Педагогический опыт музыкального руководителя Давыдовой И.А. на тему "Роль синтеза искусств на музыкальных занятиях в формировании общей музыкальной культуры дошкольников"
материал (средняя группа)

Давыдова Ирина Анатольевна

В своей работе я всегда стараюсь использовaть «Синтез» - это прогрaмма рaзвития музыкaльного восприятия у детей на основе синтезa искусствa. Это прогрaмма по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изнaчально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, рaнние формы хореографии и пaнтомимы. Синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности». «Воспитание такого рода для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Представление  педагогического опыта

музыкального руководителя МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Давыдовой Ирины Анатольевны

Тема педагогического опыта: Роль синтеза искусств на музыкальных занятиях в формировании общей музыкальной культуры дошкольников Актуальность и перспективность опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

В своей работе я всегда стараюсь использовaть «Синтез» - это прогрaмма рaзвития музыкaльного восприятия у детей на основе синтезa искусствa. Это прогрaмма по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изнaчально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, рaнние формы хореографии и пaнтомимы. Синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности». «Воспитание такого рода для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы. Данная программа основана на взaимодействии нескольких принципов оргaнизации музыкальных занятий с детьми:

-Специaльный подбор музыкaльного репертуара;

-Использовaние синтеза искусств;-деятельности детей как вспомогaтельных: пения, игры в оркестре. Разрaботка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной линии. В музыкальный репертуар прогрaммы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципaм - высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, aвторы ее обрaтились так же к музыкальным жaнрам, в основе которых лежит оргaничный синтез нескольких искусств - к опере и бaлету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдaется сказке - скaзке в опере и сказке в балете.

Музыкальные произведения прогрaммы объединены в тематические блоки и дaны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года

жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу, служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).

Рaбота по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие, и проводит его во второй половине дня. В пaкет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников. В программе два крупных раздела:

«Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знaкомятся с произведениями И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева.

Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки – балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

С появлением программы «Синтез» появилась возможность познакомить детей с жанрами оперы и балета.

Эти сложные жанры искусства весьма перспективны в отношении развития у дошкольников музыкального восприятия и художественной культуры в целом. Знакомство детей с оперой ограничивалось фрагментами: «Три чуда», «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова, а балет не был представлен вообще. Эффективность занятий по программе «Синтез» обеспечивают следующие педагогические условия:

- организация интегрированных занятий, включающих различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, стихов и художественной прозы; просмотр слайдов, видеоматериалов; музыкальное движение, рисование);

- ознакомление со спектаклем в целом (просмотр видеозаписи).

Ознакомление с каким-либо произведением проходит на 8-10 занятиях. Для того чтобы облегчить детям знакомство и ввести детей в атмосферу самого балета, можно разработать занятие «На балу у Золушки».

На этом занятии дети не только смотрят сцену из балета «Бал», но и узнают много интересного от самой Золушки о балах. И от принца Вальса о бальных танцах «менуэт», «вальс», «мазурка», «полька». А еще они с удовольствием исполнили эти танцы и выразили свои впечатления в рисунках.

Исходя из специфики интегрированных занятий, такие занятия проводятся в музыкальном зале. В «Музыкальной гостиной» должны быть  созданы все условия для проведения различных видов деятельности: имеется фортепиано, музыкальный центр, видео-двойка, ковровое покрытие, мольберты, стулья. Немаловажную роль играет эстетическое оформление. Зал оформляется в зависимости от темы занятия, времени года и т.д. Музыкальный зал украшает ламбрекен из органзы, на центральную стену в деревянную раму вывешиваются панно (в соответствии с темой), нарисованные на ткани нашим художником-оформителем.

Обеспечивается гибкое зонирование, включающее разнообразие изобразительного, дидактического и игрового материала. При проведении интегрированных занятий предусматривается появление неожиданностей, что позволяет максимально приблизиться к построению задуманного действия (избушка на курьих ножках, печка, елка, речка и др.), а также появление сказочных героев (Золушка, принц Вальс, Баба-Яга и др.).

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: «как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в нашем детском саду стали интегрированные занятия.

Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Например, на занятии, посвященном «Сказочным героям» интересно не только проследить как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему: «Баба-Яга» Чайковского, Мусоргского, Лядова.

Цель диагностики: – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей.

Метод диагностики: наблюдение за детьми, проведения беседы, метод статистической обработки результатов исследования.

Рисунок 1. Результаты первичной диагностики ладового чувства и музыкального словаря детей.

Рисунок 2. Результаты контрольной диагностики ладового чувства и музыкального словаря детей.

Педагогическая идея опыта.

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения, на занятиях я использую следующие нетрадиционные методы:

- метод «подмастерья»: весь процесс рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка;

- диалогические методы, которые стимулируют творческую деятельность на коммуникативном уровне, содействуя межличностным взаимодействиям. Они ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, инициативы, свободы выбора;

- игровые методы несут эмоциональный заряд при передаче информации и поэтому занимают важное место в организации художественно-творческих занятий, стимулируют творческий процесс, активность детей, способствуют развитию коммуникативных качеств.

В ходе художественно-творческих занятий необходим тесный контакт  взрослого и ребенка, важно видеть эмоциональное самочувствие каждого ребенка, его эмоциональный настрой. По ходу всего занятия я ориентируюсь на ребенка, что позволяет высвободить большой творческий потенциал, помочь занять ребенку творческую позицию к окружающей действительности через призму искусства.

Теоретическая база опыта.

Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников художественно-творческих способностей. В нее вошли программа О. П. Радыновой и Ветлугина В.А.

. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Было организовано и проведено исследование воспитанников м МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида»  группа старшего дошкольного возраста 5-6 лет, количество детей – 20 человек. Работа проходила в два  этапа.

  1. Этап первый. Констатирующий.

Цель – выявить уровень словаря музыкальных характеристик детей старшей группы. Были  использованы  примерный перечень музыкальных характеристик, разработанных О. П. Радыновой.

Мы наблюдали за детьми на музыкальных занятиях во время слушания музыки и фиксировали их ответы после прослушивания:

  1. Чайковский П. И. «Болезнь куклы»
  2. Чайковский П. И. «Полька»

По наблюдениям была составлена таблица и выявлены критерии оценок:

3 балла (высокий) – развернутая характеристика (3 и более слов) оформленное в развернутом предложении.

2балла (средний) – две характеристики (2 слова) раскрывающие образ.

1 балл (низкий) – одна характеристика (1 слово), затрудняется  ответить.

Таблица 1.

Диагностика проявления ладового чувства и музыкальный словарь детей.

Фамилия, имя

ребенка

Ладовое

чувство

Словарь ребенка

«Болезнь

куклы»

«Полька»

1

Антипова Л

1

2

2

2

Бабушкина Д

3

3

2

3

Глухова П

2

3

2

4

Зотова П

2

2

2

5

Кокурина К

2

2

2

6

Люгзаева Е

1

2

2

7

Малхасян В

3

3

2

8

Першина К

2

2

2

9

Поверинова В

1

2

2

10

Трусова М

2

2

2

11

Пудовкина В

2

2

2

12

Чернышева И

3

3

2

13

Трофимов А

1

2

2

14

Тюргашкин А

2

2

2

15

Бибиков А

2

2

3

16

Бутяйкин Р

3

3

2

17

Горбунов А

1

2

2

18

Дубовицкий Ж

3

3

2

19

Милимберг Р

2

2

2

20

Тарасов П

2

3

2

Вывод: первое наблюдение показало, что умеют и любят говорить о музыке более половины детей. У них наблюдается яркий эмоциональный отклик на музыку, примерно 55% смогли  привести две характеристики раскрывающие образ и   45% затруднялись с ответом (невнимательно слушали музыку).

2.Этап второй. Формирующий.

Таблица 2.

Беседы о музыке.

Музыкальное

произведение

Наглядный

материал

(произ-ия  живописи,

иллюстрации и т. д.)

Словесный

материал

(фраг-ты  сказок,

былин, стихи и т.д.)

1. Римский-Корсаков Н.А. «Три чуда», фраг-ты - «Белочка», «33 богатыря», «Царевна-Лебедь».

Иллюстрации к сказке о «Царе Салтане …», «Белочки», «33 богатырей», «Царевны-Лебедь».

Фрагменты из «Сказки о царе Салтане и его сыне князе Гвидоне».

2. Чайковский П. И. «Времена года», «На тройке».

Репродукция картины Успенской С.А. «Русская тройка», иллюстрации изображений времен года.

Стихи Г. Розенталя «Снег сверкает на полях…», С. Маршака «Круглый год».

3. Глинка М. И. «Баркарола», «Венецианская ночь».

Иллюстрации по тематике – «Венеция», «Карнавал».

Отрывок стих-ия Лермонтова М.Ю. «Венеция», отрывок стих-ия К. Романова «Помнишь, порою ночной…».

Этот этап исследовательской работы включал в себя использование методик на основе синтеза искусств. Чтобы развивать музыкальный словарь ребенка, нужно воздействовать на его воображение, т. к. музыка – искусство абстрактное. Произведения изобразительного искусства стимулируют творческую фантазию детей, обогащают речь ребенка.

Произведения художественной литературы, подобранные к музыкальным произведениям, также помогают глубже проникнуть в музыкальный образ.

После проведения в течении месяца соответствующих музыкальных занятий составленных по плану м и наблюдений за детьми были зафиксированы их ответы. Эти ответы отражены в следующей таблице.

3 балла (высокий) – развернутая характеристика (3 и более слов) оформленное в развернутом предложении.

2балла (средний) – две характеристики (2 слова) раскрывающие образ.

1 балл (низкий) – одна характеристика (1 слово), затрудняется  ответить.

Таблица 3.

Диагностика сформированности музыкального словаря детей, с использованием произведений изобразительного искусства и литературы.

Фамилия, Имя

ребенка

Ладовое

чувство

Музыкальный

словарь

«Три чуда»

«Русская тройка»

«Венецианская ночь»

1

Антипова Л

2

2

3

2

2

Бабушкина Д

3

3

3

3

3

Глухова П

3

3

3

2

4

Зотова П

3

3

2

2

5

Кокурина К

3

2

3

2

6

Люгзаева Е

2

3

2

2

7

Малхасян В

3

3

3

3

8

Першина К

3

3

2

2

9

Поверинова В

2

3

2

2

10

Трусова М

3

2

3

2

11

Пудовкина В

3

2

3

2

12

Чернышева И

3

3

3

2

13

Трофимов А

2

3

2

2

14

Тюргашкин А

3

3

3

2

15

Бибиков А

3

2

3

2

16

Бутяйкин Р

3

3

2

2

17

Горбунов А

2

2

2

2

18

Дубовицкий Ж

3

3

3

3

19

Милимберг Р

3

3

2

2

20

Тарасов П

3

2

3

2

Выводы: повторная  диагностика показала, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Примерно 65% детей усвоили пройденный материал, а остальные 35% подтвердили свои знания.

По результатам первичного и вторичного исследований были составлены диаграммы в которых хорошо видны изменения накопившихся знаний детей в период диагностирования.

Рис. 1   Результаты первичной диагностики ладового чувства и музыкального словаря детей.

Рис. 2   Результаты контрольной диагностики ладового чувства и музыкального словаря детей.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Следовательно, художественно-педагогическая идея способствует созданию различных проблемных ситуаций, формирует эстетические идеалы, развивает познавательные интересы, стимулирует творческое воображение и фантазию детей, развивает ассоциативность их мышления.

Принципиально важным становится то, что художественно-педагогическая идея позволила вывести учебную тему в ее воспитательный пласт. Кроме того, она является своеобразным творческим замыслом занятия, может иметь различное воплощение и в музыке, и в поэзии, и в живописи, и в драматическом искусстве.

Представляется важным, что подобранный музыкально-дидактический репертуар, словесный текст, воплощает их в форме игры-драматизации, которая создает необходимую атмосферу для восприятия художественного материала и постижения Духа музыки.

Таким образом, с помощью контрастных по характеру музыкальных произведений, каждое из которых наполнено определенной атмосферой, своеобразным сочетанием видов художественно-творческой деятельности школьников, с помощью театрализованной формы проведения интегративного урока создается «симфония»  атмосфер.

Создание Духа музыкального занятия - это творческая задача каждого педагога-музыканта, для решения которой необходимо иметь художественное чутье, педагогическую интуицию, владеть элементами сценического мастерства и режиссуры, уметь внутренне перевоплощаться, а также учитывать эмоциональный, интеллектуальный и музыкальный уровень развития дошкольников конкретного возраста.

Следовательно, организация интегративных музыкальных занятий в условиях взаимодействия и синтеза искусств поможет создать оптимальные условия для раскрытия многосторонних художественных способностей и установок дошкольника, будет способствовать формированию сотворческой деятельности и гуманизации отношении педагога-музыканта и его воспитанников.

Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребёнок – сама эмоция, и потому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творчество» как качество личности.

Список использованных источников

  1. Абдуллин Э.Б, Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М., АКАДЕМА, 2014
  2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М.,2015
  3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М., АКАДЕМА, 2012
  4. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.  М., ВЛАДОС, 2000
  5. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 2019
  6. Боровик Т. Пути педагогического творчества // Музыкальный руководитель. – 2014, №3, с. 27-35
  7. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой - М.: 2008
  8. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей - Л:2001;
  9. Бекина С.И. Музыка и движение - М.:Просвещение, 2014
  10. Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 2018
  11. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 2017 №12. стр. 73-75
  12. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -2002 № 7,8. стр. 11-20
  13. Левин В.А., Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 2013
  14. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. - М, 2012
  15. Гераскина Л. От этюда к спектаклю // Музыкальный руководитель. – 2006, №4, с. 17-21
  16. Горяева Н. Как вырастить творческую личность // Музыкальный руководитель. – 2015, №4, с. 17-22
  17. Кондратьева Л.Р. Интегрированные подходы в музыкальном воспитании дошкольников // Открытый урок. - 2019, № 8, с. 45-48
  18. Конкевич С.В. Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка // Музыкальная палитра. – 2014, №3, с. 3-5
  19. Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э. Интегрированное занятие для детей 5-7 лет // Музыкальная палитра. – 2016, №5, с. 3-6
  20. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). -  2011, №6, с. 12-20
  21. Герасимова К.П. Тематическое занятие для детей 5-7 лет // Музыкальная палитра. – 2015, №4, с.3-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе музыкальный руководитель: Долгушева Любовь Николаевна. Воспитатель: Рябова Ольга Владимировна

Цели и задачи:Приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно – эстетический вкус. Знакомство с музыкальными профессиями: пианист, дирижер, композитор, певица. певец.Закрепить ...

Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны «Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»

Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны«Приобщение детей к истокам народной культуры,  средст...

Опыт работы музыкального руководителя Бухаловой Э.А. по теме «Организация интегрированного образовательного процесса на основе формирования представлений о музыкальных жанрах и видах музыки»

Опыт работы «Организация интегрированного образовательного процесса на основе формирования представлений о музыкальных жанрах и видах музыки»...

Педагогический опыт музыкального руководителя Давыдовой Ирины Анатольевны

Использование  здоровьесберегающих  технологийв  процессе  реализации  образовательной  областиМУЗЫКА     МДОБУ «Кемлянский  детский...

Консультация для родителей "Значение пения в формировании общей музыкальности дошкольников"

Консультация для родителей "Значение пения в формировании общей музыкальности дошкольников"...

Методическая разработка Открытого музыкального занятия "Волшебный сундучок" для музыкальных руководителей ЗАО г. Москвы

На занятии в игровой форме дети знакомятся с народными  музыкальными инструментами, узнают их происхождение, звучание. Слушая фонограммы, определяют названия инструментов, играют в дидактическую ...