«Краеведение как часть экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Корнева Наталья Александровна

Из опыта работы воспитателя Корневой Н.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы

«Краеведение как часть экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»

          Актуальность

Актуальность проблемы формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста с использованием краеведения очевидна.  Она обусловлена тем, что чем полнее, глубже, содержательнее будут знания о природе, о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.

Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники. Большое значение отводится различным социальным институтам: семье, школе, общественным организациям.

Проблемой моего исследования является создание педагогических условий для экологического образования и воспитания дошкольников в процессе работы в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждение г. Хабаровска «Детский сад № 138». Все это позволило мне определить, цель исследования, объект, предмет обозначить задачи работы и выдвинуть гипотезу.

Цель исследования – теоретически и практически обосновать  возможности формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста с использованием краеведения.

Объектом исследования является процесс экологического воспитания и формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – методы и условия формирования  экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с использованием краеведения.

Исходя из цели работы, мною поставлены задачи:

1.        Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по формированию экологической культуры дошкольников.

2.        Раскрыть основные понятие, связанные с проблемой формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

3.        Определить наиболее эффективные методы и приемы формирования экологической культуры и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Выдвинута гипотеза о том, что формирование элементарной экологической культуры детей старшего дошкольного возраста с использованием краеведения способствует формированию экологической и общей культуры детей, повышению уровня знаний, углублению мотивации и активизации деятельности.

Методы исследования:

- Теоретический (направленный на изучение и анализ педагогической литературы, анализ собственной педагогической деятельности систематизация и обобщение опыта);

- Эмпирический (включающий в себя педагогический эксперимент, наблюдение, диагностику беседы, изучение материала и сравнительный анализ);

- Математический (качественный и количественный анализ проведенной диагностики).

Экспериментальная база исследования – муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад № 138». Практическая значимость работы заключается в выявлении и экспериментальной проверке педагогических условий формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста с использованием краеведения. Данные, полученные в ходе работы, могут быть использованы педагогами ДОО. Научно обоснованные психолого-педагогические подходы к воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста с использованием краеведения могут применяться педагогами ДОО при составлении собственных программ, учебных и методических пособий, учитывающих специфику социоприродного окружения.

           Практическое исследование          

Работа по повышению уровня экологической культуры с применением краеведения у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе формирующего эксперимента мной проводилась работа по повышению экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с применением краеведения. В нее были включены беседы об особенностях растительного и животного мира Хабаровского края, рассматривание иллюстраций нашего региона, чтение энциклопедий и краеведческой литературы, экскурсии с наблюдением за особенностями растений и животных Хабаровского края, игры и творческие задания. С детьми проводилась экологическая ОД:

  1. «Птицы, зимующие на Дальнем Востоке»

Цель: определение уровня сформированности знаний о зимующих птицах

Вопросы: «Какие птицы остались у нас на зиму?», «Как называются эти птицы?», «Где зимой птицы находят корм?», «Как может помочь человек зимующим птицам?»

Конспект ОД представлен в приложении 9.

  1. «Как звери проводят зиму в Дальневосточной тайге»

Цель: определение уровня сформированости представлений о том, что зима это трудное время года для всех животных.

Вопросы: «Как выглядит заяц зимой?», «Зачем нужно ему менять шубку?», «Чем заяц питается зимой?», «Какие есть враги у зайцев?», «Чем любит лакомиться еж?», «Как называется жилище ежа?», «Как называется жилище белки?»

Конспект ОД представлен в приложении 10.

  1. «Прошла зима холодная»

Цель: определение уровня сформированности представлений детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе.

Вопросы: «Какая земля зимой?», «Растут ли зимой цветы? Почему не растут?», «Что происходит с деревьями зимой?», «Каких птиц можно встретить зимой?», «Что делают зимой звери в лесу?», «Как люди приспосабливаются к холодным зимним условиям?», «Как человек может помочь птицам, зверям зимой?», «В какие игры вы любите играть зимой?», «Что вам больше всего нравится зимой?»

Конспект ОД представлен в приложении 11.

  1. «Птицы весной»

Цель: определение уровня сформированности представлений представлений о птицах в весенний период.

Вопросы: «Что понравилось в стихотворении «Скворцы»?», «А где были скворцы зимой?», «Почему они поют?», «Какие еще птицы прилетели к нам весной?»

Конспект ОД представлен в приложении 12.

       5.        «Домашние животные»

     Цель: определение уровня сформированности представлений о приспособленности домашних животных к среде обитания, их связи с человеком.

