Практикум «Экспериментирование с механизмами на основе образовательного конструктора «My robot time»
методическая разработка (подготовительная группа)

Практикум для педагогов «Экспериментирование с механизмами на основе образовательного конструктора «My robot time»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов

 «Экспериментирование с механизмами на основе образовательного конструктора

 «My robot time»

Шорникова Е.М., заместитель заведующего по ВМР МБДОУ д/с № 14

Патрушева Г.И., воспитатель, МБДОУ д/с № 14

Шеркунова Н.С., воспитатель, МБДОУ д/с № 14

Целевая аудитория: педагоги, специалисты дошкольного образования.

Цель: ознакомление и практическое освоение педагогами методов организации детского экспериментирования средствами образовательного конструктора «My robot time».

Задачи:

  1. познакомить педагогов с особенностями и возможностями образовательного конструктора «My robot time» в работе с детьми старшего дошкольного возраста;
  2. совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в  развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через освоение методов организации детского экспериментирования с конструктором «My robot time»;
  3. создать условия для профессионального общения педагогов, развития их творческого потенциала.

Материалы: проекционное оборудование (ноутбук, проектор, экран); 4 набора электромеханического конструктора «My robot time» серия «Hand».

Ожидаемые результаты:

1.педагоги расширят представления об особенностях и возможностях образовательного конструктора «My robot time» в работе с детьми старшего дошкольного возраста;  

2.педагоги на практике закрепят (освоят) методы развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников на основе конструктора «My robot time»  в логике технологии детского экспериментирования;

3.педагоги получат возможность для профессионального общения  на профессиональную тематику.

I. Вводная часть

Экспериментирование как вид детской деятельности появляется уже в раннем возрасте и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование как ее вид является сквозным механизмом развития ребенка и проникает во все виды детской деятельности. В частности, детское экспериментирование тесно связано с конструированием. Экспериментирование обогащает процесс детского конструирования  за счет введения элементов поисковой деятельности, когда перед ребенком возникает некая проблема, которая ведет к поиску вариантов ее решения. Результатом экспериментирования с конструктором становится видоизмененная модель, возникшая на основе знакомой конструкции либо новая конструкция.

 Современные образовательные программы по развитию конструктивных умений основываются на этой взаимосвязи. Например, в парциальной образовательной программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» представлен алгоритм образовательной деятельности, в котором одним из основных этапов является этап «Конструирование/экспериментальная деятельность». В нашем детском саду реализуется практика организации детского экспериментирования на основе конструктора «My robot time», который предполагает создание неподвижных конструкций или моделей роботов с функцией движения вперед-назад и функцией вращения вправо-влево. Элементы решения проблемных задач, ведущих к видоизменению готовой модели или решение технической задачи, связанной с созданием новой конструкции под определенную задачу вводим со старшего дошкольного возраста. К  5 годам у воспитанников уже имеется опыт создания конструкций по схемам, по образцу, по собственному замыслу. Этот опыт позволяет решать технические задачи, связанные с модификацией знакомых моделей роботов.

II. Основная часть

Ведущий предлагают участникам практикума познакомиться с деталями образовательного конструктора, операционными картами и определить  образовательные задачи, которые решает педагог, организуя деятельность воспитанников с конструктором «My robot time».

Ведущий обобщают результат обсуждения, обозначив образовательные задачи:

  1. формировать представления дошкольников об основах механики (зубчатая передача, червячная передача, гусеничный механизм, вращение);
  2. закреплять способы создания моделей технических объектов (техническое  конструирование) по операционной карте и по собственному замыслу;
  3. совершенствовать навыки исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с механизмами (модификация модели, решение проблемных ситуаций, постановка цели, подбор оптимальных способов достижения цели);
  4. расширять представления об устройстве механизмов, их функциональном назначении.
  5. развивать внимание, мелкую моторику;
  6. воспитывать желание завершить задуманное, дружеские отношения в процессе совместной деятельности.

Экспериментирование с механизмами выстраиваем на основе алгоритма организации детского экспериментирования, представленного Коротковой Н.А., адаптируя его под решение технической задачи:

  1. Постановка проблемы (определение познавательной/технической задачи).
  2. Фиксация предполагаемого результата (схематичная зарисовка объекта, который планируют создать).
  3. Планирование способа/способов решения технической задачи (какие детали потребуются, что нужно изменить в конструкции,  какие дополнительные материалы понадобятся), схематическая зарисовка.
  4. Создание/модификация конструкции, экспериментирование с материалами, пробы (индивидуальная или коллективная деятельность).
  5. Формулировка выводов и фиксация результата (соотнесение созданной модели с поставленной технической задачей, оформление выставки, презентация модели, заполнение детской документации).
  6. Свободная игра с созданной конструкцией (закрепление навыков, полученных в ходе коллективной или индивидуальной деятельности).

Для формирования умения планировать собственную деятельность используем трехступенчатый алгоритм, представленный в карте инженера-конструктора (приложение 1, рис.1, 2.). В первой графе дети фиксируют образ будущей модели. Во второй графе схематично зарисовывают способ создания конструкции: какую модель они будут модифицировать для решения технической задачи, и каким способом (убрать элемент, надстроить, изменить способ движения и др.; какие детали и дополнительные материалы им понадобятся). На втором этапе планирования педагоги обращают внимание не на детальную и реалистичную прорисовку способов действия, а на стимулирование рассуждений ребенка, поддержку идей и нестандартных решений технической задачи. Третья графа заполняется после завершения работы. Ребенок фиксирует результат, соотнося его с поставленной целью. Планирование деятельности в процессе конструирования способствует развитию познавательно-исследовательских навыков воспитанников.

Упражнение «Фотозагадки» (приложение 2).

Ведущий предлагает вниманию участников фотографии моделей, собранных по операционной карте и модифицированных воспитанниками. Ведущий просит определить какие изменения воспитанники внесли в модель и предположить какую задачу они решали.

  1. Модифицированная модель «Заяц». Модификация модели за счет изменения  конструкции – убрать блок, который отвечает за скачкообразное передвижение модели. Техническая задача – изменить способ передвижения модели.
  2. Модель «Луноход». Изменение модели за счет установки гусеничной платформы вместо колес. Техническая задача – повышение проходимости лунохода.
  3. Модель «Джип». Модификация модели за счет надстройки кузова. Техническая задача – изменение функции модели (перевозка грузов).

Упражнение «Карта инженера-конструктора».

Ведущий предлагает участникам практикума, используя карту инженера-конструктора, модифицировать уже собранную по операционной карте модель из деталей конструктора «My robot time», поставив техническую задачу, определив образ будущей модели и способы решения задачи. Участники практикума работают в парах. После завершения работы каждая пара педагогов презентует свою модель, обозначая, какую проблему решали, что для этого делали и какой результат получили. Ведущий практикума обобщает выступления, делает выводы о взаимосвязи каждого этапа и взаимопроникновении двух видов детской деятельности экспериментирования и конструирования.

Выводы: В процессе конструирования из деталей конструктора «My robot time» внесение проблемы стимулирует воспитанников на модификацию модели либо на создание новой модели, в процессе чего ребенок экспериментирует, выбирая оптимальный способ решения поставленной задачи, планируя собственную деятельность и соотнося результат с поставленной задачей. При этом, совершенствуются представления воспитанников о внутреннем устройстве механизмов и некоторых функциях (червячная/зубчатая передача, вращение по часовой/против часовой стрелки, движение вперед/назад, электрическая энергия и др.).

III. Рефлексия

Ведущий практикума организует рефлексию на основе цветных блоков электромеханического конструктора «My robot time»:

  1. Красный блок – спасибо, но информация бесполезна для меня.
  2. Синий блок – спасибо, но я не узнал ничего нового.
  3. Желтый блок – спасибо, есть над чем подумать.
  4. Зеленый блок – спасибо, пригодится в моей практике.

 

 

Приложение 1

Карта инженера-конструктора (план)

?

https://media.moddb.com/images/articles/1/228/227328/19ffbe49fe76e2a9141fec3f4260116b.png

Превращают проблему в  образ будущей модели (цель)

Фиксируют предположения, как добиться цели (с помощью каких деталей или зарисовывают конструкцию)

Фиксация результата

Рисунок 1

Пример заполненной карты инженера-конструктора

(планирование)

Рисунок 2IMG-c5f9148c070b300c01059b4df2705cc8-V.jpg

Приложение 2

Фотозагадки

2.jpgБезымянный.jpg1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-фантазия на основе ЛЕГО конструктора как средство реализации ФГОС ДО

Современная личностно-ориентированная тенденция в педагогике, получившая свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования,  связана с выходом на пер...

Основы конструирования на основе отечественного конструктора AVToys для детей в рамках дополнительного образования.

В 2017-2018 учебном году нам предоставили возможность проводить Основы конструирования на основе отечественного конструктора AVToys в рамках дополнительного образования "Технология"....

Презентация "Дидактические игры на основе современных конструкторов"

Дидактические игры на основе современных конструкторов...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по робототехнике «Знакомство с работой конструктора my robot time sensing»

Конспект Мастер – класса на тему: Знакомство с работой конструктора my robot time sensing .Создание действующей модели «Паровоз».Запуск. Цель: Собрать модель...

«Дидактические игры, созданные на основе ТИКО-конструктора как инновационное средство развития связной речи дошкольников»

Актуальность применения инновационных образовательных технологий в работе над речевым развитием дошкольников...

Педагогическая практика "Развитие начал технического образования у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации экспериментирования с механизмами на основе конструктора «My robot time»

Формирование основ технической грамотности, исследовательских и изобретательских навыков старших дошкольников в процессе организации экспериментирования с механизмами....