Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста - залог душевного здоровья
консультация

Дошкольный возраст - это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospit_sots_nravs_vospit.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста - залог душевного здоровья

Дошкольный возраст - это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно - нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно - нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Большое внимание в развитии духовно-нравственных качеств личности ребенка я уделяю игровой деятельности. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.

Игра - источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре: как к современной, так и к народной.

Особенность народных игр в том, что они, учат малыша обретать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств.

Перед проведением игры я стараюсь рассказать о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры: «Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», игра-инсценировка «Теремок», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и т.д.)

Благодаря проведению таких игр, я наблюдаю, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей. Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.

При ознакомлении детей с трудом взрослых мы раскрываем перед ними общественную значимость этого труда, его необходимость не только конкретному человеку, но и всей стране. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города.

Большую роль в формировании духовно-нравственных качеств ребёнка играет семья. Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. Совместно с родителями оформляются информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Любимый город», «Берегите природу!», «Если с другом вышел в путь» и другие.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Более рациональным методом в работе является использование словесно-образного метода, это - чтение литературных произведений воспитателем «Жил-был я», «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала.

  • Беседы с элементами диалога «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме», «Детям о вере», сказки о материнской любви;
  • рассказы иллюстрациям;
  • наглядно-действенный:

- наблюдения;

- экскурсии;

- показ сказок; («Колобок», «Лиса и волк», «Теремок»)

- дидактические игры;

- целевые прогулки и т.д.

Очень важно интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в различные виды детской деятельности, в том числе:

- в игровую: пальчиковые игры, дидактические, конструктивные, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые;

- в продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

- нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся» и др.

В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей. Поэтому дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

«Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...

Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Дорогие родители одной из главных задач, которая заложена в «Программе обучения и воспитания в детском саду», является духовно-нравственное и патриотическое воспитание. В настоящее время  проблем...

«Использование основ культуры казаков в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

14 октября в моей группе состоялся фольклорный праздник "Казачья покровская ярмарка "...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по духовно нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Край мой северный»

Предлагаемая программа «Край мой северный» направлена на воспитание духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. В ходе различных видов детской деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мой поселок»

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), с...

Консультация для педагогов «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении,  в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозмо...