Использование квест – технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
презентация урока для интерактивной доски (подготовительная группа)

Краснянская Татьяна Евгеньевна

Доклад с презентацией: Использование квест- технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Использование квест – технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

2 слайд

   Актуальность

       В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, образовательный процесс в ДОУ должен быть организован, прежде всего, для развития личности ребёнка, его интересов, творческой активности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (ФГОС ДО п.I.3). Педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Результатом работы воспитателя ДОУ является мотивированность каждого воспитанника к обучению в школе.

        Именно в дошкольном возрасте формируется познавательная сфера ребёнка (к 5-6 годам), поэтому необходимо обеспечить условия для её развития. Психологами доказано, что для развития познавательной деятельности необходима организация содержательной, интересной, мотивированной и развивающей практической деятельности.

        Существует два пути активизации познавательного развития:

- экстенсивный – за счет увеличения объема знаний;

- интенсивный – основанный на формировании личной заинтересованности дошкольника, что предполагает изменение способов обучения: развивающее и личностно-ориентированное.

       Факторы, влияющие на формирование познавательной активности:

- общение;

- потребность в новых впечатлениях;

- общий уровень развития активности.  

   

3 слайд

    Для успешной реализации ФГОС, необходимо создавать условия, способствующие активизации познавательной активности. Среди технологий, отвечающих этой задаче, можно выделить: ТРИЗ, проектная деятельность, исследование, проблемное обучение, квест  и т.д.

Необходимо отметить, что не каждая инновация приживается в образовании.    

Одной их актуальных технологий является квест-технология, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Форма проведения образовательной деятельности в виде квест-игр нестандартна, интересна и увлекательна для детей. Использование квест-игр в детском саду позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. 

Квест интегрирует в себе новые технологии и традиционную систему обучения. С одной стороны, квест-технология сохраняет традиции такой формы занятия как «путешествие» («Следопыты», «Поиски клада» и т.д.), но отличается от неё наличием проблемы и поиска информации. С другой стороны, анализируя публикации исследователей применения квест- технологии, можно утверждать, что квест содержит в себе: мини-проект, сюжетно-ролевую игру, ИКТ (информационно – коммуникативные технологии), проблемное обучение. «В образовательном процессе квест – это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности». Слово «квест» происходит от англ. quest – «поиск, искомый предмет, поиск приключений».

 Квест-игра требует хорошо продуманной развивающей предметно-пространственной среды, поскольку необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность экспериментировать, фантазировать, творить. Поэтому, создание среды - первый шаг к достижению поставленной цели.

Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада, так и на улице. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

 Квест-игры - одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.

        Современная игровая форма квест-занятия, позволяющая мотивировать ребенка к активному участию в решении заданий, является актуальной, поскольку от степени познавательной активности ребенка зависит его умственное развитие, а значит и успешное обучение в школе.  

4 слайд.

Цель квест- игры в дошкольном образовательном учреждении : это в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Задачи:

-Образовательные- участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;

-Развивающие – в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;

-Воспитательные – формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь.

5 слайд

   

Виды квест-игры

Квесты по числу участников:

1. Одиночные,

2. Групповые.

По продолжительности:

1. Кратковременные.

2. Долговременные или длительные(2-3 занятия)

По содержанию:

1. Сюжетные.

2. Несюжетные

По структуре сюжетов:

1. Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.

2. Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.

3. Кольцевой –отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А».

   Использование того или иного типа игры зависит от возрастных особенностей её участников. В дошкольном возрасте наиболее приемлемы квесты линейного типа.

По форме проведения:

1. Соревнования.

2. Проекты, исследования, эксперименты.

6 слайд

Задания для квестов.

1. Поиск «сокровищ».

2. Расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности).

3. Помощь героям.

4. Путешествие.

5. Приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).

      6. Двигательные упражнения, спортивные эстафеты.

7. Загадки, вопросы, ребусы.

8. Пазлы, лабиринты.

9. Дидактические игры «Найди отличия», «Что лишнее?», «Разложи по порядку», «Что на

картинке не так?», «Небылицы» и т.д.

10. Упражнения на классификацию.

11. Логические таблицы.

12. Задания на измерения.

13.  Ориентировка по схемам.

14.  Выкладывание предметов из палочек, фигур.

15. Математические упражнения (счет,

решение примеров, арифметические задачи и т.д.).

16.  Подсказки в виде моделей, схем.

17. Разрешение противоречий, проблемных ситуаций.

18. Творческие задания (сочинение, загадок,

сказок и т.д.)

7 слайд

Достоинства квестов для детей дошкольного возраста

1. Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

2. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.

3. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.

4. Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.

5. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.

6. В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая.

8 слайд

При разработке квест-занятия необходимо соблюдать следующие условия:

1.Целенаправленность: цель должна быть четко сформулирована и видим был конечный результат.

2.Разумность по времени и доступности: задания должны соответствовать возрастным особенностям, чтобы не допустить переутомления ребёнка.

3. Безопасность: недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.

4. Системность: задания должны быть логически взаимосвязаны.

5. Личностный подход: конфликтные ситуации надо решать только мирным путем.

6. Разнообразие видов деятельности и их эмоциональная окрашенность.

9 слайд

Условия реализации квест-технологии

Структура образовательного квеста:

•        введение (продумываются сюжет и роли);

•        задание (сформулированы этапы игры и вопросы);

•        порядок выполнения;

•        оценка (подводится итог игры и вручается приз).

10 слайд

           Дидактические принципы, в ходе реализации квест-занятия:

•        принцип деятельности - ребенок активно участвует в поиске информации;

•        принцип непрерывности - соблюдение преемственности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

•        принцип целостности - формирование целостных представлений о мире;

•        принцип целесообразности – цель должна быть четко сформулирована и видим был конечный результат;

•        принцип психологического комфорта – создание доброжелательной атмосферы;

•        принцип вариативности – создание условий выбора деятельности;

•        принцип творчества – развитие творческой активности.

11 слайд

           План разработки квест-занятия:

1.        Определить цели и задачи в соответствии с ФГОС

2.        Учитывается возраст участников и состояние здоровья

3.        Продумать сюжет (этапы, станции)

4.        Написать сценарий

5.        Определить территорию и оборудование

6.        Определить помощников, при необходимости

7.        Заинтриговать участников, используя привлекательное название.

12 слайд

В чем же преимущества квестов в ДОУ?

1. Такие игры очень нравятся детям, что позволяет в непринужденной форме развивать познавательный интерес воспитанников.

2. В ходе игры дети получают одинаковые впечатления, которые могут потом совместно обсудить.

3. Игровой процесс позволяет преподнести порой скучные и неинтересные знания в такой форме, что дети с удовольствием запоминают новый материал.

4. Они учатся работать в группе слаженно, ведь именно от этого будет зависеть конечный результат. А это способствует сплоченности маленького коллектива.

    Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест –игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

      Следуя данному плану, нами был разработан и успешно реализован конспект квест-занятия по ФЦКМ для подготовительной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...

Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Данный материал является консультацией для педагогов и родителей, включающий в себя две основные темы: Значение использования ИКТ для развития познавательных способностей детей.Требования к занят...

Использование современной игровой ТРИЗ- технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Плохой учитель преподносит истину, Хороший учит ее находить.        А. Дистервег Дошкольный возраст уникален, поэтому важно не упуститьэтот период для раскрытия творческо...

Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Причины интеллектуальной пассивности детей зачастую объясняются ограниченностью их интеллектуальных впечатлений и интересов. Преодолеть нежелание воспитанников искать и получать знания поможет использ...

Геометрика. Роль ТИКО –технологий в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста .

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.Позна...

«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)

laquo;Использование  квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...