Вопросы: «О каких домашних животных говорится в стихотворении?», «Каких животных называют четвероногими спасателями? Почему?», «Что делает собака-поводырь?», «Для каких животных заготавливают сено на зиму?», «Какие животные есть у вас дома? Как вы заботитесь о них?»

Конспект ОД представлен в приложении 13.

  1. «Первые цветы на участке»

Цель: определение уровня сформированности представлений о первых весенних цветах, их названиях, об особенностях строения стебля, цветков, листьев.

Вопросы: «Почему этот цветок так называется?», «Где быстрее зацветают цветы?, в тени или на солнце? Почему?», «На что похож цветок одуванчика?», «Какие насекомые любят прилетать на одуванчиковый луг?  Зачем? Чем они похожи и чем отличаются?».

Конспект ОД представлен в приложении 14.

       Специфику осуществления моей работы на формирующем этапе исследования определяет включение детей совместно с родителями и воспитателями в процесс коллективного изучения особенностей Хабаровского края. Экологическая работа является активным методом экологического образования и в свою очередь может включать в себя активные формы и методы работы с детьми, такие как моделирование, экспериментирование и др.

Целью формирующего этапа исследования было повысить уровень экологической культуры детей старшего дошкольного возраста с применением краеведения.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Участниками данной работы являются не только дети и воспитатели, но также и родители, поскольку на детей особое влияние оказывает их отношение.

Целью работы является изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи с региональным компонентом и формирование в детях осознанно - правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Цель работы по повышению уровня экологических знаний с применением краеведения подразумевает решение следующих задач:

- научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы своего региона;

- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы Хабаровского края;

- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

- научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности;

- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;

- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.

Результатами работы могут быть макеты в зале краеведения, стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, карты экологических тропинок, скворечники, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группах, новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с познавательным материалом о природе.

Работа включает три основных этапа:

1 - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

2 - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3 - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Ресурсы работы:

- экскурсии по паркам и к водоемам;

- чтение краеведческой и природоведческой литературы;

- уголок природы в группе;

- общий цветник для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада;

- опытнические зоны - огород на окне;

- высокий профессиональный уровень педагогов по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований;

- детская библиотека;

- видеотека с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы.

Обобщение результатов работы по повышению уровня экологических знаний старших дошкольников включало в себя:

1.        Диагностирование уровня экологической культуры дошкольников с заполнением диагностических карт.

2.        Просмотр результатов проделанной работы.

3.        Обобщение уровня обогащения предметно-развивающей среды в группе.

4. Педагогический совет по обобщению результатов работы по проекту, составление рекомендаций по дальнейшей работе по экологическому воспитанию дошкольников.

Вывод: В результате работы я заметила, что родители чаще стали обращаться с вопросами к педагогам о формах и методах работы по формированию у детей экологических представлений, предлагали свою помощь в организации образовательного процесса детей.

  Дети стали более бережно относиться к природному окружению, стали задавать больше вопросов, в самостоятельной деятельности детей появились игры с экологическим содержанием. Все это послужило поводом сделать вывод о том, что проделанная мной работа принесла положительные результаты.

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема экологического воспитания и образования с применением краеведения существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Мной были выделены важнейшие показатели сформированности экологической культуры дошкольника:

- проявление ребенком интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;

- готовность ребенка участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;

- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;

- наличие экологических знаний и навыков и потребности в их расширении;

- эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и т. д

Я выяснила, что когда речь идет о формировании основ экологической культуры, как части общей культуры личности, представляющей собой совокупность экологически развитых её интеллектуальной эмоционально-чувственной и деятельностной сфер.

Постановка цели и задач по формированию экологической культуры с применением краеведения позволила определить содержание воспитательного процесса.

Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении детьми общественно-полезной работы по охране природы родного края.

Мы рождены природой.

На протяжении многих столетий на всей планете люди жили в тесном          контакте с ней: она давала им кров и пропитание, лекарства и защиту,

В те времена человек боготворил природу и вынужден был так строить свои взаимоотношения с ней,

чтобы сохранить необходимые ресурсы.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности. Социальная адаптация может проходить чер...

«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Татьяна Михайловна Лущик – учитель – дефектолог Город Усолье Сибирское Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующе

Статья в сборнике. (май 2011 год)В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и дин...

"Игра - как средство воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста".

ИГРА – КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАВведение …………………………………………………………………..…. Глава I. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬН...

«Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».

Аннотация: В статье представлен практический материал по использованию экологических сказок для формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста....

План по самообразованию в старшей группе на тему «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».

В данном материалле представлен план по самообразованию на год в старшей группе по теме «Экологические сказки как средство повышения экологической культуры у детей старшего дошкольного возр...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок.

В данном материалле представлен перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологипческих сказок....