Использование малых форм фольклора в театрализованной деятельности для развития речи детей.
статья (младшая группа)

Использование малых форм фольклора в театрализованной деятельности для развития речи детей.

 

Г.С.Виноградов писал: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник, вырос и развился из исканий

высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор».

Важнейшим источником развития выразительности детской речи, являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора — песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, кричалки, загадки, русско-народные сказки. Именно они развивают и поддерживают в детях радостные эмоции, формируют речевые навыки, нравственно-эстетические и художественно-эстетические качества, легко запоминаются и долго сохраняются в памяти.

В раннем возрасте развитие речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребёнка. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Роль театральной деятельности в повышении уровня речи детей огромна.

 

Особенно  эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Чтобы установить контакт с воспитанником, можно использовать разные виды театра, переключить внимание ребёнка на новую для него игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки, вызывать положительные эмоции.

Разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Ведь ребенок, во время театрализованного действа, чувствует себя более раскованно, свободно, естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений и учиться жить в этом мире, строить свои отношения. Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка стала неотъемлемой частью моего педагогического процесса в ДОУ.

 

Методические рекомендации при ознакомлении с фольклорным произведением

 Эмоциональное отношение взрослого к читаемому.

 В младшем возрасте сопровождаемое действиями.

 Старшим дошкольникам читать следует сдержаннее.

 Во время беседы по содержанию необходимо обращать внимание на художественные особенности произведения. 

Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, прибаутки, дразнилки), сказки, песни, народные игры и хороводы даю т возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. Потешки, прибаутки, небылицы удовлетворяют детскую потребность в радости, развивают воображение детей. Припевки, колядки, скороговорки, заклички легко воспринимаются детьми, так как содержат в себе элемент игры. Все они способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, нормального темпа речи, помогают окрепнуть детским голосам, обогащают речь, вносят разнообразие в игровую деятельность детей.

Игровые и плясовые песни — яркие, напевные, поэтичные. В любую песню вносятся элементы игры — пение можно сопровождать разыгрыванием действий в соответствии с текстом песни («Раз, два, люблю тебя», «Вдоль по улице молодчик идет», «Лапти», «Во кузнице», «Было у матушки двенадцать дочерей», «Пошла Дуня за водой» и др.).

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не, только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д.Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности, И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов, Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому не случайно во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

— создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

— приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

— обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

— создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Содержание театрализованных занятий включает в себя;

— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

— игры-драматизации;

— разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

— упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

Подготовка к театрализованной деятельности детей должна проходить в несколько этапов.

Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. На пример, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?» После чтения сказки А. Толстого «Приключения Буратино» можно предложить следующие вопросы: «Каких героев можно назвать злыми? Почему?».

Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. От педагога требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая его чтение. Это подчеркивал В „А. Сухомлинский. Если ребенок, писал он, «не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение — это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».

Именно поэтому перед воспитателем встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, и, во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал.

Как же должен реагировать воспитатель на эмоциональную активность детей во время чтения произведения или просмотра видеофильма? Разумеется, не следует делать детям замечаний, призывать их сидеть тихо» Это помешает им полноценно переживать события сказки, а педагогу не позволит наблюдать их эмоциональную реакцию, что в свою очередь затруднит ему дальнейшую работу»

Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?»» Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает; «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся..,») Почему вы так думаете?» Или он показывает детям иллюстрацию с лисой и спрашивает: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также видеофильмы по различным произведениям. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др»).

После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов» Причем никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки, из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуется:

— во 2-й младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);

— в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

— в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;

— в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками» Тематика таких вечеров может быть различной, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др.

Желательно привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Таким образом, приобщение дошкольников к театрализованной деятельности через фольклор является одним из важных условий развития речи. Можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа для речевого развития дошкольников, ибо как писал М.Горький: «Начало искусства слова – в фольклоре».

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования малых форм фольклора в рамках духовно - нравственного развития детей дошкольного возраста

Использования малых форм фольклора в рамках духовно - нравственного развития детей дошкольного возраста...

Работа с родителями по теме: "Использование малых форм фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Перспективное  планирование  работы  с  рдителями  на   учебный  год  по  теме:  "Использование  малых  форм  фольклора  в...

Использование малых форм фольклора в театрализованных играх

Консультация для родителей "Использование малых форм фольклора в театрализованных играх"...

Понятие о малых формах фольклора и их влияние на развитие речи детей с ОНР

Малые формы фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят ...

Использование малых форм фольклора татарского народа в речевом развитии детей

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве...

Использование малых форм фольклора татарского народа в речевом развитии детей

laquo;Прививать любовь к устному народному творчеству; развивать речь детей, используя малые фольклорные формы»...