настоящее время очень актуальной является тема нравственного воспитания дошкольников. В педагогической прак...

Проект "Наши добрые дела"

Авторский проект "Наши добрые дела" разработан для детей старшего дошкольного возраста с целью воспитания экологической культуры и бережного отношения к природе....

Проект: « Наши добрые дела»

Дети, не владеющие навыками культуры общения менее успешны в познавательной деятельности и следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе....

проект "Наши добрые дела"

Проект направлен на формирование нравственных чувств у малышей; любви, чувства почтения и благодарности к людям....

Информационная карта проекта "Наши добрые дела"

Карта проекта "Наши добрые дела" в средней группе ДОУ...