Музыкально- игровая деятельность как разновидность детской музыкальной деятельности.
консультация

Ельникова Елена Германовна

Консультация для воспитателя "Музыкально - игровая деятельность как разновидность детской музыкальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_.doc120.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально- игровая деятельность

как разновидность детской музыкальной деятельности.

(консультация для воспитателей)

Музыкально- игровая деятельность тесно связана со всеми  детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством

и творчеством. В процессе музыкально- игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки  с

другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют

эстетический взгляд и воспитывают культуру ребенка.

Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра - самый

уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста.

   Во- первых, музыкальная игра – самый органичный из всех видов

музыкальной деятельности.

 Потребность в игре заложена в ребенке самой природой . Музыкальные

 игры вовлекают дошколят в посильную для их возраста деятельность,

целями, которой являются: развитие интереса к музыке, правильное

восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение

потребности постоянного общения с музыкой и желания активно проявлять

себя в этой сфере.

 Во-вторых, музыкальная  игра - самый «легкий» из всех видов музыкальной

деятельности.

Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя муз. игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты

реакций, диктуемых музыкальным материалом, дети  считают, что играть

вовсе не трудно. Именно поэтому ребенок вступает в музыкальную игру

 без опасений и боязни; увлекаемый муз. звуками и образами, играет, не

 обращая внимания на время и возможную усталость.

В – третьих, музыкальная игра – очень серьезный вид музыкальной  деятельности (умения читать, считать, писать, анализировать), а значит,

обладает возможностью приобщать ребенка к виду деятельности, еще не

освоенному им ранее.

Именно поэтому муз. игра – дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через нее он вступает в мир человеческой  деятельности уже

в некоторой степени подготовленным. В любой  музыкальной игре заложена возможность овладевать определенными  знаниями, умениями и навыками, необходимыми для познавательной,  трудовой, художественной, спортивной деятельности, а также для  общения.

В- четвертых, музыкальная игра - самый диагностичный из всех  видов музыкальной деятельности.

Она дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных    способностей и уровня социально- психологического

развития ребенка.

Музыкальная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать

которые нетрудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «Я».

В - пятых, музыкальная игра – самый демократичный из всех видов муз.

деятельности.

Равенство в муз. игре гарантирует ее правилами, ролевым распределением.

 Музыкальная игра – общение равных.

Она -  

  •  фактор развития ребёнка
  •  способ приобщения ребенка к миру музыкальной и общей культуры;
  •  щадящая форма обучения ребенка жизненно важным для него умениями и навыками;
  •  способ ознакомления ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;
  •  мягкая коррекция воспитанности ребенка и незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;
  • деликатное диагностирование социально – психологического и музыкального уровня развития ребенка;
  •  способ формирования гуманистической атмосферы в детском коллективе;
  •  способ подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры.

Играя с детьми в различными музыкальные игры, надо учитывать, что одни из них способны достичь высокого уровня музыкального развития, а другие – более скромного. необходимо, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыкальным играм не только как к развлечению, но и как к важному явлению духовной культуры .

Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства и вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы, чему как нельзя лучше  способствуют все виды музыкальных игр. Если в процессе музыкально – игровой деятельности будет развито музыкально – эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития и духовного становления. Приобретая в процессе музыкально – игровой деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки , дети приобщаются к музыкальному искусству.

К числу конкретных задач музыкально – игровой деятельности относится:

  • Развитие способности эмоционального сопереживания в процессе восприятия музыки;
  • развитие музыкального слуха (звуковысотного, тембрового и динамического);
  • развитие чувства ритма;
  • передача ребенку элементарных теоретических знаний о музыке ;
  • развитие творческих способностей в процессе импровизации в различных видах музыкальных игр.                              

Организуя любую музыкальную игру, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное « Я «.

В музыкальной игре ни в коем  случае не должно быть элементов , связанных с риском для здоровья детей, недопустимо унижать достоинство ребенка , игра должна соответствовать возрасту и  особенностям  личности детей ; используемые в игре пособия и атрибуты должны быть эстетичны , удобны , гигиеничны и безопасны ;  каждая  музыкальная игра должна создавать положительное эмоциональное настроение ( в том числе и проигравших детей ).

В организации и провидении музыкальной игры важен способ ее объяснения детям. Лучшим вариантом можно считать объяснение условий по ходу игры.

В процессе проведения некоторых музыкальных игр важно использовать диалог между педагогом и детьми , т . к . это помогает детям концентрировать внимание на происходящем . Необходимо регулировать темп некоторых музыкальных  игр , не допускать ненужных пауз, вести игру в хорошем настроении . Продолжительность музыкальной игры  зависит от интереса детской  аудитории к ней .

При  подведении итогов  музыкальной игры необходимо помнить о том , что выйти из игры каждый ребенок должен с чувством эмоциональной удовлетворенности и радости от участия в ней . Для  этого педагог не должен давать никаких резких оценок качества игровой деятельности ребенка , а наоборот , при необходимости внушать ему надежду на успех .

Разделение муз . игр по правилам звучания обуславливает развитие любознательности , воображения , фантазии ребенка . Восприятие музыки – составляющая основа этих игр -  требует наблюдательности., сообразительности . Вслушиваясь в музыку , ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту , познает их выразительное значение , следит за развитием музыкальных образов , обращает внимание на связь различных видов музыкальной игры с характером музыки и определяет этот ее характер. Ребенок учится эстетически оценивать музыкальные произведения.

В процессе творческих музыкальных игр дети вовлекаются в деятельность, требующую фантазии : они оперируют звуками , комбинируют движения танца , ищут выразительные средства для передачи игровых образов , опираясь на имеющийся опыт , дети сами формируют ход музыкальной игры и поведения в ней персонажей. В результате они могут оценить свои действия.

Музыкально- игровые композиции представляют собой сочетание всех видов музыкально – игровой деятельности и элементов театрализации, что дает детям возможность соавторства, а  следовательно, безграничного личностного развития.

Музыкально – игровые  композиции.

Музыкально – игровые композиции завершают систему музыкально – игровой деятельности детей и демонстрируют уровень и качество усвоенных ими знаний, умений и навыков.

Что такое музыкально – игровая композиция? Это соединение различных видов детских музыкальных игр, объединенных сюжетом, драматургией его развития, включением в него множества образов с их  взаимодействием и столкновением. Все перечисленное подразумевает использование различных видов детской музыкальной деятельности ( пение, движение, игра на музыкальных инструментах, импровизационная и творческая деятельность ). Этот синтез важен не только для того, чтобы дети «прожили» тот или  иной  мини – спектакль, но и представили его на суд зрителей.

Огромным достоинством данного процесса является то, что он не носит нудно – обязательного характера и позволяет  детям  мыслить  образно, т. е. говорить

друг с другом на языке искусства.

Музыкально – игровые композиции можно использовать как одну из форм организации досуговой жизни дошкольников, преследующую несколько целей:

доставить детям удовольствие, повеселить, позабавить их, а также обогатить музыкальными впечатлениями и пробудить творческую активность.

Основной целью музыкально – игровых композиций можно считать приобщение детей к миру искусства посредством синтеза разнообразных  видов детской музыкальной деятельности   и активизации творческих способностей детей.

К числу задач, решаемых в рамках этих целей, относятся следующие:

8  развитие у детей воображения, мышления в процессе  создания художественного образа;

* обучение использованию музыкального и жизненного опыта в работе над музыкально – игровой  ролью;

* обучение взаимодействию с другими персонажами музыкальной игры и композиции в целом;

* формирование выносливости, концентрации внимания и творческой активности в рамках продолжительности музыкально – игровой  композиции;

* раскрытие музыкальных и творческих способностей детей посредством различных видов музыкально – игровой деятельности;

* приобщение детей к музыкальной и общей культуре.

Воспитатель , приступая к работе над  музыкально – игровой композицией, прежде всего должен выбрать тему , затем наполнить  ее соответствующим музыкально – игровым содержанием и расположить материал в определенной последовательности с точным распределением функций всех ее участников.

Необходимо продумать  оформление композиции,     т. е. декорации, костюмы, атрибуты.

Кроме того, необходимо тщательно продумывать чередование различных видов детской музыкальной деятельности ( игра на детских музыкальных инструментах, игра – драматизация, игра – хоровод ).

Поскольку этот вид детской игровой деятельности представляет собой попытку театрализации, его нужно строить по законам развития внутреннего  действия.

