Проект «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа)

  Проект разработан для работы с детьми подготовительной к школе группы, и представляет мероприятия по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к историческому прошлому нашего государства, привлечение родителей к воспитанию у детей чувства гордости за родную страну, интереса и уважения к её историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ №13 «центр развития ребенка – детский сад»

                       

Проект

в подготовительной к школе группе «Дюймовочка»

Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

                                                   «Правильное воспитание -

                                                                это наша счастливая старость.

                                                               Плохое воспитание - это наше

                                                               будущее горе, это наши слезы,

                                                               это наша вина перед другими

                                                               людьми, перед всей страной».

                                                                                     А. С. Макаренко

                                                                             

Разработала воспитатель:

Ширшова Алла Владимировна

                                                                                       

                                                                           

г. Кингисепп

2019 – 2020г.

Вступление

  Проект разработан для работы с детьми подготовительной к школе группы, и представляет мероприятия по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к историческому прошлому нашего государства, привлечение родителей к воспитанию у детей чувства гордости за родную страну, интереса и уважения к её историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

Актуальность:

В современном обществе актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. В последние годы в нашей стране произошли большие перемены: традиционные духовные ценности и идеалы заменили идеалы западной культуры, материальные ценности заменили духовные, личные интересы стали противоположны общественным. Патриотические идеалы утратили социальную значимость. В результате этих процессов произошло нарушение отлаженной системы социализации подрастающего поколения, которая основывалась на преемственности поколений. Воспитание гордости за своё Отечество и любви к Родине – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны. Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств. Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

Цели проекта:

- Формировать у детей подготовительной к школе группы, представление о важнейших нравственных ценностях российского народа;

  - Осуществлять комплексный подход к воспитанию патриотизма, приобщать дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитать любовь и привязанность к Родине.

Задачи проекта:

- Воспитать у ребенка любовь и привязанность к семье, близким людям, своему дому,         детскому саду, родной улице и городу;

- Развивать интерес к истории своей семьи, к своему роду, семейным традициям;

- Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;

- Расширять представления о родной земле, ее столице, городах;

- Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала;

- Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта;

- Закреплять знания детей о государственной символике: гербом, флагом, гимном;

- Развивать интерес к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;

- Развивать чувства ответственности и гордости за достижения России;

- Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

Стратегия осуществления проекта: данный проект осуществляется на базе

МБДОУ №13 – центр развития ребенка г. Кингисепп в подготовительной группе, под руководством воспитателя Ширшовой А.В.

Сроки реализации: долгосрочный (учебный год 2019 -2020)

Тип проекта: творческий, познавательный, информационный, игровой, исследовательский.

Формы работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность; тематические беседы; презентации; календарные праздники; развлечения, досуги; экскурсии; пополнение развивающей среды; выставки детских работ, семейных коллекций.

Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет) «Дюймовочка», педагоги ДОУ, родители воспитанников.

Разделы программы: содержание, которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Содержание проектной деятельности.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Итоговый

Проект несет в себе 3 основные темы:

  1. Моя семья
  2. Моя родина
  3. Моя страна
  1. Подготовительный этап

- Разработка плана проекта «Нравственно – патриотического воспитания»

- Разработка перспективного тематического плана работы с детьми. Подготовка методической литературы.

- Оформление и пополнение зоны Нравственно – патриотического воспитания методическими пособиями и познавательным материалом.

- Подбор рассказов, иллюстраций, картинок

- Подбор художественной и познавательной литературы

- Помощь родителей в оформлении уголка Нравственно – патриотического воспитания

- Разработка рекомендаций для родителей в беседе с детьми и изготовления методических пособий патриотического воспитания в домашних условиях

- Запись в краеведческий музей на тему «История родного края» и «Историческая архитектура родного края»

  1. Основной этап

Моя семья: (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Моя родина: (декабрь, январь, февраль)

Моя страна: (март, апрель, май)

  1. Итоговый этап

- Оформление мини – музея в ДОУ «Предметы старины»

- Конкурс чтецов «Мы помним, Мы гордимся, Мы чтим»

- Презентация на пед.совете по проекту «Нравственно – патриотическое воспитание»

Ожидаемый результат:

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

  • -дети приобрели новые знания о нашей стране, о своей родине, о семье;
  • -данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственное суждение;
  • сформированы системы понятий духовных семейных ценностей;
  •  Обогащение знаний детей о музейной культуре;
  • расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях.

