Развитие речевой деятельности у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактический игры.
проект

Дашибалова Янжима Батомункуевна

Методическая разрабртка предназначена для леьей старшегодошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и социальной политики Забайкальского края

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  «Туяа»

ГО «Поселок Агинское»

C:\Users\User\Desktop\ritmika.jpg

Автор-разработчик: Дашибалова Я.Б., музыкальный руководитель

Развитие речи у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры.

Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти

словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он усвоит их на лету». К.Ушинский.

Речь занимает важное место в развитии ребенка, так как является средством общения и выражения мыслей. В настоящее время возросло число детей с нарушением речевого развития. Возможные причины:

  •  Различные органические поражения ЦНС, что вызывают некоторые отклонения и задержку в развитии речи
  • Недостаток должного внимания со стороны родителей (ребенок предоставлен самому себе, испытывает недостаток в речевом общении)
  • Заболевания ушей и носоглотки

С этой проблемой я столкнулась не так давно, когда начала свою профессиональную деятельность в детском саду, работая с детьми дошкольного возраста. Одно из решений этой проблемы, я увидела в музыкальной деятельности. То есть посредством музыкально-дидактических игр можно развивать речь ребенка, а также предупредить, и частично, устранить недостатки звукопроизношения. Ведь через игру любая информация воспринимается эффективнее и качественнее. На моих занятиях основной вид деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение.Так же Развитию речевого слуха способствуют пение попевок, распевов, с   прихлопами, притопами, щелчки. Работая, еще в школе, я использовала методику Карла Орфа и педагога Тютюнниковой Татьяны. Что с легкостью переложила эту методику на дошкольный возраст.

Пение приучает детей рассчитывать выдох на 1 музыкальную фразу, не нарушая мелодии. Маленькие попевки  и песни приучают детей пользоваться естественным голосом без напряжения и крика. Пение вырабатывает у детей возможность протяжно, четко,и внятно произносить гласные звуки, и  помогает вырабатывать хорошую дикцию.

Для себя я систематизировала музыкальный материал и определила следующие направления:

  • Искажение речевого дыхания
  • Дефекты речи (неправильное произношение некоторых звуков – з,с,р,ш,щ и т.д)
  • Заикание
  • Неясная речь (шепелявость, картавость)
  • Скудный словарный запас

  • Искажение речевого дыхания. Как известно органы дыхания играют важную роль в пропевании, в разговорной речи, поэтому необходимо укрепление мышц носоглотки.Для профилактики и коррекции дыхания на занятиях провожу дыхательную гимнастику.

Упражнение «Вырасти хочу». Вырасти хочу скорей, добро делать для людей. И.П.- основная стойка. Поднять руки вверх, потянуться на носки (вдох). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произнести «У-у-у –х».

Упражнение «Часики». Часики вперед идут, за собою нас ведут. И.П.- основная стойка. Взмах руками вперед – тик (вдох). Взмах руками назад – так (выдох).

Упражнение «Поворот». Влево вправо повернемся и друг другу улыбнемся. И,П. – основная стойка. На поворот вправо – вдох. На поворот влево – выдох.

(Все эти упражнения по системе Стрельниковой А. и Емельянова Г)

  • Дефекты речи (неправильное произношение некоторых звуков – з,с,р,ш,щ). Для их устранения на занятиях использую музыкально-дидактические игры, небольшие попевки, для распевания отдельных звуков.

Музыкально – дидактическая игра «В лесу». Опыт из практики.

Цель: корректировка звуков «с», «ж»

Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением леса и рассказывает: «Дети, посмотрите, какой красивый лес, здесь березки, елки, ягоды. Пришла в лес Таня, а за елкой кто-то прячется». Кто же это? (Лиса). Показываю картинку с лисой.  Поем вместе с Таней, распевку «Лиса». Посмотрите, а там еще кто-то прячется. (Ежик). Поем попевку «Ежик».  При прослушивании попевки «Лиса», «Ежик» дети вместе с Таней поют, изображают мимикой, движениями.

Игровой материал:  Таблица «Лес», картинки животных, кукла Таня.

Музыкальный материал: Логопедические распевки «Лиса», «Ежик».

  • Заикание.  Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся детей и для тех, кто имеет другие нарушения.  Для этого можно использовать Пропевание и проговаривание прибауток, скороговорок, музыкально – дидактические игры.

Прибаутка «Петя - Петушок»

Петушок, петушок, золотой гребешок

Масляна головушка, шелкова бородушка

Петя по двору ходил, и перо уронил.

(Скороговорки, прибаутки можно проговаривать, а можно и петь).Движения сочетаются с шагами, прыжками, поворотами, приседаниями.

Речевая поддержка ритма – необходимый методический приём для работы с детьми дошкольного возраста. Постепенно речевая поддержка проговаривается про себя.

Прибаутка-игра  «Ворон»

Бу -бу-бу-бу-бу-бу-бу, сидит ворон на дубу, он играет во трубу, во серебрянную.

Музыкально – дидактическая игра «Имена».

Цель: научить детей изображать ритмический рисунок.

Ход игры: Ребенок попевает свое имя четко, одновременно отхлопывает ритм в ладоши, или в бубен. То же с картинками и игрушками. Показываю картинку, либо игрушку, дети припевают слова.

Игровой материал: ЛЮБОЙ ШУМОВОЙ ИНСТРУМЕНТ, КАРТИНКИ, ИГРУШКИ.

  • Застенчивость детей. Для активации таких детей использую на занятиях музыкально-дидактические игры с проговариванием слов.

Музыкально-дидактическая игра «Мыши водят хоровод»

Цель: учить детей держать ровный круг, выполнять движения со словами, активировать звук «ш», громко,тихо.

Ход игры: Мыши водят хоровод, на лежанке сидит кот, тише мыши, не шумите, кота – Ваську, не будите! Тут проснулся Васька – кот, всех мышей он раздерет!!!

Игровой материал: маска кота.

Игра повторяется несколько раз, по желанию детей.

Музыкально-дидактическая игра «Раз хлопок, два хлопок». Игра на развитие метроритмического слуха. Опыт из практики.

  • Неясная речь (шепелявость, картавость). Для  исправления используются так же попевки, прибаутки, пальчиковые игры и упражнения, на конкретный звук. Тренировка тонких движений пальцев, оказывает благотворное влияние на развитие активной речи ребенка.  (Массаж рук, пальцев, пальчики «здороваются» - прикосновение пальчиков).

Пальчиковая игра «Семья».

Это пальчик – дедушка

Это пальчик – бабушка

Это пальчик – папа

Это пальчик – мама

Это пальчик –Я. Вот и вся моя семья!

(Проделываем соответствующие движения.)

Игра «Мама, папа, брат и я!»

  • Скудный словарный запас. Для обогащения словарного запаса детей (звук, нота, тембр, динамика, настроение, темп) и улучшения произносительной стороны использую МД игры.

Музыкально – дидактическая игра «Кто поет?». Игра на развитие звук высотного слуха. Опыт из практики.

Цель: развивать у детей способность различать звуки (низкие, средние, высокие).

Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинку и говорит, что все в семье очень любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама-средним, дочка – высоким. Педагог играет на металлофоне низкие, средние, высокие звуки. Дети слушают звуки и поднимают нужную геометрическую фигурку.

Игровой материал: Прямоугольники разные по величине и цвету.

МД игра «Музыкальный домик».  Игра на различие тембровой окраски.

МД игра «Тихо - громко».   Игра на различие динамики голоса.

Цель: определить громкое, тихое звучание

Ход игры: Дети слушают музыку. Если мелодия звучит громко, то дети громко хлопают в ладоши или показывают красный квадрат. Если тихо – дети хлопают тихо или показывают синий квадрат.

Игровой материал: два квадрата: красный – громко, синий – тихо.

Грамотно организованная система по развитию речи у детей дошкольного возраста с использованием музыкально-дидактических игр и пособий будет способствовать повышению уровня развития речевой деятельности детей, формированию музыкальных способностей и культуры. Музыкально-дидактические игры должны быть просты, доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся интересными для детей.  Основное значение музыкально-дидактических игр  – формировать у детей способность (музыкальную, речевую) в доступной форме помочь им разобраться: в правильном произношении (пропевании) звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры

Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, чт...

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»

   Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной ф...

"Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры...

Педагогический проект "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"

Одним из важнейших средств развития музыкальности у ребенка являются музыкально-дидактические игры. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основ...

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры...

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...