Тренинг для педагогов ДОУ «Толерантность - искусство жить вместе»
методическая разработка

Пархоменко Инесса Николаевна

Данный тренинг направлен на  формирование у педагогов  навыков толерантного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов ДОУ

«Толерантность - искусство жить вместе»

Цель: формирование у педагогов дошкольных учреждений навыков толерантного поведения.

Задачи:

1. Систематизировать у педагогов знания о понятии “ толерантность”;

2.Помочь педагогам в осознании того, что существует взаимосвязь в толерантном отношении к себе и другим;

3.Способствовать формированию толерантного отношения к детям с особыми возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

Оборудование: мячи, фломастеры, бумага, визитные карточки, булавки, кегли, игрушки (зайчик, ежик из природного материала, шарфы, наушники, доска, нарисованное дерево (формат А3, заготовки-цветные листочки, клей.

Продолжительность: 1,5 часа.

Ход тренинга:

1. Упражнение «Приветствие»

Цель: создание благоприятной атмосферы, сплочение группы.

Поздороваться разными способами.

2. Упражнение «Круг»

Цель: сплочение группы, мотивация к дальнейшей работе.

Все участники тренинга крепко смыкаются в кругу. При этом по очереди пробуют расслабиться и ощутить, как держит их сила остальных участников в кругу. Активного участника поместить за пределы круга и его задача «пробиться» в круг.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие ощущения испытали?

2. Какие трудности возникли?

3. Сложно ли было «пробиться» в круг и что при этом чувствовалось?

3. Беседа «О толерантности к детям с ОВЗ»

В истории человеческой цивилизации отмечается разное и противоречивое отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья: от равнодушия и агрессии, до примеров заботы и милосердия. Стратегией решения социальной и психолого-педагогической проблемы адаптации детей с нарушениями в развитии стало введение инклюзивного образования в России. Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, приспособление к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование, с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России.

Для реализации инклюзивного образования необходимо формирование толерантности у взрослых и детей. Давайте более подробно рассмотрим понятие «толерантность».

4. Упражнение «Дерево толерантности»

Цель: систематизирование знаний о понятии «толерантность».

Перед вами «дерево толерантности», на нем отсутствуют листья. Ваша задача написать на листочке«Что для Вас толерантность?».

Общее обсуждение того, что получилось.

Понятие «Толерантность» и понятие «Интолерантность»

В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает ТЕРПЕНИЕ. С точки зрения исследователей толерантности, педагогов Г. В. Безюлевой и Г. М. Шеламовой, толерантность – это морально–нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого человека во всём его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения методами разъяснения и убеждения.

На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора отношения к человеку вообще, к другим людям.

Более глубокое понимание толерантности может быть достигнуто через проявление её противоположности – интолерантности (или нетерпения).

Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой я принадлежу, стоят выше остальных. Как видно, это неприятие другого человека только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Нетерпимость - это и обычная невежественность, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей.

Толерантность является важной составляющей психологической культуры любого человека. В профессиональной деятельности педагога толерантное отношение очень важно.

5. Упражнение «Из опыта…»

Цель: повышение мотивации к деятельности.

Ведущий: приводит личный положительный пример из инклюзивного опыта работы с ребенком ОВЗ (без называния личных данных ребенка — ФИО и т. п.).

6. Упражнение “Внутренняя опора”

Цель: повышение ресурсного состояния лично каждого участника.

Если мы не научимся находить в себе и своей жизни положительное, то мы ничего положительного не увидим и в другом человеке и в жизни в целом.

Рассмотреть жизненные сферы: моя жизнь, моя работа, моя семья, мои мечты и цели. Найти в себе внутренний ресурс для работы.

Примерные вопросы для обсуждения:

Какие трудности возникли при выполнении упражнения?

Что может служить Вашим внутренним ресурсом?

7. Упражнение «Почувствуй себя другим…»

Цель: формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Участники делятся на три подгруппы. Из каждой подгруппы выбирается один педагог, для того, чтобы изобразить ребенка с ОВЗ.

Например:

1. ребенок с ДЦП (детский церебральный паралич);

2. ребенок слабослышащий;

3. ребенок слабовидящий.

Педагогам, изображающим детей с ОВЗ, дополнительно добавить: слабослышащему - наушники, слабовидящему – повязку на глаза, с ДЦП - связать руки и ноги.

Задание в каждой подгруппе: участникам нужно выбрать педагога, который объяснит и поможет выполнить задание:

1. сбить мячами кегли;

2. сделать поделку из пластилина и природного материала «Ежик» (основа пластилиновая, иголки- семечки подсолнечника);

3. слепить из пластилина фигурку животного (зайца).

Примечание: обязательно дать возможность высказаться, в первую очередь, участникам, изображающим детей. Затем педагогам и наблюдателям-помощникам.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Сложно ли было участникам, кто был в роли детей с ОВЗ?

2. Какие ощущения испытали?

3. Какие трудности возникли?

8. Упражнение «Профилактика эмоционального выгорания»

Цель: стабилизация эмоционального состояния педагогов. Проводится упражнение на релаксацию; пример массажа активных точек; снятие эмоционального напряжения через работу с голосом.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Что понравилось?

2. Какие ощущения испытали?

3. Что еще можете делать для стабилизации эмоционального состояния?

9.Рефлексия

“Что я узнал и понял…”

Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, делится своими мыслями и ощущениями, затем передаёт мяч сосед

Список литературы

1. Андреас С., Андреас К. 50 психологических приемов, которые должен знать каждый психолог-практик, Санкт-Петербург, 2007.

2. Безюлева Г. В., Шеламова Г. М. Толерантность. Взгляд – поиск - решение., М., 2002.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди, Минск, 2000.

4. Кукушкин В. С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Ростов–на–Дону, 2002.

5. Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях, Санкт-Петербург, 2005.

6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть I, М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов ДОУ "Гореть или жить?"

Представляю вашему вниманию конспект тренинга для педагогов, направленного на профилактику эмоционального выгорания....

Тренинг для педагогов «Сотрудничество, или умение жить среди людей»

Цель и задачи: развитие самораскрытия, самопознания личности, прояснение Я-концепции, умения анализировать и определять личностные характеристики. Активизация процесса самопознания. Создание в группе ...

"Толерантность-это искусство жить в мире людей и идей."

Толерантность- это искуство жить в мире людей и идей...

Тренинг для педагогов "Способы толерантного общения"

В целях психопрофилактики к Международному дню толерантности, который проходит 16 ноября. Был проведен тренинг для педагогов "Способы толерантного общения"....

Тренинг для педагогов по теме: «Искусство общения»

Думаю, вы согласитесь с тем, что умение грамотно общаться, компетентно выстраивать взаимодействие, различные виды контактов в наше время просто необходимо.Известный французский писатель и мыслитель А....

Занятие с элементами психологического тренинга для педагогов ДОУ на сплочение коллектива «Вместе мы – сила»

     Цель: снятие психоэмоционального напряжения; сплочение педагогического коллектива и построение эффективного командного взаимодействия; совершенствование коммуникат...