Прогнозируемый результат на уровне родителей:

  •  рост активности родителей в педагогическом проекте;
  • повышение готовности родителей к сотрудничеству с педагогом;
  • сформировано желание сотрудничества с детским садом;
    укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций;
  • повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.

Прогнозируемый результат на уровне педагогов:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
  • творческая самореализация в профессиональной деятельности.


Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:

  • - внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
  • создание мини – музея «Предметы старины» для обогащения развивающей среды по гражданско – нравственному воспитанию дошкольников;
  • создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.

Перспективный план работы по реализации проекта:

Сентябрь

Тема: «Летопись моей семьи»

Тема: «Моя родословная»

Задачи:

  • Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей;
  • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов.

Формы проведения:

  • Беседа «Что я знаю о своей семье»,
  • Выставка детских рисунков «Моя семья»;
  • Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
  • Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»;
  • Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе, о семье).

Октябрь

Тема: «Герб нашей семьи»

Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)

Тема «Оформление семейных альбомов с фотографиями»

Задачи:

  • Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
  • Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

Формы проведения:

  • Семейные мини – проекты: «Герб семьи»,
  • Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»
  • Заседания в Детско-родительском клубе по теме: «Семейные традиции — связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания)
  • Эстафета с родителями «Осенний марафон»
  • Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Ноябрь

Тема: Портрет мамы»

Тема: «Вместе с мамой»

Тема: «Профессия моей мамы»

Задачи:

  • Побуждать детей сделать подарок маме своими руками;
  • Воспитывать любовь и уважение к маме;
  • Вызвать положительные эмоции и интерес у ребенка выполнять задание совместно с мамой;
  • Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;
  • Закрепить знания детей о празднике, который посвящается маме.

Формы проведения:

  • Рисование портрета мамы ко «Дню матери»;
  • Мастер класс «Вместе с мамой»;
  • Фотовыставка в ДОУ «Профессия моей мамы»;
  • Акция для родителей ко дню матери «Всех дороже мне она – это мамочка моя»;
  • Сюжетно – ролевая игра «Профессии».

Декабрь:

Тема: «История и достопримечательности района»

Тема: «Архитектура моего города»

Тема: «Памятники в родном городе»

Задачи:

  • Вызвать интерес к истории возникновения района;
  • Закрепить знания детей о достопримечательностях родного края;
  • Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее;
  • Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита);
  • Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  •  Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);
  •  Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;
  •  Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.

Формы проведения:

  • Посещение краеведческого музея «Экскурсия по историческому городу Кингисепп», знакомство с архитектурой города;
  • Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»;
  • Конструирование: «Улицы нашего города»;
  • «О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями);
  • Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»
  • Составление схемы -  маршрута от детского сада до краеведческого музея;
  • Выставка рисунков: «Город зимой»;
  • Чтение книг и стихов родного края;
  • Виртуальная экскурсия в краеведческом музее «Старый Кингисепп»

Формы проведения:

Январь

Тема: Карта Ленинградской области

Тема: «Природа района»

Тема: «Промышленность района».

Тема: «Спорт, культура и отдых в городе»

Задачи:

  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  • Расширять знания детей о природе родного района;
  • Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в городе;
  • Познакомить со спортивными, культурными учреждениями района: Дворец спорта, бассейн «Дельфин», Дом культуры, краеведческий музей, библиотека и т.д.;
  • Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада;
  • Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий;
  •  Познакомить детей с рекой -  Луга; их расположением на карте.

Формы проведения:

  • Промышленные предприятия района (фронтальная беседа);
  • Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ);
  • Чтение художественной литературы о родном крае;
  •  Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых»;
  • Презентация: «Спорт в родном городе»;
  • Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».
  • Сюжетно – ролевая игра «Улицы города»

Февраль

Тема: «Защитники отечества

Тема: «Подарок папе»

Тема: «Наша армия», «Военная техника»

Тема: «Мой папа самый сильный».

