Могучий ферзь
план-конспект урока (подготовительная группа)

Мамедова Маина Гиреевна

Цель занятия: познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», его значимостью, особенностями и способами действия. 

Задачи: - Научить детей ходить и нападать ферзём.

   - Развивать навыки игры с новой фигурой. Развивать память, внимание,  

                 усидчивость.

                - Воспитывать уважительное отношение к сопернику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moguchiy_ferz.docx1018.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ НШ «Прогимназия»

МОГУЧИЙ ФЕРЗЬ

https://www.athome.com/dw/image/v2/AAYZ_PRD/on/demandware.static/-/Sites-AtHome/default/dw0a334990/images/124200788.jpg?sw=1268&sh=1992&sm=fit

Мамедова М.Г

Цель занятия: познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», его значимостью, особенностями и способами действия. 

Задачи: - Научить детей ходить и нападать ферзём.

   - Развивать навыки игры с новой фигурой. Развивать память, внимание,  

                 усидчивость.

                - Воспитывать уважительное отношение к сопернику.

Дидактические материалы и оборудование: шахматная фигура ферзь, интерактивная доска, шахматная наглядная доска, стихи о ферзе.

Тип занятия: изучение нового материала.

Организационный момент:

1. Приветствие.

2. Знакомство с целью и планом занятия.

Ход занятия.

Педагог: -Здравствуйте ребята, рада вас видеть на занятии!

Дети: - Здравствуйте!

Закрепление изученного материала.

Педагог: -Ребята, давайте вспомним с вами как ходит ладья и слон.

Использую демонстрационную шахматную доску

Педагог: - Стих про ладью.

Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,

Не петляет — прыг да скок, не шагнёт наискосок.

Так от края и до края может двигаться она.

Эта башня боевая неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжёлый у ладьи, в бой её скорей веди.

Дети поочерёдно показывают передвижение ладьи на демонстрационной шахматной доске. ( по горизонтали и по вертикали)

Педагог: - Стих про слона.

Белопольный, чернопольный,

В связке нет слона прикольней.

Слона зовут фигурой легкой

Он ведь легок на подъем,

Все отлично со сноровкой —

Для Ферзя помощник ловкий.

Дети поочерёдно показывают передвижение ладьи на демонстрационной шахматной доске. (по диагонали)

Изучение нового материала

Могучая фигура.

Педагог: - Стих про ферзя.

Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,

И шаг у ферзя широк.

Ферзь может ходить как ладья и как слон-

И прямо и наискосок.

Направо, налево, вперёд и назад…

А бьёт он и вдаль и в упор.

И кажется, будто ферзю тесноват

Доски чёрно-белый простор.

Ферзь очень опасен вблизи и вдали -

Ты больше вниманья ферзю удели.

Сила ферзя.

Педагог: - Ферзь – самая сильная фигура на шахматной доске. Ферзь – это генерал шахматного войска. Поэтому его нужно беречь, чтобы просто так не побили. Относится к классу тяжелых и дальнобойных фигур. Сила ферзя равна силе девяти пешек.  (Положение 1)

Начальное положение ферзя.

Педагог: - Исходное положение белого ферзя – поле d1, черного ферзя –  поле d8. Запомните дети правило ферзя! Ферзь любит свой цвет. Давайте повторим все вместе.

Дети: - Ферзь любит свой цвет!

 Педагог: - Поэтому ферзь на шахматной доске всегда стоит на клеточке своего цвета: белый ферзь – на белой клеточке, а чёрный ферзь – на чёрной клетке.  (Положение2)

Ход ферзя.

Педагог: - Ребята, вы уже знаете, как ходит ладья и слон. А вот наш ферзь умеет ходить как ладья и как слон. Ферзь может ходить в любом направлении по вертикали, по горизонтали и по диагонали. И на любое количество клеток. А что не умеет делать ферзь? Ферзь не может перепрыгивать через фигуры, как свои, так и соперника. Перепрыгивать через фигуры может только конь, но это уже другая история. (Положение 3)

Как бьёт ферзь?

Педагог: - Ферзь бьёт так же, как и ходит: в любом направлении, по горизонтали, вертикали и диагонали, становясь на место той фигуры, которую взял.

(Положение 4)

Педагог:

Дети, вы наверное устали уже сидеть. Давайте подвигаем руками и ногами. Встали все красиво из-за стола. Начинаем нашу физ.минутку.

Физ.минутка.

Педагог с детьми говорит и показывает движениями рук и ног фигуры шахматные.

Педагог: - Границы королевства охраняют ?

Дети: - Ладьи.

Педагог: - Рядом с ладьями пасутся ?

