ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию
проект (старшая группа)

Гареева Дина Камилевна

Актуальность:

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. При этом нужно помнить, что основная задача дошкольной подготовки - это создание каждому ребенку оптимальных условий для максимального развития его индивидуальных данных с учетом возраста.

Целевые ориентиры дошкольного образования, согласно ФГОС ДО диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей дошкольного возраста. В связи с этим меня заинтересовала проблема: использование игровых форм обучения при формировании элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников, направленных на повышение качества математической подготовленности к школе.

Чтобы сделать изучение математики (ФЭМП) более привлекательным и доступным в своей деятельности я использую элементы метода кейс-технологии.

Кейс – метод развивает:

  1. Умственные, сенсорные и речевые способности.
  2. Аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
  3. Формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
  4. Практические умения.
  5. Социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gotovyy_1.docx63.78 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

 «Математический кейс».

В начале учебного года проводя мониторинг группы я увидела что знания детей по области «Познавательное развитие» (фэмп), показал не очень высокий результат и ,я, решила создать дидактический материал который позволит детям в игровой форме достичь положительных результатов в познавательном развитии дошкольников.

Актуальность:

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. При этом нужно помнить, что основная задача дошкольной подготовки - это создание каждому ребенку оптимальных условий для максимального развития его индивидуальных данных с учетом возраста.

Целевые ориентиры дошкольного образования, согласно ФГОС ДО диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей дошкольного возраста. В связи с этим меня заинтересовала проблема: использование игровых форм обучения при формировании элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников, направленных на повышение качества математической подготовленности к школе.

Чтобы сделать изучение математики (ФЭМП) более привлекательным и доступным в своей деятельности я использую элементы метода кейс-технологии.

Кейс – метод развивает:

  1. Умственные, сенсорные и речевые способности.
  2. Аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
  3. Формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
  4. Практические умения.
  5. Социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).

В ходе образовательного процесса учитывались нормативные документы:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва);
  • Основная образовательная программа МАДОУ детский сад № 3 с. Серафимовский.
  •  Новизна материала:

Новизна данного материала заключается в комбинировании известных методик посредством использования игрового занимательного материала дошкольников, с целью достижения желаемого результата.

Преимущество дидактического материала заключается в практическом аспекте.

Значимость для решения конкретных педагогических задач:

Практическая значимость состоит в том, что были разработаны развивающие игры по ФЭМП с применением элементов кейс-технологии. Данный опыт может быть использован в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками.

Цель:

Формировать развитие познавательных и творческих способностей детей, систематизировать знания по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развивать у детей познавательный интерес к математике.
  2. Развивать у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление.
  3. Развивать у детей умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  4. Воспитывать у детей социальную активность, коммуникабельность.

Учет возможностей дифференцированного обучения, сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм организации

Использование дидактического материала в образовательной деятельности позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, сочетать индивидуальные, под групповые формы организации детей в совместной и самостоятельной деятельности.

Дидактический материал «Математический кейс» я разработала  в соответствии с ООП ДО МДОУ детский сад №3 с.Серафимовский , входит в обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений программы, предполагает решение задач образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», позволяет осуществлять их интеграцию.

                     Описание механизма работы с дидактическим материалом.

Главными условиями качественного усвоения математических представлений являются внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка к деятельности, поэтому для меня было важно вызвать и поддерживать у дошкольников интерес к овладению знаниями.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к развивающей предметно- пространственной среде, мною сделан дидактический материал для детей старшего дошкольного возраста «Математический кейс», где собраны и представлены разные дидактические игры, материалы, способствующие развитию элементарных математических представлений.

Дидактический материал – «Математический кейс» - представляет из себя коробку, размером 45:43 см, на верхней крышке дидактическая игра «Матрешки» (игра на убывание и возрастание). На откидных дверках внутренней стороны дидактические игры: слева «Найди соседей числа», справа «Числовой домик». На внешних дверках дидактические игры  слева «Пингвин», справа «Игры и задания».

Дидактические игры и материалы вложены в кейс, что позволяет многоразовое, легкодоступное, многофункциональное использование.

Дидактические игры и материалы вложены в кейс, что позволяет многоразовое, легкодоступное, многофункциональное использование.

           

В ООП ДО по образовательной области «Познавательное развитие» старшая группа в разделе «Формирование элементарных математических представлений» представлены подразделы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».

В «Математическом кейсе» дидактические игры и материалы направлены на формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Содержание «Математического кейса»

1. Количество и счет:

Название: Дидактическая игра «Математические пчелки»

Задачи: Закреплять     представления детей о числе и количестве. Развивать умение определять место того или иного числа в ряду  по  его  отношению  к предыдущему и последующему. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.

Содержание: Игра состоит из выполнения трех заданий: 1. Ребенку (детям) предлагается посчитать предметы, приклеенных пчелок на палочке от мороженного, а затем с помощью прищепок указать ответы. 2. С помощью прищепок указать цифры, которые меньше или больше заданных цифр. 3.Определить «соседей» заданных цифр.

Ожидаемый результат: Знание детей о числе и их количестве, умение определять  место того или иного числа в ряду  по его отношению к предыдущему и последующему.

2. Величина:

Название: Дидактическая игра «Разложи по величине».

Задачи: Развивать умение детей сравнивать предметы по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». 

Содержание: Игровой материал представляет собой карточки с изображением разных животных, разных размеров. 

Ожидаемый результат: Знание детей о восприятии величины. 

3. Форма:

Название: Дидактические игры «Сделай фигуру», «Найди предмет такой же формы». 

Задачи: Развитие мелкой моторики, внимания, логического мышления. 

Содержание: Геометрические фигуры разных цветов, разрезанные на части. 

Ожидаемый результат: Закрепить знания о геометрических фигурах, составление из частей целой геометрической фигуры. 

4. Ориентировка в пространстве:

Название: Дидактическая игра «Сделай фигуру из палочек», «Интересные картинки»(ориентировка в пространстве). 

Задачи: Закреплять в выкладывании из счетных палочек силуэтов геомет-рических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; Учить решать логические задачи на построение преобразование

Изображений геометрических фигур и предметов; Развивать внимание,

память,        логическое мышление, мелкую моторику; Воспитывать усидчивость интерес. 

Содержание: Дидактические игры со счетными палочками условно можно        разделить на несколько групп: 1. Дидактические игры с выкладыванием из счетных палочек  изображений геометрических фи-

гур; 2. Дидактические игры с выкладыванием изображений предметов;

3. Дидактические игры с преобразованием геометрических фигур: до-

бавить, убрать или переложить определенное количество палочек для

получения новой фигуры (фигур); 4. Дидактические игры с преобразованием изображений предметов. 

Ожидаемый результат: Умение        выкладывать из счетных палочек силуэты геометрических        фигур, предметов по образцу, по устной иструкции, по замыслу.

5. Ориентировка во времени:

Название: Дидактический материал «Часы».

Задачи: Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам.

Содержание: Циферблат, минутная и секундная стрелочки,  карточки с изображением времени.

Ожидаемый результат: Уметь определять  время по часам с точностью до

1 часа.

Как я уже сказала вначале выступления для выявления уровня познавательного развития, проводилось диагностическое наблюдение, которое представлено в таблице на промежуточном мониторинге знания детей значительно улучшились

Диагностика познавательного развития (ФЭМП) с детьми старших групп

МАДОУ д/с №3 с.Серафимовский

Начало учебного года 2021г-2022г/сентябрь/

Обследовано 25 воспитанников

Промежуточный мониторинг 2021г /декабрь/

Обследовано 25 воспитанников

1%

39%

60%

высокий        средний        низкий

0%

31%

69%

высокий        средний        низкий

Подводя итоги по использованию дидактического материала по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста, можно сделать следующий вывод: диагностические наблюдения по использованию дидактического материала показало эффективность проводимой работы по обучению детей старшего дошкольного возраста. Выявленное процентное соотношение демонстрирует положительные результаты.

Таким образом, значение дидактического материала «Математический кейс» заключается в следующем:

  • Предназначено для решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального.
  • Доступность;
  • Имеет развивающую возможность;
  • Мобильность;
  • Многофункциональность;
  • Возможность пополнения демонстрационного материала;
  • Использование в качестве образовательной и игровой мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Что такое воздух?»

Цель: Создать условия для развития любознательности детей, через ознакомление с особенностями и свойствами воздуха.Задачи:Развивать познавательную активность детей в процессе опытов.Сформировать предс...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Моя малая родина - Комсомольск-на-Амуре»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности для детей старшего  дошкольного возраста по познавательному развитию ...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию детей "Портрет земли"

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с картой мира, ее обозначениями. Знакомство с различными картами....

НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с элементами конструирования. Возрастная категория воспитанников: 6-7 лет «Посещение кафе» (особенности возрастной группы – дети с ОНР и ЗПР)

Цель:  Закрепить знания детей о профессиях людей, работающих в кафе, их функциональных обязанностях.Задачи:закрепить навык заказа блюд по меню;формировать умение сервировать стол;продолжать закре...

«ЗАГАДКИ О ПРОФЕССИЯХ» Дидактический материал для детей старшего дошкольного возраста

Автором представлен материал, который может быть использован в работе по лексической теме "Профессии"для детей старшего дошкольного возраста....