проект по сказкам
проект

Кабанченко Наталия Владимирона

     Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.  

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает  устойчивый интерес к сказке.  Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_za_skazkoy.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка за сказкой

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов».

К. С. Станиславский

Краткая аннотация проекта.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду, но она даёт возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

 Актуальность темы.

     Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

     Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

     Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

     Основная театрализованная деятельность заключается в проигрывании сюжетно-ролевых игр, сказок, рассказов, применение к себе разных социальных ролей. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией, - сюжетом игры.

     Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, я и педагоги ДОУ стремимся донести до детей, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И делаем это в процессе слушания произведения. В процессе чтения художественных произведений у ребёнка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Чтобы понять, какой герой, мы с детьми анализируем его поступки, оцениваем их. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

     Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению.

     Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:

- художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;

- развитием коммуникативных качеств;

- созданием положительного эмоционального настроя;

- снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.

Поэтому, я считаю,  реализация проекта позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Проблема.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети становятся менее общительными, более конфликтными, многие не умеют сопереживать, поддерживать близкого, выражать свои чувства и сиюминутные настроения. И мы определили следующие проблемы у детей: снижена речевая память, дети не могут раскрепоститься полностью, не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве», недостаточное внимание родителей и детей к театру. Из наблюдений воспитателей было замечено, что в свободной деятельности дети больше играли в “театр”, в их играх отражался детский фольклор, но игры были кратковременны, т.к. не хватало знаний о русском быте, традициях, обрядах, народных играх. Дети очень любят раскрашивать книжки-раскраски, но не умеют создать образ, сюжет и проявить свою фантазию.

Гипотеза.

Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает  устойчивый интерес к сказке.  Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Новизна проекта.

Гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых путём организации совместной проектной деятельности.

В рамках данной деятельности были выделены следующие направления работы:

        Театральная игра;

        Ритмопластика;

        Культура и техника речи;

        Основы театральной культуры;

        Работа над спектаклем.

Методы и приёмы.

Чтение произведений, вопросы, рассматривание иллюстраций, упражнения по дикции, творческая деятельность (игровое, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах), упражнения на развитие мимики, детской пластики, репетиции и показ сказок.

Цели:

  • Приобщение детей и родителей к театрально-культурной жизни ДОУ. Создание условий для развития творческой активности детей в театральной деятельности. Обогащение развивающей среды с помощью родителей (костюмы, маски, наглядный материал).

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации;
  • Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
  • Учить строить диалог между героями разных сказок;
  • Учить действовать на сценической площадке естественно;
  • Учить использовать «сказочные» языковые средства, пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;

Развивающие:

  • Развивать устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства;
  • Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;
  • Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение детей согласовывать свои действия с партнёрами;
  • Развивать коммуникативные навыки у детей и способность к импровизации;
  • Развивать ритмические способности и координацию движений.

 Воспитательные:

  • Воспитывать в детях готовность к творчеству;
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  • Воспитывать зрительскую культуру.

Механизм реализации проекта

Предварительная работа.

  1. Поисковая работа по театрализованной деятельности в детском саду.
  2. Подобрать и оформить материал по театрализованным играм.
  3. Составление анкеты для родителей «Играете ли Вы с ребёнком в театр?».
  4. Подбор художественной литературы: «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Рукавичка», «Теремок».
  5. Подбор книжек для рассматривания  с детьми иллюстраций, альбомов с изображением русских народных сказок.
  6. Подбор иллюстраций для знакомства детей с костюмами разных героев выбранных произведений.
  7. Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен, танцев, выхода каждого героя.
  8. Составление презентации и плана работы.
  9. Составление сценариев по произведениям русских народных сказок.
  10. Составление викторины «Сказка за сказкой для старших и под. групп.
  11. Консультация для воспитателей и родителей по театрализованной деятельности в детском саду в форме папки-передвижки.
  12. Подбор ложек, картинок, декораций для изготовления кукольно-ложечного театра.
  13. Подбор костюмов, масок и декораций для постановки спектакля.

Реализация проекта предусматривает соблюдение следующих принципов:

Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей.

Принцип активности, стимулирующей активность и познавательную деятельность ребёнка.

Принцип свободы и самостоятельности, позволяющей ребёнку самостоятельно определять своё отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т.п.), выбирать то, что ему по душе.

Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.

Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Работа с детьми.

  • Чтение разных сказок;
  • Рисование детьми героев сказок, раскрашивание в раскрасках;
  • Разучивание поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях;
  • Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование;
  • Рассказывание сказок собственного сочинения;
  • Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам;
  • Загадки о сказках, героях сказок;
  • Выполнение совместно с родителями творческих работ;
  • Проведение литературной викторины «Сказка за сказкой»;
  • Театрализация сказок.

Работа с родителями.

  • Анкетирование «Играете ли Вы с ребёнком в театр?»;
  • Презентация проекта на родительском собрании;
  • Консультации через папку-передвижку:

* «Знакомство со сказкой»,

* «Как устроить домашний театр для детей»,

* «Театр в жизни ребёнка»,

  • Помощь в изготовлении костюмов, масок, в пополнении книжного уголка сказками, в приобретении книжек-раскрасок;
  • Чтение сказок с детьми;
  • Просмотр театрализованных представлений в исполнении детей;
  • Театральные новости в газете МДОУ Д/С «Лебёдушка».

Работа с воспитателями.

  • Представление и защита проекта на педагогическом совете;
  • Консультации в музыкальный уголок:

* «Знакомство со сказкой»,

* «Приёмы обучения детей рассказыванию»,

* «Роль художественной литературы в развитии речи детей»;

  • Создание картотеки театрализованных игр, пословиц, загадок;
  • Работа над сценарием (чтение сказки, распределение ролей, работа с родителями);
  • Помощь в изготовлении кукольно-ложечного театра;
  • Выставка рисунков детей:  «Сказка за сказкой»;
  • Проведение викторины «Сказка за сказкой» (старшая, подг. группы);
  • Показ театрализованных представлений в исполнении детей.
  • Заметка в газету МДОУ Д/С «Лебёдушка» о выступлении детей.

Пути реализации проекта:

  • Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров, книжек-раскрасок;
  • Оформление уголка «В гостях у сказки»;
  • Организация выставки рисунков по мотивам сказок;
  • Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Продукт проектной деятельности.

  • Театрализованные игры, пословицы, загадки;
  • Книжки-раскраски;
  • Фотографии постановок, модели постановочных сценариев;
  • Папки-передвижки с консультациями для воспитателей и родителей;
  • Музыкальные записи к спектаклям;
  • Выставка рисунков детей:  «Сказка за сказкой»;
  • Кукольно-ложечный театр;
  • Литературная викторина «Сказка за сказкой»;
  • Презентация проекта.

Предполагаемые результаты.

Для педагогов: 

  • Повышение уровня компетентности в театрализованной деятельности;
  • Инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
  • Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
  • Улучшение отношений между детьми;
  • Укрепление связи с родителями.

Для воспитанников: 

  • Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;
  • Развитие речи, мимики, жестов, движений;
  • Развитие компетентности, инициативы, активности, самостоятельности.

Для родителей

  • Повышение музыкальной культуры;
  • Желание родителей участвовать в совместных мероприятиях ДОУ;
  • Мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания;
  • Повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество;
  • Получение консультаций по вопросам театрализованной деятельности для детей  дошкольного возраста;
  • Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями;
  • Укрепление связей между детским садом и семьёй.

Для группы:

  • Создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации;
  • Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности;
  • Создание картотеки театрализованных игр, пословиц, загадок;
  • Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
  • Оформление уголка «В гостях у сказки».
  • Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Важное средство воспитания детей дошкольного возраста - художественная литература и устное народное творчество,  которые являются неиссякаемым источником выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты.

План реализации проекта

Содержание сотрудничества педагогов ДОУ

Содержание работы
с детьми

Содержание работы с родителями

Организация работы

1 этап – подготовительный: январь - февраль 2015г.

Презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете. Подбор иллюстративного, музыкального материала, художественной  и методической литературы для ознакомления детей и взрослых с театром. Составление презентации для детей и педагогов: «Виды театров».

Разработка и составление плана. Обработка информации по анкетам родителей.

Знакомство с презентацией «Виды театров».

Чтение, беседа  и пересказ произведений:

*                      «Репка» и «Теремок на новый лад» (2 младшая группа);

*                      «Заюшкина избушка» и «Рукавичка» (средняя группа);

*                      «Колобок» и «Репка на новый лад» (старшая группа);

*                       «С Новым годом, теремок!», «Золушка» (подготовитель-

ная группа)

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам;

Загадки о сказках, героях сказок. Разучивание поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях;

Знакомство и обсуждение проекта в виде презентации на родительском собрании.

Опрос через анкету: «Играете ли Вы с ребёнком в театр?». Чтение и обсуждение с детьми сказок.

 

Экран, ноутбук, проектор,

презентации.

Текстовый материал по сказкам.

Анкеты для родителей.

Иллюстратив-

ный, наглядный и методическийматериал по театрализации фотографии. Презентации: проект «Сказка за сказкой» и «Виды театров». Материал по сказкам.

 

2 этап – основной: март 2015г.

Распределение ролей.

Подборка художественно-литературного материала, театрализованных игр. Составление консультаций в музыкальный уголок:

«Знакомство со сказкой»,

«Приёмы обучения детей рассказыванию»

«Роль художественной литературы в развитии речи детей».

Подбор красочных картинок-персонажей для изготовления  р.н. сказки «Теремок» на ложках.

Примерка костюмов, изготовление масок, подбор декораций.

Оформление выставки рисунков детей.

Распределение ролей. Театрализованные игры: «Зверята», «Не хочу манной каши», игры-стихи (2 младшая гр.);

«Если нет?», «Летает - не летает, растёт – не растёт», «Зеркало», «Медвежата» (средняя);

«Телефон», «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем», «Великаны и гномы», игры-стихи (старшая);

«Игры-превращения» (подготовительная).

Игровые упражнения на выработку мимики, жестов: «Кислый лимон», «Обиделись», «Здравствуйте», «Маленький комар», «Толстый бегемот» и упражнения на развитие пантомимы: «Идет медведь по лесу», «Скачут лошадки», «Расцвели цветы на лугу», «Жук упал на спинку» и другие.

Совместное изготовление кукольно-ложечного театра с юными мастерами.

Рисование в книжках-раскрасках.

Рисование на тему: «Сказка за сказкой».

Составление консультаций через папку-передвижку:

«Знакомство со сказкой»,

«Как устроить домашний театр для детей»,

«Театр в жизни ребёнка». Помощь детям в разучивании текста в сказке.

Помощь в подборе красочных картинок для ложечного театра и изготовлении костюмов, масок, в пополнении книжного уголка сказками.

Помощь в приобретении книжек-раскрасок со сказками.

Помощь в оформлении выставки рисунков детей.

Сценарии театральных постановок. Картотека театрализованных игр, поговорок, пословиц о сказках и сказочных героях. Консульта-

ции для педагогов и родителей через папки-передвижки и

музыкальный уголок.

Кукольно-ложечный

театр.

Выставка рисунков детей.

Фотографии.

 

3 этап – заключительный: апрель 2015г.

Оформление музыкального зала. Подбор музыкального материала по сказкам для разных возрастных групп.

Репетиции.

Разработка и составление викторины «В гостях у сказки» (старшая и подготовитель-

ная группы). Приглашение малышей на просмотр сказки. Неделя театрализован-

ных представлений для детей и родителей.

Обобщение результатов работы, формулировка выводов.

 

Рассказывание сказок собственного сочинения;

Репетиции по группам.

Приглашение малышей на просмотр сказки. Показ музыкальных сказок детьми для разного   дошкольного возраста. Проведение литературной викторины «Сказка за сказкой» (старшая и подготовительная группы). Театрализация сказок по группам для родителей.

 

 

 

Помощь детям в составлении сказок собственного сочинения.

Помощь в оформлении музыкального зала.

Просмотр театрализован-

ных представлений.

 

Ноутбук, музыкальные записи.

Сценарии театральных постановок.

Наглядный и практический материал для викторины. Результат работы детей по викторине. Тексты сказок собственного сочинения.

Декорации для театрализованных представ-

лений.

Фотографии театрализованных представ-

лений.

 

 Результат работы по проекту

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

  • Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности и  предпосылок развития музыкальных способностей.
  • Через восприятие  сказок мы:

- воспитываем детей,

- развиваем выразительную, образную речь,

- развиваем логическое мышление,

- развиваем творческую активность,

- сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых.

  • Взрослые и дети очень ответственно отнеслись к творческому проекту. Родители и дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания. При проведении устного опроса в конце проекта по театральной деятельности, возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр. Многие родители приобрели и изготовили для домашнего использования театры. Для занятий приобрели краски, цветные карандаши, альбомы, книжки-раскраски, детскую художественную литературу. Большую помощь оказали в  изготовлении костюмов, масок, иллюстративного материала.
  • Музыкальный руководитель способствует развитию концертной деятельности, осуществляет музыкальное оформление к театральным постановкам. Дети проявляют артистизм и оригинальность при показе спектакля.
  • Основным результатом стал показ театральных постановок по мотивам русских народных сказок: «Репка» (2 младшая группа), «Репка на новый лад» (старшая группа), «Теремок на новый лад» (2 младшая группа),  «С Новым годом, теремок» (подготовительная группа), «Рукавичка» (средняя группа), «Заюшкина избушка» (средняя группа), «Колобок» (старшая группа), театр ложек по сказке «Теремок» (подготовительная группа).
  • Мы выполнили намеченный план проекта, изучили все материалы, разработали сценарии, пополнили наглядный и методический материал, изготовили театр ложек по сказке «Теремок», составили картотеку театрализованных игр, организовали выставки.
  • Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта. Родители и дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания. При проведении устного опроса в конце проекта по театральной деятельности, возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр. Многие родители приобрели и изготовили для домашнего использования театры.
  • Таким образом, можно отметить, что проведенная работа подтвердила целесообразность выбора театрализованной деятельности.

* Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимика, движения).

* Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас.

* Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других и сопереживать.

* Занятия по театрализации развили детскую фантазию, воображение.

* Дети стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, застенчивость.

* У детей появился интерес к искусству театра.

Русский фольклор – это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни русского народа, животворительный родник, способный исцелить и очистить человека от бездуховности, от внутренней пустоты. Поэтому необходимо как можно быстрее вернуть детей к утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с самого раннего возраста ребенку сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по прослушиванию аудио-сказки "Три поросёнка" (в рамках проекта "Со сказкой по жизни")

Данный материал является одним из занятий моего проекта "Со сказкой по жизни". Цель проекта - ориентировать детей и родителей на выбор мультипликационных фильмов и сказок, которые будут способствовать...

проект по сказкам"сказка ложь да в ней намёк"

проект долгосрочный по русским народным сказкам, для младшей группы....

Проект по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки"

Проектная деятельность по методу "Три вопроса". Цель проекта: развитие познавательного, воспитательного и эстетического значение для детей, расширение знания об окружающем мире через творчество А. С. ...

Проект по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»

Современные дети очень много времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Следствием этого стало заметное снижение интереса к чтению у детей; резко сокращена доля чтения в структуре свободно...

Проект по сказкам (Сказки мы всегда с нами)

«Через сказку, фантазию, игру – через неповторимое детское творчество –верная дорога к сердцу ребенка»...

Проект по сказкам"Сказки всегда с нами"

Через сказку,фантазию,игру-через неповторимое детское творчество-верная дорога к сердцу ребенка В.А.Сухомлинский...

Образовательный проект Поучительные сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведе...