Конспект родительского собрания "Роль эмоции в жизни ребенка"
методическая разработка

Шевченко Александра Анатольевна

Конспект родительского собрания "Роль эмоции в жизни ребенка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАЛОАТЛЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Разновозрастная группа

        п. Заречный        

КОНСПЕКТ

РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

«РОЛЬ ЭМОЦИИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»

Автор:  Шевченко Александра Анатольевна

воспитатель

2021 год

Тема "Роль эмоции в жизни ребенка"

Цели:

  1. Обсудить с родителями  особенности эмоциональной сферы человека;
  2. Познакомить родителей с конструктивными способами выражения эмоции;
  3. Способствовать приобретению ими практических знаний. И навыков эффективного взаимодействия с ребенком  и приемов саморегуляции организма

Форма проведения: диспут.

Участники: воспитатель, родители.

Оборудование: предварительная работа -  подготовка вместе с детьми пригласительных билетов для родителей;  оформление помещения для собрания; подготовка вопросов для проведения диспутов.

Повестка собрания:

  1. Поговорим о мире эмоции и чувств (выступление педагога).
  2. Диспут на тему: «Как вы думаете, какова роль эмоции в нашей жизни? И почему стоит об этом говорить сегодня?».

Ход собрания

  1. Выступление педагога

Поговорим о мире эмоции и чувств

Эмоциональные проблемы вносят неприятность в жизни большинства людей. Практически каждый человек время от времени испытывает  раздражение, печаль, страдает от чувства одиночества, вины, обиды, повышенного беспокойства или страха. Когда эти чувства поглощают  все наше сознание и начинают подавлять все другие эмоции, наша жизнь заметно осложняется.

Еще Гиппократ признавал, что  решающую роль  в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.

По современным оценкам, 80% всех физиологических и медицинских проблем включают  эмоциональные компоненты (они влияют   на работу коры головного мозга, подкорки, вегетативной нервной системы, на иммунную систему…). Поэтому каждому из нас важно уметь управлять собственными чувствами. И это возможно –  так как в основе нашего эмоционального состояния  лежат наши собственные мысли, убеждения и поступки, принося все это в собственную семью. А для ребенка семья  - это тот основной институт, где закладываются здоровые эмоции, доброжелательность  и правильное мышление (или наоборот).

Эмоции играю важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность  и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску им выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы являются важными показателями в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Поэтому взрослые должны стремиться и  к установлению тесных  эмоциональных контактов с ребенком.

Взаимоотношение родителей с ребенком (и другими людьми), их поступки и эмоциональные проявления – важнейший источник формирования чувств ребенка (радости, нежности, сочувствия и других переживаний), его поведения, отношения к людям и миру. Эмоциональному воспитанию ребенка нужно уделять внимание не меньше, чем  интеллектуальному и нравственному,  а  то и больше. Здоровые эмоции – это психическое и  психосоматическое здоровье, адекватное восприятие мира,  перспективное интеллектуальное развитие, устойчивая нравственная позиция, а также позитивное отношение к жизни и миру.    

2.Диспут на тему «Как вы думаете, какова роль эмоций в нашей жизни? И почему стоит говорить сегодня об этом?».  

Вопрос к родителям ( цель – выявить степень информированности родителей об эмоциях): назовите чувства и эмоции , которые вы знаете. В чем различия эмоций и чувств?

Участники называют различные чувства эмоции. Ведущий записывает  их на доске, классифицируя на «положительные» и «отрицательные».

Например:

Положительные

Отрицательные

Удовольствие  

Счастье

Веселье

Радость

Любовь  

Обида

Агрессия

Злость

Грусть

Робость

Усталость

Уныние

Безразличие

Вина

Печаль

Гнев

Страх

Воспитатель. 

            Эмоции – это реакция человека на воздействия  внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.

        Чувства – это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности. Чувства  могут носить социальный характер – например, чувство ответственности, чувство долга…

Пример   различия эмоций и чувств: эмоция (которую человек внешне проявляет) – радость; чувство (которое человек при этом испытывает)- удовольствие, счастье, веселье, удовлетворение(от чего либо)… Чувство (раздражение) – эмоция  (гнев).

Тревога является заблокированной энергией, здесь важно понять, какая эмоция или чувство  скрывается первоначально за этим переживанием, пока тревожное состояние не перешло в психическое заболевание ( депрессию, маниакально-депрессивное состояние, психоз, навязчивые состояния и др.).

К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты (острые эмоциональные  переживания), страсти и стрессы.

Эмоции отражаются в форме непосредственных переживаний (приятных и неприятных ощущений) и отношений человека к миру и людям. Таким образом, эмоции, соответственно, бывают положительными (позитивными) и отрицательными (негативными). Вопросы к родителям: стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как  вы это делаете? Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд они возникают?

Ответы родителей (дискуссия).

Воспитатель. Мир эмоции и чувств  сложен и многообразен. Своеобразие эмоций  и чувств определяется: потребностями (их удовлетворением или неудовлетворением), мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли и характера.

Результаты современных исследований функции головного мозга показывают, что  в формировании положительных и отрицательных эмоций  участвуют разные полушария головного мозга. Левое полушарие мозга «отвечает» за положительные эмоции, а правое полушарие – за отрицательные. Возможно, что  функциональная  асимметрия  левого и правого полушария является признаком, позволяющим судить о темпераменте человека.

Отрицательные эмоции вызывают более сильные физиологические реакции, чем положительные, и эти реакции носят разрушительный характер и отрицательно влияют на наш организм. А положительные эмоции оказывают на нас не  только позитивное оздоровительное влияние, но и заряжают энергетикой, необходимой для преодоления различных жизненных проблем и препятствий (наделяют человека жизнестойкостью и оптимизмом). Поэтому очень важно стимулировать у себя и своих близких только положительные эмоции, а также уметь справляться со своими отрицательными переживаниями, не позволять, чтобы негативные эмоции брали над вами верх. Но и подавлять негативные  переживания тоже нельзя: когда негативные эмоции не осознаются  и подавляются, они управляют нашим поведением. И напротив, осознание  негативных эмоций  и чувств ведет к успешному преодолению затруднений и большему  пониманию себя.

Вопрос к родителям:  Как вы справляетесь  с негативными чувствами? Какие способы и приемы знаете?

Ответы родителей (дискуссия).

Воспитатель. Существуют различные способы саморегуляции организма, которые смогут помочь вам в преодолении  острых негативных переживаний.

Проблема  дефицита внимания и вытеснения эмоций.

В наше время существует реальный дефицит внимания к эмоциям. Негативные чувства слишком часто вытесняются, что приводит к личностным проблемам, физическим недомоганиям и латентным (скрытым) депрессивным состояниям. Нам нужно научиться:

  1. Принимать так называемые негативные чувства и эмоции;
  2. Разрешать себе выражать их.

Мы должны вновь приучить себя к принимающему отношению к своей эмоциональной боли, только это принесет и облегчение, и изменение.

Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений.

Нет «запрещенных» и «правильных» чувств, все чувства принадлежат человеку, все важны для него.

Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях.  Негативные переживания «говорят»: человеку «Что-то не так!..»

Например: чувство гнева  рожает в нас энергию, которая позволяет  противостоять вторжению в наше жизненное пространство извне. Это чувство помогает найти силы и правильно определить момент, чтобы  убедительно кому бы то ни было дать понять: «Положи мою вещь на место»; «Убери от меня свои руки»; «Не посягай на мое время»»; Я сам знаю, как мне поступать» и т.п.

Если человек не умеет использовать  энергию гнева, она застывает в форме таких негативных качеств, как обидчивость, раздражительность, завистливость, ревность. И тогда человек становится либо чрезмерно подавленным и пассивным либо агрессивным, раздражительным, нетерпимым непривычным для него стереотипом поведения, невосприимчивым к новому.

Чувство страха обычно указывает на близость опасности и подталкивает нас принимать действия, направленные  на обеспечение своей безопасности.

Страх порождается прогностической способностью ума -  ориентировкой и предвидением. Если предвидим страдание – появляется  страх. Длительное пребывание в страхе усиливает такие наши качества, как нерешительность, недоверчивость, застенчивость, подавленность, стыд.

Печальная участь все больше теперь постигает эмоции – их вытесняют. Пренебрежение эмоциональным воспитанием и эмоциональными аспектами жизни ведет все к большему распространению различных расстройств (так называемого эффективного спектра: депрессивных, тревожных, нарушений пищевого поведения и т.д.).

Примеры всевозможных последствий отрицательных эмоций, переживаний, которые описала в своих работах Луиза Хей:

Уши (болезнь) – нежелание слышать мир

Глаза (болезнь) – нежелание видеть мир

Нос ( болезнь) – раздражение на близкого.

Горло (болезнь) – раздражение, волнение с неспособностью отстоять свои интересы, выразить свои желания, заявить о себе как о личности.

Сердце (инфаркт) – неумение любить жизнь, радоваться жизни.

Головные боли – чувство вины, заниженная самооценка.

Толстая кишка (запоры) – страхи.

Болезни ног – следствие страхов, детских обид, подавленного гнева.

Варикозное расширение вен – недовольство чем-либо.

Колени – проявление гордыни.

Булимия, анорексия -  следствие полного  самоотрицания, крайней степени непринятия собственной личности (ненависть – человек ненавидит себя, свои представления о себе).

Артрит – недовольство собой.

Астма – гипертрофированное чувство ответственности.

Нарывы, ожоги, порезы, жар, кожные воспаления и всевозможные воспалительные процессы – сжигающий наш гнев.

