Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности  детей дошкольного возраста

 

В настоящее время предъявляются значительные требования к системе образования на всех ее уровнях Введение ФГОС ДО в работу дошкольных образовательных учреждений стимулируют педагогов к поиску максимально эффективных средств обучения и воспитания. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Поэтому в работе дошкольного образовательного учреждения, для достижения положительных результатов, кроме предусмотренных программой методик должны применяться инновационные методы и технологии. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной познавательной  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_proektam.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности  детей дошкольного возраста

В настоящее время предъявляются значительные требования к системе образования на всех ее уровнях Введение ФГОС ДО в работу дошкольных образовательных учреждений стимулируют педагогов к поиску максимально эффективных средств обучения и воспитания. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Поэтому в работе дошкольного образовательного учреждения, для достижения положительных результатов, кроме предусмотренных программой методик должны применяться инновационные методы и технологии. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной познавательной  деятельности.

В данной статье мы раскрываем специфику использования метода проектов в дошкольном образовании как инновационной педагогической технологии  в познавательной  деятельности детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Ряд авторов (Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем: он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром; является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей; это - один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно- и общественно-значимой деятельности. Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта).

Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

В практике современных ДОУ используются типы проектов:

1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна). По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные. Темы для исследования могут быть самые разнообразные.

Например, долгосрочный семейный экологический проект по теме: «Лечебные травы приусадебного участка», адаптированный к природным условиям нашего города, рассматривал в качестве объекта лекарственные растения собственного приусадебного участка, предметом исследования стали лечебные свойства изучаемых растений. Для их выявления были определены задачи: 1 этап – подготовительный (формулирование проблемы, постановка цели, определение задач): выявить, как влияют лекарственные растения на здоровье человека; 2 этап – технологический (планирование и организация деятельности): ознакомиться с лекарственными растениями, найти нужную информацию в справочниках и энциклопедиях, выяснить способы использования лекарственных растений; научиться заготавливать  лекарственные  растения; 3 этап - практический: (организация практической деятельности): оказать помощь ребенку в осуществлении проекта, направление, коррекция и контроль осуществления проекта; 4 этап – заключительный (обобщение работы по проекту): подготовка презентации проекта, её защита, рассказать о результатах своих наблюдений, практических действий, выводах окружающим, призвать детей и взрослых бережно относиться к лекарственным растениям. Методы исследования: анализ, сравнение, наблюдение, опросы, беседы, рассматривание, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность и др. В ходе работы над проектом дети подтверждают гипотезу; выясняют, какие растения относятся к лекарственным, какими свойствами они обладают; узнают правила их сбора, приготовления и использования в лечебных целях в семье. В ходе проектной деятельности повысился уровень заинтересованности детей и родителей в укреплении собственного здоровья.

В ходе подготовки краткосрочного проекта «Как появились краски?» предметом исследования стали краски растительного происхождения, которые можно применить в повседневной жизни. Для реализации проекта были поставлены задачи: выяснить значение, роль красок в жизни человека и способы их получения; получить некоторые органические краски растительного происхождения; применить полученные краски для окрашивания тканей; полученными красками сделать пробные рисунки. В ходе работы подтвердилась гипотеза о том, что краски можно приготовить самостоятельно, «не выходя из дома». В ходе экспериментальной деятельности дети выяснили, что органические краски пригодны для окрашивания, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители. Результаты своих наблюдений ребята отразили в рисунках, которыми украсили холл детского сада.

Используя в работе со старшими дошкольниками технологию проектной деятельности, мы выяснили, что она обладает  высокой степенью адаптивности к специфике деятельности дошкольного учреждения.

Литература:

1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000. - №9.

2. Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. - №4.

3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. [Текст]/ Г.Н. Давыдова. 1-2 часть.- М., 2007 г.

5. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. [Текст]/ В.И. Ефремов. - Пенза, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Метод проектов как инновационная педагогическая технология»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации раб...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье раскрывается сущность метода проектов как инновационной педагогической технологии, а также возможности его использования в работе с детьми дошкольного возраста....

2021г. Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

                    Актуальность проекта:- утрата связи с традиционными духовно-нравственными ценностями;- превалирование материальных ценносте...

Метод проектов, как инновационная педагогическая технология

Проектная деятельность- это разнообразная интегрированная деятельность по достижению определенной цели....

Консультация "Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании"

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидатель...

"Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании".

Проектная деятельность в дошкольном образовании  позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогуь сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных за...

Консультация для педагогов: «Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»

Консультация для педагогов: «Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»...