Создание условий для развития познавательной активности воспитанников через организацию и проведение мини – музеев.
статья (подготовительная группа)

Митина Ольга Александровна

В наш век высокоразвитых информационных технологий люди все реже вспоминают культуру, традиции и обычаи наших предков. Дети ограничены в возможности узнать историю и культуру страны, познакомиться с предметами быта, историей, художественными произведениями, познать много нового из различных областей науки.  В соответствии с  целевыми ориентирами Федерального государственного образовательного стандарта необходимо развивать у детей «интеллектуальную активность», умение «самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами», воспитывать «интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, событиям прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами». Поэтому в  ДОО педагоги стремятся решать задачи по приобщению детей с раннего возраста к  истории, народной культуре, познанию прошлого, сохранению традиций и обычаев своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._statya.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для развития познавательной активности

воспитанников через организацию и проведение
мини – музеев.

В настоящее время важно сохранение традиций и обычаев своего народа. ФГОС говорит о необходимости повышения компетентности родителей  в вопросах развития и образования детей. Поэтому актуален поиск новых форм работы. Одной из них является создание мини-музеев в группе. Здесь используются традиционные и не традиционные формы.  Привлечение родителей к участию в мини-музеях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников.

В наш век высокоразвитых информационных технологий люди все реже вспоминают культуру, традиции и обычаи наших предков. Дети ограничены в возможности узнать историю и культуру страны, познакомиться с предметами быта, историей, художественными произведениями, познать много нового из различных областей науки.  В соответствии с  целевыми ориентирами Федерального государственного образовательного стандарта необходимо развивать у детей «интеллектуальную активность», умение «самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами», воспитывать «интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, событиям прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами». Поэтому в  ДОО педагоги стремятся решать задачи по приобщению детей с раннего возраста к  истории, народной культуре, познанию прошлого, сохранению традиций и обычаев своего народа.

В то же время, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предопределяет обеспечение психолого-педагогической поддержки семьям воспитанников и повышение компетентности родителей  в вопросах развития и образования детей. В большинстве дошкольных учреждений в том или ином виде проводится работа по установлению и укреплению взаимодействия в системе «Детский сад - семья», чтобы родители стали активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Более того, согласно новому Закону «Об образовании», родители имеют право непосредственно участвовать в совместной деятельности с детьми, и, поэтому, на сегодняшний день для нас остается актуальным поиск новых форм работы,  как с детьми, так и их родителями. Одной из интересных и эффективных форм работы, на наш взгляд, является создание мини-музея в группе.

Музейная педагогика это педагогическая технология, тесно связанная с игровой технологией и методом проектирования. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому такие выставки названы мини-музеями.  Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей. Актуальность  использования элементов музейной педагогики в ДОО заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, позволяют  овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, способствует проявлению любознательности у ребенка, учат задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, побуждает наблюдать и экспериментировать. Мини - музей помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриотизм, способствует развитию  интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок  учебной деятельности и обеспечению социальной успешности будущего школьника. Создание мини-музеев обеспечивает наглядность всего образовательного процесса, способствует взаимодействию детского сада с семьей и социумом.

Организация мини-музея без тесного сотрудничества с родителями затруднительна, необходимо найти в них единомышленников и друзей. Иногда родители скептически относятся к нашей работе и не всегда понимают для чего это необходимо.

Поэтому перед нами были поставлены следующие задачи:

  • Заинтересовать родителей в создании мини-музеев;
  • Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности в рамках мини-музея.

При организации родительского собрания на тему «Использование музейной педагогики в детском саду для культурного развития ребенка», мы провели предварительное анкетирование родителей (законных представителей) с целью изучения их мнения о внедрении музейной педагогики  в образовательный процесс детского сада.

Родителям была предложена следующая анкета:

  1. Бываете ли вы вместе с детьми на выставках, в музеях?
  2. Считаете ли Вы, что детям дошкольного возраста нужно посещать музеи?
  3. Есть ли у Вас возможность часто посещать музеи и выставки вместе с детьми?
  4. Владеете ли Вы информацией о музеях Нижегородской области, Сарова?
  5. Как Ваш ребенок относится к посещению музеев?
  6. Как Вы оцениваете работу ДОО по созданию музейных пространств (выставки и коллекции в группах и т.д.)?
  7. Считаете ли Вы необходимым продолжение работы  ДОО по музейной педагогике?
  8. Ваши пожелания.

Анализ анкет показал:

 83% считают, необходимым посещение дошкольниками музеев и выставок.

87% - положительно оценивают опыт ДОО по созданию музейных пространств.

85% - заинтересовано в проведении работы по музейной педагогике в ДОО.

47% - признали, что не имеют возможность часто посещать музеи и выставки вместе с детьми.

Мы сделали вывод, что музейная педагогика актуальна,  интересна и соответствует социальному запросу родителей. Но современные семьи нуждаются в дифференцированной помощи дошкольного учреждения по вопросам музейной педагогики.

В работе с родителями, по развитию мини-музеев, мы используем, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (акции, деловые игры, прямой телефон, мастер-классы, викторины, круглый стол, дискуссии).

 Для повышения компетентности родителей по данной теме, провели ряд мероприятий: консультации «Значение музея в развитии ребенка», «Как себя вести в музее», круглые столы «Мы хотим в музей», «Обучение коллекционированию»,  «Наша Родина»,  открытые просмотры «Музеи России», «Лучшие коллекции», «Преданья русской старины», семейные часы «Я поведу тебя в музей», «Мой домашний музей», «Моя коллекция»,  мастер-классы  «Изготовление народной игрушки», «Русская изба», «Зайчик на пальчик», фольклорные праздники «Коляда, коляда, отворяй ворота», «Широкая масленица», «Преданья старины глубокой…», «По страницам народных былин», «Веселая ярмарка».

Организация мини-музеев с дошкольниками тесно связана с проектной деятельностью, которую мы активно используем. Зачастую, исследую какой-либо предмет, мы так или иначе изучаем его историю, а это приводит нас в музеи. Посещая мини-музей группы для каждого из посетителей найдется интересный экспонат, исследуя который также переходим к проектной деятельности. Таким образом, сочетая проектную деятельность и музейную педагогику, мы получаем активную познавательную деятельность, исходящую от инициативы воспитанников, как следствие, вовлекаются и взрослые.

В течение года в группе было организовано 9 мини – музеев различной тематики. «Бабушки - сударушки», «Ложечка точеная, вилка золоченая», «Бабушкин сундучок», «Народная игрушка», «Моя страна - моя Россия», «Секреты Зимушки – Зимы», «По осенним тропинкам», «Избушка Бабы Яги», «По страницам любимых книг».

Нам удалось вовлечь родителей в жизнь группы, наладить тесный контакт. Ведь мини-музеи в детском саду это не просто организация экспозиций или выставок, а разнообразная деятельности, включающая в себя поиск и сбор материалов, проведение праздников, досугов, исследовательская и проектная деятельность. В процессе работы родители вместе с детьми становились активными участниками создания мини - музея в группе. Совместно с  мамой и папой дети подбирали экспонаты, оформляли экспозиции, приносили фотографии, картинки, поделки, макеты, готовили презентации детско - родительских проектов,  что способствовало стимулированию познавательной активности детей, культурному и патриотическому  развитию, сблизило их и сделало настоящими партнерами. Ребята из старших групп проводили экскурсии для родителей и сверстников и младших товарищей. За время работы  по данному направлению были созданы разнообразные коллекции.  Все они впоследствии  стали экспонатами  и были представлены в экспозициях мини-музеев. Дети могли в свободное время рассматривать, играть, манипулировать с этим материалом в соответствии с замыслом.

 Работа по созданию мини-музея сплотила  коллектив воспитателей, родителей и детей. Родители в ходе совместной работы стали интересоваться педагогическим процессом, задавали вопросы, предлагали помощь, в результате чего улучшились партнерские отношения между всеми сторонами образовательного процесса.  

Развивающая среда мини-музея «Народная игрушка» создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: была собрана большая коллекция народных игрушек (городецкая игрушка, дымковская, филимоновская), настольно - печатные игры «Раскрась матрешку», «Расставь по порядку», «Назови и покажи». Были созданы альбомы «Народные промыслы России», «Дымковская игрушка», «Загадки  филимоновской  игрушки».

Настоящим праздником для всех участников образовательного процесса  стал показ мод «Дымковские костюмы», с инициативой  которого выступили родители, изготовившие для ребят наряды с характерными узорами, а педагоги вовремя поддержали эту идею. В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини-музее появились самодельные куклы, расписные игрушки, традиционные наряды. Были приглашены ребята из младшей группы на экскурсию, где дети - экскурсоводы рассказали им историю матрешки, показали большую коллекцию народных игрушек.

В группе проводился мини-музей «Русская изба», который постоянно пополнялся новыми экспонатами. В музее была печь с очагом, скамья, люлька, веретено, прялки, кухонная утварь, тканые половики и многое другое.

Здесь дети знакомились со старинными предметами, их названиями, учились их применять. В этом музее проводили не только игры и беседы, но и в свободное время, дети разворачивали там сюжетно-ролевые игры, проводили экскурсии для родителей и детей из других групп, во время которых ребята – экскурсоводы  рассказывали о музее, а также об экспонатах, которые они принесли из дома (от куда он, из какого села, как его использовали, кто вышивал или делал, и т.д.). В Рамках музея ребята показывали театрализованные представления для детей  из других групп и родителей.

Посетив мини-музей, родители и дети имели возможность познакомиться с произведениями русского народного искусства. Мини-музей стал излюбленным местом детско-родительских встреч, таких как: «Святки», «Святочные  гадания», «Сказки русской печки». Создание мини-музея «Русская изба» - это действенный практический способ ознакомления дошкольника с исконно - русским бытом, среда для использования народного фольклора, изучения детьми ремесел и традиций.

Также в группе был открыт музей « Бабушки-Сударушки», где были представлены настоящие шедевры народного  искусства, созданные руками бабушек воспитанников - вязание, живопись, плетение, вышивка, игрушки, картины из лент, букеты цветов из фольги, лент, бусин и многое другое. Работы поражали всех своим мастерством, красотой, индивидуальностью, оригинальностью. Ребята сами побывали в роли экскурсоводов. Они с гордостью и нежностью рассказывали о своих бабушках и поделках, выполненных ими.

Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и их родите-

лями. Появилась возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, с воспитателями, творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связанная речь и мышление). Привлечение родителей к участию в создании в ДОО мини-музеев является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников. В итоге родители от наблюдателей педагогического процесса постепенно переходят к позиции инициаторов и активных участников.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства  в ДОО продолжается. Действующие  мини-музей детского сада продолжают обновлять свои экспозиции, педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями. Таким образом, мини-музеи  созданные руками педагогов, детей и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку.

Цель работы в ДОО с родителями  - создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья». И тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива, по взаимодействию с родителями – это создание необходимых условий для развития взаимозависимых отношений, которые обеспечивают целостное развитие личности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательной активности воспитанников МБДОУ №26 через организацию проектной и исследовательской деятельности

Опыт работы по развитию познавательной активности через внедрение проектной и исследовательской деятельности в воспитательно-образовательныый процесс дошкольного образовательного учреждения...

Статья "Создание условий для развития речи дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды"

Одно из условий  речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды.На главную страницу Статьи...

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКТУАЛЬНОСТЬ С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступеньк...

Самообразование: «Создание условий для развития познавательных способностей через экологическое воспитание»

План самообразовании по теме: Создание условий для развития познавательных способностей через экологическое воспитание»...

Отчёт о проделанной работе для решения годовой задачи ДОУ «Создание условий для развития познавательной и творческой активности детей в театрализованной деятельности при организации и оснащении развивающей предметно-пространственной среды»

В любом возрасте ребенок стремится проявить творчество. В развитии творческих способностей помогает театр (театрализованная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало ...

Тема: «Создание условий для развития познавательной активности ребёнка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.»

Тема: «Создание условий для развития познавательной активности ребёнка  через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.»      ...