Статья «Организация центра патриотического воспитания в ДОУ»
статья

Шелудько Наталья Николаевна

Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает  развивающая среда в группах, создаваемая педагогами детского сада. Правильно организованная среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация центра патриотического воспитания в ДОУ»

Шелудько Н.Н., воспитатель Детский сада  №43

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. И  как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. Если  мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.

В настоящее время, со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание уделяется решению задач патриотического воспитания. Приняты нормативные документы по данной проблеме: Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416«О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 (ред. от 17.01.2013) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155

Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. 

Понимая важность этого вопроса, мы проводим работу по нравственно-патриотическому воспитанию не только старших дошкольников, но и вводим начала социально-нравственного воспитания в младшем и среднем возрасте.

Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает  развивающая среда в группах, создаваемая педагогами детского сада. Правильно организованная среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Содержание среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивая «зоны ближайшего развития» детей.

Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки.

Цель создания центра для нравственно - патриотического воспитания: создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста начал патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями.

Задачи: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности,   так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Требования к оформлению центра патриотического воспитания:

  • эстетическая направленность;
  • рациональное размещение;
  • учет возрастных особенностей детей;
  • воспитательная и развивающая направленность;
  • целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, научность, достоверность представленного материала;
  • безопасность.

Оформление центра для  патриотического воспитания

с учетом возрастных особенностей детей

Возраст воспитанников

Рекомендации к оформлению центра для нравственно - патриотического воспитания с учетом

возрастных особенностей детей

Младший дошкольный возраст

Основное направление: ознакомление с  ближайшим окружением.

  1.В центре размещен  материал по социально- нравственному воспитанию:

- взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид - иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;

- семья - подбор иллюстраций, тематических папок,  изображающих семью, членов семьи в отдельности показывающих взаимоотношения членов семьи- заботливое отношение, совместные действия;

- дом, в котором ты живешь, - фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;

- ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях - девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются и т.д.;

- эмоциональные состояния- тематические папки, иллюстрации, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей;

- поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу» Хорошо– плохо » так можно делать, а так нельзя», этикет.

2Материал для знакомства детей с «Малой Родиной»

 ( детским  садом, близлежащими улицами, родным городом): 

фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты- группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен детский сад.

3.Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: 

-предметы старины, русские игрушки( различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбаков, обереги), предметы народного декоративно – прикладного искусства ( матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка. Работа по дереву и пр.) , куклы в национальных костюмах.

4.Художественная литература по фольклору:

- песни, потешки, сказки и т.д.

Средний дошкольный возраст

Работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам  русской культуры.

1.В центре пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: 

- семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной тематики

2.Материал для знакомства детей с «малой родиной» - детским садом, близлежащими улицами, родным селом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, его транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для жителей села. 

- Сравнение понятий «город - село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, подбор открыток, тематических папок, различные макеты - группы, детского сада или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города. Животный и растительный мир.

3.Материал  по приобщению детей к истокам русской народной культуры

 – предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно- прикладного искусства , различные макеты ( крестьянские избы, комнаты- горницы, крестьянского подворья), куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

4.Художественная литература по  фольклору 

– сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.

5.Элементы государственной символики 

– флаг, герб.

6.Элементы областной символики

 – флаг, герб.

7.Элементы муниципальной символики

- флаг, герб промышленных предприятий.

8.Материал для ознакомления с защитниками Отечества

- подбор иллюстраций, тематические папки.

Старший дошкольный возраст

Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организации жизни детей по народному календарю.

1.Моя семья

– семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему « Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».

2.Родной город 

– иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История  возникновения города», , «Наука , образование и культура», «Знаменитые земляки», « В годы Великой Отечественной войны», « Наше духовное наследие», «Достопримечательности», « Архитектура», « Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб).

3.Мой край 

– символика области, карта области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство).

4.Родная страна – карта России., природные зоны нашей страны, народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство), символика ( герб, флаг, гимн, портрет президента.

5.Защитники Отечества 

– иллюстрации, тематические папки на тему « Наши предки – славяне». « Богатыри земли русской». « Великая Отечественная война», « Война 1812 года», « Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме: макеты ( древняя крепость, военная техника и т.п.)

6.Приобщение к истокам русской народной культуры

 – иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили  люди на Руси», «Предметы старины», « Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, , куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

7.Духовно – нравственное воспитание 

– материал,  дающий детям первоначальное представление о православии.

8.Художественная литература по фольклору

- сказки, былины, предания.

9.Великие соотечественники 

– портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию.

10.Наша планета земля 

– глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях , профессиях, характерных для той или иной страны.

Особенности работы с детьми в центре

для нравственно - патриотического воспитания

Воспитатели, планируя работу по патриотическому воспитанию, могут делить материал по блокам: «Моя семья», «Мой любимый город», «Моя родина - Россия».

Каждая тема изучается с использованием бесед, дидактических игр, экскурсий, игр-бесед, игр-инсценировок. Работа в центре ведется от наиболее близкого и понятного для детей (семья, детсад) к более сложному (страна, город). После ознакомления с материалами в центре с детьми проводятся спортивные праздники, посвященные защитникам Отечества, изучаются русские потешки, поговорки, пословицы, воспитывается у детей потребность в народной музыке, сказке. Основная цель таких занятий – развить у детей понимание красоты языка, русской природы, чувство гордости за свою Родину. Только постоянная и планомерная совместная работа работников ДОУ и родителей позволит развить у дошкольников чувство патриотизма, гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и народов. Правильное оформление патриотических центров в детском саду этому только поможет.

Очень важно, что развитие у дошкольников чувств патриотизма, гражданственности может быть успешным только в том случае, если воспитатель детского сада будет хорошо знать историю своего города, страны и сможет донести эти знания до ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОО

Консультация для педагоговВоспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного буд...

Положение о смотре- конкурсе "Лучший центр патриотического воспитания"

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании.В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основ...

Статья «Современные технологии в педагогической науке» ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СибАК)

Представляю вашему вниманию статью опубликованную в сборнике по материалам XLVII международной научно-практической конференцииСОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ.[[{"type":"media",...

Презентация по нравственно-патриотическому воспитанию «Центр патриотического воспитания в подготовительной к школе группе».

laquo;Центр патриотического воспитания в подготовительной к школе группе».Цель: создание условий для становления основпатриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка...

Консультация для родителей " Организация нравственно-патриотического воспитания дошкольников Патриотическое воспитание подрастающего поколения "

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени....