Раскройте современные подходы к обучению одаренных детей и детей, имеющих трудности в обучении
материал

Ледяева Екатерина Юрьевна
«Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. это годы с рождения до трех лет. В детском саду воспитывать уже поздно». Масару Ибука.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

раскройте современные подходы к обучению одаренных детей и детей, имеющих трудности в обучении Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 60 « Гнёздышко» компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга Автор проекта- воспитатель Ледяева Е.Ю.

Слайд 2

Введение Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека, но в разной степени: кого-то - больше, кого-то – меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности, способности большинства. Большинство ученых называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет результат развития и темп развития способностей человека. Среда и воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.

Слайд 3

Уровень развития способностей у разных людей различен И сследователи Бине , Термен , Симон, считают, что: Одаренность – это высокий уровень развития способностей. А, способности – это психологические качества, которые присущи людям в разной степени и отличают одного человека от другого. Талант – это совокупность способностей (одаренность), позволяющая получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством, общественной значимостью. Гениальность – наивысшая степень проявления творческих сил человека, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием неизведанных путей творчества. /древние греки считали, что гениальность – это «озарение свыше»/

Слайд 4

Творческий потенциал Исследователи Гилфорд , Э.Де Боно , А.Матюшкин разработали концепцию творческой одаренности. Они рассматривают одаренность как творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности. Эти исследователи считают, что творческий потенциал изначально заложен в человеке от рождения, а по мере роста и взросления он развивается. Этот потенциал различен у разных детей. Развитие его идет неравномерно, поэтому способности могут проявиться в разное время жизни человека. ( Вундеркиндный и невундеркиндный путь развития. / Н.Лейтес /).

Слайд 5

Отношение к проблеме одаренности детей Н а Западе и в России различное. В 46 странах мира имеются Центры изучения одаренности, разработаны программы развития одаренных детей. В США существует банк данных об одаренных детях, которые считаются «национальным достоянием страны». Существуют специальные психологические службы, в обязанность которых входит выявление одаренных детей в дошкольных учреждениях и в школах.

Слайд 6

В России А ктивное изучение проблемы одаренности предпринималось еще в 1905-1912 гг. (изучали ученые Москвы, Петербурга и Киева). Психологом Г . Россолимо были разработаны схемы наблюдений за ребенком и первые отечественные тесты определения одаренности . В 30-е годы. В . Экземплярский активно изучал одаренность с использованием разных диагностических методик. Он предлагал разработать специальные программы и создать специальные школы для обучения одаренных детей. В результате чего, постановлением 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпроссов », наука педология была запрещена, а вместе с ней были закрыты и запрещены всякие исследования в области детской одаренности.

Слайд 7

Долгое время широкомасштабных исследований одаренности /особенно интеллектуальной/ в России не проводилось, в результате чего Россия отстала от западных исследователей почти на пол века. Первые исследования в советский период возобновились лишь в конце 50-х, начале 60-х годов. В. Крутецкий , Б. Теплов, А. Леонтьев, А. Матюшкин, С. Рубинштейн исследовали развитие специальных способностей человека. Н. Лейтес выявил закономерности развития одаренности. В 90-е годы ХХв . Богоявленская и О.Дьяченко апробировали оригинальные методики диагностирования творческой одаренности детей. В Москве в настоящее время активно функционирует Детский центр Л. А. Венгера , изучающий проблему детской одаренности и разработавший специальную образовательную программу «Одаренный ребенок». Создана специальная исследовательская лаборатория «Психология одаренности». В последние десятилетия активно издается разнообразная литература по проблеме развития детской одаренности.

Слайд 8

Виды одарённости По широте проявления - общая или: специальная; По типу предпочитаемой деятельности - интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская (организаторская) и т.д.; По интенсивности проявления - повышенная готовность к обучению, одаренные, высокоодаренные, исключительно или особо одаренные (таланты и вундеркинды); По виду проявления - явная и скрытая (непроявившаяся); По темпу психического развития - одаренные с нормальным темпом возрастного развития или же со значительным его опережением; По возрастным особенностям проявления - стабильная или преходящая (возрастная); По личностным , гендерным (социально-половым) и иным особенностям .