Задачи:

  • Расширять представления детей об армии, о Вооруженных силах России;
  • Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;
  • Воспитывать духовно – нравственные ценности, чувство уважения к Защитникам Отечества прошлого и настоящего;
  • Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города;
  • Воспитывать чувство любви и уважения к своему отцу;
  • Поддерживать оптимальную двигательную активность у детей, способствовать развитию положительных эмоций.

Формы проведения:

  • Календарный праздник: «День Защитника Отечества»;
  • Беседы «Что значит быть настоящим мужчиной?»;
  • Изготовление поздравительных открыток для пап и дедушек на 23 Февраля;
  • Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
  • Выставка рисунков «Наша армия», «Военная техника»;
  • Проведение Спортивного мероприятия «Мой папа, самый, самый»
  • Сюжетно – ролевая игра «Армия»

Март

Тема: «Моя страна – Россия»

Тема: «Столица нашей страны»

Тема: Символика нашей страны»

Тема: «Карта нашей страны»

Темы: Календарный праздник «8 Марта»

Задачи:

  • Расширять и уточнять знания детей о нашей стране;
  • Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию нашей страны;
  • Расширять знания детей о символики нашей страны: Герб, флаг, гимн;
  • Прививать детям интерес работать с картой России;
  • Продолжать поддерживать интерес к художественной литературе;
  • Выучить с детьми пословицу «Москва - всем городам мать»;
  • Организовать выставку книг о стране, истории город.

Формы проведения:

  • Беседы: «Наша страна – Россия», «Москва столица нашей родины»,
  • Рассматривание иллюстраций «Города России».
  • Выставка книг о нашей стране, история городов;
  • Чтение рассказов, сказок, и стихов: Т. Коти «Моя первая книга о России»,
  • Б. Житков «Что я видел», А. Шимикова «История России в рассказах для детей (Отдельные главы), Т.А. Шорыгина «Береза», «Царевна – Лягушка» р.н.с., «Сивка – бурка» р.н.с.;  
  • Проведение тематических бесед: «О Родине, Городах «Золотого кольца», о государственных праздниках, о символах России, Матрешка, береза, золотая хохлома, русский самовар, русская тройка лошадей, Балалайка, Валенки…;
  • Оформление выставки рисунков по теме «Символика России»;
  • Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»
  • Консультация для родителей: «Как знакомить детей с историей нашей страны».
  • Выставка работ по лепке «Глобус»
  • Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по стране на автобусе».

Апрель

Тема: «Национальные народные костюмы»

Тема: «Народно - прикладные промыслы»

Тема: «Мини музей «Предметы старины»

Тема: «Природа нашей страны»

Задачи:

  • Познакомить детей с русским народным костюмом, рассказать историю национального костюма;
  • Познакомить с народными прикладными промыслами;
  • Расширять представления детей о художественных промыслах (хохлома, городецкая роспись, гжель, Богородска игрушка);
  • Воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ и культуру;
  • Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,
  • Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
  • Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды.

Формы проведения:

  • Презентация «Русский народный костюм»;
  • Цикл Бесед: «Наша родина – Россия, наш язык – русский», «Рассказ о народных обычаях и традициях», «Русские народные праздники»;
  • Чтение худ.литературы, рассматривание иллюстраций о русском быте;
  • Рассматривание репродукций картин В.Васнецова к русским народным сказкам;
  • Знакомство с пословицами и поговорками;
  • Просмотр видео и мультипликационный фильм «Гуси – Лебеди»;
  • Дидактические игры:»собери узор», «Сложи  картинку»…;
  • Народные подвижные игры:»Ручеек», «Сова», «Каравай», «Гуси – лебеди», «У медведя во бору» и др;
  • Сюжетно – ролевая игра «Музей».

Май

Тема: «Знаю. Помню. Горжусь».

Тема: «Россия – Родина моя».

Тема: «Экология в нашей стране»

Задачи:

  • Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
  • Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
  • Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках;
  • Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;
  • Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;
  • Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  • Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города.

Формы проведения:

  • Рассказ о детях-героях войны;
  • Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
  • Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;
  • Рассказ о детях-героях войны;
  • Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
  • Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь»;
  • Конкурс рисунков: « Деревья в нашем парке»;
  • Конкурс чтецов к празднику 9 мая;
  • Викторина для детей – «Россия – Родина моя»;
  • Конкурс рисунков «Экологическая обстановка в стране».

Вывод:

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

На мой взгляд значимыми условиями для успешного внедрения проектной деятельности являются:

• развивающая среда

• уровень общения со сверстниками

• способность к сотрудничеству

• профессионализм педагога

• потребность родителей

• опора на собственный опыт ребенка

Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому — очень важно привить ему именно общие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.

Список используемой литературы:

1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. Для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987

3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004. 
4. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.

5. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.

 6. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

7. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

8. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

9. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1. 

10. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

11. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева –М.,2005.

12. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003 
13. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
14. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014
15.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.   М.: АРКТИ, 2005. 

Приложение 1

Анкета для родителей

  1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
  • воспитание любви к Родине;     
  • воспитание уважения к старшему поколению;     
  • воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
  • знание истории своей страны;
  • другое - _______________________________________________________________
  • затрудняюсь ответить.

  1. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
  • да;
  • нет; 
  • затрудняюсь ответить.

  1. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
  • прививать детям уважение  к людям своей страны;
  • познакомить с обычаями и традициями своего народа;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • расширять представления о родной земле, её столице, городах;  
  • ознакомление с историческим прошлым России;
  • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

  1. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________
  2. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
  • да;  
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.

  1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей.

 Уважаемые родители!

  Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!

1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?

2). Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у своего ребёнка?

3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?

4). Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к родному району, городу, стране?

5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в родном районе, городе?

6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?

- «круглые столы» со специалистами по данной теме;

- совместные экскурсии, походы;

- конкурсы по темам истории и современности Советского района, Нижнего Новгорода и России;

- встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных

дошкольников;

- домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;

- другое.

Приложение 2. 

Рекомендации для родителей. 

«Как воспитать маленького патриота»
        Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
         Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
         Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор.

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.


 

 

                                                               

                                                               

                                                               

                                                               

                                                               

                                   

                                                                 



Предварительный просмотр:

МБДОУ №13 «центр развития ребенка – детский сад»

                       

Проект

в подготовительной к школе группе «Дюймовочка»

Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

                                                   «Правильное воспитание -

                                                                это наша счастливая старость.

                                                               Плохое воспитание - это наше

                                                               будущее горе, это наши слезы,

                                                               это наша вина перед другими

                                                               людьми, перед всей страной».

                                                                                     А. С. Макаренко

                                                                             

Разработала воспитатель:

Ширшова Алла Владимировна

                                                                                       

                                                                           

г. Кингисепп

2019 – 2020г.

Вступление

  Проект разработан для работы с детьми подготовительной к школе группы, и представляет мероприятия по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к историческому прошлому нашего государства, привлечение родителей к воспитанию у детей чувства гордости за родную страну, интереса и уважения к её историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

Актуальность:

В современном обществе актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. В последние годы в нашей стране произошли большие перемены: традиционные духовные ценности и идеалы заменили идеалы западной культуры, материальные ценности заменили духовные, личные интересы стали противоположны общественным. Патриотические идеалы утратили социальную значимость. В результате этих процессов произошло нарушение отлаженной системы социализации подрастающего поколения, которая основывалась на преемственности поколений. Воспитание гордости за своё Отечество и любви к Родине – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны. Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств. Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

Цели проекта:

- Формировать у детей подготовительной к школе группы, представление о важнейших нравственных ценностях российского народа;

  - Осуществлять комплексный подход к воспитанию патриотизма, приобщать дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитать любовь и привязанность к Родине.

Задачи проекта:

- Воспитать у ребенка любовь и привязанность к семье, близким людям, своему дому,         детскому саду, родной улице и городу;

- Развивать интерес к истории своей семьи, к своему роду, семейным традициям;

- Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;

- Расширять представления о родной земле, ее столице, городах;

- Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала;

- Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта;

- Закреплять знания детей о государственной символике: гербом, флагом, гимном;

- Развивать интерес к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;

- Развивать чувства ответственности и гордости за достижения России;

- Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

Стратегия осуществления проекта: данный проект осуществляется на базе

МБДОУ №13 – центр развития ребенка г. Кингисепп в подготовительной группе, под руководством воспитателя Ширшовой А.В.

Сроки реализации: долгосрочный (учебный год 2019 -2020)

Тип проекта: творческий, познавательный, информационный, игровой, исследовательский.

Формы работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность; тематические беседы; презентации; календарные праздники; развлечения, досуги; экскурсии; пополнение развивающей среды; выставки детских работ, семейных коллекций.

Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет) «Дюймовочка», педагоги ДОУ, родители воспитанников.

Разделы программы: содержание, которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Содержание проектной деятельности.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Итоговый

Проект несет в себе 3 основные темы:

  1. Моя семья
  2. Моя родина
  3. Моя страна
  1. Подготовительный этап

- Разработка плана проекта «Нравственно – патриотического воспитания»

- Разработка перспективного тематического плана работы с детьми. Подготовка методической литературы.

- Оформление и пополнение зоны Нравственно – патриотического воспитания методическими пособиями и познавательным материалом.

- Подбор рассказов, иллюстраций, картинок

- Подбор художественной и познавательной литературы

- Помощь родителей в оформлении уголка Нравственно – патриотического воспитания

- Разработка рекомендаций для родителей в беседе с детьми и изготовления методических пособий патриотического воспитания в домашних условиях

- Запись в краеведческий музей на тему «История родного края» и «Историческая архитектура родного края»

  1. Основной этап

Моя семья: (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Моя родина: (декабрь, январь, февраль)

Моя страна: (март, апрель, май)

  1. Итоговый этап

- Оформление мини – музея в ДОУ «Предметы старины»

- Конкурс чтецов «Мы помним, Мы гордимся, Мы чтим»

- Презентация на пед.совете по проекту «Нравственно – патриотическое воспитание»

Ожидаемый результат:

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

  • -дети приобрели новые знания о нашей стране, о своей родине, о семье;
  • -данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственное суждение;
  • сформированы системы понятий духовных семейных ценностей;
  •  Обогащение знаний детей о музейной культуре;
  • расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях.

Прогнозируемый результат на уровне родителей:

  •  рост активности родителей в педагогическом проекте;
  • повышение готовности родителей к сотрудничеству с педагогом;
  • сформировано желание сотрудничества с детским садом;
    укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций;
  • повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.

Прогнозируемый результат на уровне педагогов:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
  • творческая самореализация в профессиональной деятельности.


Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:

  • - внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
  • создание мини – музея «Предметы старины» для обогащения развивающей среды по гражданско – нравственному воспитанию дошкольников;
  • создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.

Перспективный план работы по реализации проекта:

Сентябрь

Тема: «Летопись моей семьи»

Тема: «Моя родословная»

Задачи:

  • Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей;
  • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов.

Формы проведения:

  • Беседа «Что я знаю о своей семье»,
  • Выставка детских рисунков «Моя семья»;
  • Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
  • Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»;
  • Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе, о семье).

Октябрь

Тема: «Герб нашей семьи»

Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)

Тема «Оформление семейных альбомов с фотографиями»

Задачи:

  • Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
  • Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

Формы проведения:

  • Семейные мини – проекты: «Герб семьи»,
  • Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»
  • Заседания в Детско-родительском клубе по теме: «Семейные традиции — связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания)
  • Эстафета с родителями «Осенний марафон»
  • Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Ноябрь

Тема: Портрет мамы»

Тема: «Вместе с мамой»

Тема: «Профессия моей мамы»

Задачи:

  • Побуждать детей сделать подарок маме своими руками;
  • Воспитывать любовь и уважение к маме;
  • Вызвать положительные эмоции и интерес у ребенка выполнять задание совместно с мамой;
  • Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;
  • Закрепить знания детей о празднике, который посвящается маме.

Формы проведения:

  • Рисование портрета мамы ко «Дню матери»;
  • Мастер класс «Вместе с мамой»;
  • Фотовыставка в ДОУ «Профессия моей мамы»;
  • Акция для родителей ко дню матери «Всех дороже мне она – это мамочка моя»;
  • Сюжетно – ролевая игра «Профессии».

Декабрь:

Тема: «История и достопримечательности района»

Тема: «Архитектура моего города»

Тема: «Памятники в родном городе»

Задачи:

  • Вызвать интерес к истории возникновения района;
  • Закрепить знания детей о достопримечательностях родного края;
  • Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее;
  • Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита);
  • Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  •  Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);
  •  Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;
  •  Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.

Формы проведения:

  • Посещение краеведческого музея «Экскурсия по историческому городу Кингисепп», знакомство с архитектурой города;
  • Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»;
  • Конструирование: «Улицы нашего города»;
  • «О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями);
  • Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»
  • Составление схемы -  маршрута от детского сада до краеведческого музея;
  • Выставка рисунков: «Город зимой»;
  • Чтение книг и стихов родного края;
  • Виртуальная экскурсия в краеведческом музее «Старый Кингисепп»

Формы проведения:

Январь

Тема: Карта Ленинградской области

Тема: «Природа района»

Тема: «Промышленность района».

Тема: «Спорт, культура и отдых в городе»

Задачи:

  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  • Расширять знания детей о природе родного района;
  • Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в городе;
  • Познакомить со спортивными, культурными учреждениями района: Дворец спорта, бассейн «Дельфин», Дом культуры, краеведческий музей, библиотека и т.д.;
  • Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада;
  • Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий;
  •  Познакомить детей с рекой -  Луга; их расположением на карте.

Формы проведения:

  • Промышленные предприятия района (фронтальная беседа);
  • Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ);
  • Чтение художественной литературы о родном крае;
  •  Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых»;
  • Презентация: «Спорт в родном городе»;
  • Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».
  • Сюжетно – ролевая игра «Улицы города»

Февраль

Тема: «Защитники отечества

Тема: «Подарок папе»

Тема: «Наша армия», «Военная техника»

Тема: «Мой папа самый сильный».

Задачи:

  • Расширять представления детей об армии, о Вооруженных силах России;
  • Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;
  • Воспитывать духовно – нравственные ценности, чувство уважения к Защитникам Отечества прошлого и настоящего;
  • Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города;
  • Воспитывать чувство любви и уважения к своему отцу;
  • Поддерживать оптимальную двигательную активность у детей, способствовать развитию положительных эмоций.

Формы проведения:

  • Календарный праздник: «День Защитника Отечества»;
  • Беседы «Что значит быть настоящим мужчиной?»;
  • Изготовление поздравительных открыток для пап и дедушек на 23 Февраля;
  • Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
  • Выставка рисунков «Наша армия», «Военная техника»;
  • Проведение Спортивного мероприятия «Мой папа, самый, самый»
  • Сюжетно – ролевая игра «Армия»

Март

Тема: «Моя страна – Россия»

Тема: «Столица нашей страны»

Тема: Символика нашей страны»

Тема: «Карта нашей страны»

Темы: Календарный праздник «8 Марта»

Задачи:

  • Расширять и уточнять знания детей о нашей стране;
  • Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию нашей страны;
  • Расширять знания детей о символики нашей страны: Герб, флаг, гимн;
  • Прививать детям интерес работать с картой России;
  • Продолжать поддерживать интерес к художественной литературе;
  • Выучить с детьми пословицу «Москва - всем городам мать»;
  • Организовать выставку книг о стране, истории город.

Формы проведения:

  • Беседы: «Наша страна – Россия», «Москва столица нашей родины»,
  • Рассматривание иллюстраций «Города России».
  • Выставка книг о нашей стране, история городов;
  • Чтение рассказов, сказок, и стихов: Т. Коти «Моя первая книга о России»,
  • Б. Житков «Что я видел», А. Шимикова «История России в рассказах для детей (Отдельные главы), Т.А. Шорыгина «Береза», «Царевна – Лягушка» р.н.с., «Сивка – бурка» р.н.с.;  
  • Проведение тематических бесед: «О Родине, Городах «Золотого кольца», о государственных праздниках, о символах России, Матрешка, береза, золотая хохлома, русский самовар, русская тройка лошадей, Балалайка, Валенки…;
  • Оформление выставки рисунков по теме «Символика России»;
  • Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»
  • Консультация для родителей: «Как знакомить детей с историей нашей страны».
  • Выставка работ по лепке «Глобус»
  • Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по стране на автобусе».

Апрель

Тема: «Национальные народные костюмы»

Тема: «Народно - прикладные промыслы»

Тема: «Мини музей «Предметы старины»

Тема: «Природа нашей страны»

Задачи:

  • Познакомить детей с русским народным костюмом, рассказать историю национального костюма;
  • Познакомить с народными прикладными промыслами;
  • Расширять представления детей о художественных промыслах (хохлома, городецкая роспись, гжель, Богородска игрушка);
  • Воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ и культуру;
  • Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,
  • Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
  • Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды.

Формы проведения:

  • Презентация «Русский народный костюм»;
  • Цикл Бесед: «Наша родина – Россия, наш язык – русский», «Рассказ о народных обычаях и традициях», «Русские народные праздники»;
  • Чтение худ.литературы, рассматривание иллюстраций о русском быте;
  • Рассматривание репродукций картин В.Васнецова к русским народным сказкам;
  • Знакомство с пословицами и поговорками;
  • Просмотр видео и мультипликационный фильм «Гуси – Лебеди»;
  • Дидактические игры:»собери узор», «Сложи  картинку»…;
  • Народные подвижные игры:»Ручеек», «Сова», «Каравай», «Гуси – лебеди», «У медведя во бору» и др;
  • Сюжетно – ролевая игра «Музей».

Май

Тема: «Знаю. Помню. Горжусь».

Тема: «Россия – Родина моя».

Тема: «Экология в нашей стране»

Задачи:

  • Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
  • Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
  • Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках;
  • Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;
  • Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;
  • Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  • Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города.

Формы проведения:

  • Рассказ о детях-героях войны;
  • Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
  • Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;
  • Рассказ о детях-героях войны;
  • Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
  • Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь»;
  • Конкурс рисунков: « Деревья в нашем парке»;
  • Конкурс чтецов к празднику 9 мая;
  • Викторина для детей – «Россия – Родина моя»;
  • Конкурс рисунков «Экологическая обстановка в стране».

Вывод:

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

На мой взгляд значимыми условиями для успешного внедрения проектной деятельности являются:

• развивающая среда

• уровень общения со сверстниками

• способность к сотрудничеству

• профессионализм педагога

• потребность родителей

• опора на собственный опыт ребенка

Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому — очень важно привить ему именно общие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.

Список используемой литературы:

1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. Для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987

3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004. 
4. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.

5. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.

 6. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

7. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

8. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

9. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1. 

10. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

11. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева –М.,2005.

12. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003 
13. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
14. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014
15.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.   М.: АРКТИ, 2005. 

Приложение 1

Анкета для родителей

  1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
  • воспитание любви к Родине;     
  • воспитание уважения к старшему поколению;     
  • воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
  • знание истории своей страны;
  • другое - _______________________________________________________________
  • затрудняюсь ответить.

  1. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
  • да;
  • нет; 
  • затрудняюсь ответить.

  1. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
  • прививать детям уважение  к людям своей страны;
  • познакомить с обычаями и традициями своего народа;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • расширять представления о родной земле, её столице, городах;  
  • ознакомление с историческим прошлым России;
  • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

  1. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________
  2. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
  • да;  
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.

  1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей.

 Уважаемые родители!

  Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!

1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?

2). Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у своего ребёнка?

3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?

4). Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к родному району, городу, стране?

5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в родном районе, городе?

6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?

- «круглые столы» со специалистами по данной теме;

- совместные экскурсии, походы;

- конкурсы по темам истории и современности Советского района, Нижнего Новгорода и России;

- встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных

дошкольников;

- домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;

- другое.

Приложение 2. 

Рекомендации для родителей. 

«Как воспитать маленького патриота»
        Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
         Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
         Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор.

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.


 

 

                                                               

                                                               

                                                               

                                                               

                                                               

                                   

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".

Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...

Проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры»

Паспорт проектаВид проекта: познавательно-творческий.Тип проекта: долгосрочный.Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.Ожидаемый результатРеализация данного пр...

Проект "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

   Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордо...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

1.Актуальность        Воспитание гражданина и патриота не может быть успешно решено без глубокого познания истории своего народа, его культуры. Традиционные праздник...

Проект нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «ВСЕ НА СВЕТЕ НА ОДНОЙ ПЛАНЕТЕ»

Содержание1.       Актуальность проекта2.       Цели и задачи проекта, продукт проекта3.       Основные концеп...