чему способствует введение в музыкально – игровую композицию потешек, прибауток, считалок в качестве связующих элементов.

В композиции обязательно должна существовать кульминация – самая высокая эмоциональная точка, которая подготавливается   всем предшествующим действием.

В детстве что? кружись и падай , на

одной скачи ноге. Сам себя смеши и Ра

дуй  в голубом дождевике …

Доставляй себе  веселье из всего.

Из рук из ног, из болезни, из безделья,

Из бумаги, из чулок…

                                                                                                 ( А. Кушнер.)

В основе музыкальных игр – драматизаций  лежит действие, отражающее содержание и характер музыкального материала.

Музыкальные игры этого вида имеют сюжет, ориентируются  на зрелищную выразительность ( мимика, жест, движение) в сочетании с песенной выразительностью. Они предполагают взаимодействие и столкновение персонажей посредством музыкально – двигательных диалогов и монологов с обязательно положительной развязкой.

Этот вид игр сложен тем, что на синтез пения и движения в них наслаиваются элементы музыкально – театральной деятельности. Дети обладают огромными игровыми возможностями.

Данный вид музыкальных игр, используя особенности детской игровой деятельности, строится по принципу авторства, а не исполнительства, т. как нацелен на максимальное развитие творческих способностей у детей.

В работе над этими играми воспитатель должен быть тонким режиссером, учитывать особенности маленького артиста, помогать ему скрыть неумение и выделить то, в чем он силен.

Воспитатель должен знать, что дети достаточно легко усваивают внешние признаки драматургии: Сюжетную фабулу, отсутствие автора – повествователя, диалог.

К вопросу распределения ролей воспитатель должен подходить как с точки зрения мотивации (почему  ребенок хочет играть эту роль), так и точки зрения максимального соответствия индивидуальности ребенка выбранной роли.

Надо  создавать у юных  артистов импровизированное состояние, для чего следует определенным образом выстраивать мизансцены. При раскрытии художественных образов воспитатель должен следить за ограниченным сочетанием у детей знаний, умений и навыков со свободой импровизации.

НЕ следует гнаться за большим количеством новых игр данного вида. Важно, чтобы дети постепенно вникали      в музыку, в сюжет и немногочисленные образы, учились понимать, любить их и стремились бы лучше их исполнить.

Педагог может ставить перед детьми все новые задачи, последовательно раскрывать смысл каждого образа, вносить в него новые детали, направлять внимание детей   на менее заметные особенности музыки и повышать требования к исполнению песенного материала, движений и перестроений в игре. При такой работе игра долго остается  интересной, живой, увлекательной. У них накапливается  репертуар любимых игр – драматизаций, и они с удовольствием возвращаются к каждой из них, получая все больше радости и ярких впечатлений.

Превращается рука и в котенка, и в

щенка. Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень – очень мало:

Специальные перчатки, ум, талант –

и все в порядке!

                                                                                               (В. Берестов).

 

Занимаясь с детьми  театрализованной деятельностью мы развиваем их творческие способности , задатки к импровизации.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес  к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

Важнейшим в театрализованных играх, представлениях является процесс        репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким  образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль.

РОДИТЕЛИ И ВОСПИТАТЕЛИ  должны стремиться к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации.

Поэтому не заучиваем с детьми текст роли, не отрабатываем позы, если дети неточно произнесут реплику. ГЛАВНОЕ – это понимание смысла и атмосферы      театрального действа.

Мы  хотим, чтобы маленькие актеры, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации.

Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому, нам, родителям так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Знакомство детей с театрализованными играми начинается в первой младшей группе. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старшие дошкольники, родители в домашних условиях. Встреча  с театральной куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Занимаясь с детьми  должны стремиться вызвать у них положительные эмоции по отношению к театрально – игровой деятельности, побуждаем их общаться с куклой, хорошенько ее рассмотреть, не препятствуем стремлению поиграть с «актерами», участвующими в спектакле. Так незаметно для себя малыши включаются в театрализованные игры.

В каждой  возрастной группе обучаем детей основам актерского мастерства.

Для этих целей используется этюдный тренаж, который способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия. Развиваем навыки выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

Далее стремимся объединить кукольный спектакль и театрализованную игру в единое целое. Этот  вид деятельности мы называем театрализованными играми с элементами кукольного театра.

В более старших группах  театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев.

