Выступление на конференции "Исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста"
материал

Выступление на конференции " Исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста" ( обобщение опыта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

1Уважаемые коллеги, разрешите представиться, меня зовут Нутрихина Евгения Валентиновна, я воспитатель детского сада Рикпсихи. Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы и поговорить с вами об исследовательской деятельности, как средстве поддержки индивидуальности детей дошкольного возраста.

2Все мы знаем, какие почемучки наши дети. Какими только вопросами не изводят они взрослых. Все эти "что" и "почему" - не что иное, как их способ познания мира.

Любознательность - норма для ребенка. Уничтожить детскую любознательность проще простого! Пару раз не ответить. Пару раз отмахнуться, посмеяться над сказанной ребенком нелепостью. Не получая ответы на вопросы, ребенок рано или поздно вообще перестанет их задавать. Отвечать на детские вопросы нужно, но необходимо всегда оставлять простор для самостоятельного додумывания и познания. Хочется сказать словами Сухомлинского В.А.

 "Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал".

 Ведущей идеей в своей педагогической работе считаю: развитие и поддержку любознательности детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Эта деятельность нацелена на приобретение детьми новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.

Ведь самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём зубрёжки, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных исследований и экспериментов.

3 В начале своей работы в этом направлении, мне необходимо было заинтересовать родителей. Для этого я организовала групповой семейный вечер, он назывался «Мы хотим вам рассказать» целью которого было, настроить родителей на совместную с педагогами работу по исследовательской деятельности, развитие навыка публичных выступлений у детей, поддержка интереса к исследовательской деятельности.         На мероприятии присутствовали все дети нашей группы  и их родители. Для каждого на столах было приготовлено все необходимое для проведения опытов. С детьми, которые проявили интерес к этой деятельности, мы заранее подготовили выступления и презентации опытов, и мои маленькие помощники сами учили аудиторию, как проводить эксперименты. Так же несколько участников подготовили выступления с презентациями о своих домашних питомцах. Таким образом, у нас получилась групповая экспериментально-исследовательская «мини-конференция». Так как дети по природе исследователи и экспериментаторы, то им очень понравился наш вечер, родители тоже остались довольны. А я со своей стороны, как педагог, увидела заинтересованность родителей в таких мероприятиях и необходимость развития навыка публичного выступления у детей. Некоторые дети их родители проявили повышенный интерес к данному виду деятельности. Конечно же мне необходимо было его поддержать.

4Очень хороший способ для поддержки этого интереса - исследовательские работы. 5Первую исследовательскую работу с моим воспитанником Владом, мы провели когда ему было 5 лет. Заметив его исключительную тягу к экспериментам, я предложила ему провести своё исследование. Вместе с ним мы определили цель работы. Учитывая возрастные особенности ребёнка, я составила план действий. И у нас родилась первая работа «Чудеса своими руками».

 6В апреле 2015 года в нашем саду прошла первая детско-исследовательская конференция для дошкольников. В работе конференции приняли участие шесть детских садов Приморского района. Конференция - форма организации познавательной деятельности, при которой исследователи (не обязательно учёные или студенты) представляют и обсуждают свои работы. Но эта форма работы в детском саду не возможна без участия родителей. И мой маленький исследователь Влад представлял свою первую исследовательскую работу на этой конференции. Моя задача, как руководителя заключалась в том, что бы составить текст, для защиты работы доступный и понятный не только самому исследователю, но и слушателям, т.е. равняться на дошкольный возраст. Очень важно научить ребёнка «преподнести» материал своей работы: помочь освоить его, научить контролировать скорость и тембр своей речи, во время рассказывания опираться на слайды и владеть указкой. Презентация должна содержать фотографии и видео, это главные доказательства проделанной работы. Владу очень понравилось выступать и рассказывать о своем опыте. На первой районной конференции члены жюри не выделяли, какие- то работы, все дети стали участниками. Была отмечена положительная роль детско-исследовательской конференции. С большим успехом она прошла для детей и педагогов. Поэтому наш детский сад взял за традицию, проводить проектно-исследовательскую конференцию каждый год, у нас появилась возможность представлять свои исследовательские работы на публику. 

7Невозможно быстро провести эффективную исследовательскую работу. Как педагог, я хорошо знаю предпочтения своих воспитанников, их характерные способности, наблюдаю за ними и определяю какую загадку можно преподнести тому или иному ребёнку. Темы наших работ абсолютно разные, они зависят от предпочтений детей. На слайде представлены некоторые из них.  

8 На этом слайде представлена еще одна работа, с тем же воспитанником. Она называется «Рецепты от шеф-повара или как приготовить необычные блюда из обычных пищевых продуктов». Мы готовили зелёную яичницу-глазунью и многослойный коктейль «Полосатый слон». Поскольку Владу очень интересны эксперименты, ему и предлагались темы работ направленные на это. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к получению ответов на свои вопросы. Конечно же от самого процесса экспериментирования он получал огромное удовольствие. Свою работу мы снова представили на конференции. О первом блюде мы рассказали по фото-презентации, а коктейль сделали прямо на конференции и угостили жюри. Я, как педагог, помогала выстраивать ход исследований и оформляла выступление, помогала родителям составлять презентации. Весь материал описывается языком, понятным детям, используются фотографии, таблицы, рисунки, которые сопровождают речь ребёнка и помогают ему. Детско-исследовательские конференции являются формой представления проектов, своеобразным итогом моей работы с детьми и их родителями.

9Не все мои работы чисто экспериментального характера. Например с Дашей мы проводили работу «Куклы наших бабушек», в ней не было опытов и экспериментов. Эта работа была направлена на исследование темы «Народная кукла» и на творчество самого ребенка. Подготовкой к этому исследованию был опрос девочек «Моя любимая кукла», из него возник вопрос «Какими куклами играли наши бабушки и про-бабушки?» С Дашей мы рассматривали книги, читали; дома с мамой она смотрела фильмы, мастер-классы. Научившись делать кукол «Пеленашек», Даша провела для девочек мастер-класс, и каждая унесла домой свою куклу. Вместе с Дашей мы сделали куклу «На здоровье» и представили ее на областном конкурсе «Радуга творчества». Подняли и изучили большой пласт материала по народным куклам, сделали выводы и опять же представили свою работу на исследовательской конференции.

10В моей работе есть опыт проведения исследовательских работ из цикла «Я помню, я горжусь!» Это особенные работы, проводя, которые дети узнают своих предков, их историю. Эти исследования особенно ценны тем, что поддерживают семейные узы, связь между поколениями, учат ребят гордиться своими предками. Дети рассматривают старые фотографии, слушают родительские рассказы, сами рисуют особенно яркие эпизоды. Обратите внимания на слайд, на этом рисунке прадедушка Максима попал под бомбёжку и был ранен и контужен. А Даша изобразила, что её прадед был победителем в стрельбе из винтовки, поэтому на войне был снайпером, как они вместе с другом бежали из концлагеря. Ребята всегда с гордостью рассказывают о наградах и подарках своих прадедов и конечно же с удовольствием выступают со своими исследованиями.

11Я могу говорить о данном виде деятельности с точки зрения не только педагога, но и родителя. В качестве родителя (помощника воспитателя), я дважды готовила исследовательскую работу со своим сыном. Хочется отметить, что от помощи родителей зависит успех ребенка.  Воспитатель ограничен временем и отсутствием возможности уединения с ребенком для тщательной подготовки. Все это ложится на родительские плечи. Поэтому прежде чем предлагать ребёнку тему работы, необходимо заручиться поддержкой родителей, объяснить их роль. Если родители желают, чтобы их ребенок попробовал свои силы в данном виде деятельности, то им стоит настроиться на совместную работу с воспитателем. Для меня, например, тема нашего первого проекта («Фокусы - волшебство или ловкость рук») была абсолютно далека, но мой сын заинтересовался ею.

12 И пришлось всей семье принимать участие в сборе информации, в разучивании простейших фокусов.

13 Но поскольку, итогом нашей работы была исследовательская конференция, т.е. представление своего проекта перед достаточно большой аудиторией, потребовалась серьёзная работа над выступлением. И если процесс работы над проектом (сбор информации, просмотр передач, показ и разучивание фокусов) вызывал у сына повышенный интерес, то подготовка выступления (поскольку ребенок не читающий) – это достаточно скучная деятельность. Приходилось мотивировать ребенка всякими способами. Этот проект сконцентрировал наши семейные силы в данном направлении на два месяца.

14 А тема нашего следующего проекта была про грибы («Кто шляпу на ногу нахлобучил»), поэтому мы получили задание на лето.

Всей семьёй мы фотографировали грибы, рассматривали их строение, проводили наблюдение за скоростью роста подосиновика.

15Результатом нашей работы было первое место на районной конференции и полностью освоенная тема «Грибы наших лесов». Как родитель, я могу сказать, что провести исследовательскую работу с ребенком достаточно затратно по времени и силам. Необходимо предусмотреть в своём дне время для экспериментирования, работой над текстом, чтения и т. д. Но главное помнить, что все наши усилия не пропадут даром, если ребенку интересно этим заниматься.

16 И в заключении хочется сказать, что способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. А исследования и экспериментирование - это как раз тот вид деятельности, который интересен дошкольникам.  Так что уважаемые взрослые поддерживайте инициативу и интерес ребенка.

На этом уважаемые коллеги разрешите закончить свое выступление, если вас что-то заинтересовало, задавайте , пожалуйста , вопросы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Обобщение опыта работы по поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Здесь представлен материал о планировании поисково-исследовательской деятельности в режиме дня в дошкольном учреждении....

Театрализовано-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста

Встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в...

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»Заводского района г.Саратова            МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕ...