мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с объектами неживой природы»
консультация

Старченко Светлана Михайловна

Участники мастер-класса познакомятся с одной из современных педагогических технологий ознакомления детей с объектами неживой природы, это опытно-исследовательская деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx68.13 КБ

Предварительный просмотр:

мастер-класс для педагогов

 «Развитие познавательной активности дошкольников

в процессе ознакомления с объектами неживой природы»

Подготовили:

Старченко С.М. – воспитатель

высшей квалификационной категории

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме развития познавательной активности детей через ознакомление с объектами неживой природы, обмен опытом. 

Задачи:

-представить участникам мастер-класса одну из современных педагогических технологий ознакомления детей с объектами неживой природы, это опытно-исследовательская деятельность;

-сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно-экспериментальную деятельность при ознакомлении с объектами неживой природы для развития познавательной активности дошкольников;

овлечь педагогов в совместное проведение опытов.

Форма проведения: практическое занятие

Оборудование: Проектор, экран, презентация.

Оборудование: необходимый материал и предметы для опытов.

Актуальность:

        Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.         При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

        Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, тем он больше участвует в образовательном процессе. Тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность. 

        Именно опытно-экспериментальная деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. 

        Не зря гласит китайская пословица

        …Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму…

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Перед тем как начать наш мастер-класс, мы хотели бы Вам прочесть стихотворение:

Мы собрались в уютном кабинете        

Чтоб вспомнить, что в душе мы всё же дети,

Для радости общения и моря впечатлений.

Что, как, зачем и почему – детишкам интересно,

Когда немного подрастут,  им станет все известно.

Ну, а пока всем малышах от 3 и до 7,

Без взрослых на вопросы ответов не  найти.

Увидеть и услышать, и маме рассказать,

А главное попробовать все сделать, и  понять….

-Давайте вспомним, что же такое «Неживая природа»

        Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух, песок  и др.

Детская опытно-исследовательская деятельность имеет следующую структуру:

-постановка проблемы, которую необходимо разрешить (выбор темы исследования);

-выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

-целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

-проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

-анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

-формулирование выводов.

1. Исследование объекта неживой природы «Камень»

Оборудование: коробка с разными камнями, лупы, стакан с водой, пластилин, бумага, карта анализа, фломастер.

        Вы все помните сказку «Три поросёнка»? Поросята построили три дома, используя разный материал: солома, ветки и камень.

-Из какого материала дом оказался самый прочный? (Из камня).

-Как Вы это узнали? (в сказке Волк не мог разрушить дом из камня (дул, царапал).

-А  может быть Волк был просто слабым или устал? Как нам выяснить, что камень прочный материал?

-Я предлагаю Вам отправиться в лабораторию и изучить камни.

И так, тема нашего исследования «Свойства камня»

Наша гипотеза: действительно ли камень прочный материал.

Всё наше исследования мы, как настоящие учёные, будем фиксировать в карте Анализ материала».

-Посмотрите на карту, на ней изображены органы чувств, которые помогают нам исследовать объект (глаз, рука, нос, ухо, рот).

-Как вы думаете, при исследовании камней, какие органы чувств мы будем использовать (глаза, руки). Обведите их в круг.

-Начинаем:

  1. посмотрите, камни все одинаковые по величине? (нет-большие и маленькие) давайте отметим в карте, что камни разные по величине.

2. имеют ли камни форму (Да, есть круглые, овальные, треугольные и т.д.)

Отметьте в карте.

3. возьмите камни в руки, что вы чувствуйте, какие они на ощупь? (гладкие и шершавые). Почему они такие разные на ощупь? Возьмите лупы, рассмотрите камни, что вы видите? (Камни, которые шершавые имеют «крапинки», неровности). Отметьте в карте

4. как вы думаете, камень лёгкий или тяжёлый материал? Опустите камень в

стакан с водой, что с ним произошло? (Утонул) вывод: камень тяжёлый.

5. возьмите в руки пластилин и попробуйте его помять, что скажите

(пластилин мягкий), помните в руках бумагу (она тоже мягкая). А сейчас возьмите камень и попробуйте его смять или изменить форму (камень твёрдый)

C:\Users\Home-PC\Desktop\подушка.jpg

6. Разделите пластилин на части (сломайте), порвите бумагу. Получилось? (да). А теперь тоже самое попробуйте сделать с камнем. (камень не ломается, не колется. Он – прочный).

C:\Users\Home-PC\Desktop\молоток.jpg

Мы с вами изучали объект неживой природы – камень. Что же мы узнали, прочтите карту анализа: камни бывают разной форы, величины, с разной поверхностью, тяжёлые, твёрдые и прочные.

Наша гипотеза подтвердилась: камень – материал прочный и из него дом у поросёнка получился как крепость.

Разминка «Вспомни сказку»

Вспомнить известные сказки, в которых говорится о камнях. «Хозяйка медной горы»«Серебряное копытце»«Волшебник изумрудного города», «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов».

        При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные.

        Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом. и только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!

- И хочется закончить мастер-класс словами величайшего отечественного педагога Василия Александровича Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Литература:

1. Н.Е.Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»;

2. Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ « СФЕРА», 2005;

3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2004;

4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. –М.- Педагогическое общество России, 2003;

5. Пазухина И.А. «Маленькие экспериментаторы в детском саду». Дошкольная педагогика Декабрь,2012г.

6. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995;

7. Жегульская Ю.С. Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 330-332. — URL https://moluch.ru/archive/98/22043/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Цель моей работы: развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы. Задачи моей работы Формировать элементарные естест...

Экспериментирование в процессе ознакомления с объектами неживой природы (Подготовительная к школе группа)

Экспериментирование в процессе ознакомления с объектами неживой природы(Подготовительная к школе группа)...

Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников (в процессе экспериментирования с объектами неживой природы)

В 5 - 6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которые человечество н...

Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Развитие познавательного интереса у детей  в процессе экспериментирования с объектами неживой природы...

Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

В настоящее время проблема развития познавательного интереса в процессе экспериментирования с объектами неживой природы является актуальной и значимой в дошкольных учреждениях. Поэтому данный вопрос и...