Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности воспитателя и учителя-логопеда в формате квест-игры «В ГОСТЯХ У ФЕИ МУЗЫКИ» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ВОЗРАСТ ВОСПИТАННИКОВ 6-7 ЛЕТ
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Прусакова Екатерина Николаевна

Аннотация: занятие сконструировано в интересном для старших дошкольников формате приключенческой игры, в которой дети являются активными участниками сказочной истории с главным героем – феей Музыки, выполняя различные задания. Являясь интегрированным, оно позволяет успешно сочетать образовательную деятельность, направленную на развитие речевых навыков воспитанников (фонематического восприятия, словарного запаса, грамматического строя речи) с различными заданиями по ФЭМП (решение арифметических задач, ориентировка на плоскости). В структуру занятия также включены отдельные структурные элементы здоровьесберегающих образовательных технологий, способствующие оптимизации двигательной активности и профилактике нарушений осанки и деформации свода стопы.

Представленный конспект может быть использован специалистами дошкольных образовательных учреждений (учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель), учителями начальных классов, педагогами, работающими в дополнительном образовании.

Ключевые слова: дошкольное образование, дети с тяжелыми нарушениями речи, интегрированное занятие, формирование речевых навыков, формирование элементарных математических представлений, здоровьесберегающие технологии, коррекция нарушений осанки и деформации свода стопы.

Форма организации занятия: квест - игра

Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, познавательно-исследовательская.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие (развитие математических представлений), художественно-эстетическое развитие (музыкальное воспитание); физическое развитие (формирование навыков здорового образа жизни).

Материалы и оборудование: набор дидактических картинок по теме «Музыкальные инструменты», презентация «Музыкальные инструменты», интерактивный музыкальный инструмент «БИМЗ» либо аудиофрагменты записей звучания музыкальных инструментов; массажные коврики «Орто-пазл» по количеству участников; счетный материал по лексической теме; проектор и проектный экран для демонстрации видеопрезентации.

Следует отметить, что интерактивный музыкальный плеер «Бимз» используется на занятии с целью создания атмосферы волшебства и повышения интереса к образовательному процессу. Его наличие не является обязательным, звучание инструментов можно продемонстрировать детям отдельными аудиофрагментами.

Предварительная работа: заучивание названий музыкальных инструментов, тренировочные упражнения по расположению предметов на плоскости; счетные операции в пределах 10.

Используемые образовательные технологии:

  • Игровые технологии (О.В. Дыбина, М.Г. Ермолаева);
  • Технология комплексного развития речи дошкольников Н.В. Нищевой;
  • Информационно-коммуникационные технологии (И.В. Больших, Г.В. Васенков, Н.Н. Глазкова);
  • Здоровьесберегающая технология релаксации (В.А. Корнеева, С.В. Крюкова).
  • Здоровьесберегающая технология стопотерапии для профилактики деформации свода стопы.

Цель: закрепление знаний воспитанников о музыкальных инструментах,  их звучании, музыкальных профессиях.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

- активизация и обогащение номинативного словаря по теме «Музыкальные инструменты»;

- развитие грамматического строя речи (умения правильно употреблять существительные в форме предложного падежа, образовывать существительные мужского и женского рода в единственном числе);

-  закрепление умений осуществлять счетные операции в пределах первого десятка путем решения арифметических задач  на лексическом материале по теме занятия;

- совершенствование навыков ориентировки на плоскости (коврике);

- формирование умений составлять условие, ставить вопрос задачи, решать задачу, пользоваться математическими знаками «+», «-» и «=».

2) Коррекционно – развивающие:

- развитие связной речи путем составления по заданному образцу (схеме) простых распространенных предложений с предлогом;

- развитие умения детей распознавать звучание музыкальных инструментов, соотносить музыкальный фрагмент с картинкой;

- развитие математического мышления;

- развитие мыслительной и речевой деятельности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания;

- совершенствование умения слушать, запоминать и воспроизводить последовательность звучания музыкальных инструментов.

3) Коррекционно-воспитательные:

- воспитание доброжелательных взаимоотношений в процессе решения коллективных задач;

- воспитание уважения к труду людей различных профессий;

- воспитание инициативности, активности, самостоятельности, навыков сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности.

Ход организованной образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Раздается стук в дверь. Воспитатель приносит конверт, открывает его и читает письмо:

«Дорогие ребята! В моей музыкальной стране появилась злая колдунья. Она сварила волшебное зелье и заколдовала все мои музыкальные инструменты. Теперь они не могут издать ни одного звука. Музыка смолкла,  и я не могу заставить ее зазвучать снова. Моя страна под угрозой исчезновения. Мне очень нужна ваша помощь!

Фея музыки»

Воспитатель: - Ребята, поможем Фее музыки? Сможем вернуть звуки её музыкальным инструментам?

Дети: Да!

Воспитатель: - Тогда давайте все вместе отправимся в страну музыки. Путь туда длинный и сложный, и на нем нас подстерегает множество опасностей.  Чтобы победить злую колдунью, необходимо найти ответное заклинание.  Оно разрезано на отдельные буквы и хорошо спрятано. Мы сможем получить отдельные буквы и вновь составить заклинание, если правильно выполним задания на каждом этапе нашего путешествия. Вперед!

I этап «Музыкальные инструменты».

Цель: повторение и закрепление названий музыкальных инструментов

(рис. 1) Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать музыкальные инструменты на слайде  (демонстрируется презентация). Дети вместе с педагогом называют инструменты: пианино, скрипка, виолончель, арфа, флейта, гитара. Проводится игра на внимание «Что изменилось? Чего не стало?»

Рис. 1. Пример оформления слайда

 За успешное прохождение данного этапа дети получают букву «М»

 

II этап «Музыкальные профессии»

Цель: Формирование умения образовывать существительные мужского и женского рода (рис. 2), составлять предложения по образцу.

Воспитатель предлагает воспитанникам догадаться, как будут называться люди, играющие на разных музыкальных инструментах, обращая их внимание на разницу в названии музыкантов-мужчин и музыкантов – женщин.

Дети вместе с педагогом образуют существительные мужского и женского рода от названия музыкального инструмента:

- пианино – пианист – пианистка;

- скрипка – скрипач – скрипачка;

- виолончель – виолончелист – виолончелистка;

- арфа – арфист – арфистка;

- флейта – флейтист – флейтистка;

- гитара – гитарист – гитаристка.

Рис. 2 Пример оформления слайда

Формирование умения составлять предложения с новыми словами: (рис. 3). Убедившись, что дети поняли принцип словообразования, воспитатель предлагает им по-очереди составить предложения, ориентируясь на схему презентации, обращая внимание на последовательность: сначала надо назвать профессию музыканта на картинке, затем слово-действие (глагол «играет»), а далее – музыкальный инструмент, который он использует. Например: «Арфист играет на арфе. Арфистка играет на арфе».

Рис. 3. Пример оформления слайда

За успешное прохождение данного этапа дети получают букву  «У».

 

III этап «Музыкальный калейдоскоп»

Основная цель данного этапа: закрепление умения правильно ориентироваться на плоскости. Дополнительная цель: профилактика и коррекция деформации свода стопы путем организации передвижения детей по ортопедическим коврикам «Орто-пазл». 

Оборудование: плоскость из 9 ортопедических ковриков (3 на 3 клетки); изображения музыкальных инструментов большого (примерно 15 на 20 см) и маленького  (5 на 10 см) размера.

Инструкция: педагог показывает детям картинки музыкальных инструментов, обращая внимание на разный размер, и мотивируя их на создание волшебного музыкального коврика, в котором каждый музыкальный инструмент располагается на своем месте. Далее, следуя инструкции воспитателя,  каждый ребенок выполняет задание:

  • «Положи маленькую скрипку в правый верхний угол коврика»
  • «Положи большую виолончель в левый нижний угол»
  • «Положи маленькую арфу в левый верхний угол»
  • «Положи большую скрипку в правый нижний угол»
  • «Помести большую гитару в центр коврика»
  • «Расположи маленькую гитару между маленькой скрипкой и маленькой арфой»
  • «Расположи маленькое пианино между большой скрипкой и большой виолончелью»
  • «Расположи большую арфу между маленькой арфой и большой виолончелью»
  • «Расположи большое пианино между маленькой и большой скрипкой».

Выполнение задания сопровождается ответной репликой ребенка, который должен ответить, где и как он расположил музыкальный инструмент.

Прежде, чем положить картинку на нужное место, дети проходят по дорожке из ортопедических ковриков «Орто-пазл»

За успешное прохождение данного этапа дети получают букву  «З».

IV этап Физкультурно-оздоровительная пауза. Педагог предлагает детям по пути к следующему этапу подняться по волшебной лестнице с высокими ступенями.

Цель этапа: оптимизация двигательной активности детей; профилактика и коррекция ортопедических нарушений.  

Оборудование: ортопедические массажные коврики «Орто-пазл» по количеству участников квест-игры. Аудиофрагмент  песенки-рифмовки «Лесенка» Е.Железновой.

Ход этапа: дети снимают обувь и встают на коврики, расположенные в шахматном порядке. Все движения выполняются на коврике под музыку с речевым сопровождением.

 

Вверх по лесенке шагали и ступенечки считали

 (делая шаги на месте, высоко поднимая ноги, дети одновременно переставляют в горизонтальной плоскости кисти рук, начиная от коленей, и заканчивая в положении выше головы, имитируя ступеньки лесенки)

А на горочку пришли – ничего там не нашли

(разведя руки в стороны, делают поворот на месте, возвращаясь в исходную позицию)

Вниз по лесенке шагали и немножечко устали:

(шаги на месте, имитация ступеней лесенки в обратной последовательности, сверху вниз)

Ищем, ищем, где кровать – захотелось полежать.

(повороты туловища и головы вправо – влево, затем кисти рук кладутся под щеку – имитируя сон)

Игра повторяется 3 раза со все ускоряющимся темпом.

За успешное прохождение данного этапа дети получают букву  «Ы».

V этап «Музыкальный счет»

Цель: решение арифметических задач с использованием счетного материала, соответствующего лексической теме.

Оборудование: магнитная доска, картинки музыкальных инструментов, цифры, математические знаки «+», «-» , «=»

Воспитатель: - Ребята, в музыкальной стране, в которую мы с вами попали, очень много разных музыкальных инструментов. И каждый из них очень нужен и важен. Но злая колдунья уничтожила журнал, в котором было записано точное количество инструментов. Придется нам с вами самим посчитать, и не ошибиться… Только тот, кто хорошо умеет считать, сможет выполнить это задание.

Воспитатель последовательно зачитывает детям условие каждой задачи:

  1. «На полке лежало 3 скрипки, 5 арф и 1 гитара. Сколько всего инструментов было на полке?»
  2. «В кладовой хранилось 5 скрипок и 2 фортепиано. 3 скрипки забрали. Сколько музыкальных инструментов осталось в кладовой?»
  3. «Для оркестра в магазине купили 8 гитар, арфу и пианино. Сколько инструментов всего купили?»
  4. «На сцене выступали 5 виолончелистов и 1 пианист. После перерыва 2 виолончелиста ушли. Сколько музыкантов продолжили играть?»

Прослушав условие задачи, дети выкладывают на магнитной доске необходимое количество счетного материала (картинки музыкальных инструментов), а затем составляют пример – решение задачи. Решение и ответ проговариваются вслух.

За успешное прохождение данного этапа дети получают букву  «К».

VI этап «Угадай мелодию».

Цель этапа: запоминание звучания музыкальных инструментов, правильное воспроизведения определенной последовательности их звучания.

Оборудование и материалы: интерактивный музыкальный инструмент «Бимз», картинки музыкальных инструментов.

Ход этапа:

Воспитатель: - Ребята, мы с вами успешно выполнили уже много заданий и получили подсказки, которые помогут составить ответное заклинание и расколдовать страну Феи музыки. Осталось одно, самое последнее. Чтобы вернуть звучание музыкальным инструментам, мы должны знать, как должен звучать каждый из них, чтобы ничего не перепутать. И в этом нам поможет волшебный музыкальный инструмент, который может играть не струнами и клавишами, а световыми лучами.

- Сначала давайте попробуем отгадать, какой инструмент звучит (с помощью интерактивного плеера «Бимз» воспитатель демонстрирует детям звучание музыкальных инструментов: скрипки, виолончели, пианино, арфы, гитары и флейты.

- А теперь мы с вами должны прослушать музыкальный фрагмент. В нем инструменты будут звучать друг за другом, по очереди. Ваша задача – внимательно музыку, запомнить, какие инструменты в нем звучали и их порядок, и выложить последовательность с помощью картинок.

(воспитатель с помощью интерактивного плеера «Бимз» демонстрирует детям несколько последовательно звучащих инструментов с постепенным усложнением:

- Скрипка – виолончель – арфа – флейта;

- Пианино – скрипка – виолончель – пианино;

- Виолончель – флейта – виолончель – флейта – виолончель;

- Скрипка – арфа – гитара – скрипка – гитара.

 Дети запоминают последовательность, проговаривают ее вслух и выкладывают с помощью картинок на магнитной доске.

За успешное прохождение данного этапа дети получают букву  «А».

VII Заключительный этап. Подведение итогов занятия.

Воспитатель: - Ребята, какие же вы молодцы! Мы с вами успешно выполнили все задания, и узнали так много интересного:

-запомнили и повторили названия музыкальных инструментов;

-узнали, как они звучат;

-познакомились с названиями музыкальных профессий;

-потренировались в решении математических задач; в ориентировке на плоскости;

-потренировали наши ножки, перемещаясь по ортопедическим коврикам.

- А самое главное – у нас теперь есть все подсказки, и мы можем составить заклинание, которое разрушит злые чары и поможет вернуть звуки в страну Феи музыки. Давайте попробуем.

(дети с помощью педагога составляют из букв слово «музыка»)

Воспитатель: - Ну вот. Готово наше заклинание. Предлагаю громко произнести его 3 раза. (дети хором произносят заклинание).

- Теперь злые чары разрушены. В стране Феи музыки все в порядке. А мне на телефон пришло от нее видеосообщение. Давайте посмотрим, что в нем.

Дети садятся на стулья, им с помощью проектора на экране демонстрируется музыкальный видеофрагмент «Сказочная музыка», направленный на релаксацию – картины природы в сочетании со спокойной музыкой. В конце на экране появляются слова «Спасибо за помощь!»

Воспитатель: - Теперь мы с вами знаем, как красиво в стране Феи музыки. И мы сможем побывать там снова. А наше занятие подошло к концу.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon integrirovannoe_zanyatie_puteshestvie_v_mir_muzyki.pdf670.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое открытая организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "Загадочный сундучок"

Итоговое открытая организованная образовательная деятельность  в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "Загадочный сундучок".ОО «Познавате...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЦКМ в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. «Зачем нужны насекомые?»

Часто дети не задумываются над тем, что чувствуют другие, на кого направлен отрицательный момент в ситуации: "Мне инересно! Я хочу!" Интересуясь насекомыми, дети собирают их в коробки, банки...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «На окне моём, цветочки очень весело живут».

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.Тема: «На окне моём, цветочки очень весело ж...

Журнал взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Журнал разработан для педагогов, строящих свою работу на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)&ra...