Слайд 9

Признаки одаренности Большинство исследователей выделяют три взаимосвязанные группы общей одаренности детей: 1. Опережающее развитие познания: широкий спектр интересов; большая любознательность; отличная память; раннее развитие речи; склонность к абстрактному мышлению, к экспериментированию; способность длительно концентрировать внимание; настойчивость ; раннее развитие чувства юмора; раннее освоение навыков чтения.

Слайд 10

2. Особенности психического развития: опережающее сверстников нравственное развитие; обостренное чувство справедливости; высокая требовательность к себе и окружающим; высокая чувствительность к невербальным сигналам; живое воображение, часто провоцирующее проявление лжи-фантазии; неуравновешенность , порывистость, нетерпеливость; возможны трудности в общении со сверстниками и возрастное проявление эгоцентризма.

Слайд 11

3. Особенности физического развития: высокий энергетический уровень /организм быстро восстанавливает свою работоспособность, поэтому ребенку требуется незначительное время для сна и отдыха/; раньше сверстников одаренный ребенок овладевает навыками ходьбы, езды на велосипеде. Но , навыки самообслуживания развиты плохо из-за несовершенства развития мелкой моторики руки, что свойственно возрастным особенностям дошкольников. Зрение нестабильно, т.к. из-за большого исследовательского интереса ребенок может длительное время напрягать его, сосредотачиваясь на решении интересующей его проблемы.

Слайд 12

Приёмы работы Ускоренное обучение – перепрыгивание возраста. Разработка карты ИОМ, программы, дорожные карторазвитие Высококвалифицированный специалист Организация специализированных образовательных учреждений

Слайд 13

Диагностика одаренности Методики диагностики детской одаренности для психологов традиционно разрабатывались и продолжают разрабатываться довольно интенсивно. Наибольшей популярностью при диагностике детской одаренности у российских психологов пользуются: « прогрессивные матрицы Дж.Равена », «тест Д.Векслера », невербальный и вербальный варианты теста П.Торенса , многочисленные методики, направленные на определение эффективности познавательных процессов, и многие другие. методики Дж.Равена (конвергентное мышление) и П.Торренса (дивергентное мышление). Они отвечают основным требованиям, предъявляемым к диагностическим методикам ( валидность , надежность, и т.д.), не требовали больших временных затрат при обследовании детей и обработке результатов.

Слайд 14

Методики диагностики для педагогов и родителей. Методики этой группы качественно отличаются от методик для психологов. Но они разрабатываются мало. В основном используются: тест-анкеты, нормативные шкалы, доступные тесты (Словесные ассоциации, конструирование математических задач, завершение сказок/3 разные концовки/, и т.д .) однако , большинство педагогов довольно точно идентифицируют основные параметры одаренности.

Слайд 15

Условия развития детской одаренности 1. Создание специальных условий для развития творческих способностей ребенка Наличие в ДОУ и семье ребенка книг, игрушек, игр полезных для его развития Обеспечение ребенка материалами для творчества /бумага, краски, клей, пластилин, ненужные взрослым ткани для свободного детского творчества и т.д./ Наличие места для творчества ребенка Четкий режим дня, контроль умственной и физической нагрузки ребенка Время и место для работы ребенка и размышления в одиночестве Возможность заниматься изобразительной деятельностью, музыкой и т.д. под руководством специалистов Посещение ребенком кружков, студий для занятий по интересам

Слайд 16

2. Активное участие родителей в творческом развитии ребенка Индивидуальные занятия с ребенком: ответы на его вопросы, обсуждение разных проблем, чтение ему книг, совместное решение кроссвордов, отгадывание загадок Совместные игры, просмотр телепередач, слушание музыки Совместное творчество /лепка, рисование, конструирование, придумывание сказок, ребусов, кроссвордов и т.д./ Организация выставки работ ребенка дома и в детском саду Помощь ребенку в создании коллекций Совместные прогулки, посещение театров, музеев, библиотек Помощь ребенку в поиске интеллектуальных партнеров среди сверстников и взрослых

Слайд 17

3. Стимулирование творческой активности ребенка Поощрение творчества ребенка Приобщение ребенка к исследованию окружающего мира Поощрение активного учения Показ того, что взрослый ценит достижения ребенка, ценит его личность

Слайд 18

Основные условия развития обучения одарённых детей – это способствовать их оптимальному развитию через осуществления различных стратегий образования 1 . Ускоренное обучение - Профессионально специальное - раннее поступление - разработка ИОМ - интегрированные программы - высокий способ (перепрыгивание через класс) 2. Обогащение обучения – это развитие как целостное развитие личности, без установки на ускорение и одновременное развитие все интеллектуальные сферы в среде сверстников

Слайд 19

Стратегии обучения происходит по двум направлениям: Горизонтальное – это расширение одной области знаний Вертикальное – нужно дать ребёнку ускоренное обучение.

Слайд 20

Проблемы одаренных детей: Одаренный ребенок и его родители. Индивидуально-типологические особенности одаренных детей: повышенная активность, любознательность, выносливость нервной системы, не свойственная возрасту ребенка, требуют от родителей особого ТЕРПЕНИЯ и постоянного напряжения интеллектуальных и физических сил. Именно от отношения родителей к одаренности своего ребенка во многом зависит уровень её развития. Отношение родителей к творчеству ребенка формирует у малыша самооценку своих возможностей (адекватную, завышенную или заниженную), а это в свою очередь вызывает активное или пассивное отношение ребенка к своему таланту.

Слайд 21

Одаренный ребенок и общество. В обществе существует «культ среднего человека». Как правило, общественное сознание с недоверием относится к «умникам», считает их «белыми воронами». Одаренный ребенок оказывает на общество, состоящее в основном из людей среднего уровня развития, значительное интеллектуальное давление, а общество в ответ на это реагирует недоброжелательностью, недоверием по отношению к такому ребенку.

Слайд 22

Одаренный ребенок и педагог. От характера взаимоотношений педагога и одаренного ребенка зависит успех реализации его возможностей. Степень ориентированности одаренного ребенка на педагога различна в различных видах деятельности: так, на занятиях, где взрослый является источником знаний, критерием оценки степени успешности его деятельности, ориентированность ребенка на педагога очень высока. А в игровой деятельности, где ребенок реализует уже имеющийся у него багаж знаний об окружающем мире, такая ориентированность на взрослого практически отсутствует.

Слайд 23

Одаренный ребенок и сверстники обычного уровня развития. Точки зрения ученых на эти взаимоотношения не всегда совпадают: 1-я точка зрения – отношения одаренного ребенка и его сверстников складываются положительно, т.к. такой ребенок всегда является лидером, интересным партнером по играм и другим видам деятельности. Его контактность, уверенность в себе, повышенная ответственность привлекает к нему сверстников. 2-я точка зрения – отношения одаренного и его сверстников строятся проблематично. У одаренного ребенка повышена чувствительность к другим людям, он очень требователен к себе и окружающим, у него остро развито ощущение того, что «я не такой как все». Это приводит к трудностям психосоциальной адаптации. Ребенок легко все «схватывает на лету», не считается с темпом мышления сверстников, перебивает их, поглощает все внимание педагога. Это часто приводит к конфликтам со сверстниками, к его социальной изоляции. И одаренный ребенок в таких случаях часто замыкается в себе, отстраняется от общества стандартно развитых сверстников.