Рак – вызывает глубокая, долго копившаяся обида, которая буквально разъедает ткани.

Инсульт (мозг) – негативное мышление, внутренняя несвобода, боязнь выглядеть смешным, неумение радоваться жизни.

В современной культуре существуют ценности и установки (которые вносят запрет на выражение различных эмоций),  способствующие росту общего количества переживаемых отрицательных эмоций в виде тоски, страха, агрессии. Запрет на различные эмоции является одним из факторов эмоциональных расстройств.

Примеры запретов: «Жаловаться ниже моего достоинства»(запрет на печаль) или «Страх – признак слабости» (запрет на страх) и т.д.

Культурное происхождение этих запретов хорошо иллюстрируют половые различия, связанные с полоролевыми стереотипами  сильного мужчины ( у мужчин выше запрет на печаль и страх)  и мягкой женщины ( у женщин выше запрет на гнев).

Пример: «Мальчики не плачут» - запрет на выражение чувств. Результат следующий – заблокированная энергия, мышечные зажимы, психосоматические заболевания, неврозы, комплексы и т.д.

Вопрос к родителям: Как вы реагируете  на проявление вашим  ребенком отрицательных

эмоции, если он таковые проявляет?

Ответы родителей (дискуссия).

Воспитатель. Эмоциональное воспитание и эмоциональный контакт. Вся  система воспитания и образования до сих пор продолжает строится  на основе развития интеллекта, и неизмеримо меньше внимания уделяется становлению эмоциональной сферы. Культура эмоциональной жизни  современного человека, умение словами, красками,  движением выразить себя и свои чувства мало осознается как специальная задача в современном образовании. Все большее значение приобретают программы с компьютерным обучением, в ущерб межличностному общению, которое одно способно структурировать эмоциональный мир ребенка, оно способствует его развитию, формированию навыков самопонимания и самовыражения.

Компьютерное образование грозит современному человеку тяжелыми последствиями, и ощущение это угрозы не с консервативной любовью к традиционному обучению (ибо и оно далеко от совершенства), а с осознанием несовместимости компьютерного обучения с возможностью развития эмоциональной сферы человека.

Нет другого пути передачи ценностей и принципов маленькому человеку, кроме как через эмоциональный контакт с ним, основанный на доверии и привязанности. Только тогда ценности, передаваемые взрослым, заряжаются положительно.

Некоторые  наблюдения и эксперименты говорят о сокращении эмоционального словаря у современного человека.

Комментируя по  посредством слов состояние ребенка, придавая определенное выражение своему лицу, а также сопровождая это словесным комментарием, мать с детства приучает (или не приучает) малыша дифференцировать (различать) свои эмоциональные реакции, определять, давать им обозначение. Бедность и недифференцированность (неразличение) эмоционального словаря матери ведет к формированию у ребенка особого типа сознания и мышления, в котором внутренняя жизнь как таковая очень не достаточно представлена.

Считается, что наличие эмпатического, близкого эмоционального  контакта с матерью в младенчестве является залогом психического здоровья  человека в будущем. Сейчас эта теория подвергается  активной экспериментальной проверке. Полученные  данные  свидетельствуют, не столько младенческий возраст оказывается решающим для формирования здоровых  близких отношений с окружающими во взрослом  возрасте, сколько детство до 10 лет: эмоциональный контакт  с родителями в этом  возрасте оказывает  решающее влияние на контакты в будущем, в том числе с его супругом или партнером.

Вопрос к родителям: Как вы осуществляете эмоциональный контакт  со своим ребенком? Приведите примеры?

Ответы родителей (дискуссия).

3. Итог родительского собрания (подведение итогов, вопросы, обсуждение).

Библиографический список

  1. Изард, К. Эмоции человека [Текст]. М.: Изд-во Академия, 1999, 356 с.
  2. Кыласова Л.Е., Ротарь Н.В., Карцева Т.В., Фролова Н.Г., - Волгоград:  Учитель, 2013.-146с.
  3. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов. СПб.: Изд-во Питер, 2005, 583 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значимость эмоций в жизни ребенка"

Методы развития эмоциональной сферы и творчества дошкольников на музыкальных занятиях....

Консультация для родителей "Роль эмоций в жизни ребенка"

Цель: Обсудить проблему значения в жизни ребенка эмоциональной сферы, положительных эмоций,показать родителям, насколько важна театральная деятельность для развития благоприятной эмоционально среды ре...

План-конспект родительского собрания «Рисование в жизни ребенка

План-конспект родительского собрания «Рисование в жизни ребенка...

Конспект родительского собрания "Игра в жизни ребенка"

Все дети любят играть, вы поощряйте их самостоятельные игры, покупайте игрушки....

Консультация для родителей «РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации....

Конспект родительского собрания "Мама в жизни ребенка" Ранний возраст

Цель: повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей....