Музыкально- игровая деятельность как разновидность детской музыкальной деятельности.
консультация
Консультация для воспитателя "Музыкально - игровая деятельность как разновидность детской музыкальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 120.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально- игровая деятельность
как разновидность детской музыкальной деятельности.
(консультация для воспитателей)
Музыкально- игровая деятельность тесно связана со всеми детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством
и творчеством. В процессе музыкально- игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с
другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют
эстетический взгляд и воспитывают культуру ребенка.
Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра - самый
уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста.
Во- первых, музыкальная игра – самый органичный из всех видов
музыкальной деятельности.
Потребность в игре заложена в ребенке самой природой . Музыкальные
игры вовлекают дошколят в посильную для их возраста деятельность,
целями, которой являются: развитие интереса к музыке, правильное
восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение
потребности постоянного общения с музыкой и желания активно проявлять
себя в этой сфере.
Во-вторых, музыкальная игра - самый «легкий» из всех видов музыкальной
деятельности.
Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя муз. игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты
реакций, диктуемых музыкальным материалом, дети считают, что играть
вовсе не трудно. Именно поэтому ребенок вступает в музыкальную игру
без опасений и боязни; увлекаемый муз. звуками и образами, играет, не
обращая внимания на время и возможную усталость.
В – третьих, музыкальная игра – очень серьезный вид музыкальной деятельности (умения читать, считать, писать, анализировать), а значит,
обладает возможностью приобщать ребенка к виду деятельности, еще не
освоенному им ранее.
Именно поэтому муз. игра – дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через нее он вступает в мир человеческой деятельности уже
в некоторой степени подготовленным. В любой музыкальной игре заложена возможность овладевать определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, а также для общения.
В- четвертых, музыкальная игра - самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности.
Она дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально- психологического
развития ребенка.
Музыкальная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать
которые нетрудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «Я».
В - пятых, музыкальная игра – самый демократичный из всех видов муз.
деятельности.
Равенство в муз. игре гарантирует ее правилами, ролевым распределением.
Музыкальная игра – общение равных.
Она -
- фактор развития ребёнка
- способ приобщения ребенка к миру музыкальной и общей культуры;
- щадящая форма обучения ребенка жизненно важным для него умениями и навыками;
- способ ознакомления ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;
- мягкая коррекция воспитанности ребенка и незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;
- деликатное диагностирование социально – психологического и музыкального уровня развития ребенка;
- способ формирования гуманистической атмосферы в детском коллективе;
- способ подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры.
Играя с детьми в различными музыкальные игры, надо учитывать, что одни из них способны достичь высокого уровня музыкального развития, а другие – более скромного. необходимо, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыкальным играм не только как к развлечению, но и как к важному явлению духовной культуры .
Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства и вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы, чему как нельзя лучше способствуют все виды музыкальных игр. Если в процессе музыкально – игровой деятельности будет развито музыкально – эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития и духовного становления. Приобретая в процессе музыкально – игровой деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки , дети приобщаются к музыкальному искусству.
К числу конкретных задач музыкально – игровой деятельности относится:
- Развитие способности эмоционального сопереживания в процессе восприятия музыки;
- развитие музыкального слуха (звуковысотного, тембрового и динамического);
- развитие чувства ритма;
- передача ребенку элементарных теоретических знаний о музыке ;
- развитие творческих способностей в процессе импровизации в различных видах музыкальных игр.
Организуя любую музыкальную игру, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное « Я «.
В музыкальной игре ни в коем случае не должно быть элементов , связанных с риском для здоровья детей, недопустимо унижать достоинство ребенка , игра должна соответствовать возрасту и особенностям личности детей ; используемые в игре пособия и атрибуты должны быть эстетичны , удобны , гигиеничны и безопасны ; каждая музыкальная игра должна создавать положительное эмоциональное настроение ( в том числе и проигравших детей ).
В организации и провидении музыкальной игры важен способ ее объяснения детям. Лучшим вариантом можно считать объяснение условий по ходу игры.
В процессе проведения некоторых музыкальных игр важно использовать диалог между педагогом и детьми , т . к . это помогает детям концентрировать внимание на происходящем . Необходимо регулировать темп некоторых музыкальных игр , не допускать ненужных пауз, вести игру в хорошем настроении . Продолжительность музыкальной игры зависит от интереса детской аудитории к ней .
При подведении итогов музыкальной игры необходимо помнить о том , что выйти из игры каждый ребенок должен с чувством эмоциональной удовлетворенности и радости от участия в ней . Для этого педагог не должен давать никаких резких оценок качества игровой деятельности ребенка , а наоборот , при необходимости внушать ему надежду на успех .
Разделение муз . игр по правилам звучания обуславливает развитие любознательности , воображения , фантазии ребенка . Восприятие музыки – составляющая основа этих игр - требует наблюдательности., сообразительности . Вслушиваясь в музыку , ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту , познает их выразительное значение , следит за развитием музыкальных образов , обращает внимание на связь различных видов музыкальной игры с характером музыки и определяет этот ее характер. Ребенок учится эстетически оценивать музыкальные произведения.
В процессе творческих музыкальных игр дети вовлекаются в деятельность, требующую фантазии : они оперируют звуками , комбинируют движения танца , ищут выразительные средства для передачи игровых образов , опираясь на имеющийся опыт , дети сами формируют ход музыкальной игры и поведения в ней персонажей. В результате они могут оценить свои действия.
Музыкально- игровые композиции представляют собой сочетание всех видов музыкально – игровой деятельности и элементов театрализации, что дает детям возможность соавторства, а следовательно, безграничного личностного развития.
Музыкально – игровые композиции.
Музыкально – игровые композиции завершают систему музыкально – игровой деятельности детей и демонстрируют уровень и качество усвоенных ими знаний, умений и навыков.
Что такое музыкально – игровая композиция? Это соединение различных видов детских музыкальных игр, объединенных сюжетом, драматургией его развития, включением в него множества образов с их взаимодействием и столкновением. Все перечисленное подразумевает использование различных видов детской музыкальной деятельности ( пение, движение, игра на музыкальных инструментах, импровизационная и творческая деятельность ). Этот синтез важен не только для того, чтобы дети «прожили» тот или иной мини – спектакль, но и представили его на суд зрителей.
Огромным достоинством данного процесса является то, что он не носит нудно – обязательного характера и позволяет детям мыслить образно, т. е. говорить
друг с другом на языке искусства.
Музыкально – игровые композиции можно использовать как одну из форм организации досуговой жизни дошкольников, преследующую несколько целей:
доставить детям удовольствие, повеселить, позабавить их, а также обогатить музыкальными впечатлениями и пробудить творческую активность.
Основной целью музыкально – игровых композиций можно считать приобщение детей к миру искусства посредством синтеза разнообразных видов детской музыкальной деятельности и активизации творческих способностей детей.
К числу задач, решаемых в рамках этих целей, относятся следующие:
8 развитие у детей воображения, мышления в процессе создания художественного образа;
* обучение использованию музыкального и жизненного опыта в работе над музыкально – игровой ролью;
* обучение взаимодействию с другими персонажами музыкальной игры и композиции в целом;
* формирование выносливости, концентрации внимания и творческой активности в рамках продолжительности музыкально – игровой композиции;
* раскрытие музыкальных и творческих способностей детей посредством различных видов музыкально – игровой деятельности;
* приобщение детей к музыкальной и общей культуре.
Воспитатель , приступая к работе над музыкально – игровой композицией, прежде всего должен выбрать тему , затем наполнить ее соответствующим музыкально – игровым содержанием и расположить материал в определенной последовательности с точным распределением функций всех ее участников.
Необходимо продумать оформление композиции, т. е. декорации, костюмы, атрибуты.
Кроме того, необходимо тщательно продумывать чередование различных видов детской музыкальной деятельности ( игра на детских музыкальных инструментах, игра – драматизация, игра – хоровод ).
Поскольку этот вид детской игровой деятельности представляет собой попытку театрализации, его нужно строить по законам развития внутреннего действия.
чему способствует введение в музыкально – игровую композицию потешек, прибауток, считалок в качестве связующих элементов.
В композиции обязательно должна существовать кульминация – самая высокая эмоциональная точка, которая подготавливается всем предшествующим действием.
В детстве что? кружись и падай , на
одной скачи ноге. Сам себя смеши и Ра
дуй в голубом дождевике …
Доставляй себе веселье из всего.
Из рук из ног, из болезни, из безделья,
Из бумаги, из чулок…
( А. Кушнер.)
В основе музыкальных игр – драматизаций лежит действие, отражающее содержание и характер музыкального материала.
Музыкальные игры этого вида имеют сюжет, ориентируются на зрелищную выразительность ( мимика, жест, движение) в сочетании с песенной выразительностью. Они предполагают взаимодействие и столкновение персонажей посредством музыкально – двигательных диалогов и монологов с обязательно положительной развязкой.
Этот вид игр сложен тем, что на синтез пения и движения в них наслаиваются элементы музыкально – театральной деятельности. Дети обладают огромными игровыми возможностями.
Данный вид музыкальных игр, используя особенности детской игровой деятельности, строится по принципу авторства, а не исполнительства, т. как нацелен на максимальное развитие творческих способностей у детей.
В работе над этими играми воспитатель должен быть тонким режиссером, учитывать особенности маленького артиста, помогать ему скрыть неумение и выделить то, в чем он силен.
Воспитатель должен знать, что дети достаточно легко усваивают внешние признаки драматургии: Сюжетную фабулу, отсутствие автора – повествователя, диалог.
К вопросу распределения ролей воспитатель должен подходить как с точки зрения мотивации (почему ребенок хочет играть эту роль), так и точки зрения максимального соответствия индивидуальности ребенка выбранной роли.
Надо создавать у юных артистов импровизированное состояние, для чего следует определенным образом выстраивать мизансцены. При раскрытии художественных образов воспитатель должен следить за ограниченным сочетанием у детей знаний, умений и навыков со свободой импровизации.
НЕ следует гнаться за большим количеством новых игр данного вида. Важно, чтобы дети постепенно вникали в музыку, в сюжет и немногочисленные образы, учились понимать, любить их и стремились бы лучше их исполнить.
Педагог может ставить перед детьми все новые задачи, последовательно раскрывать смысл каждого образа, вносить в него новые детали, направлять внимание детей на менее заметные особенности музыки и повышать требования к исполнению песенного материала, движений и перестроений в игре. При такой работе игра долго остается интересной, живой, увлекательной. У них накапливается репертуар любимых игр – драматизаций, и они с удовольствием возвращаются к каждой из них, получая все больше радости и ярких впечатлений.
Превращается рука и в котенка, и в
щенка. Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень – очень мало:
Специальные перчатки, ум, талант –
и все в порядке!
(В. Берестов).
Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью мы развиваем их творческие способности , задатки к импровизации.
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.
Важнейшим в театрализованных играх, представлениях является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль.
РОДИТЕЛИ И ВОСПИТАТЕЛИ должны стремиться к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации.
Поэтому не заучиваем с детьми текст роли, не отрабатываем позы, если дети неточно произнесут реплику. ГЛАВНОЕ – это понимание смысла и атмосферы театрального действа.
Мы хотим, чтобы маленькие актеры, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации.
Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому, нам, родителям так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Знакомство детей с театрализованными играми начинается в первой младшей группе. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старшие дошкольники, родители в домашних условиях. Встреча с театральной куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Занимаясь с детьми должны стремиться вызвать у них положительные эмоции по отношению к театрально – игровой деятельности, побуждаем их общаться с куклой, хорошенько ее рассмотреть, не препятствуем стремлению поиграть с «актерами», участвующими в спектакле. Так незаметно для себя малыши включаются в театрализованные игры.
В каждой возрастной группе обучаем детей основам актерского мастерства.
Для этих целей используется этюдный тренаж, который способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия. Развиваем навыки выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
Далее стремимся объединить кукольный спектакль и театрализованную игру в единое целое. Этот вид деятельности мы называем театрализованными играми с элементами кукольного театра.
В более старших группах театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев.
Театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творческие способности в различных видах деятельности.
Используя в театрализации импровизацию, мы тем самым уходим от рутинного труда, от зубрежки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения.
Однообразие убивает желание играть в театр, делает это занятие скучным и неинтересным. Дети быстро утомляются, их внимание рассеивается. Они не могут в силу своего возраста долго сосредоточиваться на чем- то одном.
Нам не приходиться ориентироваться на среднего ребенка, тем самым тормозя развитие одаренного. Каждый развивается в том темпе, в каком он может.
« СОСЧИТАЙ ЗВУКИ»
Игра развивает гармоническое восприятие, позволяет научиться различать шумовые и музыкальные звуки.
ИНСТРУКЦИЯ:
Сейчас мы будем считать. Но не просто считать шумовые и музыкальные звуки.
У вас две коробочки с фишками – синяя и красная. Если вы услышите шумовой звук, то опустите фишку в синюю коробочку, если музыкальный – в красную. Будьте внимательны, если услышите два музыкальных звука, то положите в красную коробочку две фишки.
Три музыкальных звука могут прозвучать одновременно. Вы должны их услышать и положить в красную коробочку три фишки.
«М У З Ы К А Л Ь Н О Е Л О Т О»
ИГРА способствует усвоению основ нотной грамоты, переключению внимания, развивает память.
ИНСТРУКЦИЯ.
Ребята, сегодня мы будем играть в лото. Игра не простая, а музыкальная. Сначала вести ее буду я, а затем вы сможете играть самостоятельно. Победит тот участник, который правильно выполнит задание и быстро получит все карточки.
«П О С Ы Л К А»
Игра развивает ладовое восприятие, способствует различению характера музыки, позволяет эмоционально откликаться на выраженное в музыке настроение.
ИНСТРУКЦИЯ.
К нам в зал пришла посылка. В ней диски , кассеты с записью музыки, карточки и письмо:
«Дорогие ребята, попробуйте угадать, какую музыку любит «МАЖОР», а какую – «МИНОР». Жители Музыкального острова. Если зазвучит веселая музыка, вы поднимете карточку « МАЖОР», а если грустная – «МИНОР».
« В Е С Е Л Ы Е Г У Д К И»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА.
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: фланелеграф, рисунки паровоза и парохода.
РАЗДАТОЧНЫЙ: карточки (30/9см) и по три полоски из картона; широкие (3/6см.) – долгий звук, узкие (1,5/6см.) – короткий. один комплект готовится на каждого ребенка.
Х О Д И Г Р Ы:
МУЗ. РУК: Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. ( Прикрепляет пароход на фланелеграф.) Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.).
Дети отхлопывают ритм и выкладывают ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках.
Аналогично игра проводится и с паровозом..
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/23/picture-226580-1363997215.jpg)
презентация "Игра на детских музыкальных инструментах, как совместная и как самостоятельная деятельность"
Что ребёнок должен знать об оркестре и инструментах....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/08/picture-813585-1473364730.jpg)
Культурно-досуговая деятельность как условие развития музыкально - творческих способностей воспитанников в детском саду комбинированного вида.
Опыт создания оптимальных условий для реализации творческого потенциала детей с "особыми потребностями" в культурно- досуговой деятельности. Задачи, направления работы, методы и формы под...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/08/picture-1185374-1573219261.jpg)
Развитие музыкально – ритмических способностей старших дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности
В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, имеют обучающий характер ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-1043858-1549723884.jpg)
культурно-досуговая деятельность как условие развития музыкально- творческих способностей воспитанников в детском саду комбинированного вида
Учитывая индивидуальные особенности и способности каждого воспитанника, необходимо создание оптимальных условий для реализации творческого потенциала каждого ребенка не только в процессе образов...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/08/picture-1200282-1686244608.jpg)
Конспект музыкального занятия в средней группе "Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности"
Планируемый результат: дети проявляют интерес к искусству, могут определять средства музыкальной выразительности; определяют образное содержание музыкальных произведений и передают их в движении,...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/25/picture-1460404-1677326510.jpg)
"Музыкальные интерактивные игры в образовательной и музыкально-игровой деятельности дошкольников"
Значение музыкальных, видео игр для дошкольников. Цель. задачи, примеры, видео игры и игры на компьютере....
Методическая разработка - буклет "Использование русских народных музыкальных инструментов в различных видах детско - взрослой деятельности."
Игра на руских музыкальных инструментах - один из видов музыкальной деятельности дошкольников, которая способствует развитию тембрового, ритмического и звуковысотного слуха....