Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки» в подготовительной группе тема: «Старание и терпение»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

КОСОЛАПОВА ВИКТОРИЯ ДМИТРИЕВНА

КОНСПЕКТ НОД ПО "Социокультурным истокам" "Старание и терпение" с проведением мастер-класса "Куколка из ниток" для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_istoki.docx846.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №36 «Яблонька»

Конспект НОД

по программе «Социокультурные истоки»

в подготовительной группе для детей 6-7 лет группы: «Земляничка»

тема: «Старание и терпение»

Подготовила воспитатель:

В.Д. Косолапова

Сургут, 2021 г.

Конспект НОД

по программе «Социокультурные истоки»

в подготовительной группе

тема: «Старание и терпение»

Тема осваиваемой социокультурной категории: ТРАДИЦИИ ДЕЛА.

Интеграция образовательных областейсоциально-коммуникативное развитие + познавательное развитие + речевое развитие + художественно-эстетическое развитие + физическое развитие

Цель: развивать духовно-нравственные качества детей.

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для присоединения детей к отечественной традиции «ДЕЛА»;

- раскрыть для детей содержание социокультурных понятий «Мастера» и «Рукодельницы»;

- формировать интерес к традиционным видам человеческого труда.

Развивающие:

Развивать в детях:

 - управленческие способности, умение договариваться, приходить к согласию.

-качество трудолюбия.

- коммуникативно-речевые умения (способствовать обогащению словаря детей пословицами и поговорками).

, умение эффективно общаться с педагогом и сверстниками;

Воспитательные:

- воспитывать в детях:

- уважительное отношение к людям труда;

 - качества старания и терпения,

 -любовь к делу, смекалка, усердие, наблюдательность

Виды образовательной деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная, музыкально-художественная, двигательная.

Формы организации: групповая, (совместная деятельность взрослого и детей) и индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).

Формы реализации детских видов деятельности: Беседа. Самостоятельная художественная речевая деятельность (чтение фольклорных текстов наизусть). Ситуативный разговор. Создание игровой ситуации. Игра. Разговор в ресурсном круге. Художественно-творческая деятельность детей.

Оборудование: книга для развития детей 6 -7 лет «Мастера и рукодельницы»; оформление выставки творческих работ, ноутбук, презентация.

Ход работы:

Под музыку воспитатель (хозяюшка) в русском народном костюме и дети входят в зал, встают в полукруг.

Хозяюшка: - Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю. 

                         Рады гостям,

                        Как добрым вестям!

                        Всех привечаем,

                        Душевно встречаем!

Дети: - Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон). Доброго всем дня!

Хозяюшка: - Ребята, я Вас сегодня хочу пригласить в мою избу. У меня изба просторная, всем места хватит.

Эй, честные господа,

Ко мне пожалуйте, сюда.

Хозяюшка: - Проходите, присаживайтесь на самые удобные места.

Дети под музыкальное сопровождение проходят в избу-мастерскую, садятся на лавочку. Звучит тихая спокойная музыка

Хозяюшка: - Посидим рядком поговорим ладком.  Дорогие ребята!  

С давних времен люди высоко ценили старание и терпение. Понимали, что это великий труд души, который дает человеку возможность учиться, достигать мастерства в любом деле.

Хозяюшка: В каких делах вы проявили старание и терпение?  (ответы детей)

- Что почувствовали, когда благодаря старанию и терпению что-то удалось сделать?

Хозяюшка: Как можно назвать ваши дела?

Дети: добрые, нужные, хорошие, полезные, приносящие радость.

(Дети высказываются по цепочке).

Хозяюшка: Какие вы молодцы! Жизнь дана на добрые дела. Старание и терпение рождают умение. Вы со мной согласны?

Основная часть:

Хозяюшка: У вас на столах лежат листы с картинками. Рассмотрите их и отметьте + те, на которых изображены занятия, требующие старания и терпения.

(Приложение 1)

Ребенок пришивает пуговицу +

Ребенок смотрит телевизор-

Ребенок играет на фортепиано +

Ребенок учит уроки +

Ребенок убирает игрушки +

Ребенок ухаживает за растениями +

Ребенок собирает ягоды +

(Выслушивание ответов детей)

Хозяюшка: Свой ответ нужно начать так: я думаю, что….

Хозяюшка: Давайте вспомним пословицы и поговорки о старании и терпении.

Игра: «Доскажи словечко».

Труд человека кормит…… а лень портит.

Без труда не вынешь и ………рыбку из пруда.

Терпение и труд ……….все перетрут.

Под лежачий камень и ………..вода не течет.

Хочешь есть калачи,…………. так не сиди на печи.

Дело мастера ………….боится.

С терпением в работе ……………не пропадешь.

К большому терпенью ……………придет и уменье.

Поспешишь –………………. людей насмешишь.

Делу время – …………потехе час.

- Маленькое дело, лучше большого безделья, а сделал дело:

Все: «Гуляй смело».

Хозяюшка: На посиделках не только работали, но и пели песни, танцевали, веселились.

Засиделись наши ножки,

Надо их размять немножко.

В круг скорее вы вставайте!

Игра хороводная «Кружок»

        Ход игры: Дети встают в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:

Мы сперва пойдем направо

А затем пойдем налево

А потом в кружок сойдемся

И присядем на немножко

А теперь назад вернемся

И на месте покружимся

И похлопаем в ладоши.

А теперь в кружок все вместе.

(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)

Хозяюшка: -Отдохнули, хорошо. Присаживайтесь.

Звучит русская народная музыка, хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами:

Ой, ребята, посмотрите!

У нас в мастерской сундук стоит.

Я уверена, много тайн он хранит

К сундуку я сейчас пойду

Может, что-нибудь в нём найду.

Достаёт из сундука куклу из ткани и ниток.

Хозяюшка: - Ребята, а Вы любите играть? Вспомните, как много у нас игрушек, и все разные. Назовите свои любимые игрушки. (Ответы). Из каких материалов они сделаны? (Из металла, пластмассы, резины, меха, ткани). Что умеют делать ваши игрушки? (Двигаться, летать, ездить, петь, разговаривать). Откуда они берутся? (Их делают на фабриках, они продаются в магазинах).

-  А вот в старину ребятишки не могли и мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. И чаще всего их мастерили сами родители. Или долгими, длинными вечерами их делали игрушечных дел мастера и потом продавали на ярмарках. 

- До чего же хороши старинные игрушки! И это не удивительно – ведь мастера вкладывали в игрушку всю свою фантазию, любовь.

- Ребята, а Вы хотите сами стать игрушечных дел мастерами и сделать самую старинную игрушку – куклу –оберег из ниток?

Вы будете теперь мастерами и мастерицами.

Сначала выполним несколько заготовок для будущей куколки. Для этого нам потребуется картон, на который мы будем наматывать бежевую пряжу.  

Сделаем 3 заготовки, одна из которых будет толще двух других.  

Теперь каждую из них разрезаем в нижней части, после чего снимаем с картона.  

Из самой большой будем делать туловище, а 2 другие потребуются для косы и создания рук. Берем 2 заготовки – толстую и тонкую, перекрещиваем их между собой.  

Половинку тонкой заготовки отворачиваем обратно, из нее потом мы будем плести косу.  

Толстую заготовку также складываем пополам (это будет туловище куколки).  
Берем небольшой кусочек красной нити и перевязываем место соединения двух заготовок. Так мы сформировали голову куколки.  

Из верхней (тонкой) части будем плести косу, которую потом зафиксируем несколькими узелками красной нити. А кончики бежевой пряжи аккуратно подровняем ножницами.  

Далее берем третью заготовку, из нее будем делать руки. Но предварительно перевяжем ее с одного края красной нитью.  
Потом плетем косу и в конце снова фиксируем несколькими узелками красной нити.  
Вставляем получившуюся косу горизонтально между основной заготовкой туловища.  

Берем красную нить и перевязываем снизу.  

Затем делаем несколько перекрещивающихся узелков, таким способом мы соединим между собой руки и туловище у нашей поделки. 

Куколка с косой из ниток готова.  

Самостоятельная работа под народную музыку. (Презентация)

Хозяюшка: - Дети, трудно быть мастерами? (Ответы детей). Да, дорогие мои, чтобы стать мастером, нужно немало потрудиться, многому поучиться.  Надо прежде всего старание и терпение. У вас есть все для того, чтобы в будущем стать настоящими мастерами и рукодельницами.

Хозяюшка: - Ой, какие красивые куколки у Вас получились.

Хозяюшка: 

Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

И чтоб было нам веселей,

Не забудем таких мы корней!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!

Исполняется хоровод с куклой под русскую народную песню «Хоровод – оберег».

Все дети встают в круг, в центре водящий-хозяюшка с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.

Выставка работ кукол на столе.

Хозяюшка: - Дорогие мои, недаром настоящих мастеров и рукодельниц любят и помнят долгие годы. Красота, нашедшая отклик в человеческом сердце, не умирает, а живет в памяти людей, передается из поколения в поколение. Люди говорят: «Каков мастер, такова и работа»

Работа в ресурсном кругу.

Хозяюшка: - А теперь ребята, встаньте, пожалуйста, в круг, касаясь друг друга плечами. Чувствуете тепло соседа? Представьте, что вы все взрослые и все стали мастерами и рукодельницами. Про вас можно сказать много хороших слов. Давайте мы эти слова сейчас скажем друг другу. Начну я. Не забывайте ласково задеть соседа, говоря доброе слово, и улыбнуться. (предполагаемые слова: добрый, умелый, внимательный, добросовестный, старательный, умный, аккуратный, трудолюбивый, душевный, терпеливый, толковый.)

По окончании дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».

Хозяюшка: «Я хочу вам всем пожелать мира и добра!»

Хозяюшка тихонько раскачивает ее со словами: - Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! - подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.

Хозяюшка: -  Мы сегодня с вами много говорили о творении мастеров и рукодельниц, прекрасно потрудились, замечательно справились с работой.

Хозяюшка:

Вот и посидели,

Вот и поговорили,

Вот и поработали,

Вот и повеселились.

До свидания, гости дорогие,

Приходите еще ко мне в гости.

Звучит народная музыка, дети выходят из зала.

Изображение

https://gdou27.ru/wp-content/uploads/2019/11/8b99c6d4f3341059adee52c5f294fb0e.jpg

https://ufologov.net/wp-content/uploads/a/4/4/a44e9d11716175eb87a3fcc7e4ba875b.jpg

https://cs5.livemaster.ru/storage/1e/a9/4ef9fe11c9018711c9aba79ea4pn--kukly-i-igrushki-martinichki-narodnaya-vesennyaya-kukla.jpg

https://crafts-gift-decor.ru/images/2018/dec/kukla-iz-nitok_i_7.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1574327/pub_5cbd7f70bc785500b3b6cea9_5cbd8bbd55863600b3c2ad20/scale_1200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (в рамках открытого показа) Тема: «Домашнее тепло».

Конспектзанятия по программе«Социокультурные истоки»в средней группе(в рамках открытого показа)Тема: «Домашнее тепло»....

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе на тему: «Домашнее тепло»

Цель. Подвести к восприятию социокультурной категории «Домашнее тепло»Задачи:1. Формировать у детей мотивацию на доброе отношение к родным и близким.2. Закрепить умение детей характеризовать понятие «...

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе Тема: «Любимые сказки».

Конспектзанятия по программе«Социокультурные истоки»в средней группеТема: «Любимые сказки»....

Конспект НОД по программе "Социокультурные истоки" в младшей группе на тему: "Доброе слово".

Конспект НОД по программе "Социокультурные истоки" в младшей группе на тему: "Доброе слово"....

Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки» в младшей группе на тему: «Ласковая песня»

Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки»в младшей группе  на тему: «Ласковая песня»...

Конспект занятия по программе "Социокультурные истоки" в средней группе Тема "Любимая сказка"

Занятие по программе "Социокультурные истоки" в средней группе...