Дети: - Кони.

Педагог: - Коней защищают?

Дети: - Слоны.

Педагог: - Правит в королевстве?

Дети: - Король.

Педагог: - Во всём ему помогает?

Дети: - Ферзь.

Педагог: - И всё королевство защищают?

Дети: - Пешки.

Закрепление нового материала.

 Педагог: - Ребята, сейчас мы закрепить те знания, которые вы получили сегодня  на занятии. Ой, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Дети: - Ферзь!

Педагог: - Молодцы, правильно! Но ферзь пришёл к нам не просто так, он хочет поиграть с вами в разные игры. Поиграем с ферзём?

Дети: - Да!

Педагог:- Первая игра «Собери флажки». Ферзю нужно собрать все флажки, делая по одному ходу.  . Дети поочерёдно выходят к демонстрационной доске и делают ходы ферзём, забирая по одному флажку. И так до последнего флажка. Участвуют все дети.  (Положение 5)

Педагог: - Ферзю очень понравилось с вами играть, он хочет, чтоб вы помогли ему ещё в одной игре. Поможем!?

Дети: - Да!

Педагог: - Вторая игра «Победа». В сторону ферзя направляется вражеская фигура. Нам нужно немедленно взять эту фигуру в плен. Помогите ферзю дойти до вражеской фигуры (в данном случае это пешка) и взять в плен. Дети поочерёдно выходят к демонстрационной доске и делают ходы ферзём.  (Положение 6)

Педагог: - Ну что, отправимся в бой ребята?

Дети: - Да!

Педагог: - Третья игра «Яблоко». Ребята, посмотрите, в какой лабиринт попал наш ферзь. Он очень хочет съесть зелёное яблоко, но не знает, как дойти до него. Ведь кругом гусеницы, и нужно дойти до яблока, не попав в домик к гусеницам. Давайте поможем ему это сделать. Дети поочерёдно выходят к демонстрационной доске и делают ходы ферзём. (Положение 7)

Педагог: - Ну что, ребята, понравилась вам играть с ферзём?

Дети: - Да!

Педагог: - Ребята, ферзь очень благодарен вам за то, что вы помогли ему справиться со всеми заданиями. А так же, он был рад познакомиться с умными, смелыми и замечательными детьми. Ферзь с вами не прощается, он будет помогать вам в шахматной игре одерживать победу.

Итог занятия:

Педагог: - Сегодня мы с вами на занятии узнали новую шахматную фигуру. Научились ходить и бить ферзём. Закрепили нашу новую тему игрой и у вас это замечательно получилось.

Педагог: - На сегодня я с вами прощаюсь. До свидания ребята, жду вас на следующем занятии!

Дети: - До свидания!

Презентация.

        C:\Users\Расим\Desktop\Безымянный.png 1.png          Положение 1.                                               Положение 2.        C:\Users\Расим\Desktop\ценность.png

 C:\Users\Расим\Desktop\Безымянный.png 3.png          C:\Users\Расим\Desktop\нападение.png
Положение 3.                                                 Положение 4.

C:\Users\Расим\Desktop\ход.png                       C:\Users\Расим\Desktop\бой.png

Положение 5.                                                    Положение 6.

C:\Users\Расим\Desktop\лабиринт.png

  Положение 7.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыка – одно из могучих средств эстетического воспитания детей»

Из опыта работы музыкального руководителя. Статья о слушании музыки, о воздействии звука на психоэмоциональное состояние....

Непосредственно-образовательная деятельность ОО "Познание" Тема:"Ход шахматной фигуры Ферзь"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению дошкольников игре в шахматы (подготовительная к школе группа)...

Шахматы- 8. Ферзь. « Могучая фигура».

Ферзь. « Могучая фигура»....

Презентация-игра "Ферзь в темнице"

Во время шахматного сражения белый Ферзь был взят в плен и посажен в темницу. Чтобы его освободить, нужно открыть 5 дверей. К каждой двери предлагается 2 ключа. Подбери верный ключ, не забывая о силе ...

Конспект по шахматам Тема: Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь»

Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Показать место ферзя в начальной позиции.Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», развивать воображение,...

Конспект занятия по шахматам. Ферзь против слона и ладьи

Конспект НОД по шахматамПодготовила: Сидорова Д.АДата проведения: 18.02.22Тема: Ферзь против слона и ладьиЦель: Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем.Ход занятия:1.Введение в...

открытое занятие в старшей группе по шахматам "Могучая фигура Ферзь"

Тема :Могучая фигура Ферзь .Цель: знакомить с местом ферзя в начальном положении . Ход ферзя, взятие. Ферзь- тяжелая фигура . Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь»...