"Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании".
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Голубева Наталья Н

Проектная деятельность в дошкольном образовании  позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогуь сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может себя почувствовать нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Метод проектов28.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»

Воспитатель: Голубева Наталья Николаевна

Значение метода проектов в реализации ФГОС дошкольного образования

Чтобы выявить значение метода проектов, следует рассмотреть цели и принципы дошкольного образования.

Целью дошкольного образования является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности  ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности . Разностороннее развитие детей с учетом их возможностей и индивидуальных особенностей, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

 Одним из принципов дошкольного образования, прописанных в федеральном государственном стандарте дошкольного образования, является: «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»

То есть современное дошкольное обучение нацеливает педагогов организовывать воспитательно-образовательный процесс исходя из индивидуальных особенностей детей, учитывая их желания и интересы, в различных видах детской деятельности

Метод проектов в ДОУ является способом организации педагогического процесса, который основан на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей, способ их взаимодействия с окружающей средой. Это - поэтапная практическая деятельность для достижения поставленной цели и получения реального, творческого продукта, который можно будет использовать в дальнейшей деятельности, и наглядная презентации полученных результатов.

Метод проектов актуален и эффективен. Проектная деятельность играет большую роль в формировании субъектной позиции ребёнка: раскрывается его индивидуальность, повышается инициативность, реализуются детские интересы и потребности, что способствует личностному развитию ребёнка.

 Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков, повышение самостоятельной активности, а также способность ребенка оценивать результативность своих действий, позволят дошкольнику успешно адаптироваться к школе.

Л. Д. Морозова отмечает что: «Проектная деятельность позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой, так как результат проекта не может быть заранее предопределен» .

 Детское проектирование будет успешным, если соблюдать определенные условия, характеризующие проектную деятельность:

 - создание в группе таких условий, которые будут способствовать развитию детской творческой самостоятельности, создание развивающей предметно-пространственной среды соответствующей проектной деятельности;

 - учет возрастных, индивидуальных особенностей детей;

 - выявление детских интересов и желаний;

- создание в группе благоприятного эмоционального настроя, чтобы каждому ребенку было комфортно;

 - поощрения детей , создание условий для ситуаций успеха, вовлечение малоактивных детей, стимуляция детской активности;

 - сотрудничество детей и взрослых, активное вовлечение родителей в реализацию проектной деятельности.

Для того чтобы метод проектов был успешен Джон Дьюи выделяет два важных условия: - структурированность опыта. Содержание дошкольного образования строится «вокруг человека», т.е. темы для проектов берутся из интересов ребенка к домашней жизни и жизни общества в зависимости от возраста дошкольника;

 - взаимодействие дошкольника и среды, т.к. из их взаимодействия возникают идеи проекта.

Классификация проектов:

Состав участников проекта.

 По составу участников проекты подразделяются на:

 - индивидуальные;

 - групповые;

 - коллективные (фронтальные);

- парные;

- семейные.

Индивидуальные проекты.

Чаще всего организуются в изобразительном и словесном творчестве, но также могут быть и в других видах деятельности. Например: сочинение сказки, стихотворения или загадки, их иллюстрирование. С помощью индивидуального проекта можно увидеть, как ребенок справляется с  проблемой. Данные проекты требуют больше детской самостоятельности, инициативности.

Но дети не могут находиться вне коллектива, особенно находясь в детском саду, любой человек должен уметь участвовать в коллективной деятельности, поэтому для детей необходимы и другие виды проектов.

Коллективный (фронтальный) проект.

 Выполняется всем коллективом группы или детского сада. В большинстве случаев это творческие или ролево-игровые проекты. Коллективные проекты реализуются в основном в старшем дошкольном возрасте.

При выполнении коллективного проекта все дети озвучивают свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. При этом дошкольники учатся отстаивать свое мнение, понимать насколько его идея лучше (хуже) других предложенных, то есть дети учатся видеть позицию других, прислушиваться к другому мнению, договариваться между собой, приходить к единому мнению.

