статья "Педагогическая технология воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Сметанина Елена Анатольевна

Статья "Педагогическая технология воспитания основ у детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Канашская СОШ»структурное подразделение «Детский сад»

                                                         Статья

Педагогическая технология воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста

                                                                                            Подготовила:

                                                                                                Сметанина Е.А.

Канаши, 2021

Педагогическая технология воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста

Начало XXI века ознаменовалось значительными трансформациями в социальной, экономической и политической обстановке Российской Федерации, что выявило необходимость поиска и развития новых нравственных ориентиров у подрастающего поколения. В это роли такое проявление общественной жизни как патриотизм, известное системе отечественного воспитания и образования становится одним из эффективных инструментов формирования нравственной культуры молодежи. Текущая социальная обстановка воспитания дошкольников требует приоритетным выбрать патриотическое направление.

Согласно государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», основными ориентирами работы с людьми всех возрастов являются традиционные направления патриотического воспитания, которые должны обеспечить непрерывность формирования патриотического сознания как воспитательного и социокультурного процесса.

Следует отметить, что патриотическое воспитание достаточно сложный процесс, который затрагивает эмоциональную сферу в плане развития чувств, которые в той или иной мере обусловлены духовным капиталом общества и его историческими корнями.

Патриотическое воспитание – один из значимых аспектов нравственного воспитания. Понятие «патриотическое воспитание» связано с пониманием сущности «патриотизма», с формированием личности человека-патриота.

Две основные концептуальные идеи патриотического воспитания: 1. российский патриотизм; 2. национальная идея.

Патриотизм – это база национального сознания и основа самосознания народа, внутренней мотивацией которого является: любовь к Родине; вера в лучшее будущее; знания истории своего государства достижений его народа; гордость и преданность своему Отечеству; готовность к практической деятельности на благо России.

Патриотизм в широком смысле является самым глобальным человеческим чувством, устоявшимся веками и тысячелетиями, это моральный фундамент общественного и государственного строя, опора его жизнеспособности, одно из основных условий эффективной работы социальных и государственных институтов. Чувство патриотизма настолько многогранно по степеням проявления и содержания. Принято считать, что это чувство формируется из ответственности, желания и умения трудиться во благо Отечества, желания сберечь и умножить богатства Родины и широкого спектра эстетических чувств [2].

Патриотизм как масштабное социальное явление является актуальным для системы образования в частности и для государства в целом. Основной институт обеспечения организации и функционирования системы формирования патриотических качеств личности является государство, реализуя составляющие патриотического воспитания на уровне регионов посредством образовательных организаций всех уровней [1].

Именно поэтому функции патриотического воспитания детей лежаться на учреждения дошкольного образования. Основы патриотизма закладываются в младшем дошкольном возрасте про условии грамотной реализации образовательной программы по направлению нравственного воспитания дошкольников.

Психология дошкольного детства достаточно благоприятна для успешного воспитания начал патриотизма. Ребенок дошкольного возраста отличается высоким уровнем внушаемости, впечатлительности, эмоциональной отзывчивости, искренности испытываемых чувств, безграничному доверию взрослыми желанию во всем им подражать.

Все чувства и впечатления, испытываемые в детстве, формируют направления глубокого влияния на развитие ребенка во взрослой жизни, оставаясь в памяти фактической и эмоциональной.

Основная часть системы ценностей личности формируется в младшем дошкольном возрасте под влиянием ближнего круга и в этот момент уместно начать формировать позитивный образ Родины для малыша. Ознакомление с историей тех мест, где проживает ребенок, культура, известные события и люди, становятся основой, на которой строится педагогическая работа всех форм: посредством общения, творчества детей и взрослых, особенно в преддверии общегосударственных праздников [1].

Значительная доля проблем в решении задачи формирования основ патриотизма проявляется в дошкольном возрасте детей: не достаточный уровень понимания событий, осознания значимости исторических фактов, всех последствий того или иного исторического явления. Однако, воспитатель, обладая навыком спокойно, терпеливо и доходчиво в нескольких фразах сформировать положительный образ Родины, любви граждан к своей стране, способен заложить основные нравственные ориентиры подрастающего поколения.

Поэтому следует выделить важный этап формирования в личности культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы, на которой эмоции, чувства, мышление и механизмы социальной адаптации. С дошкольного возраста ребенок формируется в процессе национально-культурной самоидентификации, осознавая себя в окружающей среде.

Дошкольный период развития наиболее благоприятен для развития высших нравственных оснований и наиболее сложных личностных характеристик, таких как: патриотизм, гражданственность, интернационализм. В том случае, если такая возможность упущена, то снижается вероятность полного воспитания многих других нравственных характеристик, который начинают формироваться в дошкольном возрасте: гуманизм, коллективизм, трудолюбие, чувство собственного достоинства.

Отличительной чертой воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является единство нравственных чувств и знаний.

Именно в дошкольном возрасте базовый этап формирования патриотических чувств – это накопление ребенком социального опыта жизни, через проживание эмоционально-ценностных отношений с окружающими взрослыми людьми [2].

Эффективное формирование патриотизма у детей дошкольного возраста требует выполнения нижеприведенных рекомендаций:

1. способствовать проявлению смелости в рамках разумного, решительности, уверенности в себе и своих силах посредством различным игр и мероприятий, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей;

2. создавать условия для проживания положительных эмоций;

3. прогулки на свежем воздухе;

4. беседы о предметах, событиях и их символическом значении.

Формирование патриотических качеств личности воспитанников дошкольных учреждений в процессе мероприятий патриотического характера требует соблюдения ряда условий:

1. воспитывая патриотическое сознание дошкольников, педагог должен использовать все доступные ему формы и методы воспитательной работы;

2. педагогу следует сознавать, что процесс воспитания должен совершенствоваться за счет продуманного использования комплекса средств и методов воспитательного воздействия.

Список литературы:

  1. Волкова, О.В. Патриотическое воспитание детей в современны условиях [Текст]: учебно-методическое пособие / О. В. Волкова. – Глазов, 2015. – 40 с.
  2. Голубь Марина Сергеевна Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников // ПНиО. 2018. №5 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-pedagogicheskie-usloviya-patrioticheskogo-vospitaniya-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 12.03.2021).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование фольклорных праздников и развлечений в воспитании основ патриотизма у детей дошкольного возраста»

направлен на формирование у детей представлений о культуре русского народа, на приобщение детей и родителей к культурным ценностям и особенностям русского народа; на просвещение родителей в области ис...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В данной статье рассматривается опыт использования информационных технологий в воспитании начал патриотизма у детей дошкольного возраста....

Проблемы воспитания в ДОУ и семье, направленного на формирование нравственных ценностей и основ патриотизма у детей дошкольного возраста»

План проведения педсовета в форме деловой игрыСодержание:размышление на тему "Посеять в детских душах доброту"презентация на тему: "Воспитание в петербуржской семье"Презентация н атему "Формирование и...

Презентация педагогического опыта на тему: «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через познание своей малой Родины»

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима.Патриотизм – это важнейшее нравственное качество любого человека. В тоже время в обществе наблюдается "дефи...

Воспитание сынов Отчизны. Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...

Лэпбук - инновационная технология как средство формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста.

Лэпбук - инновационная технология как средство формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста....