Конспект НОД по шахматам в подготовительной группе «Путешествие в шахматное королевство».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Акопян Нарине Эдиковна

Конспект занятия по шахматам в подготовительной группе «Путешествие в шахматное королевство».

Цель: закрепить первоначальные знания детей о шахматной доске и фигурах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty2.docx24.49 КБ
Файл приложение к занятию1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по шахматам в подготовительной группе

«Путешествие в шахматное королевство».

Цель: закрепить первоначальные знания детей о шахматной доске и фигурах.

Задачи:

Образовательная: учить детей ориентироваться на плоскости доски, продолжить знакомить с названием и внешним видом шахматных фигур. Активизировать мышление за счет загадок. Продолжать учить детей решать простые шахматные задания.

Развивающая: развивать интерес к игре в шахматы, образное, логическое мышление, память, внимание, сообразительность, кругозор детей. 

Воспитательная: воспитывать навыки работы в коллективе, вырабатывать уверенность в своих силах. 

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие»: Формирование знаний об игре в шахматы.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Формирование дружеских взаимоотношений между детьми. Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу. 

ОО «Речевое развитие»: Обогащение словаря детей за счёт использования шахматных терминов. Развитие умения отвечать на вопросы, отгадывать загадки. 

ОО «Физическое развитие»: Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности (физ. минутка, подвижная игра).

Словарная работа:

Активизация существительных: шахматы, доска, пешка, король, ферзь, ладья, конь, слон, путешествие.

Прилагательные: шахматная.

Глаголы: разморозились, заморозила.

Используемая форма организации деятельности детей: фронтальная, парная, коллективная. 

Методические приёмы:

Словесный: организационный момент, вводная беседа, дидактические игры, загадки, объяснения.

Наглядный: показ слайдов, разгадывание загадок.

Практический: расстановка фигур.

Мотив детской деятельности: помощь Шахматному королевству.

Оборудование и материалы: 

Демонстрационный: конверт с письмом, конверты с заданиями, карточки с шахматными адресами, большая шахматная доска (самодельная), 6 шахматных фигур (для размораживания).

Раздаточный: черные квадраты для игры «Собери доску», разрезные картинки с изображением фигуры «Ладья» для игры «Собери картинку», маски с черными и белыми фигурами, самодельные шахматные фигурки, для расстановки на поле.

Оборудование: компьютер, проектор для показа презентации, динамики, для подключения музыки к игре.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня я получила письмо из шахматного королевства, там случилась беда, нужна помощь. Объявилась Снежная Королева и говорит, что она самая главная. Она заморозила все вокруг. Чтобы помочь разморозить шахматное королевство и его подданных, нужны смелые, умные и находчивые дети, которые согласятся попутешествовать и спасти всех. Для этого нужно выполнять задания, поставленные королевой. Если мы все выполним, королевство вновь вернется к жизни. Отправимся в шахматное королевство и поможем им?

Дети: Да!

2. Основная часть.

Педагог: Чтобы попасть в волшебный мир шахмат, нужно ответить на несколько вопросов. Вы готовы? (ответы детей)

  1. В какой стране родились шахматы? (в Индии)
  2. Чем, по мнению индийского шаха, сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматным фигур? (шахматными фигурами)

3. Переведите на русский язык слово «ШАХМАТЫ» (смерть королю или король погиб)

4. А где же происходят шахматные сражения? (конечно, на шахматной доске).

 5. Какой формы шахматная доска? (квадратная)

(Дети перед собой видят замороженную (c пустыми, белыми полями) шахматную доску.

Педагог: Ребята, смотрите, она заморозила и шахматную доску!!!! А скажите, пожалуйста, сможем ли мы играть в шахматы без доски? (Ответы детей)

Педагог: Тогда давайте разморозим шахматное королевство и поможем шахматным фигурам избавиться от Снежной Королевы! (ответы детей).

Педагог: Как только выполним первое задание, доска будет разморожена.

Задание 1.

Игра «Собери доску». На столе лежит шахматная доска из пустых полей и набор черных квадратов. По команде дети кладут черные квадраты на свои места, собирают шахматную доску.

Педагог: Вот мы и разморозили нашу шахматную доску. Но ведь без шахматных фигур тоже не поиграешь в шахматы. Давайте теперь, разморозим шахматные фигуры.

Задание 2. А сделаем мы это при помощи загадок (презентация)

1.Их на поле всего два,

Из-за них идет война.

Одного поймать в ловушку-

Прекращается игра. (шахматный король)

2. Обитает не в саванне,

И не так огромен он,

Но такое же названье

У фигуры этой-… (слон)

3.Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!        

Узнал, кто это? Это…(конь)

4.Восемь дружных стали в строй

Стерегут они покой. (пешки).

Педагог: Молодцы ребята, вы помогли разморозить 4 фигуры (конь, король, слон, пешка).

Педагог: Вы наверно устали от тяжелого путешествия, давайте немного отдохнем, проведем физкультминутку:

Превратимся все в пешки:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём. (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За работу вновь спешим.        (садятся)

Дети садятся на свои места.

Задание 3. Мне, для выполнения этого задания понадобится 4 помощника.

Игра «Собери картинку». Картинка шахматной фигуры ладья (белая, черная) разрезаны на части, нужно их собрать.

Педагог: Что за фигурка у вас получилась? (ответ детей). Вы разморозили ладью, молодцы!

Педагог: А теперь приступим к выполнению третьего задания. Дети, нам осталось разморозить королеву (ферзя), а Снежная королева узнала, что мы помогаем шахматному королевству и может захочет помешать нам и нас заморозить, поэтому давайте энергично двигаться, согреваться, чтобы у нее ничего не получилось. Слушайте внимательно!

Задание 3. Сейчас мы с вами поиграем в шахматы. Но не в обычные шахматы. Мы с вами будем шахматными фигурками. Я раздам каждому маски с определённым цветом. Кто-то будет белой фигуркой, а кто-то чёрной. На полу разложены листочки белых и чёрных цветов – это ваши домики. Но двух домиков не хватает. Вам нужно танцевать, двигаться, передвигаться пока не остановиться музыка, после того как музыка остановилась, вам нужно быстренько занять свой домик. Белая фигурка - встаёт в белый домик, чёрная – в чёрный. Та, фигурка, которая не успеет занять своё место – выбывает из игры.

Педагог: Молодцы! Вы справились и с этим заданием. Смотрите мы разморозили королеву(ферзя)!

Педагог: Но Снежная Королева хитрая, перед тем как заморозить фигуры, она стерла им память, и теперь они не помнят адреса своих домов. Чтобы совсем ее прогнать, давайте покажем королеве, как мы знаем адреса шахматного поля и расставим наших друзей, шахматные фигурки, по своим местам. Для этого выполним последнее задание, предложенное Снежной королевой.

Задание 7.

Педагог: Игра “Почта”. Снежная королева приготовила для вас конверты с адресами, но не простыми, а шахматными. На конверте написана цифра, она обозначает номер горизонтали, на которой находится адресат, а буква- номер вертикали адресата. Вы должны будете правильно отнести письма адресату. Превратимся в почтальонов?

Педагог: Молодцы, жители шахматного королевства благодарят вас за помощь. Сейчас вы можете спокойно помочь им вернуться к себе домой (расставляют шахматные фигуры на большое поле).

3.Рефлексия

Педагог: Ребята, вы освободили королевство и его жителей. 

1.Вам понравилось путешествовать?

2.Что было самым интересным для вас?

3.Запомнили шахматные фигуры?

4.Вы хотите дальше учиться играть в шахматы?

Большое спасибо, ребята, за вашу активность, внимательность, любознательность. Теперь вы можете каждый день тренироваться в игре в шахматы.

 Если зря не зазнаваться,                          

 Каждый день тренироваться:                        

 Думать, размышлять, играть –

 Сильным шахматистом можно стать!  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шахматные фигуры. Загадки. «Шахматы» Автор презентации: Акопян Н. Э., Воспитатель МБОУ «ЦО №32», г. Тула

Слайд 2

В Королевство шахмат прогулку совершим. О жителях что помним, сегодня повторим.

Слайд 3

Угадайте Их на поле всего два, Из-за них идет война. Одного поймать в ловушку - Прекращается игра. (Король)

Слайд 4

Угадайте Обитает не в саванне, И не так огромен он, Но такое же названье У фигуры этой -… (слон)

Слайд 5

Угадайте Узнать его легко: он с гривой, С осанкой важной, горделивой. Красавца этого не тронь! Узнал, кто это? Это… (конь)

Слайд 6

Угадайте Восемь дружных стали в строй Стерегут они покой. (пешки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в Математическое королевство" (познавательное развитие)

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в Математическое королевство" (познавательное развитие) поможет в занимательной игровой форме закрепить навыки счетной деятельности у детей....

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе: «Путешествие по математическому королевству Бабы Яги».

Увлекательная игра- путешествие по королевству б.Яги, закрепление математических  знаний у детей....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе" Следствие по шахматным делам"

Занятие по ФЭМП  в подготовительной группе  "Следствие по шахматным делам"...

Конспект НОД по шахматам в подготовительной группе «Шахматные Кони»

Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.Задачи: Познакомить детей с новой фигурой. Путем анализа, сравнения и обобщения подвести к пониманию хода, относительной силы...

Методическая разработка по познавательному развитию непрерывная образовательная деятельность воспитателя с дошкольниками подготовительной группы: «Путешествие в сказочное королевство».

Создать условия для формирования у детей элементарных математических представлений, побуждать интерес к изучению основ финансовой грамотности...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в математическое королевство»

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в математическое королевство»  Цели: · Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном поряд...

Конспект по математике в подготовительной группе "Путешествие в математическое королевство"

Это занятие – исследование, подгрупповое (с участием 8-10 чел.) построено с учетом ФГОС с использованием технологии проблемного обучения и активных методов обучения. Будет интересно для воспитат...