Слайд 24

Школьные трудности одаренного ребенка. В дошкольном учреждении, в условиях современной личностно-ориентированной модели воспитания, найти индивидуальный подход к одаренному ребенку гораздо легче, чем в условиях стандартной авторитарно-дисциплинарной системы школьного образования. Одаренный ребенок в силу своего ускоренного темпа развития готов к школьному обучению уже в 5, а не редко и в 4 года. У него сильно развита познавательная потребность, повышен интерес к школе. Ожидание начала школьного обучения до 6-7 лет часто приводит к угасанию познавательного интереса. А поступление в школу в 4 года и обучение в классе с 6-7 летними детьми не всегда беспроблемно. В школе у одаренных детей быстро формируется «зона особых интересов». Одни предметы их очень интересуют и при их изучении они достигают очень высоких результатов и быстрых темпов продвижения. Другие предметы (особенно требующие механического многократного повторения одних и тех же действий /решение стандартных задач, написание букв, повторение гимнастических упражнений и т.д./) не вызывают у таких детей интереса. В результате на фоне опережающего продвижения в изучении одних предметов, происходит отставание в усвоении других. /Исторически известно, что, являясь гениальным в лингвистическом и литературном смысле дарованием, А . С. Пушкин был неуспевающим учеником в области математики/. Поэтому быстрый переход одаренного ребенка из класса в класс не всегда оказывается реально возможным.

Слайд 25

Но даже при условии успешного освоения всей программы предыдущих классов, переход одаренного ребенка в класс к более старшим учащимся сопряжен с серьезными эмоциональными и психологическими переживаниями одаренного ребенка, т.к. могут возникать сложности в общении с более старшими детьми. Физически одаренный ребенок слабее таких одноклассников, поэтому он может оказаться объектом их эмоционально-физического насилия. У него меньше социальный опыт, он слабее, чем более опытные старшие дети , в практических делах. Все это может вызвать у него психологический стресс. Неправильное отношение учителя к одаренному ребенку в классе сверстников может привести и к другой проблеме – к формированию у ребенка позиции «я самый умный!». Это может также вызвать отторжение сверстников от одаренного ребенка, привести его к одиночеству, изолированности и душевным страданиям.

Слайд 26

Как подготовить одаренного ребенка к школе? Учить понимать и принимать других людей Заранее готовить его к возможным школьным трудностям Выбрать школу с соответствующим уровнем сложности учебной программы /Школа не должна обмануть ожиданий ребенка!/ Обеспечить общение одаренного ребенка с такими же одаренными детьми.

Слайд 27

Литература Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Флинта1998. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984. Одаренные дети: пер. с англ. / ред. Г.В.Бурменская , В.М.Слуцкий . – М., 1991. Одаренный ребенок /под ред. О.М.Дьяченко . – М., 1997. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытания? – М., 1990. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М., 1996.

Слайд 28

Спасибо за внимание «Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. это годы с рождения до трех лет. В детском саду воспитывать уже поздно». Масару Ибука .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к обучению плавания детей дошкольного возраста.

Преподаватели обучающие начальному плаванию детей, нередко сталкиваются с проявлениями у своих учеников повышенной чувствительности и других нежелательных реакций  при нахождении в водной среде...

Актуальные проблемы воспитания и обучения одаренных детей и детей с ОВЗ в период детства Материалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск

Актуальные проблемывоспитания и обученияодаренных детей и детей с ОВЗв период детстваМатериалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск...

Современные подходы к обучению и развитию одаренных детей

Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда походят требования стандартной  образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная  любознательность и потребност...

Индивидуальный маршрут развития детей и приложение "Игры и игровые упражнения, рекомендуемые для работы с детьми, имеющими трудности в обучении"

Индивидуальные маршруты разработан для каждого ребёнка индивидуально. К ним приложение в виде игр и упражнений....

Игры и игровые упражнения для детей, имеющих трудности в обучении

Игры и игровые упражнения для детей, имеющих затруднения в обучении...