Статья "Дидактическая игра,как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников"
статья

Кулакова Елена Юрьевна

"Что такое дидактическая игра?"

Данная статья раскрывает нетолько понятие дидактической игры, но и ее ценность в образовательной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая   игра, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Кулакова  Е.Ю.,  воспитатель МБДОУ

«Детский сад №1 г. Малоархангельска»

« Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

                 

                    Дидактическая игра  –   целенаправленная  творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. 

                    Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

                  Огромную роль в умственном воспитaнии и в рaзвитии интеллекта играет мaтематика.  

                   Регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей,  расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет  детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

                   Чтобы дидактическая игра прошла успешно и цель была достигнута, необходимо, чтобы она сопровождалась большим красочным наглядным материалом, с которым дети будут непосредственно работать, выполняя задание той или иной игры. Большие размеры наглядного материала позволяют хорошо его рассмотреть, реализовать свою игровую задачу.

Для решения поставленных задач, дидактические игры можно разделить на следующие подгруппы:

  1. Игры с цифрами и числами.
  2. Игры путешествие во времени.
  3. Игры на ориентировку в пространстве.
  4. Игры с геометрическими фигурами.
  5. Игры на логическое внимание.

                В своей работе использую множество дидактических игр

упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры, как: «Найди такой же узор», «Сложи квадрат, круг, прямоугольник, треугольник», «Подбери по форме», «Кто больше назовет».

                       Игру «Геометрическая мозаика», использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

                      Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью

повторения материала, предлагаю детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? (поверхность крышки стола, лист бумаги и т.д.).

                      Используя на практике дидактические игры, учу детей

преобразовывать равенство в неравенство и наоборот - неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как: «Какой цифры не стало? Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифру», «Назови соседей». Данные игры помогают детям вободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

                      Игра «Считай не ошибись»  помогает усвоению порядка

следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.        

                      При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают

умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамидка и т.д.

                      С целью рaзвития у детей мышления, использую различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знaкомство с такими заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление- цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур.

                    Особое место среди мaтематических игр занимают игры на

составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц  из фигур. Для закрепления знаний, даю детям домашние задания в виде дидактических игр  и упражнений.

                     Таким образом, применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным! Учение должно быть радостным! Поэтому, рекомендую воспитателям старших групп использовать в процессе обучения детей дидактические игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический справочник для воспитателя "Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Методический справочник для воспитателя «Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений», который включает в себя стихи, пословицы, поговорки, загадк...

"Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных метод...

Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – спосо...

Сборник дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений старших дошкольников

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.              Игра – это огромное светлое окно, через ...

Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников.

Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактическая игра содержит в себе большие возмож...

Самообразование «Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр....