ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Лебедева Людмила Владимировна

В статье обобщен опыт работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию осознанного  отношения к растительному и животному миру, развитию  способности  к чувственному восприятию мира, стремления  к эмоциональному благополучию ребёнка, бережному отношению к своему здоровью и природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Л.В. Лебедева,

Воспитатель МБДОУ «Д/с «Зоренька», г. Абакан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из важных задач для педагога является укрепление и охрана здоровья детей – как физического, так и психического.

Дошкольный период, безусловно, особенный и очень важный этап в жизни ребёнка. В раннем возрасте ребёнок знакомится с ближайшим окружающим его миром более подробно, получает первые яркие эмоциональные впечатления, накапливает представления о разных формах жизни [1].

Особые впечатления у ребёнка складываются при непосредственном общении с живой природой. Дети дошкольного возраста проявляют к ней огромный и неподдельный интерес. Нет ни одного объекта или явления природы, которые они не заметили бы и остались бы к ним равнодушными. Формирование и закрепление таких знаний и впечатлений во многом зависят от условий, которые создадут ребёнку взрослые – в первую очередь родители, а затем одновременно педагоги в процессе познания дошкольником окружающего мира.

В процессе применения здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании дошкольников мы стараемся достигнуть следующих целей: сохранить и укрепить здоровье детей, формировать осознанное отношение к растительному и животному миру, развивать способность к чувственному восприятию мира, стремиться к эмоциональному благополучию ребёнка, научить бережному отношению к своему здоровью и природе.

Выбирая методы, формы и средства эковоспитания детей, мы внимательно относимся к состоянию здоровья каждого ребёнка и учитываем его индивидуальные особенности [3].

В своей работе по экологическому воспитанию дошкольников мы реализуем следующие задачи:

– создание и усовершенствование здоровьесберегающих технологий при проведении мероприятий экологической направленности с привлечением медработника и педагогов ДОУ;

– разработка и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, интегрированных с экологическим воспитанием дошкольников;

– привлечение родителей воспитанников к проблемам экологической грамотности и привитие их интереса к ЗОЖ;

– формирование у воспитанников любви к природе, бережного отношения к ней;

– поэтапное привитие соблюдения правил ЗОЖ.

В рамках экологического воспитания дошкольников мы создаём здоровьесберегающую среду, которая подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

К внутренней среде относятся: предметно-развивающая среда группы (уголок природы, календарь природы, познавательно-исследовательский уголок, огород на подоконнике), а также экологическая комната и коридоры ДОУ. К внешней среде относится эколандшафт нашего ДОУ, подразделяемый на естественную и созданную руками человека. Ко второму типу экологической среды относится территория ДОУ (зелёные зоны отдыха, тропа здоровья, прогулочные участки, цветники, уголки нетронутой природы, огород).

В своей работе используем такие здоровьесберегающие технологии, как пальчиковая, дыхательная и ортопедическая гимнастики (например, «Помоги бельчонку переправиться на другое дерево» – ходьба по канату, «Помоги ёжику собрать грибы» – упражнения на «захват» предметов стопой). Ребятам нравится самомассаж шишками сосны, ели и проговаривание четверостиший, минутки релаксации под звуки природы. Более подробно о комплексной работе по оздоровлению детей в ДОУ см. в работе М.Н. Кузнецовой [4].

В нашем детском саду мы регулярно проводим экологические праздники: «Праздник Осени», «Цветочные сны», «Проводы зимы», «День Земли», «Береги свою планету».

В дошкольном возрасте важно заложить правильные привычки, которые совместно с обучением детей технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.

Эффективность воспитательно-образовательного процесса можно достигнуть лишь в совестной работе с родителями воспитанников. Ведь от осознания ими значимости сохранения и укрепления как своего здоровья, так и здоровья ребёнка зависит многое [2; 5]. Для этого мы проводим с ними консультации о культуре здоровья, беседы о важнейших правилах и аспектах ЗОЖ, о приёмах и проблемах организации ЗОЖ в воспитании дошкольников в семье; привлекаем к участию в цикле мероприятий ДОУ (экологические акции, конкурсы, «Помогите птицам», «Дары природы») и т.д.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий позволяет детям дошкольного возраста успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу проводить профилактику асоциального поведения.

Библиографический список

  1. Бабенкова, Е.А. Настольная книга здоровьесбережения / Е.А. Бабенкова. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. 192 с.
  2. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования. / Л.Д. Глазырина. – М.: ВЛАДОС, 2004. 143 с.
  3. Зимонина, В. Н. Воспитание ребёнка-дошкольника. Расту здоровым. М.: ВЛАДОС, 2004. 304 с.
  4. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002. 64 с.
  5. Свирская, Л. Работа с семьёй: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: Линке-Пресс, 2007. 184 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"

Здоровье ребенка - это не только отсутствия болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приор...

Создание условий для использования инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

        Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлен...

Выступление «Использование здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса, не наносящего вреда здоровью участников....

Мастер - класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» для слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ

Цель: трансляция эффективного  опыта использования здоровьесберегающих технологий в процессе музыкально - оздоровительной работы с детьми....

Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста»

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста» 2023г....