Театрализованные  игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творческие способности в различных видах деятельности.

Используя в театрализации импровизацию, мы тем самым уходим от рутинного труда, от зубрежки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения.

Однообразие убивает желание играть в театр, делает это занятие скучным и неинтересным. Дети быстро утомляются, их внимание рассеивается. Они не могут в силу своего возраста долго сосредоточиваться на чем- то одном.

Нам не приходиться  ориентироваться на среднего ребенка, тем самым тормозя развитие одаренного. Каждый развивается в том темпе, в каком он может.

« СОСЧИТАЙ   ЗВУКИ»

Игра развивает гармоническое восприятие, позволяет научиться различать шумовые и музыкальные звуки.

ИНСТРУКЦИЯ:

Сейчас мы будем считать. Но не просто  считать шумовые и музыкальные звуки.

У вас  две  коробочки с фишками – синяя и красная. Если вы услышите  шумовой звук, то опустите  фишку в синюю коробочку, если музыкальный – в красную. Будьте внимательны, если услышите два музыкальных звука, то положите в красную коробочку две фишки.

Три музыкальных звука могут прозвучать одновременно. Вы должны их услышать и положить в красную коробочку три фишки.

«М У З Ы К А Л Ь Н О Е     Л О Т О»

ИГРА способствует усвоению основ нотной грамоты, переключению внимания, развивает память.

ИНСТРУКЦИЯ. 

 Ребята, сегодня мы будем играть в лото. Игра не простая, а музыкальная. Сначала вести ее буду я, а затем вы сможете играть самостоятельно. Победит тот участник, который правильно выполнит задание и быстро получит все карточки.

   

«П О С Ы Л К А»

Игра развивает ладовое восприятие, способствует различению характера музыки, позволяет эмоционально откликаться на выраженное  в музыке настроение.

ИНСТРУКЦИЯ.

К нам в зал пришла посылка. В ней диски , кассеты с записью музыки, карточки и письмо:

«Дорогие ребята, попробуйте угадать, какую музыку любит «МАЖОР», а какую – «МИНОР». Жители  Музыкального  острова. Если зазвучит веселая музыка, вы  поднимете карточку « МАЖОР», а если грустная – «МИНОР».

« В Е С Е Л Ы Е      Г У Д К И»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ   ИГРА  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ    ЧУВСТВА РИТМА.

ИГРОВОЙ    МАТЕРИАЛ.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:   фланелеграф, рисунки паровоза и парохода.

РАЗДАТОЧНЫЙ:  карточки (30/9см) и по три полоски из картона;  широкие (3/6см.) – долгий звук,  узкие (1,5/6см.) – короткий. один комплект готовится на каждого ребенка.

             Х О Д    И Г Р Ы:

МУЗ. РУК:  Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он  хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. ( Прикрепляет пароход на фланелеграф.) Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.).

Дети отхлопывают ритм и выкладывают ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках.

Аналогично игра проводится и с паровозом..

КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно-досуговая деятельность как условие развития музыкально - творческих способностей воспитанников в детском саду комбинированного вида.

Опыт создания оптимальных условий для реализации творческого потенциала детей с "особыми потребностями"   в культурно- досуговой  деятельности. Задачи, направления работы, методы и формы под...

Развитие музыкально – ритмических способностей старших дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности

В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, имеют обучающий характер ...

культурно-досуговая деятельность как условие развития музыкально- творческих способностей воспитанников в детском саду комбинированного вида

Учитывая индивидуальные особенности и способности каждого воспитанника, необходимо создание оптимальных условий для реализации творческого потенциала каждого ребенка не только в процессе образов...

Конспект музыкального занятия в средней группе "Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности"

Планируемый результат: дети проявляют интерес к искусству, могут определять средства музыкальной выразительности; определяют образное содержание музыкальных произведений и передают их в движении,...

"Музыкальные интерактивные игры в образовательной и музыкально-игровой деятельности дошкольников"

Значение музыкальных,  видео игр для дошкольников. Цель. задачи, примеры, видео игры и игры на компьютере....

Методическая разработка - буклет "Использование русских народных музыкальных инструментов в различных видах детско - взрослой деятельности."

Игра на руских музыкальных инструментах - один из видов музыкальной деятельности дошкольников, которая способствует развитию тембрового, ритмического и звуковысотного слуха....