Выступление на методическом объединении педагогов-психологов «Проблемы диагностики и коррекции познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста в рамках предшкольной подготовки»
методическая разработка

Шелковая Елена Александровна

Участвую в обмене опытом с коллегами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_pedagogov_-_psihologov_mart_2016_goda.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении педагогов-психологов

«Проблемы диагностики и коррекции познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста в рамках предшкольной подготовки»

подготовил: педагог - психолог МАДОУ «Детский сад №33» г. Хабаровска

Шелковая Елена Александровна

Несмотря на широкое освещение в научной литературе вопросов нормативности развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, обилия предлагаемых тестов, диагностических методик, коррекционных программ, для практического психолога дошкольного образования остаётся актуальным решение круга задач практического характера, связанных с организацией деятельности по предшкольной подготовкой детей.

Это связано с существованием вариативности программ обучения в дошкольных образовательных учреждениях и школах, отсутствием чётких критериев готовности детей к школьному обучению, недостаточным количеством стандартизированных диагностических методик, определяющий интеллектуальный уровень развития детей, увеличение количества дошкольников, имеющих полиморфные нарушения развития центральной нервной системы, социально – эмоциональную  депривацию, и нуждающихся в квалифицированной медицинской, педагогической, психологической абилитации. Также представляется актуальной проблема доступности некоторых видов помощи нуждающимся в ней детям.

Готовность ребёнка к школьному обучению определяется комплексным показателем его психологической зрелости, развитостью познавательных психических процессов, характеризующих развитие ребёнка в интеллектуальном плане. Психологический подход в решении проблемы определения готовности к школьному обучению заключается в определении уровня развития познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, речи, восприятия, воображения), прежде всего умения обобщать, дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира, наличии произвольности психических процессов, владении логическими операциями, способностью к планированию и контролю деятельности.

Обобщая все подходы и точки зрения на определение критериев готовности к школьному обучению, можно выделить некоторые интегративные уровни: развитие познавательных  процессов, речевое развитие, сформированность навыков учебной деятельности, личностное и эмоциональное развитие дошкольника. Данные критерии делят готовность детей к школьному обучению на три уровня:

Первый (Высокий) уровень характеризуется тем, что ребёнок самостоятельно определяет содержание задания, способен проводить все словесно – логические операции, имеет высокий уровень развития всех видов памяти, устойчивое внимание, способен к его длительной концентрации, его речь развивается без отклонений, ребёнок контролирует собственную деятельность на всех её этапах, результат соответствует поставленной цели, его самооценка адекватна, он использует рациональные продуктивные способы решения задач, ему нужна только организующая помощь взрослого.

Второй (Средний уровень), характеризуется тем, что у ребёнка возникают трудности при выполнении заданий, требующих обобщения и сравнения, ребёнок не может выделить признаки сходства и различия, обобщение производит на интуитивно – практическом уровне, словесно не обозначает выделяемые понятия, восприятие не дифференцированное, ребёнок не способен к длительному напряжению и концентрации внимания, затруднено запоминание вербальной информации, имеет место фонетико – фонематическое нарушение речи, недоразвитие фонематического слуха и восприятия, отсутствуют устойчивые способы самоконтроля и самооценки, ребёнок не может адекватно оценить результаты своей деятельности, использует нерациональные способы, действует методом проб и ошибок. Помощь взрослого принимает и использует её для выполнения заданий.

Третий (низкий уровень),  характеризуется тем, что при выполнении задания, требующего анализа, синтеза, обобщения, ребёнку требуется развёрнутая помощь взрослого, восприятие не целостное, искажено, отмечается низкий уровень развития памяти, внимание крайне не устойчиво, отмечается общее недоразвитие всех компонентов речи, речь не связная и односложная, ребёнок не контролирует собственную деятельность на всех этапах работы, самооценка не адекватная, часто завышенная, ребёнок не замечает и не исправляет собственных ошибок, он эмоционально не устойчив и реактивен.

Для решения задач по диагностике познавательных процессов, представляется актуальной проблема подбора стандартизированного комплекса психодиагностических методик. Под стандартизированным комплексом мы понимаем минимальный по числу включаемых в него набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех необходимых качествах и свойствах оценить психологию дошкольников данного возраста. Под словом «Стандартизация», понимается возможность получения при помощи всех этих методик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определить уровень развития отдельных познавательных процессов ребёнка, сравнить между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребёнка из года в год. Кроме того, стандартизация предполагает использование для всех методик единой оценочной шкалы.

Совершенно очевидно, что коррекционно – развивающая работа, направленная на формирование готовности ребёнка к школьному обучению, должна проводится с учётом индивидуальных особенностей развития познавательных процессов дошкольника, опираться на основные критерии готовности к школьному обучению, основываться на результатах диагностики, вестись исходя их принципов  организации  коррекционной работы.

На сегодняшний день, проводя анализ причин возникновения нарушений развития познавательных процессов у дошкольников, можно говорить о наличии полиморфной группы детей, психофизическое развитие которых характеризуется неравномерностью формирования процессов познавательной деятельности, обусловленной недоразвитием речи и мышления, а также присутствием нарушений в эмоционально – волевой сфере.

К основным причинам, которые могут обуславливать данные особенности психофизического развития у ребёнка, можно отнести: органические нарушения, которые задерживают нормальное развитие центральной неравной системы, социальную депривацию, педагогическую запущенность, недостаточную сформированность ведущего вида деятельности.

Следует отметить, что при организации корекционно - развивающей работы с детьми с ЗПР, существуют проблемы прикладного характера, требующие индивидуального подхода в их решении, а именно:

Трудности построения корекционно – развивающих программ связаны с многообразием проявлений нарушений интеллектуального, эмоционального развития у детей.

Наиболее сложно у дошкольника с задержкой темпа психического развития формируется произвольность психических процессов и саморегуляции.

В связи с широким спектром решаемых коррекционных задач, возникает необходимость привлечения к работе других специалистов и участников образовательного процесса.

Также возникает необходимость ранней диагностики познавательных процессов и выявления детей, принадлежащих «группе риска», с целью определения путей оказания им всесторонней помощи.

При решении задач коррекции познавательных психических процессов у старших дошкольников, наиболее интересным  нам представляется нейропсихологический подход, представленный методом замещающего онтогенеза. Данный метод был разработан отечественными клиницистами А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович.

Данный метод заключается в соотнесении актуального статуса ребёнка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены.

При использовании данного метода, как диагностическая,  так и коррекционная модель представляют собой трёхуровневую систему, разработанную в соответствии с учением трёх функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения в опосредование вербальных и невербальных психических процессов в онтогенезе.

В данном комплексном подходе выделяют следующие коррекционные уровни:

Первый функциональный блок мозга Уровень непроизвольной саморегуляции, энергоснабжения и стато – кинетического баланса нейропсихологических процессов.

На данном уровне основной мишенью нейропсихологического коррекционного воздействия являются когнитивные, эмоциональные, психосоматические факторы и процессы, опосредуемые субкортикальными и глубинными отделами мозга, инициируются и закладываются основы для всех интегративных систем мозга. С целью оптимизации функционального статуса глубинных образований мозга, оптимизации энергетического потенциала организма используются дыхательные упражнения, массаж и самомассаж. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела достигается при помощи релаксации, растяжек, расширения сенсомоторного репертуара ребёнка. Развитие межполушарного взаимодействия достигается в результате формирования одновременных и репроципрокных координаций, сочетанных движений правой и левой половины тела.

Второй функциональный блок мозга. Второй уровень – уровень операционального обеспечения взаимодействия с собой и внешним миром. Главной мишенью коррекции здесь является нарушения и искажения когнитивных навыков. Методы коррекции здесь направлены на формирование, стабилизацию, автоматизацию функциональных возможностей корко – подкорковых, внутри – и межполушарных взаимодействий ребёнка. На данном этапе содержание коррекционного воздействия заключается в формировании пространственных представлений, зрительного гнозиса, развитии тактильных и кинестетических процессов, зрительно – моторной координации, графических способностей, представлений о пространстве и времени, речевого звукоразличения, фонематического слуха, мнестических процессов, номинативных процессов.

Третий функциональный блок мозга представлен уровнем произвольной саморегуляции, мышления и смыслообразующей функции психических процессов. На данном уровне коррегируются и формируются синтетические, интегративные, меж – над функциональные взаимодействия, закрепляются полученные на предыдущих уровнях способы и алгоритмы использования обобщающей функции речи, интеллектуальных операций, произвольного внимания. На данном этапе используются упражнения по формированию навыков внимания и преодоления стереотипов, развитию целеполагания, программирования и самоконтроля, развитию коммуникативных навыков, формированию причинно – следственных отношений, произвольности внимания, развитию представлений о многозначности и иерархии понятий.

Использование метода замещающего онтогенеза позволяет повысить эффективность коррекционно – развивающей работы, улучшить у ребёнка качество игровой, учебной, изобразительной деятельности, устной и письменной речи. Вместе с тем данный метод предполагает наличие у использующего его психолога специальной подготовки, навыков проведения нейропсихологической диагностики и коррекции.

Подводя итоги выступления следует отметить, что в условиях вариативности образовательных программ для решения задач по сопровождению предшкольной подготовки, необходимо создание общей методической базы, включающей в себя перечень основных критериев готовности к школьному обучению, общий для ДОУ и школ, стандартизированных методик диагностики данных критериев, также сформировать перечень программ психологической коррекции, рекомендуемой к использованию в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые задания, направленные на развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста

подборка игравых заданий которые помогут педагогам и родителям развить познавательные способности ребенка...

«Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста как содержание предшкольной подготовки в условиях реализации ФГОС».

Подготовка  ребёнка к школе – одна из важных задач предшкольного периода развития.  Проблема подготовки детей к обучению в школе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией ш...

Возможности экспериментированаия как средства развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Развивающая игра как средство развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.

Развивающая игра как средство развития познавательных процессовдетей старшего дошкольного возраста....