Современное родительство: точки взаимодействия с ДОУ.
статья

Клинцова Анна Вячеславовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennoe_roditelstvo_tochki_vzaimodeystviya_s_dou.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Современное родительство: точки взаимодействия с ДОУ.

Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда в основу воспитания подрастающего поколения закладывался интеллектуальный аспект. И сейчас во многих семьях уделяется повешенное внимание познавательному развитию детей, забывая о необходимости формирования эмоционального мира, умений воспринимать и понимать чувства других. Многие родители загружены на работе и им не хватает психологических знаний об особенностях развития их детей. Большинству родителей свойственно думать, что они прекрасно знают своих детей, интуитивно угадывают их мысли и желания. Однако на деле это оказывается далеко не так. Педагоги сталкиваются с низкой компетентностью современных родителей в вопросах детской психологии, отмечают трудности в общении и установлении взаимодействия родителей с детьми.

Между тем личностное, психологическое развитие человека отражает его возрастные и индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать в процессе воспитания родителями своих детей. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.

Понимание родителями своих детей можно определить как умение понять их эмоции, чувства, мысли, намерения, поведение. 

Среди механизмов процесса понимания родителями своих детей можно выделить следующие:

- познание родителями детских эмоций, чувств, желаний, настроений;

- эмпатия по отношению к детям;

- идентификация себя с детьми (умение вспомнить себя в детские годы, поставить себя на место ребенка);

- способность к рефлексии и познанию самого себя;

- способность к каузальной атрибуции, умение прогнозировать поведение и реакции ребенка.

Помогают родителям понимать собственных детей способность к идентификации, которая позволяет осуществлять интерпретацию поведения, настроений ребенка путем отождествления себя с ним. Когда родитель умеет вспомнить себя в подростковом возрасте, свои эмоции, желания, он лучше может осознать чувства и настроения своих детей.

Детско-родительские отношения основаны на эмоциональных связях и переживаниях. Эмпатия помогает родителям сочувственно относиться к своим детям, сопереживая им в трудных ситуациях. Зачастую родители искренни чувствуют обиду, когда обижают их детей. Умение осуществлять анализ ситуации с мыслями о себе помогает родителя глубже чувствовать своих детей, их настроения, переживания [1, с.49].

Родители, способные к рефлексии, лучше понимают своих детей. Под рефлексией в психологии понимается осознание человеком процесса межличностного понимания, того, как его понимают и воспринимают другие, как он выглядит в глазах других людей. Не все родители умеют взглянуть на себя со стороны, особенно, когда дело доходит до наказаний ребенка. Многим кажется, что они поступают справедливо, а между тем, будучи во власти своих собственных эмоций, родители не могут адекватно оценить ситуацию, зачастую срываются на своих детях.

Для ребенка семья  и его родители представляет целый мир, в котором они живет, совершает открытия, учится любить, сочувствовать, радоваться. Для ребенка очень важно знать, что родители его понимают.

Как отмечают А.Я. Варга, В.В. Столин, родительские отношения представляют собой систему разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков [1, с.32].

Для развития ребенка и поддержания позитивных детско-родительских отношений взрослые должны понимать чувства, эмоции, настроения своих детей. Для этого они должны обладать определенным уровнем знаний о детской психике, о возрастных особенностях своих детей.

Каждый родитель заботится об эмоциональном благополучии своих детей, которые зачастую испытывают не только положительные, но и отрицательные эмоции. Непонимание родителями эмоций и чувств ребенка негативно сказывается на общем психологическом самочувствии ребенка, на его деятельности.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Каждого родителя интересует, как ребенок проводит время в детском саду, но немногие готовы активно поучаствовать в жизни ДОО. Задача педагогов – организовать интересные совместные мероприятия, которые помогут родителям включиться в образовательный процесс, лучше узнать своего ребенка, установить доверительные отношения с ним, поделиться друг с другом опытом семейного воспитания, обсудить актуальные проблемы и найти пути их решения.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.  В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Важно совершенствование содержания, форм и методов  сотрудничества ДОО и семьи во всестороннем развитии ребенка.

О. Зверева определяет цель взаимодействия, как «приобщение родителей к жизни детского сада, организация совместной деятельности, обмен мыслями, чувствами, общение». К методам взаимодействия исследователь относит «вопросы к родителям, дискуссии, приведение примеров, игровое моделирование поведения, формирование рефлексии; одобрение, поддержка». В основе взаимодействия, по мнению О. Зверевой, «лежит диалог, умение вести разговор на равных, готовность сторон доверять компетентности друг друга» [4, с.70].

Как отмечает О. Зверева, ФГОС ДО предполагает не только взаимодействие, но и непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов на основе выявления потребностей семьи, а также поддержки их инициатив; создает условия для участия родителей  в образовательной деятельности [4, с.72].

В Словаре С.И. Ожегова понятие «вовлечение» происходит от глагола «вовлечь» во что-то. Оно означает «побудить, привлечь к участию в чем-то». Вовлечение родителей в образовательный процесс не отличается новизной от его применения на практике в более ранний исторический период.

Возникает вопрос: в чем отличие вовлечения родителей в образовательный процесс от процесса взаимодействия? Вовлечение рассматривается О. Зверевой в контексте активного участия пап и мам в различных мероприятиях ДОО как составляющая взаимодействия.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников мы рассматриваем как взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство социальной культуры, постижение её ценностей и смысла.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

На основе теоретических исследований была изучена специфика вовлечения родителей в образовательную деятельность посредством создания образовательных проектов на основе выявления потребностей семьи, а также поддержки их инициатив; создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Новая модель развития отношений между детским садом и семьей представляет собой открытую модель партнерского, конструктивного взаимодействия.

Формы вовлечения родителей младших дошкольников в образовательный процесс ДОО должны отличаться разнообразием. Главная цель всех форм и видов взаимодействия воспитателя младшей группы с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Заинтересованность воспитателя в тесном взаимодействием с семьей способствует не только сплочению родителей, повышению их активности, педагогической грамотности, оптимизации детско-родительских отношений, но и совершенствованию воспитательно-образовательного процесса в ДОО. Умелый подбор, сочетание и использование различных форм вовлечения родителей позволят организовать содействие и сотрудничество детей, родителей и педагогов, обеспечит признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

Список литературы

  1.   Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. -М.: Просвещение, 1985. - 180 с.
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6т. Т.1./ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2009. – 487 с.
  3. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОО: Методический аспект. — М : ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ....

Феномен современного родительства: возможные проблемы и перспективы.

Я рассматриваю прблемы собременных родителей в контексте прошлого опыта воспитания детей, влияние современных гаджетов на развитие ребенка....

Современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников

Общие  сведения об инновационной деятельности МДОУ «Детский сад №57 «Родничок» комбинированного вида»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, ПО СРЕДСТВАМ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА РАЗВИТИЯ И ДОСУГА «КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»

Сегодня перед педагогами детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Современная семья ...

«Современные технологии построения взаимодействия в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО»

Сeгодня в дoшкольном образoвании проглядывается тенденция  рeализации госудaрственных стaндартов черeз соврeменные пeдагогические тeхнологии. Во главe пeдагогической тeхнологии стоит позиция ребе...

Статья на тему «Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи. Формы взаимодействия ДОУ с родителями»

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей....

VI Муниципальный родительский форум Тренинг: «Современное родительство»

Осознание родительской роли, определение истинных ценностей в своей жизни и реализация своих возможностей в воспитании ребенка.- Научиться разрешать конфликты мирным путем, не оказывая влияния с позиц...