«Экскурсия – как форма развития познавательного интереса дошкольника к окружающему миру»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Мельникова Алёна Андреевна

Сообщение из опыта работы

по теме: «Экскурсия – как форма развития познавательного интереса дошкольника к окружающему миру»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no4_melnikova_a.a._ekskursii_v_prirodu._iz_opyta_raboty.docx37.86 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

по теме: «Экскурсия – как форма развития познавательного интереса дошкольника к окружающему миру»

Воспитатель старшей разновозрастной группы

МБДОУ «Детский сад №4 «Капелька»

А.А. Мельникова

Экскурсия – как форма развития познавательного интереса дошкольника к окружающему миру

Среди проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, экскурсия как формирование познавательных интересов является довольно значимой для дошкольников.

Обращаясь к истории, оказывается, экскурсии возникли в конце 18 – начале 19 веков; как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности навыков самостоятельной работы у дошкольников, они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России. Ещё в 18 веке французский философ Жан- Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира. На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой. Дошкольники, подметив эту связь, усваивают её намного прочнее, чем, если бы слышали о ней только от взрослых. На экскурсии используется основной метод – это наблюдение. По мнению психологов, наблюдение – это сложная деятельность, основу которой составляет сознательное целенаправленное восприятие. Наблюдение формируется на протяжении всей жизни человека и включает в себя полноту восприятия частей, свойств; тонкость анализа, планомерность, осмысливание воспринятого в свете прежнего опыта.

В течении 19 века экскурсия становится составляющей частью учебного процесса в детском саду.

Экскурсия- это коллективная поездка, посещение чего-нибудь с целью ознакомления. экскурсия познавательный школа

Цель – развитие познавательного интереса детей к окружающему миру.

Авторы программ «Детство», по которой мы работаем предлагают экскурсии вводить в образовательный процесс со второй младшей группы. В основном это экскурсии внутри детского сада. Это знакомство с профессиями сотрудников детского сада: методист, повар, прачка, медсестра. Со средней группы меняются темы: экскурсии на почту, магазин, в природу, на сельскохозяйственные объекты. Это ознакомление с объектами ближайшего окружения и проводятся за пределами детского сада. В старшей и подготовительной группах темы экскурсий разрабатываются самостоятельно.

По характеру решаемых педагогических задач выделяют четыре разновидности экскурсии.

Природоведческая экскурсия проводится в определенной системе.

Цель- знакомить с сезонными изменениями, развивать умения видеть их и понимать причину происходящего в природе.

Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач, где решением является знакомство с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерные особенности.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных взаимосвязей в мире природы:

- между животными и растениями;

- между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни;

- между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования;

- между различными живыми существами в одной экосистеме

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представление о труде людей сельского хозяйства.

- осознание детьми значимости трудовой деятельности взрослых (зачем нужна профессия, что является результатом труда);

- знакомство с техникой, машинами, механизмами, которые облегчают труд взрослых;

- формирование представлений о структуре конкретного трудового процесса (мотив и цель, инструменты, набор трудовых действий, результат труда);

- ознакомление с личностными и профессиональными качествами сельскохозяйственных работников;

- воспитание нравственного (бережного) отношения к предметам как результатам человеческого труда;

- осознание значения правильного выбора профессии как условия жизненного успеха.

Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научится воспринимать красоту природы, и развивают культуру его чувств.

Структура экскурсии.

  1. Вводная беседа: введение мотивирующей ситуации, игрового сюжета, обращение к опыту детей; обращение к художественному слову; использование репродукций картин. Например, перед экскурсией в весенний лес дети рассматривают репродукции картин И. Левитана «Март» или К.Юона «Конец зимы. Полдень», передающих предчувствие наступающей весны. Внимание детей обращается на то, что художники изобразили самое начало весны, когда лучи солнца только начинают согревать землю. Об этом свидетельствуют и глубокое бездонное небо, и мягкий солнечный свет, и глубокие синие тени на снегу, и осевшие сугробы, которые уже потеряли свою белизну.

Эмоциональное воздействие картин усиливается при прослушивании музыкальной пьесы П.И. Чайковского «Март» и чтение отрывка из стихотворения Бунина «Ещё и холоден, и сыр…»

Прозрачно – бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.

Основная часть: коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи экскурсии; индивидуальные самостоятельные наблюдения; решение проблемных ситуаций, загадки, дидактические игры; сбор материала; художественное слово; фотографирование.