Коллективные проекты формируют дружеские взаимоотношения между детьми, сплачивают детский коллектив.

Групповой проект.

Реализуется группой от 3 до 10-12 детей.

Парный проект.

Данный вид проекта выполняется парой дошкольников. Дети учатся выбирать себе партнера, решать общую проблему, сотрудничать, находить верные пути решения.

 Семейная проектная деятельность.

Объединяет семьи, помогает родителям сотрудничать с детьми, как с равноправными партнерами, и создает атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического коллектива и родителей, а также повышает компетентность родителей в области воспитания дошкольника.

Продолжительность проекта.

 По продолжительности проекты делятся на:

 - краткосрочные - 1-2 занятия (мини-проекты), 1 - 2 недели. Они направленны на решение маленькой проблемы, или являются частью крупной. Например - проекты «Уральские самоцветы» и «Уральские первоцветы» являются частью долгосрочного проекта «Урал – моя малая Родина»;

 - средней продолжительности - 1-3 месяца. Например: «Народы Урала», «Сказы Бажова»;

 - долгосрочные – до года. Например: «Моя Родина – Россия», «Здоровый образ жизни»

Любой проект реализуется в различных видах деятельности, поэтому тип проекта определяется по доминирующей направленности деятельности детей.

Типы проектов:

Классификация проектов по доминирующей деятельности. Л.В.Киселева выделяет 4 вида проектов:

  1. Исследовательско-творческие проекты.

 Проверка предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент) и оформление результатов в виде творческого продукта.

Они в основном направлены на развитие у детей естественно-научных представлений

 - о свойствах различных веществ (вода, лед, пар, снег, дерево, камень, и т.д.);

- природных явлениях (снегопад, иней, дождь, град, гроза, туман, вьюга, радуга и т.д.);

- исторических событиях, праздниках;

- условия жизни растений и животных и т.п.

Организуются в старшем дошкольном возрасте. Темы проектов могут быть: «Путешествие по реке», «Как делают бумагу?», «Как создают мультфильмы»…

Цель данных проектов: формирование познавательной активности, самостоятельности. Результат: новое знание.

Ценность: благодаря проекту формируется познавательная активность, самостоятельность.  Форма продукта: модель, схема, календарь, газета…

Оценка: оцениваются оригинальность гипотез, способы их проверки, самостоятельность в исследовательской деятельности.

  1. Ролево – игровые проекты. 

Это проекты с элементами творческих, сюжетно-ролевых игр, дети принимают на себя определенные роли (например, персонажи сказок, выдуманные герои, люди разных профессий …) и решают поставленные проблемы. Ролево-игровые проекты осуществляется со второй младшей группы.

Степень творчества в таких проектах очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. Темы проектов могут быть: «Чему нас учат сказки?», «Моя семья», «Школа», «Мы идем в театр»…

Цель ролево - игровых проектов: решение проблемных ситуаций в игре.

 Результат: осознание проблем в игровой ситуации.

Ценность: ребенок проживает предполагаемую ситуацию в игре.

Форма продукта: игра, портфолио, альбом.

 Оценка: оценивается деятельность детей в соответствии с принятой ролью.

  1. Информационно-практико-ориентированные проекты.

Сбор детьми информации о каком-то объекте, явлении из разных источников, ознакомление других участников проекта с этой информацией; результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (например: «Подарок маме на День Матери», «Путешествие в прошлое телефона», «История нашего города»…).

Организуются со средней группы.

Цель информационно-практико-ориентированных проектов: сбор и представление информации, которую потом можно применить в практических целях.

 Результат: полная и достаточная необходимая информация.

 Ценность: ориентация в различных источниках информации, умение работать с разными источниками, самостоятельно добывать информацию, отбирать нужную согласно теме проекта и доносить ее до сверстников (родителей) в полном объеме.

Форма продукта: книга, альбом, макет, коллаж, игра, газета, выставка, журнал, календарь, мини-музей...

Оценка: оцениваются самостоятельность в поиске информации, её отбор, полнота представления информации.

  1. Творческие проекты.

 Основная особенность творческой проекта состоит в том, что в ходе реализации проекта создается новый, творческий продукт. Осуществляются данные проекты со второй младшей группы. Темы проектов: «Книжки – малышки», «Одуванчик – солнышко на ножке», «Подарок любимой мамочке» …

Цель: создание творческого продукта.

 Результат: творческий продукт.

Ценность: в процессе реализации проекта формируются умения самостоятельно планировать предстоящую деятельность по созданию творческого продукта и действовать в соответствии с планом. Формируются предпосылки универсальных учебных действий.

Форма продукта: концерт, утренник, произведение (стихи, песни, сказки), кукольный спектакль, коллаж, макет, книга, газета...

Оценка: происходит как оценка деятельности по созданию продукта, так и сам продукт, его оригинальность.

Этапы работы над проектом:

Реализация проектного метода подразумевает под собой применение не отдельных методов, а целостной системы. Мы пользовались алгоритмом проектной деятельности педагога и детей на каждом этапе по Л.Д.Морозовой:

 1) постановка проблемы;

2) целеполагание;

 3) конкретный замысел;

 4) планирование;

5) реализация проекта;

6) презентация и анализ результата .

Первый этап – постановка проблемы Педагог формулирует для себя проблему, подводит воспитанников к необходимости задуматься над проблемной ситуацией. Дети учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы.

Второй этап - целеполагание. Педагог ставит посильную для детей цель, учитывая их интересы и потребности. Дети обозначают цель и становятся активными участниками реализации проекта.

Третий этап - конкретный замысел. Педагог представляет ход работы и её результат. Дети активно включаются в обсуждение, высказывают и выслушивают все мнения.

 Четвертый этап - планирование.

 Педагог определяет основные этапы работы с детьми. Учитывает все виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, музыкально-художественную, познавательно-исследовательскую и  продуктивную. Дети выясняют, что они знают по данной теме, воспитатель или дети фиксируют на бумаге символами все ответы. Также фиксируются ответы на вопрос: «Что хотим узнать?». Дети предлагают, как организовать дело, где найти информацию, какие понадобятся средства и инструменты, определяют последовательность действий. Выбирают, как они будут реализовывать проект, самостоятельно, с партнером или группой. Важно, чтобы педагог смог скорректировать свой план, согласно мнениям детей, включив в него формы работы, предложенные детьми.

 Пятый этап - реализация проекта.

 Педагог организует и мотивирует различную детскую деятельность, активизирует детское мышление. На протяжении всего этапа проводит рефлексию и своевременную коррекцию шагов. Дети активно участвуют в различных видах деятельности, творят, экспериментируют

 Шестой этап – презентация, анализ результатов. Педагог организовывает презентацию. Выявляет отрицательные и положительные моменты в совместной деятельности с детьми. Дети презентуют достигнутые результаты. Принимают участие в анализе работы.

При использовании проектной технологии следует обязательно учитывать возраст ребенка, т.к. проектная деятельность дошкольников развивается поэтапно.

Особенности организации проектной деятельности с дошкольниками:

Необходимо отметить, что «Метод проектов» имеет свою специфику при применении в дошкольном образовании. Это связано с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, которые необходимо учитывать.

Дошкольник не может самостоятельно определить цель или замысел, определить проблему, поэтому проектная деятельность в ДОУ носит характер сотрудничества, в котором участвуют дети, педагоги и даже родители, которые могут стать полноценными участниками проекта. В большинстве случаев ребенка приходится «наводить», способствовать обнаружению проблемы, а в некоторых случаях – прямо способствовать ее возникновению. Важно постараться «затянуть» детей в совместный проект, но крайне важно в этом случае не переусердствовать с опекой.

Дети 3-5 лет:

На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка. В этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Дети 5-6 лет:

К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Дети 6–7 лет:

Значительно увеличивается доля самостоятельной деятельности детей. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ

 

Титульный лист - название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.

Тема проекта и ее происхождение, актуальность.

Цель и задачи проекта. 

Системная паутинка по проекту.

Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.

Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.     

Краткое содержание проекта: по всем пройденным этапам.

Описание продукта проекта: для детей, для педагогов, для родителей.

Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (уместно поместить фотографии продукта проекта).

Можно выделить следующие положительные стороны использования проектного метода в ДОУ: 

1. Воспитатели, использующие проектирование в своей деятельности постоянно находятся в пространстве возможностей, изменяется их мировоззрение, что в свою очередь не допускает применения учебной модели, а ориентирует на модель совместной деятельности с детьми. Из носителя готовых знаний педагог становится организатором различных видов детской деятельности.

 Воспитатель самостоятельно, гибко, творчески подходит к планированию воспитательно - образовательного процесса, с учетом индивидуальных особенностей, интересов и запросов дошкольников.

 Метод проектов способствует усовершенствованию компетенций и развитию профессионализма педагогов.

2. Метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Происходит развитие детско-родительских отношений:

 - родители, участвующие в проектной деятельности ДОУ получают возможность принимать активное участие в жизни группы, дошкольного учреждения;

 - родители начинают более высоко оценивать достижения своих детей, испытывают гордость;

 - формируется понимание процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста, родители вносят свой вклад в образовательный процесс и приобретают новые умения, обучаются различным видам детской деятельности, для занятий в домашних условиях;

 - в процессе совместного (родители и педагоги) обучения, у родителей появляется доверие к воспитателям и другим сотрудникам дошкольного учреждения;

 - ребенок в ходе совместной деятельности с родителями видит положительный образец для подражания, чем расширяет свои социальный опыт;

 - ребенок воспринимает родителей, как источник информации, знаний, опыта;

 - совместная деятельность с родителями создает у детей особый эмоциональный настрой, что способствует их успехам.

3. Реализация проекта происходит в различных видах детской деятельности.

4. Формируется субъектная позиция ребенка. Н.Е.Веракса рассматривает субъектную позицию ребенка как 33 инициативность и самостоятельность. При реализации проектной деятельности дети имеют возможность проявить самостоятельность и инициативность, когда необходимо:

- озвучить свои цели, отстоять свою позицию;

- проявить свои знания и умения, высказать свои идеи для решения проблемы, не боясь ошибиться;

 - не умалчивать о своих трудностях, находить их причины, просить помощи для их решения;

 - обсуждать, согласовывать свои цели с другими, приходить к компромиссу.

5. Обучение становится успешным, когда имеет позитивную мотивацию, а проектная деятельность реализуется только при наличии у детей интереса и желания.

 6. Учитывая запросы детей, проект может дополняться новыми индивидуальными «мини-проектами».

7. Развиваются социально-коммуникативные навыки. Работая коллективно, дети учатся принимать чужую точку зрения, договариваться, оказывать помощь, а также аргументированно, спокойно, отстаивать свою точку зрения.

Перечисленные выше положительные стороны использования проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОУ соответствуют требованиям ФГОС дошкольного образования.

Китайская пословица гласит:

 « Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Эти слова очень ёмко отражают суть метода проекта.

Информационные ресурсы:

Литература

Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009, №9.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.

Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ». Сфера, -2010.

Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011.

Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании"

Описаны основные инновационные педагогические технологии дошкольного образования....

Современные инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании

Образование – одна из важнейших сфер общественной жизни.В декабре 2012 года был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Закон базируется на современных демократических принци...

Опыт работы по теме «Метод проектов как инновационная педагогическая технология»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации раб...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье раскрывается сущность метода проектов как инновационной педагогической технологии, а также возможности его использования в работе с детьми дошкольного возраста....

Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности  детей дошкольного возраста В настоящее время предъявляются значительные треб...

Консультация "Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании"

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидатель...

Консультация для педагогов: «Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»

Консультация для педагогов: «Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»...