Воспитатель помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи. Основное внимание в процессе наблюдения уделяется вопросам и вопросам- заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличия и сходства, устанавливать взаимосвязь.

По окончании основной части воспитатель даёт детям возможность удовлетворить любознательность в самостоятельных наблюдениях.

И предлагается собрать разнообразный материал: такой как природный и бросовый, древесные отходы.

При этом он сам не остается безучастным, а проявляет к их действиям живой интерес: задаёт вопросы «заражает» своими эмоциями (удивлением, восхищением), поддерживают инициативу детей и обмениваются с ними впечатлениями.

Это даёт возможность привлечь менее активных детей к совместной деятельности. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество. Собранный материал сортируют раскладывают по папкам, корзинкам, и часть его тут же используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают название растений и их частей. Целесообразны игры: «От зернышка до булочки», «Угадай по описанию», «Что изменилось?» и др.

Эффективным приёмом является постановка проблемных ситуаций во время экскурсий.

Заключительная часть: вопросы к детям, обобщение результатов, выполненных детьми при самостоятельной работе и заключительная беседа о том, что дети узнали нового на экскурсии, домашнее задание. Повторение правил поведения в лесу, по дороге, на объекте и их обоснование.

Например, можно использовать следующие вопросы:

-Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?

-Что должен знать человек, выбравший эту профессию?

-Что получается в результате труда?

В беседу включаем занимательные вопросы, пословицы, загадки.

В конце беседы отмечаем смышленых, наблюдательных, организованных ребят.

Предлагается домашнее задание: рассказать родителям о том куда ходили, подобрать картинки, …

  1. Работа после экскурсии будет вестись в зависимости от того, в какое время дня она проходила. Если утром, то подведение итога с детьми будет после сна; если вечером, то подведение итога будет на следующий день. Летом можно сразу. Это будет составление картотек загадок, пословиц и поговорок; чтение художественной литературы, рассматривание репродукции картин, дидактические игры, сюжетно- ролевые игры, составление коллекций, гербарий, коллективное рисование и аппликация, составление коллажей, создание макетов; обобщающая беседа, встречи с интересными людьми, фотовернисажи.

Информация, полученная детьми на экскурсиях, расширяется, уточняется и обобщается на других занятиях, и дети могут применять знания в играх, самостоятельной деятельности.

Подготовка к экскурсии

  1. Наметить тему экскурсии, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать детей.
  2. Определить цель, задачи экскурсии, составить предварительный план экскурсии.
  3. Выбрать место проведения экскурсии, разработать маршрут. Предусмотреть место для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно-полезной деятельности детей.
  4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подбирать игровой материал, стихи, загадки, викторины.
  5. Продумывать методику проведения экскурсии.
  6. Планировать организационные формы деятельности детей (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения) выполнение общественно-полезных дел, распределение обязанностей между подгруппами или отдельными детьми.

Подготовка детей к экскурсии

За несколько дней до экскурсии нужно провести с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезны в ходе экскурсии, сообщая цель- дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет собрать.

Перед экскурсией предложить заучить стихотворение

В программе «Радуга» экскурсии включаются в раздел «Познаю мир»

- один раз в месяц в природу в любое время года

- на сельскохозяйственные объекты в весенний, осенний период один раз в месяц.

Результаты экскурсии

  1. Повышается познавательный интерес у детей к окружающему миру.

- Обогащаются представления детей о социальном мире;

- Соотносятся результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий;

- Устанавливается связь между качеством труда, физическим усилием человека и используемыми инструментами, техникой.

2. Проявляют самостоятельность.

- Научились строить наглядно-схематичную, мысленную модель трудового процесса, как предполагает программа «Радуга»;

- Составление альбомов «Все работы хороши», составление портретов месяца, копилки «Подарки осени» (зимы, лета, весны);

- В сюжетно- ролевых и театрализованных играх отражалось увиденное на экскурсиях;

- Применяют самостоятельные знания, полученные на экскурсиях в придумывании дидактических игр;

  1. Проявляют наблюдательность.

- Научились подмечать характерные признаки предметов и явлений, устанавливать необходимые связи.

  1. Активизируется словарный запас детей и развивается связная речь.

Наш детский сад находится в сельской местности, родители многих воспитанников заняты в сельском хозяйстве. Ведущими являются профессии хлеборобов, животноводов. Поэтому мы разработали экскурсии по ознакомлению с трудом взрослых в сельском хозяйстве, т.е. с того, что близко, понятно, доступно непосредственному их восприятию.

При составлении перспективного плана использовали разработки автора Лысовой Н.И. Предлагаем вам.

Для работы по экологическому воспитанию детей средствами природы была разработана целенаправленная система занятий-экскурсий. В каждое занятие включены разнообразные игры, приемы, опыты. Большое место уделяется сезонным экскурсиям, которые проводились на одном месте. Предлагаем последовательность проведения занятий в природу, где также использовались разработки автора Лысовой Н.И.


Последовательность проведения занятий

Тема занятия

Сроки проведения

1

Экскурсия в осенний лес «Разноцветная природа»

Сентябрь

2

Занятие на тему: «Солнце и волшебная радуга»

Сентябрь

3

Экскурсия по лесу «Где растут растения?"

Сентябрь

4

Занятие на тему: «Разноцветные плоды растений»

Октябрь

5

Экскурсия в лес «Осень – прекрасная пора!»

Октябрь

6

Занятие на тему: «Зима в окно стучится».

Ноябрь

7

Экскурсия в лес «Природа готовится к зиме»

Ноябрь

8

Занятие на тему «Как зимуют домашние животные»

Декабрь

9

Экскурсия в парковую зону «Птицы и следы»

Декабрь

10

Занятие на тему: «Красота и разнообразие зимних деревьев»

Январь

11

Экскурсия в зимний лес «В гостях у зимушки – зимы»

Январь

12

Занятие на тему: «Обитатели зимнего леса»

Февраль

13

Занятие на тему: «Природа просыпается»

Март

14

Экскурсия в лес «Разноцветные облака в разноцветном небе»

Март

15

Занятие на тему «День земли»

Апрель

16

Экскурсия в весенний лес «Природа просыпается»

Апрель

17

Занятие на тему: «Красота цветущей ветки»

Май

18

Экскурсия в весенний лес «Весна красна»

Май

У этого автора есть полностью разработанные содержание экскурсий .

Перспективное планирование по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Программные задачи

Тема

занятия

Самостоятельная

деятельность

Совместная

деятельность

Продолжать рассказывать о детском саде, о его значении; воспитывать любовь и уважение к работникам д/с, желание им помочь.

«Мой любимый детский сад»

Изготовление поделок из природного и бросового материала детьми ст. возраста и А.А. Глебовой.

Рассказы детей о работниках д/с; пение и чтение стихов.

Экскурсия по детскому саду, знакомство с работниками д/с.Выставка детских работ на тему «Мой любимый детский сад». Пригласить А.А.Глебову- «Наши гости».

Добиваться, чтобы дети знали фамилию, имя, близких родственников, место их работы, представляли, какую пользу они приносят окружающим своим трудом, умели заботливо относиться к близким людям.

Воспитывать чувство любви, уважения, сочувствия, гордости за своих родных.

Моя семья

Рассматривание альбома, фотографий

Рисование, лепка «Моя семья»

Сюжетно- ролевая игра «Семья»

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Целевая прогулка к Диме- знакомство с традициями семьи.

Разгадывание ребуса «7я», обсуждение ситуации из жизни семьи.

Панно «Как мы отдыхали», (я в середине, а по лучам картинки об отдыхе).

Пригласить папу Ани Е.- инспектора ГАИ.

Дать понятие о том, что мы живём по законам, у каждого гражданина есть свои права и обязанности.

Воспитывать чувство достоинства

В селе много домов, они находятся на определённой улице. Улица состоит из проезжей части и тротуара, на ней расположены магазины, столовая, больница и т.д. растут зеленые насаждения

Воспитывать любовь и гражданское отношение к родному селу.

Законы по которым мы живем

Моё село, в котором я живу.

с/р игра «Почта» (на знание адреса д/с и дома)

рассматривание фотографий

рисование на тему «Моё село»

Беседа о конституции, чтение Ю. Олеши «Приключения чиполлино» (беседа о справедливости сказочного государства)

Экскурсии по селу, план- схема (дорога в детский сад из дома)

Изготовление альбома «Природа моего края».

Закрепить знания детей о праздниках, о их обычаях.

Создать радостное настроение, посильное их участие.

По новогодней карте

Рисование, изготовление игрушек- конкурс «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями)

Аппликация «Елка»

Зимние постройки из снега, новогодний праздник, акция «Поможем птицам зимой».

Целевая прогулка в дом культуры

Дать понятие детям, что такое Родина, какие люди живут, чем знаменита наша Родина

Воспитывать чувство гордости за свою страну,

Наша Родина- Россия

Раскрашивание флага; рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Народные игры, чтение М. Матусовского «с чего начинается Родина», пословицы, народные приметы и экскурсия в администрацию с/с.

Добиваться того, чтобы дети знали название страны могли рассказать о ней, узнавали и называли флаг, герб и гимн.

Воспитывать любовь и гордость за свою Родину, желание больше узнать о ней (наше государство российское)

Наши войны (солдаты- ракетчики, пограничники, моряки, летчики, танкисты)

Воспитывать любовь и уважение к воинам, желание служить Родине.

«Живём в России»

«Наши защитники»

Рассматривание картин, предметов одежды;

Раскрашивание национальных костюмов;

Народные игры

Рассматривание альбома «Наша Армия», фотографии пап, братьев

Раскрашивание раскраски

Беседы о людях разных национальностей, живущих в России.

Семейные национальные праздники, традиции.

Целевая прогулка к Жене С.- знакомство с национальной семьёй.

Выставка «Наши папы»

Экскурсия на машинный двор

Спортивное развлечение «Вместе с папой»

Изготовление подарков

Сочинение о папе.

Рассказы пап о службе.

Приучать проявлять заботу и внимание к маме, бабушке, учить уважительно относиться к взрослым

Воспитывать чувство любви к матери, бабушке, уважение к женщине.

«Очень я люблю маму милую мою»

Рассматривание альбома, фотографий

Рисование портрета «Моя мама»

Рассказы детей о своих мамах.

Изготовление подпрков, чтение произведений Благининой «Вот какая мама»

Праздник «Вместе с мамой» (наши гости)

Экскурсия в больницу

Фотовернисаж «Мамы всякие нужны»

Сформировать знания о космонавтах, о Ю.А. Гагарине- первом космонавте

Воспитывать гордость за достижения космонавтов, восхищение ими, желание стать такими же.

Рассказать о многонациональном населении, что живут они дружно

Воспитывать патриотическое чувство к своему народу, к народам мира

«Наши космонавты»

 «Наше государство- Российская Федерация»

Игра «Космонавты»

с/р игра «Космонавты»

рисование

Разукрашивание флага, рассматривание политической карты мира

Д/и «Собери флаг»

Конструирование космического корабля

Изготовление атрибутов для с/р Игры «Космонавты»

Прослушивание гимна

Экскурсия по селу

Этот праздник отмечает весь народ, в этот день люди несут цветы к памятнику и обелискам, чтобы поклониться тем, кто погиб во время войны. Среди героев войны были и дети.

Воспитывать у ребят уважение к празднику, гордость за его героическое прошлое

Познакомить с Пермским краем, с его главным городом, с достопримечательностями

Воспитывать любовь к своей Родине, которая находится в Пермском крае

Этот день победы

Пермский край

Рассматривание картин, слушание песен, чтение стихов

Игры соревновательного характера «Кто быстрей», «Донеси не урони».

Рассматривание альбома, картин.

Раскрашивание животного и растительного мира нашего края

игры

Встреча с фронтовиками.

Экскурсия к памятнику, возложение цветов.

Оформить стенд «Наш Пермский край»

Экскурсия по селу.

На практике мы убедились, что экскурсия становится частью учебного процесса, помогающая развивать у детей познавательный интерес и получать информацию об окружающем мире.

В своей работе со старшими детьми мы разработали перспективный план по познавательному развитию.

Литература

1. Дети, взрослые и мир вокруг. Авторы Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова /Москва «Просвещение» 1993г./

2. Листок на ладони. Л.М. Маневцова /2003г./

3. Журнал «Управление ДОУ» №2, 2004г. и №1, 2005г.

4. Статьи из интернета.

Размещено на Allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр,направленных на развитие познавательного интереса дошкольников к миру растений"

Картотека дидактических игр , направленных на развитие познавательного интереса дошкольников к миру растений....

Виртуальные экскурсии по культурному наследию Санкт-Петербурга, как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольника

Что такое виртуальная экскурсия. Какое место она занимает в ДОУ.Для чего её проводят?Какие технические средства используют....

Мастер - класс «Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе ознакомления с окружающей природой посредством игр».

Игры, направленные на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой....

Презентация "Виртуальные экскурсии как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольников"

Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Социальная значимость виртуал...

Развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование активного познавательного интереса детей к окружающему миру и творчеству

Наша задача – дать детям неограниченные возможности в жизни, которые достигаются лишь открыванием всевозможных дверей в мире, всевозможных горизонтов. И осуществление этой цели определяется тем,...